[14]ноября[2007]
 
50(000114)

>Читайте в [следующем номере]
«Я точно знаю, кто хочет меня убить» * Беназир Бхутто

Михаил ДРАЛЮК:
«В Японии даже чай был с запахом рыбы»

ЧЕШСКИЙ КРУМЛОВ: «совсем австрийский город»! (Фоторепортаж)

Александр ПОВЕТКИН:
«Перед выходом на ринг обязательно надо перекреститься»


- Визит главы государства Владимира Путина в Красноярск три года спустя: ждём чуда?

- Бизнес-новости

- Инвесторы демонстрируют «бычий» настрой

- Деми МУР: «Я хочу быть лучше,чем я есть. Я хочу быть великой»

- Владимир Путин и избирательная кампания

- Сергей КОЧАН: «Каждый второй может стать мастером спорта...»

- Елена БАХАРЕВА, 24 года, модель агентства «Ультра Моделс»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Политическая система, которую мы имеем сегодня, сколь бы скучной она кому-то ни казалась, гораздо более развита, чем та, которая была 15 лет назад».

Дмитрий МЕДВЕДЕВ, первый вице-премьер РФ.


 
Сергей КОЧАН: «Каждый второй может стать мастером спорта...»

В ближайшее время Государственная Дума приступит к рассмотрению во втором чтении законопроекта Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Своим мнением о нем с нашим корреспондентом поделился начальник главного управления по физической культуре и спорту администрации Красноярска Сергей Кочан.

– Сергей Владимирович, в чем, на ваш взгляд, заключаются сильные и слабые стороны нового закона?
– Давайте начнем разговор с конкретного примера из жизни Красноярска. Лет десять назад в городе постепенно начали развиваться восточные единоборства. Тренеры набирали учеников в спортивные группы, те набирались какого-то опыта, открывали уже свои спортивные секции, постепенно сеть начала разветвляться, появлялись всё новые и новые направления: таэквон-до, тхэквон-до, традиционное карате, спортивное карате-до, киокушинкай-карате-до и так далее. Практически по каждому из этих направлений в городе и крае стали создаваться общественные организации – спортивные федерации. Каждая федерация, конечно же, ведет работу по увеличению числа своих секций, по привлечению дополнительных источников финансирования. И всё бы хорошо. Но вот в мире, например, существует 126 направлений карате. И что, по каждому нам создавать свою федерацию? А найти точки соприкосновения, выстроить совместную работу ребята зачастую не могут. Уверяю, это проблема не только Красноярска. Такой централизации нет и на федеральном уровне. Так вот в рассматриваемом законопроекте выстроена так называемая пирамида. Вначале создаются местные федерации по одному или нескольким видам спорта. При этом на одной территории допускается создание только одной федерации. По решению большинства местных федераций – ну, например, городов и районов Красноярского края – будут созданы соответственные региональные федерации, а уже они создадут общероссийские.
Мы, кстати, в этом направлении работаем уже третий год, пытаясь ликвидировать разобщенность между городскими и краевыми федерациями. На наш взгляд, заместитель руководителя краевой федерации по тому или иному виду спорта должен одновременно возглавлять городскую федерацию. Именно такая структура позволит снять многие организационные вопросы и объединит финансовые потоки, разрываемые сегодня на части.
– В условиях современной России федерации вообще оказывают значительное влияние на развитие своего вида спорта.
– Да, и это правильно, но при условии детально прописанных правил игры, как это будет в новом законопроекте. Мы в Красноярске тоже создаем условия для стимулирования общественных инициатив. Знаете, я бы сказал, что роль личности, во всяком случае, в развитии вида спорта, никто не отменял. Есть инициативная группа со своим лидером – будет развиваться вид спорта. Нет идейного вдохновителя – и результат постепенно сходит на нет, как бы искусственно мы ни оживляли это направление. Так было с легкой атлетикой в нашем городе, с фигурным катанием. Но есть и положительные примеры: когда с приходом в спорт новых людей у нас возродился мотоциклетный спорт, спортивный туризм и так далее. Посмотрите, чемпионаты России проводят именно общероссийские федерации. А муниципалитеты через местные федерации оказывают на них лишь опосредованное влияние. Что, кстати, зачастую создает сложности в продвижении в национальные сборные спортсменов с территорий. Даже контракты со спортсменами о спортивной деятельности по действующему сейчас законодательству полностью отданы на откуп федерациям. Они сами определяют задачи, которые ставятся перед спортсменом, уровень материального поощрения. В новом законопроекте предусматривается несколько иная позиция: копия контракта или трудового договора со спортсменом передается в Росспорт, а федерация осуществляет уведомительную регистрацию, поэтому влиять на условия контракта (трудового договора) она не может.
– Сергей Владимирович, мы с вами подошли к теме профессионального спорта. В действующем законе ему уделяется достаточно много внимания. Но при этом профессиональный спорт как таковой уже с 2009 года не должен будет входить в юрисдикцию муниципалитета, что, например, у нас в Красноярске ставит под вопрос само существование тех же команд-мастеров по игровым видам спорта.
– Мы, конечно, ждали, что в законопроекте будет глава о профессиональном спорте. Но ее нет и, насколько я понимаю, не предвидится. Фактически законодатель подразумевает, что профессиональный спорт либо отсутствует в России, что не соответствует действительности, либо подразумевает какой-то отдельный закон. Вот это слабая сторона. Но в то же время новый законопроект, убирая понятие «профессиональный спорт», оставляет понятие «спорт высших достижений». Причем не акцентируя внимание на то, в какой организационно-правовой форме он будет представлен. Красноярск, кстати, в данном направлении является экспериментальной федеральной площадкой. Почти два года назад, в 2005 году, главное управление по физической культуре и спорту администрации города Красноярска начало подготовку реорганизации в сфере физической культуры и спорта. Направлена она была, прежде всего, на реорганизацию сети подведомственных учреждений и структуры самого управления. Структура отрасли, существовавшая на тот момент, не в полной мере отвечала социально-экономическим условиям, недостаточно эффективно и своевременно реагировала на проводимую Правительством РФ административно-управленческую, экономическую и социальную реформы.
– Например, на протяжении нескольких лет не разрешались противоречия между муниципальными спортивными комплексами и спортивными школами. В чем они заключались?
– Задача муниципалитета – обеспечить максимально эффективное использование спортивных объектов города для вовлечения горожан в физкультурно-оздоровительное движение и одновременно создать наиболее благоприятные условия для занятий учащихся спортивных школ. А это значит, что, с одной стороны, наши спорткомплексы должны стремиться увеличивать число и формы физкультурно-оздоровительных услуг для населения и обеспечить прибыль для дальнейшего развития; с другой стороны, на базе тех же самых комплексов осуществляется учебно-тренировочный процесс спортшкол. Согласитесь, что в этих условиях двум директорам (спортшколы и спорткомплекса) трудно найти общий язык.
Другим показателем явилось и обособленное, зачастую самостийное положение команд мастеров. Опять же один пример. В существовавшем нормативно-правовом поле муниципалитет осуществлял контроль только за использованием средств, поступавших в клуб из бюджетов краевого и городского уровня. При этом не всегда прозрачными, а следовательно, и подконтрольными, оставались поступления внебюджетных спонсорских средств и их использование.
В средствах массовой информации за это время мы неоднократно обсуждали еще одну проблемную ситуацию, связанную с пробелами в правовом поле. Это вопросы переходов-переездов в другие города воспитанников местных спортшкол, регламентация их передачи в профессиональные команды. Помните, когда из города уезжали молодые футболисты, хоккеисты, баскетболисты? А система оказалась не готова включить экономические рычаги из-за брешей в нормативно-правовой базе. Профессионалы знают, что это давно наболевшая и трудно решаемая проблема в России в целом. Но, как говорится, нам от этого не легче.
Так вот, учитывая, что 90% подведомственных нам спортивных учреждений – это спортивные школы, а за ними стоят дети, являющиеся наиболее социально незащищенной категорией, – первым этапом реорганизации явилось наделение спортивных школ материально-спортивной базой путем присоединения к ним спортивных комплексов. Следующим этапом реформы стало включение в структуру спортивных школ команд мастеров по профильным видам спорта – как групп высшего спортивного мастерства. В настоящее время реорганизация завершена в регби, хоккее с мячом, в волейболе. Выстраиваемая система – это та золотая середина, которая обеспечивает интересы как спортшкол и тренеров, подготовивших, к примеру, перспективного баскетболиста, так и интересы наших муниципальных клубов и родителей юных спортсменов. С одной стороны, будет существовать гибкая система договорных отношений между СДЮШОР, тренерами спортшкол, муниципальными командами мастеров, ШВСМ, родителями спортсменов, самими учащимися СДЮШОР, а с другой, как мы предполагаем, заработает система муниципального заказа. В нем будут предусмотрены такие параметры, как количественные показатели подготовки спортсменов любого уровня, а также объем физкультурно-оздоровительных услуг, оказываемых учреждениями красноярцам.
– В одном из своих выступлений вы сказали, что спортсмен – это штучный товар…
– Да-да. Сейчас зачастую так и происходит. Спортсмен – это товар, которым торгуют по тем регламентам, что прописывает общественная организация, федерация. При этом зачастую сами спортсмены совершенно социально не защищены. Например, система стимулирования спортсмена на результат лежит в области гражданско-правовых норм, и, соответственно, сложилась такая практика, особенно со стороны команд мастеров, когда со спортсменами заключаются именно гражданско-правовые договоры. Но в них совершенно не предусмотрены вопросы социальной защиты спортсмена: пенсионное обеспечение, да те же декретные. Правда, и штрафные санкции в адрес спортсмена в них также не могут быть преду-смотрены. Так что (улыбается. – Е. К.) у каждой медали есть две стороны. И всё это – уже в области трудового договора. А такого конгломерата, как гражданско-трудовой договор, который бы объединял в себе и методы стимулирования, и методы защиты, в действующем законодательстве просто не предусматривается.
Соответственно, приходится искать «лазейки»: заключать трудовые договоры, указывая в скобочках «контракт о спортивной деятельности». В новом законе прописана возможность заключения контракта о спортивной деятельности, но не оговаривается, на каких условиях. Поэтому сам законопроект о физической культуре и спорте должен рассматриваться вторым законопроектом – после внесения изменений в Трудовой кодекс. Он тоже принят в первом чтении. Там предусматривается введение целого раздела. Это особенности регулируемого труда профессиональных спортсменов и тренеров. Если рассматривать эти два законопроекта, они очень хорошо друг друга дополняют и снимают противоречия. Получается следующее: с профессиональным спортсменом физкультурно-спортивной организацией заключается трудовой договор. Спортсмен получает все льготы как обычный работник (социальные выплаты), а контракт о спортивной деятельности может быть заключен не с этой же организацией, а со сторонней, что
предусматривается нашим действующим гражданским кодексом.
Ну а что касается штучного… В Советском Союзе была выстроена уникальная система подготовки спортсменов высокого уровня. А сейчас налицо ведомственный разрыв между спортивными школами, нет выстроенной единой системы подготовки спортсменов, нет системы перехода спортсмена по лестнице спортивного мастерства. Судите сами: в существующих спортивных школах олимпийского резерва должны заниматься спортсмены высокого класса, а у нас там большое количество детей с начальной подготовкой. В школах олимпийского резерва должны быть наиболее способные, наиболее талантливые. А вот система спортивных клубов по месту жительства, которая сейчас создается при управлении образования, сможет привлечь к занятиям физической культурой и спортом максимальное число детей. Наша задача – организовать на этой базе методическую работу, тестирование и отбор талантов. По моим наблюдениям, каждый второй может стать мастером спорта, если найдет свой вид и проявит целеустремленность.
– Нашел, проявил, но не успел к двадцати годам стать мастером – и всё, можно гулять?
– Я сам столкнулся с этой проблемой. Профессионально начал заниматься легкой атлетикой в восемнадцать лет, когда поступил в институт. Через два года стал кандидатом в мастера, но достиг возрастного ценза. Было это в 80-е годы. Сейчас в наших школах возраст не ограничен, при условии результативности выступлений.
– Хорошо, спортсмен стал мастером спорта. Но проходит еще несколько лет, а в призеры чемпионата России он не попадает. Есть какие-то возможности поддержать спортсмена в 25-30 лет?
– Кто может сказать, где предел талантливости? Наука, спортивная медицина. В циклических видах спорта, например в лыжных гонках или в конькобежном спорте, расцвет может наступить к тридцати годам. Ярошенко блеснул на Кубке мира по биатлону в 33 года. Я еще раз повторю: каждый спортсмен высокого уровня – яркая индивидуальность. Главное – всем играть честно и по правилам. Со спортсменом заключается контракт, где прописываются обязательства сторон: определенные результаты за определенный период времени. И здесь не важен возраст. Или вот Леша Ковригин. С одной стороны, кажется, он остановился. Но надо же понимать: невозможно всё время расти. Когда-то наступает спад. Человек эмоционально устаёт, и надо дать ему время восстановиться.
– Одни руководящие структуры работают в пожарном режиме, другие стараются прогнозировать ситуацию. Есть ли у вас стратегические планы?
– Я не сторонник «тушения пожаров». Наша задача – выстроить свою деятельность с точки зрения двух составляющих: здоровьесберегающей и медалеобеспечивающей. Тогда будет понятно, почему мы платим большую зарплату командам мастеров. И мы не будем обманывать родителей, когда нет денег отправить их детей на какие-то соревнования. Мы должны в течение года-двух отработать эту стратегию в городе и крае. Я говорю о крае потому, что наши задачи и бюджеты тесно связаны друг с другом.
– Сейчас в городе шесть муниципальных команд?
– Две баскетбольные, две волейбольные, регбийная, хоккейная, и еще мы учредители футбольного клуба «Металлург».
– Оправдывают ли они средства, которые в них вкладывает город?
– При этом вопросе во мне говорят два человека: руководитель и спортсмен, который знает, сколько пота там пролито. Команды разные, но в большей степени, наверное, не оправдывают. Мы очень долго не выстраивали стратегию, и клубы развивались хаотично, сами по себе. Сейчас пришло время сказать: сколько денег – столько песен.
– Существуют две полярные точки зрения на муниципальные команды. Одна крайность – в них должны быть только местные игроки, другая – не важно кто, лишь бы играли.
– Моё глубокое убеждение: мы должны ориентироваться на местные кадры. Иначе для чего в каждом виде спорта у нас работает детская школа? Если тренеров мы еще можем приглашать, то игроки должны быть преимущественно свои. Я не принимаю сложившегося положения в футболе и баскетболе. В принципе, я не против приглашения игроков, но не на один год. Должна быть долгосрочная программа, чтобы команда росла и развивалась. В прошлом году в «Шелен» привезли австралийку, американку – и заняли последнее место, сейчас взяли двух американок – и опять на последнем.
– Не менее больной вопрос о «Металлурге». За год в команде четыре раза менялся главный тренер! В прошлое межсезонье ее основательно перестроил Геннадий Морозов. Теперь Олег Гарин заявляет: «Это не моя команда» – и собирается пригласить шестерых футболистов из «Океана», который выступил еще хуже «Металлурга».
– Скоро нам защищать бюджет. Мы будем встречаться с каждой командой, в том числе с «Металлургом», делать анализ и выстраивать стратегию. По итогам сезона у меня три разочарования: «Красный Яр», «Шелен» и «Металлург». Не должно быть такого: любой ценой выйти в первую лигу. Вышли, что дальше? Опять покупать игроков, и опять на один сезон? Мы должны брать не валом, а решать проблемные, точечные позиции.

Евгений КУТАКОВ.
Фото Сегрея КУЗНЕЦОВА.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен