Известному виолончелисту 27 марта исполнилось 80 лет. Один из «бессмертных»
Его называют «Гагарин виолончели» и «маэстро Слава». Гениальный музыкант, защитник прав человека и духовной свободы, он стал в ряд самых знаменитых людей нашего времени. По всеобщему признанию, Ростропович является величайшим виолончелистом современности. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки. В течение 17 сезонов он бессменный дирижер и художественный руководитель Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, который под его руководством вошел в число лучших оркестров Америки. Он также дирижирует самыми известными оркестрами мира. Он – неизменный аккомпаниатор знаменитой певицы Галины Вишневской, жены, спутницы в жизни и искусстве. Вместе они выступали с концертами по всему земному шару. Мстислав Ростропович сыграл тысячи концертов в концертных залах, на фабриках и заводах, в клубах и королевских резиденциях. Музыкальная карьера Ростроповича принесла ему многочисленные награды. Его имя включено в число «Сорока бессмертных» – почетных членов Академии искусств Франции. Он получает Premium Imperiale от Японской Ассоциации искусств. В США ему вручена президентская медаль Свободы – высшая американская награда. Франция дает орден Comandeur de Legion d’Honneur, Англия – орден «Рыцарь Британской Империи». В 1995 году ему присуждена высшая награда Швеции – «Полярная звезда». За заслуги в искусстве он награжден также премией Альберта Швейцера и премией Фонда Эрнста фон Сименса, которая до него была дана только композиторам Б. Бритенну и О. Мессиану. Более 35 крупнейших университетов мира присудили ему степень почетного доктора. 25 стран оценили вклад маэстро в мировую культуру, вручив ему более 90 своих наград. В конце прошлого года у Ростроповича обнаружили серьезное заболевание печени. Состояние артиста было крайне тяжелым. В конце концов врачи решили оперировать великого музыканта – ему удалили опухоль на печени. После операции он перенес довольно сложный восстановительный период. «Заболевание у Мстислава Леопольдовича тяжелое, – говорили сотрудники онкоцентра. – Его мучают сильнейшие боли. Но он держится просто потрясающе». В феврале 2007 года Мстислав Ростропович получил из рук Владимира путина орден «За заслуги перед Отечеством» I степени «за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность». В начале марта Ростроповича выписали из больницы и отправили в санаторий, расположенный в подмосковной Барвихе. Обыкновенный вундеркинд
Родился Мстислав Леопольдович Ростропович 27 марта 1927 года в Баку. Его отец Леопольд Витольдович был известным виолончелистом, а мать – пианисткой. С четырёх лет Мстислав занимался на рояле и виолончели, первое его публичное выступление состоялось в 8 лет. В 13 лет он впервые выступил с оркестром, в 15 стал преподавателем. В 16 лет поступил в Московскую консерваторию, со второго курса перешел сразу на пятый. Среди старших современников Ростроповича подобное не было редкостью – и Прокофьев, и Шостакович, и Вайнберг становились студентами в 12-13 лет. Однако Ростропович с самого начала стремился непрерывно повышать планку. Став лауреатом молодежных фестивалей в Праге и Будапеште, завоевав Первую премию на Международном конкурсе виолончелистов в 1950 году, годом позже он уже выступал в Италии – в период глухого «железного занавеса». В двадцать с небольшим Ростроповичу посчастливилось стать первым исполнителем сочинений полузапретного Прокофьева, создавшего несколько виолончельных опусов специально для музыканта. В 50-60-е годы он много гастролировал, как по городам бывшего СССР, так и за рубежом, и везде с блистательным успехом. Он стал обладателем Государственной и Ленинской премий, получил звание народного артиста СССР. В эти же годы Ростропович много сил отдавал преподавательской деятельности, являясь одновременно профессором Московской и Ленинградской консерваторий. Похищение Вишневской
В 1955 году Мстислав Ростропович женился на примадонне Большого театра красавице Галине Вишневской, которая стала на всю жизнь его верной спутницей, матерью его детей. В 2005 году супруги справили золотую свадьбу. Торжество было поставлено на широкую ногу, ведь 50 лет назад свадьбы не было. Есть легенда, что Слава Галю украл. Галина Вишневская отправила своего первого мужа за клубникой на рынок. А накануне Мстислав Леопольдович сказал: «Или ты сейчас же придешь жить ко мне, или между нами все кончено». Вишневская побросала вещи в чемодан и побежала по коридору из коммуналки. У дома стояло такси, она упала на сиденье: «Улица Немировича-Данченко». «Так вы и так дойдете», – сказал шофер. Когда подъехали к дому по указанному адресу, у дверей ждала сестра Ростроповича, а сам Ростропович поехал за шампанским. В квартире Софья Николаевна, его мать, с седой косой до колен, пыталась надеть халат и от волнения никак не попадала в рукав. Стояла в растерянности, «Беломор» в углу рта. Потом села на стул. Вишневская села на свой чемодан. И заревели обе. Тут открылась дверь, вошел Ростропович с сумкой, из которой торчали рыбьи хвосты и шампанское. Так Вишневская стала его женой. Повенчались они через несколько лет в Саратове. У Ростроповича и Вишневской две дочери, Ольга и Елена, и шесть внуков – Олег, Мстислав, Иван, Сергей, Анастасия и Александра. Ещё эта встреча подарила слушателям незабываемый дуэт – певицы Вишневской и пианиста Ростроповича, – гастролировавший во многих странах мира.
Жить не по лжи
Конец 60-х открыл в жизни Ростроповича еще одну главу: речь о дружбе с Солженицыным, поселившимся на даче у музыканта незадолго до исключения из Союза писателей. Связь с писателем сыграла роковую роль в судьбе Ростроповича: в 1970 году он направил в центральные газеты письмо в поддержку Солженицына, где касался темы цензуры в литературе и музыке. Этого было достаточно, чтобы поставить крест на карьере музыканта: его концерты на родине и за рубежом стали отменяться один за другим, а имена Ростроповича и Вишневской перестали упоминаться в печати. Развязка наступила в 1974 году, когда супруги получили двухгодичный контракт за рубежом: об эмиграции прямо не говорилось, но в те времена любой отъезд надолго означал – навсегда. В 1978 году музыкант и его жена были лишены советского гражданства и правительственных наград. Они были возвращены Ростроповичу в январе 1990 года – накануне его гастролей в Москве и Ленинграде. Это было не первое появление музыканта в Восточной Европе за годы вынужденной жизни на Западе. Тремя месяцами раньше, узнав о падении Берлинской стены, Ростропович примчался на ее обломки с другого конца света: «Схватил виолончель, и мы полетели. Я не хотел рекламы. Просто я хотел поиграть непременно у рассыпающейся стены музыку Баха». Так же внезапно появился Ростропович в Москве 20 августа 1991 года: получив въездную визу прямо в аэропорту, музыкант отправился к Белому дому. В те дни Ростропович говорил о судьбе России, оказавшейся на перепутье, с такой болью, что усомниться в его искренности было невозможно. В эмиграции (во Франции и США) Ростропович провёл 17 лет. «Лучшее, что я сделал в жизни, – говорит маэстро, – это, наверное, даже не музыка, а письмо в «Правду» – с этого момента моя совесть была чиста». «На сцене чувствую себя почти мальчишкой»
Фрагменты из интервью Мстислава Ростроповича. – Как вы считаете, хороший слушатель равен хорошему музыканту? – Определенным образом, быть хорошим слушателем даже важнее. Хороший слушатель часто переживает музыку как нечто глубоко внутреннее, возбуждающее самые глубинные эмоции. Исполнители иногда привыкают, становясь слишком профессиональными. – Если бы ваш инструмент был литературным или историческим персонажем, то кем? – Если принять эту игру, то я мог бы сказать – Дон Кихотом или царем Соломоном. – Какое определение вы могли бы дать «русской душе»? – Это привычка, состояние, сосуществование контрастов. Достаточно посмотреть на нашу историю. От русских можно ожидать всего, чего угодно. – Знакомы ли вам какие-то обстоятельства или опыт, которые можно сравнить с музыкой? – Только природа, красота природы. Для меня природа – это музыка молчания. Вещь, против которой я всегда боролся, – это привычка: привычка к удовольствиям, к эмоциям, к встречам. А когда я выхожу из дома и вижу дерево, я думаю: оно прекрасно. Это молчаливая красота. Но в молчании есть музыка. – Вы не пишете музыку сейчас. Почему? – Когда-то в консерватории Шостакович пригласил нас на первую репетицию его восьмой симфонии: «Если хотите – приходите, послушаете». И я до сих пор не могу забыть впечатления, которое произвела на меня восьмая симфония Шостаковича с первой репетиции. Я помню, что тогда тоже пытался сочинять свою симфонию, и когда после репетиции я посмотрел на свое сочинение, то понял, что не могу продолжать. Шостакович остановил меня своей Восьмой симфонией. Я перестал сочинять музыку. Всё. С тех пор я, слава Богу, не сочинил ни одной ноты. – Какие чувства вы испытываете, когда выходите на сцену? – Знаете, я молодею на хороших 50 лет. Так что чувствую себя почти мальчишкой. Гражданин мира
Мстислав Всеволодович говорит, что у него есть только два качества, которые он не хотел бы в себе менять – память и руки – это от Бога. А вот актерский дар он в себе воспитал. Первые импровизированные спектакли адресовались родителям: «Когда мои родители уходили, я, видя, что они уходят, вынимал маленькую виолончель, и, прежде чем они покинут дом, начинал заниматься. Как только они уходили, я ложился на окно, лежал на окне 3-4 часа и смотрел, когда они возвращаются. Когда они возвращались, я опять бросался к виолончели, и вот тут актерские данные мои были безупречны. Я играл на виолончели, делая такое утомленное лицо, что моя мать меня еще за это угощала конфетами. Говорила: сынок, хватит уже заниматься. 4 часа поиграл – достаточно». У Ростроповича есть две виолончели для концертов. Одна из них – великого мастера Страдивари 1711 года, с наполеоновской меткой. Другая – мастера Лоренцо Стариони, ученика Страдивари, сделанная в 1760 году. Многие страны предлагали Ростроповичу взять их гражданство, но он отказался и не имеет никакого гражданства. В нем смешались польская, литовская, немецкая и русская кровь, породив некий «космополитический» плод русской культуры – виолончелиста, дирижера и гражданина мира. В его монакском паспорте N1, сделанном еще принцессой Грейс, записано: «национальность не определена». И сам владелец паспорта восклицает: «Я твердо решил, что умру апатридом (без гражданства). Это особое ощущение – когда никому не принадлежишь». Большое место в жизни Ростроповича занимает благотворительность. Он занимается спасением лесов Амазонки, является президентом «Благотворительного фонда Вишневской–Ростроповича», который помогает детским лечебным учреждениям России.
Екатерина ИОФЕЛЬ, почётный гражданин Красноярского края: – Я очень рада, что такая газета, как «Конкурент», не прошла мимо великолепного, замечательного, уникального музыканта Мстислава Ростроповича. Где бы он ни играл, в какой бы стране ни появлялся, в том числе и в России, это всегда вызывает только восхищение и потрясение. Я очень рада, что вы «поздравляете» такого большого музыканта с его юбилеем.
Валентина БРЮХАНОВА, редактор и продюсер программного отдела телекомпании «ТВК»: – Мстислав Ростропович и Галина Вишневская для меня – единое целое. Оба талантливые, уникальные и удивительно сложные люди. Остается загадкой, как они столько лет вместе. Когда говорят про Ростроповича, я вспоминаю фотографию Вишневской в шикарной белой шубе на фоне снежных сосен в Швейцарии. Я увидела ее в автобиографии Галины Вишневской, и она мне почему-то запомнилась больше всего. Из этой книги я, собственно, и узнала, что они супруги. И поразилась, с какой нежностью и восхищением она описывает своего мужа. А когда говорят про Галину Павловну, я вспоминаю Ростроповича на одном из концертов. Такое ощущение, что этот человек – вулкан, который спокойно живет, «спит», а на концертах взрывается. Жаль, что я ни разу не слышала их вживую.
Людмила ИВАНЕНКО, артистка Красноярского академического симфонического оркестра: – Могу высказать только слова восхищения… Творчество Ростроповича всегда на виду, независимо от того, что он давно не живет в России. Тем не менее очень редко удается музыкантам, покинувшим Россию, оставаться для нас значимыми. Несмотря на то, что он живет в Америке, мы все время следим за его творчеством, за его общественной деятельностью и за теми проектами, с которыми он приезжает в Россию. Может быть, этим он и интересен. Может, этим он и отличается от многих российских музыкантов, которые уезжают за рубеж и, мягко говоря, теряют связь со своей страной, родиной. И для меня это очень важно. Важно, что он всегда остается значимым человеком. Он великий человек. Великий исполнитель. Я знаю, что очень многие композиторы посвящали ему свои произведения. Также знаю, что сейчас Ростропович очень много работает как дирижер. Это тоже интересно, значимо и заметно.
Ирина БЕЛОВА, член Союза композиторов России: – Без сомнения, Ростропович – знаковая фигура. И он очень много сделал в своей сфере. К сожалению, с Ростроповичем не знакома, знаю одного молодого ученика Ростроповича, который является стипендиатом его фонда. Ростропович редко бывает в стране. И на его концерты можно попасть с трудом. Отношусь к нему как к легенде. Сложно сказать, в чем загадка Ростроповича. Для меня он – знаковая фигура, которая живет в другой стране и которой удалось стать звездой. В музыкальной профессиональной среде мало звезд. Ростропович – это фигура. Он одна из первых звезд нашей страны.
Нелли РАТКЕВИЧ, журналист: – Ростропович необычайно обаятельный человек при огромном, феноменальном таланте. Я не знаю, в чем он более талантлив: как личность, как человек или как музыкант. В России в последние годы очень плохо относились к нему СМИ: совершенно незначащие лица в журналистике, люди без имени писали в развязном, хамском тоне о Ростроповиче. Ростропович много лет не гастролировал у себя на родине. У него все расписано на десять лет вперед: каждый день, каждый час. И в этом расписании Россия не значилась, к сожалению. Сейчас Ростропович на операции. Это очень серьезная операция. И вот эти все нянечки уже очарованы: «У нас никогда не было такого больного!» Он испытывает сильнейшие боли – и при этом ведет себя настолько интеллигентно. Вся больница бегает только ради того, чтобы посмотреть на человека, который не хамит нянечке. Который разговаривает на русском языке! Это потрясающе! Сколько они сделали с Вишневской для России… В течение пятнадцати лет они собирают деньги в Америке с обеспеченных людей и привозят в Россию одноразовые шприцы и другую гуманитарную помощь. На свои собственные деньги он выкупил квартиру своего учителя Шостаковича. Устроил музей… У нас в стране, к нашему стыду, не было музея Шостаковича. Только благодаря Ростроповичу он есть. К тому же, зарабатывая деньги, Ростропович платит нашим талантливым студентам-провинциалам в Саратове, в Нижнем Новгороде. Платит такие стипендии, на которые можно прожить ребятишкам.
|