[14]декабря[2010]
 
46(000272)

>Читайте в [следующем номере]
«Из английских футбольных клубов мне импонировал «Ньюкасл» времён Алана Ширера»
* Евгений ВАГАНОВ

Руслан НИГМАТУЛЛИН: «Если сравнивать с июнем, то я подорожал в два раза»

Копенгаген –
город без оригинальной Русалочки...
(ФОТОРЕПОРТАЖ)

Игорь ЧАПУРИН: «Модельером стал из корыстных целей»


- Россия в ВТО. Неужели свершилось?

- Предновогоднее ралли отменяется?

- Красноярский край – территория развития

- Подведены первые итоги Гражданского форума Красноярского края

- Владимир НЕСТЕРЕНКО: «Можете меня цитировать, хотя я бы не советовал»

- Анастасия ТИХОМИРОВА, 19 лет, свободная модель

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Сейчас отыщут лидера
фанатов, накажут его, с кем-то устроят переговоры, а участковый поставит кого-нибудь на учет. Всё. Государство не будет разбираться с первопричиной».

Захар ПРИЛЕПИН,
писатель.


 
Владимир НЕСТЕРЕНКО: «Можете меня цитировать, хотя я бы не советовал»

Почему одиозный украинский литератор скрывает своё лицо под маской?

Глашатай девяностых

 

Несмотря на его популярность, о биографии Владимира Нестеренко по кличке «Адольфыч» практически ничего не известно.
Долгое время широкая Интернет-общественность полагала Нестеренко вымышленным персонажем – ЖЖ-троллем. Однако после выхода на киноэкраны фильма «Чужая», снятого по его сценарию, сомнений в его реальности не осталось. Правда, до сих пор лишь явным знакомым писателя известно, как он выглядит: на всех фото, доступных в социальных сетях, на голове Адольфыча – «бурга», спецназовская маска с прорезями для глаз. Говорят, для писателя скрывать своё истинное лицо необходимо, так как он, по некоторым данным, находится в розыске за активную националистическую деятельность.
О его контркультурной деятельности и бандитском прошлом на Украине ходят легенды. Известно, что в постперестроечных девяностых он выпускал антироссийскую подпольную газету «Бонба». Основным его занятием в то время было крышевание киевских «челноков». Нестеренко несколько раз был судим за разбой и рэкет, на зоне пользовался авторитетом. По некоторым данным, занимался также незаконной контрабандой наркотиков и иностранной валюты. Эпизод из книги Адольфыча «Чужая», в котором герой провозит через границу крупную сумму валюты в своём заднем проходе, завернув купюры в обёртку от острой пиццы, действительно имел место в жизни автора.
В конце девяностых, после сворачивания криминальной вольницы (и в предвидении очередного не иллюзорного срока), завязал с криминалом и живёт жизнью добропорядочного гражданина. Одно время заведовал сайтом ОБОСР – своеобразным украинским, более панк-ориентированным вариантом udaff.com – сборника компроматов и чёрного юмора. Известен как неутомимый борец с киевскими «понаехавшими» и лицами неславянской внешности.
О семье и близких людях писателя известно ещё меньше. Супруга Адольфыча – ЖЖ-юзерица nakol. Известна садистскими порно-картинками и иллюстрациями к рассказам Адольфыча и роману «Огненное погребение». Сын Адольфыча – ЖЖ-юзер
shketon – тролль-сионист, также известен шовинистскими взглядами.

Масштаб личности

Богатая на события биография тем не менее не помешала Нестеренко проявить себя на литературном и журналистском поприще. Одно из главных его произведений – собственный блог на сайте
adolfych.livejournal.com. Среди блогеров-тысячников (у него порядка 3,5 тысяч подписчиков) Адольфыч известен резким стилем общения, глумливым юмором и категоричностью суждений. На его юзерпике (заглавной картинке) изображён почти столетний английский полинаркоман Джефф Доу, клиент одной их лондонских психиатрических лечебниц. Джон Доу считается самым старым наркоманом в мире.
Кроме того, Адольфыч известен как первый блогер, позволивший себе «развиртуализацию». Поругавшись с кем-то в сети, он предложил обидчику встретиться в реале и разобраться. Со временем такое поведение стало массовым среди блогеров, даже приводило к тяжёлым криминальным последствиям. Однако сам Нестеренко такой факт отрицает: «Это всё ерунда. Никаких стрелок я не забивал, по причине того, что мне с моим бэкграундом не со всяким ещё и встречаться по масти. А некоторым категориям граждан стрелки забивать не следует, а следует бить им в бубен при первой случайной встрече. Пару раз бил, но не на стрелках, а просто так. «Здрасьте, я такой-то». – «Такой-то? Очень хорошо!» – и в рыло».
Адольфычу принадлежит довольно много крылатых фраз, но практически все они являются нецензурными.
В последнее время Адольфыч стал активно «пиариться» в светской тусовке, причём не только украинской. Не случайно одним из продюсеров фильма «Чужая» стал не кто иной, как Константин Эрнст. В то же время Нестеренко не чужд и политики: известен как ярый сторонник суверенитета Украины, поклонник Юлии Тимошенко и идеалов оранжевой революции. Причём это не мешает ему оставаться принципиально русскоязычным автором.
Нестеренко известен как поклонник и собиратель творческого наследия не менее яркого персонажа современной украинской контркультуры – украинского художника, поэта и шизофреника Сергея Хилько. Хилько в своём творчестве пропагандировал темы садизма и извращений: типичные образы его полотен – Гитлер с огнемётом и труп ребёнка в гробу со свечкой в руках. Недавно художник был судим за жестокое убийство своей матери, приговорён к принудительному лечению в психодиспансере, но покончил с собой ещё в тюрьме.

Звёздный час

Сегодня популярный писатель Владимир Нестеренко является автором нескольких десятков рассказов, а также нескольких пьес и сценариев. Он никогда не имел цели напечататься, просто выкладывал свои тексты в открытом доступе в Интернете. Сценарий «Чужая» был передан доброхотами в издательство Ad Marginem. Дальше всё происходило в ускоренном темпе: издательство быстро напечатало книгу, и практически тут же объявились желающие приобрести киноправа. По словам директора издательства Александра Иванова, право использовать книгу как основу киноверсии обошлось киношникам в 100 тысяч долларов, что стало крупнейшей сценарной сделкой в отечественной киноистории.
Этот сценарий – самый откровенный и в каком-то смысле даже торжественный гимн девяностым. Таким девяностым – с братками в голде, путанами в лосинах, чеченами в трениках, раздолбанными бэхами и бесперебойной стрельбой. По сути, тематика произведения продолжает традицию российских фильмов о бандитах, вроде «Бумера» или «Жмурок». Но при этом стилистика, построение характеров и ситуаций, диалоги, фабула и мизансцены больше соответствуют западному аналогу – эстетике Тарантино.
Книга была хорошо встречена критиками, особенный восторг вызвала лексика и язык произведения: герои Нестеренко говорят на настоящем, а не адаптированном криминальном сленге – смеси мата и «мурмана», воровского жаргона. «Может, со зверями, а может, и с мусорами, только бомбанули они общачок наш» или «Рыжуху спулить бы надо, вещдок. Стрёмно везти, да ещё с дохлых». О своей героине Анжеле по прозвищу Чужая вслух автор высказывался не менее образно: он характеризовал её как «редкой масти тварь, мутная, голимая устрица» и «дракон из фильма, который яйца в людей откладывал».
История, герои и сюжет выдуманы. События происходят в 1993 году. Некий криминальный авторитет посылает в Чехию небольшую группу людей, чтобы найти и привезти на Украину девушку по кличке Чужая, которая нужна для того, чтобы шантажировать её брата, задержанного милицией киллера. В процессе Чужая, которую возмутило отношение к себе как к вещи, устраивает из этого путешествия кровавую драму, и возвращается на родину с планами мести, которые и осуществляет.
В настоящее время Нестеренко закончил очередную книгу, уже не сценарий, скорее синопсис «Огненное погребение», которую также планирует экранизировать. На этот раз автор обращается к мистике.

 

«Я ориентируюсь на кино, там платят больше»
(Фрагменты интервью с Владимиром Нестеренко)

– Вы устоявшийся или ещё развивающийся автор?
– Развивающийся. «Огненное погребение» отличается от «Чужой».
– Сюжет «Погребения» замешан на цыганской магии. Вас уже называли «киевским Тарантино» – не боитесь, что теперь вдобавок запишут в «киевские Стивены Кинги»?
– Я Стивена Кинга не особо-то и читал… Да пускай пишут, что хотят!
– Герои в «Погребении» сидят и травят байки возле колодца, из которого невозможно напиться. И больше ничего не происходит. Это ваше видение ада?
– Совершенно верно. Один из вариантов ада – это когда действительно ничего не происходит, и не становится лучше. Но может стать хуже, если не рассказывать друг другу истории, ведь фактически – это покаяние. Они пересказывают друг другу свою жизнь, вербализуют своё прошлое, свои мысли, они как бы каются друг перед другом, пусть при этом и не рвут на себе волосы, не бьются головой о стенку – и за это получают немножко воды. Как только они перестанут друг другу что-то рассказывать, вода вообще исчезнет.
– В «Чужой» говорится, как подделать документы, а в «Погребении» – как перепаять электрошокер, чтобы сподручней было пытать пленников. Это выдумка или как?
– Нет, не выдумка. Всё можно сделать. Просто в случае с документами там не хватает нескольких важных действий… В общих чертах я показал, а дальше, кому надо, тот сам научится. В конце концов, я не нанимался обучать всех желающих. Да и разговор шел о старых документах, где были наклеены фотографии. Сейчас современные с плёнкой и голограммой так не подделаешь.
– Какие вы книги читаете?
– Ооо, нет. Я уже с этим делом завязал.
– Не читатель, но писатель?
– Во-во. Это, кстати, правдивый очень анекдот, просто мало кто его понимает – и хоть придумал его писатель, в основном его рассказывают друг другу читатели. А на самом деле ведь тяжело читать что бы то ни было, когда сам пишешь. Уже не воспринимаешь текст, а только смотришь: а вот здесь можно было так, а вот здесь – так… А здесь зачем пишут на 5 страниц, когда можно было обойтись двумя? И так далее. То есть читаешь уже примерно так же, как музыканты слушают музыку. Так что в последнее время я читаю нечасто. Вот недавно Елизарова прочел последнюю книгу – хороший писатель.
– Сетевой проект «Киев без быков» – как он продвигается и перейдёт ли когда-нибудь в активную фазу?
– Перейдёт, когда всё это поймёт молодёжь, потому что не на поколение 40-летних это рассчитано, а на молодых. Делаем, что можем. Постепенно. Раньше, когда я вывешивал в комьюнити «Киев» что-то против приезжих, сразу раздавался хор возмущённых людей: да как вам не стыдно, да вы же фашист… А сейчас наоборот уже – я смотрю, как какие-то другие люди, даже незнакомые со мной, этим занимаются, а другие их поддерживают.
– Что вы можете позволить себе купить на гонорар от российского издательства?
– Несколько кубических километров газа. Так что я больше ориентируюсь на кино, там платят больше, да мне и нравится писать драматургию больше, чем просто текст с обилием прилагательных. На гонорар от продажи киноправ можно купить газа столько, что надуть им большой дирижабль и отправить на нём в кругосветное плавание все три ветви власти не составит труда. Особенно если добровольные помощники будут помогать дуть.
– Почему вы фотографируетесь только в маске и не показываете своё лицо прессе?
– Я считаю, что писателя не следует видеть – следует его читать. Много ли писателей знали в лицо раньше? Горького, Пушкина, Чехова, Гоголя, Толстого и Маяковского. Как выглядел Фет, Тютчев или Некрасов? Я ещё и на Некрасова не написал, мне рано показываться народу. Кроме того, читатель может решить: «Ну что хорошего может написать этот лысый дядька со сломанным носом и перекошенным от злости лицом» – и не прочтёт книгу.
– Почему вы поддержали оранжевую революцию?
– Я поддержал не столько оранжевую, сколько революцию. Согласитесь, институт преемников и пожизненное президентство, что мы наблюдаем у наших соседей, – это не лучшая форма правления. Ну и Кучма надоел в то время, хоть и отрастил себе шевелюру, но мы помнили его лысым. По крайней мере, сейчас мы имеем замечательное государство, где никто никого не боится и ни от кого ничего не ждёт. Не верит, не боится и не просит – очень по понятиям.

 

 

Главную женскую роль в фильме «Чужая» сыграла украинская актриса Наталья РОМАНЫЧЕВА.

 

Эдуард РУСАКОВ,
писатель, журналист:

 

– С творчеством Нестеренко я, признаться, пока не знаком, хотя слышал о его успехах, ему даже чуть не дали какую-то из литературных премий. Но тут всё просто: меня пугают эти штампованные жуткие обложки русских боевиков, где обязательно есть пистолет, кровь и блондинка с декольте сверху снизу. Причём выполнено это всё на низком художественном уровне. Я понимаю, что такова стилистика, но читать такую книгу вряд ли смогу. Само же качество литературы – дело иное, и здесь я не стал бы разом всех охаивать. Конечно, сейчас полно литературного ширпотреба, особенно на детективные темы. Мы живём в эпоху постмодерна, когда допустимы все стили, нет абсолютно никаких идеологических и даже нравственных препон. Поэтому я не исключаю, что внутри серьёзной литературы, к которой, видимо, следует относить Нестеренко, есть обращение к стилистике иных миров – криминала, черной прозы, даже порнографии. Почему бы нет? Таково время, такова и литература.

Дарья МОСУНОВА,
журналист:

 

– Мне кажется, и литература, и кино такого рода создаются на потребу времени. Взять ту же «Чужую» – «гимн девяностым» её называют, но по жанру это всё та же криминально-воровская байка. Можно сравнивать и с Тарантино, но здесь всё-таки есть существенное отличие. В нашей стране практически в каждой семье есть близкие или просто знакомые люди, прошедшие зону. У американцев тоже немало людей сидит, конечно, но всё же нет такого отношения, как в России, к криминальному миру. У нас он близко-близко, и всегда был близко. Но в СССР об этом не то что говорить, но и писать запрещалось, поэтому с перестройкой всё это недосказанное вырвалось, как тесто из кадушки. Это явление в литературе – криминальный роман или сага – сродни тяжёлому року в музыке. С другой стороны, у нас сейчас вся литература на грани фола. Того же «Букера» дали неизвестной авторше за порнографический роман. Неужели это то, что требуется сейчас нашему читателю? Уж лучше бы действительно Нестеренко наградили…

Александр ШИШКО,
корреспондент телеканала «Россия»:

 

– Не могу сказать, что я близко и детально знаком с творчеством Владимира Нестеренко. Но из того, что читал и видел, могу совершенно точно сказать: я не поклонник «Адольфыча». «Огненное погребение» не вызвало восторга. «Чужая» – вообще не осилил до конца эту книгу, и фильм, если честно, не было желания досматривать. Не разделяю я и мнение, что Нестеренко – это один из самых-самых на сегодняшний день писателей постсоветского пространства. Хотя родом он из Киева, но пишет и для россиян. В нашей стране его стали считать модным, популярным автором. В чем секрет его успеха у читателей, я пока не разобрался. Может быть, попробую прочесть его новые произведения, и мое мнение изменится. Хотя я, в принципе, всегда с некоторой степенью настороженности отношусь к современной отечественной литературе, новым именам, которые внезапно становятся популярными.

Людмила ПЕРМИНОВА,
директор издательского дома (Киров):

 

– С творчеством Нестеренко я познакомилась случайно – муж что-то читал, я уронила взгляд на текст и ужаснулась. Сплошной мат, грязь и безнадежность, – зачем такое? «А ты сама почитай, поймёшь», – предложил мне супруг. Я прочла несколько рассказов – буквально через силу. Потом еще. И поймала себя на мысли, будто не читаю, а смотрю какой-то очень знакомый фильм, хотя моя жизнь никак не пересекается с историями персонажей Нестеренко. Даже какая-то ностальгия появилась по прошлому. Не могу сказать, что этот автор вошел в список моих любимых. Нет. Но что-то привлекательное, что-то романтичное в его текстах, безусловно, есть, несмотря на всю их грубую форму.

Лилия САЛЬНИКОВА,
психолог (Иркутск):

 

– Читала «Огненное погребение», смотрела фильм «Чужая». Нормальная обычная проза, интересный, даже захватывающий сюжет. Но я не могу сказать, что это бестселлер или шедевр современной литературы. Скорее, у автора неплохо получается писать сценарии для фильмов. Тематика, сюжетная линия и «Чужой», и «Огненного погребения» актуальны и востребованны. Не хочется обижать автора и его поклонников, но для меня это литература для одноразового чтения, где-то в дороге, например. Биография Владимира Нестеренко впечатляет. Если верить СМИ и той информации, которую он разрешает распространять про себя, в прошлом он был близок с криминальным миром. Возможно, отсюда такие убедительные образы в его произведениях. Немногочисленные интервью с Нестеренко, которые мне довелось читать, характеризуют его с лучшей стороны. По крайней мере, он себя великим литератором пока не мнит.

Подготовила Анастасия МИНИНА. >Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен