[03]декабря[2008]
 
52(000174)

>Читайте в [следующем номере]
«Меня ждёт роль счастливого, довольного жизнью польского пенсионера где-нибудь поблизости от Кракова»
*Ежи Бар

Олег ШИТИКОВ:
«Всё пережито, поэтому меня ничем
не испугаешь»

Бордо: чистота, которую трудно не заметить!
(Фоторепортаж)

Елена ИСИНБАЕВА:
«В секторе я зверь, а по жизни – добрая»


- О банковских вкладах и ценах на нефть

- Стабилизация на нейтральном фоне

- Пираты XXI века: как победить сомалийских флибустьеров?

- Образование. Карьера. Успех.

- Двенадцатый – друг Оушена

- Елизавета КОНСТАНТИНОВА, 16 лет, первая вице-мисс конкурса «Мисс Иркутск 2008»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Безусловно, бомжи и миллиардеры – тоже наши граждане. Государство, конечно, помнит о них. Но первейшая забота сегодня – средний класс».

Владислав СУРКОВ, замруководителя администрации президента РФ.


 
Пираты XXI века: как победить сомалийских флибустьеров?

Морской разбой в Аденском заливе грозит миру не только материальным ущербом, но и экологической катастрофой.

Неуловимые «Стражи сомалийских вод»

Акватория у берегов Сомали стала одним из самых опасных регионов мира в связи с участившимися случаями захвата пиратами гражданских судов.
Поначалу это казалось не более чем одной из небольших международных проблем, коими Африканский континент, чего уж скрывать, постоянно снабжает весь остальной мир. Затем пиратов сравнивали с моськой, которая нет-нет да пытается цапнуть слона за ногу. Через некоторое время о сомалийском пиратстве заговорили всерьёз в целом ряде стран, суда которых были подвержены нападениям или захвачены флибустьерами XXI века. А в последнее время тема пиратства порой даже перекрывает новости о мировом финансовом кризисе.
За последний год сомалийские пираты резко активизировали свою деятельность. С января по ноябрь они совершили нападения на 83 судна, из которых 39 были захвачены. За это время пираты «заработали» более 150 миллионов долларов. Именно столько составили выкупы, заплаченные за захваченные пиратами суда. Сейчас в их руках находятся около 15 судов и 200 заложников.
Пиком пиратской удачи стал захват саудовского супертанкера «Сириус Стар». Их действия хорошо организованы и скоординированы, но главное они имеют свою базу – порт Харадере, хорошо укрепленное место, расположенное на побережье Индийского океана в 300 километрах от столицы Сомали Могадишо. Именно в Харадере захватчики отогнали судно «Сириус Стар» с 25 моряками на борту. Супертанкер, груженный нефтью на сумму $100 миллионов, стал самой крупной добычей сомалийских пиратов за всю историю их нападений.
Пираты вступили с владельцами судна в переговоры и требуют в качестве выкупа $25 миллионов долларов. В противном случае, угрожают преступники, «последствия будут катастрофическими». На борту супертанкера «Сириус Стар» длиной 330 метров и водоизмещением 318 тысяч тонн находится 2 миллиона баррелей нефти. Экологические организации бьют тревогу – если эта нефть окажется в Индийском океане, последствия катастрофы будут необратимыми.
В настоящее время в сомалийских водах действуют несколько шаек, как правило, выдающих себя за «береговую охрану» одного из непризнанных государств, на которые развалилось Сомали. Наиболее известны из них так называемые Стражи сомалийских вод (считается, что группа ответственна за 80% всех нападений в прошлом году), «Национальная добровольческая береговая охрана» (базируется в порту Кисамайо), банда Марка (по одно-
именному портовому городку) и группа Пунтленд.
Ежедневно через Аденский залив проходит 240–250 судов торгового флота, а это около 20 тысяч кораблей в год. Они перевозят, по разным данным, до трети всей добытой в мире нефти и более 90% азиатских товаров для Европы. Аденский залив – кратчайший путь из Индийского океана к берегам Европы. Альтернативный путь через африканский мыс Доброй Надежды увеличивает время в пути на две-три недели, а следовательно, и стоимость перевозок.

Королевская жизнь пиратов
В последнее время пиратство в Сомали – одной из беднейших стран мира – стало невероятно прибыльным делом. «Не считая тех, кто принимает участие в операциях, – а таких людей на данный момент больше тысячи, – есть и те, кто оказывает спектр услуг – ведение переговоров с владельцами судов, снабжение пиратов оружием, тренировка пиратов, сбор информации, логистика и так далее», – говорит британский эксперт по Сомали Исмаил Ахмед.
Эксперт скептически относится к мнению, что часть средств, добытых пиратами, отмывается в странах Персидского залива. Пираты хранят деньги в Сомали, так как знают, что на территории других стран они будут конфискованы. «Все города в этом регионе процветают... Деньги, полученные в качестве выкупа, попадают многим жителям этих городов. Вот одна из причин, почему население поддерживает пиратов», – поясняет эксперт. Пиратам не требуется «отмывать» деньги, потому что в Сомали нет органов правопорядка и банковской системы. Международные организованные преступные группировки обычно вынуждены «отмывать» добытые средства через финансовую систему. Тем самым преступники оставляют следы, которые способствуют их поимке.
Однако подобная схема неэффективна в Сомали, где на протяжении последних двух десятилетий идет гражданская война, а централизованная власть и банковская система отсутствуют.
«Они живут, как монархи, как короли. Они делают всё публично, у них нет необходимости прятаться или скрывать источники своего дохода», – заявил египетский банкир и специалист по борьбе с отмыванием денежных средств Хани Аби-эль-Фотух.
Кроме того, по мнению экспертов, десятки миллионов долларов, которые сомалийские пираты добывают вымогательством от судовладельцев, не могут быть конфискованы, так как эти денежные средства попадают в страну, не обладающую действующим правительством или органами правопорядка.

Наследники Моргана обходятся без пушек

Отсчитывать историю современного пиратства можно от разных точек, но основополагающей является 1856 год. Тогда ведущие европейские страны на Парижском конгрессе подписали договор, запрещающий каперство – то есть пиратский промысел частных судовладельцев, купивших у государства так называемый каперский патент, позволяющий захват и уничтожение неприятельских кораблей, а также нейтральных кораблей, перевозящих груз для противника.
Современные пираты действуют в основном в прибрежных водах Африки и Юго-Восточной Азии.
По методам действий пираты делятся на два типа – «индонезийский» и «сомалийский». Первый тип, распространенный прежде всего в водах Юго-Восточной Азии, подразумевает охоту за ценным грузом. Люди в этом случае являются досадной помехой и часто уничтожаются. Второй тип нападений предусматривает захват судов и заложников с целью получения выкупа.
По размаху и последствиям своих действий современные наследники Моргана значительно уступают своим предшественникам. Изменилось и оружие – в доиндустриальную эпоху пираты могли себе позволить корабли с артиллерийским вооружением, зачастую не уступающие боевым единицам тогдашних флотов. Основными плавсредствами нынешних пиратов являются быстроходные катера, лишенные и намека на пушки, а основой огневой мощи является легкое стрелковое оружие. В лучшем случае – крупнокалиберные пулеметы, гранатометы и безоткатные орудия, которые можно установить на катерах.
Как правило, пираты выходят в море на
кораблях-базах водоизмещением от 100 тонн и более. Такие корабли несут на палубе несколько быстроходных лодок, предназначенных для абордажных команд.
Тактика пиратов проста – огнем из автоматов (реже – гранатометов) заставить команду укрыться в надстройке судна, после чего абордажная команда взбирается на борт с помощью штурмовых лестниц. При этом разбойники выбирают в основном низкобортные суда: во-первых, на невысокий борт проще взобраться, во-вторых, низкобортные «купцы» обладают худшей маневренностью и меньшим ходом.
В случае удачного абордажа экипаж захваченного судна под угрозой оружия заставляют следовать в один из ближайших портов, где шайка имеет свою базу, после чего начинаются переговоры о выкупе.
Сорвать нападение может или появление военного корабля/самолета, или умелые действия команды атакуемого судна: на головы пиратов льются потоки воды из мощных корабельных брандспойтов, сыплется пустая тара и прочий тяжелый мусор. Иногда помогает и умелое маневрирование. Кстати, в этом году 55 нападений пиратов были успешно отбиты тем или иным образом.

 

Супертанкер «Сириус Стар» стал самой крупной добычей сомалийских пиратов.

Атака на флибустьеров

В связи с активизацией морских разбойников различные страны начали направлять в район Аденского залива военные корабли. 26 октября туда пришел и российский фрегат «Неустрашимый», который в течение последних недель уже успел отбить несколько пиратских атак.
22 августа этого года в сомалийских водах был установлен «коридор безопасности», пролегающий через самые опасные воды вдоль восточного побережья Африки, длиной 600 миль и шириной 3–6 миль, патрулируемый военными кораблями. Через зону безопасности сегодня проходят до 90% гражданских судов, кроме самых быстроходных, которых пиратам просто не догнать. Однако попытки захвата судов зафиксированы и в этом коридоре.
В Аденском заливе находятся семь кораблей НАТО, 15 кораблей коалиции военных кораблей Coalition Task Force 150, три корабля ВМФ Малайзии и по меньшей мере один индийский корабль. Но все они действуют разрозненно. А фрегат военно-морских сил Индии и вовсе утопил мирный тайский траулер, приняв его за пиратское судно.
Вариант с разгромом береговой инфраструктуры пиратства также представляется малоэффективным. Их «флот» состоит в основном из рыболовных судов, причем в свободное от разбойного промысла время они используются по основному назначению, худо-бедно обеспечивая ежедневное пропитание местному населению, десятилетиями живущему в условиях войны, разрухи и голода. Отличить рыбака от пирата практически невозможно. Лишить этих людей их судов означает обречь на неизбежную голодную смерть.
В каком-то смысле пиратские нападения на супертанкеры и шикарные яхты можно считать местью беднейших из бедных зажиточным странам, чье богатство ежедневно проплывает мимо их берегов. Забытые и заброшенные Западом, покинутые в беде даже Организацией Объединенных Наций, сомалийцы теперь захватывают добычу, где и как могут.
Между тем Европейский союз готовится к военно-морской операции «Аталант» против сомалийских пиратов. Под военной операцией, назначенной на 8 декабря, в ЕС подразумевают активное патрулирование Аденского залива.

 

Эти бесшабашные африканцы уже не будут промышлять в водах Индийского океана.

 

Павел СТАБРОВ,
генеральный продюсер РПК «Город»:

 

– Существуют две версии развития пиратства в районе Сомали. Первая: пираты – это простые разбойники, которые от совсем небогатой жизни начали ловить корабли. Другое дело, что, вполне возможно, кто-то специально раздувает напряжённость в этом регионе. Значит, кому-то это выгодно. Не согласен с утверждением, что терроризм – это только лишь фанатизм, в отличие от пиратства. Это тоже бизнес. Мне кажется, террористы в современном мире просто за убеждения уже давно не действуют. Всё связано с финансовыми потоками. А как бороться с пиратами? Если это просто разбой, то нужно либо миновать опасные места, либо организовывать конвой караванов с военными кораблями и отбиваться от этих пиратов, заодно уничтожая их. Если всё-таки кто-то специально создаёт напряжённую ситуацию в том районе, то международное сообщество должно расследовать этот факт и понять, что с этим делать.

Владимир ВАСИЛЕНКО,
журналист, педагог:

 

– В историях про пиратство у сомалийских берегов меня менее всего интересуют сами пираты: простые, неграмотные дикари делают то, что им позволяет бардак в собственной стране и идиотское благодушие «цивилизованного мира». В таких условиях – чего ж не «оторваться»? Гораздо больше меня занимают те, кто им помогает на берегу. Военные корабли в Аденском заливе ничего не в состоянии сделать, и всяким «Неустрашимым» там делать нечего: слон не может раздавить вошь. Вооружить экипажи торговых судов не позволяют многие законы и кодексы. А платить бесконечные выкупы – значит поощрять дальнейшие захваты. Выходит, надо «работать» по берегам. Это ведь, как минимум, базы, радиосвязь, «разведданные» о проходящих кораблях (грабят-то не кого попало). Всё это – отнюдь не дикари, а очень грамотные и небедные люди. Отчего их не ищут, не обезвреживают? Или Интерпол у нас совсем обессилел? Вообразите успешных пиратов, которым негде заправиться, и к тому же на их радиопозывные никто не отвечает.

Мария АВДЕЕВА,
руководитель отдела маркетинга и рекламы автоцентра ООО «Атлантик Моторс»:

 

– Пираты всегда были, есть и будут. Вот только называются они в каждую эпоху по-разному, но суть от этого не меняется. Если брать во внимание пиратов современности, то они очень часто встречаются на дорогах нашей необъятной родины. Угоняют машины, грабят и убивают людей... Это очень больная и актуальная тема на сегодняшний день, потому что страдают от них в первую очередь простые, никем не защищённые люди. Про пиратов всегда интересно смотреть художественные фильмы и читать сказки, но стоит только включить «Новости», и сказка становится явью, причём далеко не сказочной и приятной... Моё личное отношение к пиратам очень отрицательное, и не потому, что однажды пришлось стать их жертвой. Я считаю, что каждый человек в состоянии заработать себе деньги на хлеб, и для этого не обязательно заниматься грабежом и разбоями.

Виктор ЦАЛКО,
фотограф:

 

– То, что сейчас происходит у берегов Сомали, можно назвать одним не очень красивым словом – бардак. Эту ситуацию нужно решать. Вмешаться необходимо в первую очередь тем странам, чьи суда были захвачены, и тем странам, у которых есть свои интересы в Сомали. Мы тоже не можем остаться в стороне, Россия должна вмешаться и помочь решить эту проблему. В Сомали целое поколение выросло в условиях гражданской войны, крови, разбоя, и естественно, что все проблемы они пока могут решать только при помощи оружия. Жаль, конечно, но это не даёт им права вести себя подобным образом, никто не обязан отдавать им свои жизни, имущество. Тем более что их действия направлены не только на добычу материальных ценностей. Они ведь ещё и «берут» заложников с целью выкупа, что, на мой взгляд, вообще недопустимо.

Роберт НИКИТЕНКО,
врач уролог-андролог, Международный медицинский центр «Он Клиник Иркутск»:

 

– О сомалийском пиратстве сегодня стало известно всему миру – они захватили не одно судно, удерживают заложников. Это очень неприятно. Но меня волнует другое. Такое явление, как пиратство, существует уже не один десяток лет, но мировое сообщество до сих пор не предпринимало никаких мер, не уделяло этой проблеме должного внимания. До тех пор, пока ущерб от их действий не стал распространяться на многие страны. И, к сожалению, сейчас они уже захватили судно с мощным оружием. Но, наверное, это должно было случиться, ведь Сомали очень бедная страна, там голод и нищета, около двух десятков лет идёт гражданская война и непрекращающиеся вооруженные столкновения. Удивляет, почему ни ООН, ни другие международные организации и мировое сообщество в целом до сих пор не вмешивались в происходящее. Видимо, это небольшое бедное государство могло обратить на себя внимание только в том случае, если бы в Сомали забил фонтан нефти.

Материал подготовили Михаил ДМИТРИЕВ
и Яна БРЫЛЁВА.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен