[03]декабря[2008]
 
52(000174)

>Читайте в [следующем номере]
«Меня ждёт роль счастливого, довольного жизнью польского пенсионера где-нибудь поблизости от Кракова»
*Ежи Бар

Олег ШИТИКОВ:
«Всё пережито, поэтому меня ничем
не испугаешь»

Бордо: чистота, которую трудно не заметить!
(Фоторепортаж)

Елена ИСИНБАЕВА:
«В секторе я зверь, а по жизни – добрая»


- О банковских вкладах и ценах на нефть

- Стабилизация на нейтральном фоне

- Пираты XXI века: как победить сомалийских флибустьеров?

- Образование. Карьера. Успех.

- Двенадцатый – друг Оушена

- Елизавета КОНСТАНТИНОВА, 16 лет, первая вице-мисс конкурса «Мисс Иркутск 2008»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Безусловно, бомжи и миллиардеры – тоже наши граждане. Государство, конечно, помнит о них. Но первейшая забота сегодня – средний класс».

Владислав СУРКОВ, замруководителя администрации президента РФ.


В зеркале социологии

В ноябре в Красноярском крае консалтинговое агентство «ЯрКонсалт» провело социологический опрос по теме: «Отношение жителей Красноярского края к деятельности крупных компаний». Опрос проводился в населённых пунктах края – Красноярске, Норильске, Лесосибирске, Большой Мурте, Сухобузимском, Железногорске, Зеленогорске, Сосновоборске, Берёзовке, Шалинском, Уяре, Заозёрном, Бородино, Канске, Иланском, Абане, Дивногорске, Балахте, Ужуре, Емельяново, Козульке, Малиновке, Ачинске, Назарово, Шарыпово. Всего было опрошено 1118 респондентов. Выборка репрезентативна.

Красноярскому краю всегда был присущ немалый масштаб. Огромный природно-ресурсный потенциал и протяженность требовали размаха во всем: от инфраструктуры до промышленного производства. Доминирование крупных компаний сохраняется в экономике края и в наше время. В них трудятся десятки тысяч людей, от них зависит благополучие региона, о них говорят в обществе. Каково отношение красноярцев к этому важнейшему фактору краевой экономики? Как они оценивают ситуацию на крупнейших предприятиях и их перспективы? Что означает в понимании жителя края «социальная ответственность» крупных компаний?
Эти вопросы стали главной темой исследования, проведенного красноярским агентством «ЯрКонсалт». Особую актуальность работе придает то, что выполнена она в условиях, когда люди испытывают психологическое давление наступившего мирового финансового кризиса. Тем более интересны оценки и суждения жителей края. Они представляют собой срез общественного мнения, которое необходимо учитывать и властям, и работодателям, и политикам.
Опрос проводился в ноябре этого года по репрезентативной выборке на всей территории края. В качестве объекта исследования были отобраны предприятия и компании, являющиеся наиболее крупными по масштабам своей хозяйственной деятельности в крае не только в настоящий момент, но и планирующие активно работать в регионе в ближайшем будущем. Тем самым была учтена специфика Красноярского края как региона «второй волны» индустриализации Сибири.
Первый вопрос, который задавался респондентам, касался «узнаваемости» компаний. На первых местах прогнозируемо казались ОК «Русал» – 23,1% и ГМК «Норильский никель» – 16,9% опрошенных. На третье место вышел Сбербанк России. На самом деле в этом нет ничего странного, учитывая, что «узнаваемость» зависит от двух вещей: рекламы и повседневной жизненной практики, в которой людям приходится соприкасаться с деятельностью той или иной компании. По обоим этим показателям позиции Сбербанка прочны.
Более примечательно пятое место «Роснефти», которая еще по-настоящему не развернулась в крае, но уже опередила по известности железнодорожников и угольщиков. Очевидно, в этом «повинна» федеральная известность компании и то, что сейчас нефть, точнее, цены на нее у всех на слуху.
Кстати, полезное наблюдение для рекламщиков: многие из опрошенных не идентифицируют общий бренд компании с конкретными предприятиями. Например, КрАЗ или Ачинский глиноземный комбинат – с «Русалом», «Ванкорнефть» – с «Роснефтью», Бородинский разрез – с СУЭКом.
Узнаваемость компаний не стала в Красноярском крае синонимом признания их ведущей роли в краевой экономике. Первым в роли экономического мотора края респонденты называли «Норникель» – почти 49%. На следующей позиции со значительным отрывом – «Газпром», далее – Российские железные дороги (РЖД), ОК «Русал», и замыкает пятёрку сильнейших «Роснефть».
Этот расклад укладывается в ту систему предпочтений, которую продемонстрировали жители края, отвечая на вопрос, что именно они считают наиболее важным в производственной деятельности компаний. Почти половина опрошенных назвали высокую эффективность, получение прибыли, но при этом обязательно подчеркивали необходимость уплаты с этой прибыли налогов в бюджет. Надо полагать, что в условиях финансового кризиса налоговая дисциплина станет в глазах населения еще более важным фактором оценки компаний и их руководства. На втором месте по значимости идет создание рабочих мест (причем многие отмечали – не только на самом предприятии, но и на смежных производствах). На третьем – инвестиции в технологию и оборудование.
Признание общественным мнением особой значимости «Норникеля» для края  по совокупности этих критериев бесспорно. Воздействие кризиса в виде сокращения инвестиционной активности и приема на работу пока не отразилось при выборе критериев оценки компаний. Но структура предпочтений респондентов достаточно четко указывает, что общество будет очень чувствительно относиться в антикризисных программах компаний ко всему, что касается занятости и инвестиций. 
Несколько неожиданно присутствие в лидирующей пятерке «Газпрома» и «Роснефти», которые только дебютируют в качестве активных экономических игроков в регионе. Очевидно, что их высокий рейтинг отражает не столько существующее положение дел, сколько надежды, связанные с приходом этих компаний в край. Курс на развитие нефтегазового сектора в качестве альтернативы монополии цветной металлургии вызывает высокую степень общественных ожиданий. Этот фактор краевым властям надо иметь в виду. В том числе при решении вопроса о приоритете инвестиционных проектов.
Интересное распределение дал ответ на вопрос о том, в чем должна проявляться «социальная ответственность» компаний (помимо уплаты налогов). Фактор достойной зарплаты оказался безусловным лидером (почти 65%), далеко обогнав все иные варианты. В этом случае следует сделать поправку на влияние финансового кризиса.
Другие рейтинговые ответы: безопасность труда, строительство и содержание социальных, спортивных и культурных объектов, наличие социальных программ поддержки работников и ветеранов. 
Эти результаты показывают, что для жителей края, как и прежде, социальная политика руководства компаний остается важным критерием оценки. Любопытно, что даже экологические проблемы, традиционно острые у предприятий сырьевого цикла, для респондентов имеют меньшее значение.
В числе наиболее социально ответственных компаний чаще всего упоминаются ГМК «Норильский никель», «Газпром», РЖД, Сбербанк, ОК «Русал».
Проверочный вопрос, затрагивающий личную мотивацию: в какой из компаний вы хотели бы работать или рекомендовали бы работать вашим родственникам и знакомым, дал тот же набор плюс «Роснефть».
Изменит ли кризис эти предпочтения красноярцев? Многое будет зависеть от того, насколько компании сумеют выполнить свои обязательства перед работниками, и в первую очередь, как явствует из опроса, по заработной плате.
В то же время обращает на себя внимание одно тревожное обстоятельство. Среди наиболее привлекательных с точки зрения жителя края крупных красноярских компаний нет ни одной, связанной с машиностроением, металлообработкой, высокими технологиями и инновациями. Это либо сырьевые, либо банковские, либо транспортные компании. Всё, в общем, правильно и ожидаемо.
Компании других отраслей не могут пока дать ни похожей нормы прибыли, ни предложить своим работникам аналогичные условия и оплату труда. Сложившаяся система общественных оценок как капля воды отражает бедственное положение реального сектора красноярской экономики.
Это более чем прискорбно. Если в общественном сознании за предприятиями прочно закрепляются только негативные суждения, то нечего ждать, что на них удастся привлечь рабочих и инженеров, подготовить для них новые кадры в вузах. Желающих не наберем.
И дело не в том, что эти производства были когда-то визитной карточкой Красноярского края. Проблема глубже. На одной добыче сырья российская экономика далеко не уедет. Только переработка, развитое инновационное машиностроение могут дать России пропуск в клуб ведущих держав наступившего столетия.
Мировой финансовый кризис – это в немалой степени момент истины. Сейчас перед государством – и на уровне страны, и на уровне края – стоит важнейшая задача: реализовать в России антикризисную стратегию, которая не только помогла бы выстоять, но и заложила основы для послекризисного развития. И реальный сектор экономики, высокотехнологичные отрасли оборонки, атомной промышленности, точного машиностроения должны найти достойное место в этой стратегии.
Тогда, без сомнения, изменятся общественные настроения, и обновленные машиностроительные заводы Красноярского края будут занимать первые, а не последние места в рейтингах социологов.

>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен