[23]июня[2010]
 
22(000248)

>Читайте в [следующем номере]
«Главная задача министра:
если не можешь организовать развитие сети культуры – сохрани, что было до тебя»
* Геннадий РУКША

Татьяна СКОРОХОДОВА:
«Я показала людям, каким счастливым становишься, имея большую семью»

Арэг ДЕМИРХАНОВ: творческий отчёт перед городом и миром
(Фоторепортаж)

Сара Джессика ПАРКЕР:
«Не жалейте ни о чём, что вы натворили в молодости»


- Станет ли Россия страной-мечтой?

- Закон – в помощь пострадавшим инвесторам

- Красноярск на пути создания собственного учебно-научного городка

- Вячеслав БАШЕВ: «Никакого перехода к платному образованию не будет»

- iPad: никчёмная игрушка или предвестник новой эры?

- Анастасия СИМОН, 23 года, модель агентства «Creative modelss»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Парадигма попсы практически до деталей отражает российское и государственное устройство: бездарные вороватые кукловоды-продюсеры (это администрация); дрессированные крепостные артисты (это наша Дума); всесильное телевидение и зомбированное население».

Артемий ТРОИЦКИЙ,
журналист.


Детская мебель Haba - . Двухъярусные кровати.

 
Вячеслав БАШЕВ: «Никакого перехода к платному образованию не будет»
Недавно Госдума приняла закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Данный закон породил в обществе немало слухов. Больше всего беспокоится образовательное сообщество и родительская общественность. Станут ли уроки в школах и лекции в вузах платными? Будет ли ограничена свобода учебных заведений? Сократятся ли госрасходы на образование? Эти и другие вопросы мы обсуждаем с министром образования и науки Красноярского края Вячеславом Башевым.

– Вячеслав Владимирович, в чём суть данного закона?
– Суть закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» применительно к системе общего образования – это предоставление большей самостоятельности школам, возможности более гибко распоряжаться имеющимися ресурсами. Согласно этому закону с 1 января 2011 года все бюджетные организации должны будут выбрать, какими стать – казенными, автономными или остаться в прежнем статусе, для которого, впрочем, тоже предусмотрены изменения.
Казенные учреждения, как и прежде, будут получать деньги из бюджета, с четкой разбивкой по статьям расходов. Бюджетные смогут рассчитывать на субсидии, оговариваться для них будут только крупные расходы, например на зарплату. Для бюджетных учреждений сохранится право заниматься платной деятельностью.
Наибольшую финансовую свободу дадут автономным организациям, которые смогут держать счета в коммерческих банках и распоряжаться прибылью так, как сочтут нужным.
При этом закон не затрагивает вопросы реализации учебных программ и контроля качества образования, он определяет правовой статус образовательного учреждения и схему финансирования. Главная цель нового закона – повысить качество предоставляемых услуг.
– Бюджетные учреждения могут оказывать платные услуги. В чём же их отличие от автономных?
– Да, могут. Но у бюджетных учреждений нет свободы в распоряжении средствами. Всё, что они заработали, сейчас считается неналоговыми доходами бюджета. По сути – находится в распоряжении государства. Поэтому все средства бюджетных учреждений находятся на одном лицевом счету в казначействах. В конце года учредитель решает, сколько оставить учреждению и на что их можно потратить.
«Бюджетники» обязаны делать ремонт, закупать товары только по конкурсу. А вот автономные смогут сами решать, кого из поставщиков или подрядчиков выбрать. И конкурс проводить не обязательно. Они всеми деньгами распоряжаются самостоятельно. Хотят – расходуют сегодня, хотят – через десять лет. Деньги у них находятся не в казначействе, а на счету коммерческого банка. Государственные средства автономному учреждению переводятся сразу одной субсидией на счет, а не с разбивкой по крупным статьям, как для бюджетных учреждений.
– Это, конечно, очень большая финансовая свобода. Какие обязательства взамен?
– Все планы автономного учреждения должны быть абсолютно прозрачными. Что это значит? Любой человек в любой точке России, да и не только России, должен иметь возможность посмотреть отчет о финансово-хозяйственной деятельности учреждения и план его развития – хоть в печати, хоть на сайте. Важный момент: аудиторскую экспертизу автономное учреждение должно проводить за свой счет, а ее результаты размещать в открытом доступе. И по всем долгам будет отвечать не государство, а само это учреждение.
– Кто будет решать, каким быть учреждению – автономным или бюджетным?
– Решает учредитель с согласия трудового коллектива. Для этого обязательно должно пройти собрание или конференция.
– Может ли директор автономной школы самостоятельно решать, кому из учителей сколько заплатить?
– В автономной школе должно быть принято положение о системе оплаты труда, где будут прописаны принципы базового оклада, критерии, по которым начисляются надбавки. В этом отношении директор поступает строго в соответствии с законом. Но при стимулировании могут учитываться и программы развития школы. Допустим, школа решила стать лидером в области физики. В положении записано: тому, кто подготовит авторскую программу с методическими пособиями, рабочими тетрадями, полагается зарплата в 10 окладов. Директор имеет право заплатить учителю, который подготовил такую программу, эти деньги.
– Будут ли в сфере образования края казённые учреждения?
– Этот статус – для самых «несамостоятельных», для тех, у кого не предполагается никакой коммерческой деятельности. Такие учреждения, как и прежде, будут финансироваться строго по смете, вплоть до мелочей – покупки канцтоваров и расходов на связь. В нашей сфере этот статус сохранят детские дома.
– Сегодня вокруг закона ходит масса слухов. В частности, родители опасаются, что новые бюджетные учреждения будут наращивать платные услуги за счёт сокращения бесплатных. Это действительно так?
– Эти слухи не имеют под собой никаких оснований. Бесплатное общее образование у нас гарантировано Конституцией, и никто на этот пункт главного документа России покушаться не собирается. Дети по-прежнему будут бесплатно изучать все обязательные школьные предметы. Никакого перехода к платному образованию не будет.
Новый документ фиксирует то, что, по сути, в образовании уже есть. Если говорить о госзадании, то для школ сегодня аналог этого – нормативно-подушевое финансирование. Для вузов – контрольные цифры приёма на бюджет. Механизмы, которые упоминаются в законе, уже отработаны в рамках нацпроекта «Образование». Главное здесь – «деньги в обмен на обязательства». Именно по этому принципу и направлялись субсидии школам, вузам и учреждениям начального и среднего профобразования, победившим в конкурсах нацпроекта.
Повторюсь, закон даёт большую самостоятельность образовательным учреждениям. Это и сокращение издержек, и возможность перераспределения средств.
Допустим, сильная школа оказывает много платных услуг, имеет хорошую программу развития и получила статус автономного учреждения. В любом случае то, что входит в обязательный стандарт, будет бесплатным. И стандарт сейчас не только не сокращается, но даже расширяется. Например, для начальной школы предусмотрено увеличение обязательного времени на 10 часов за счёт внеурочной деятельности. Эти часы будут входить в основную образовательную программу и оплачиваться муниципалитетами.
Говорят, что нет стандартов, под которые можно было бы выделять госзадание. Это неправда. Сегодня в новых стандартах, которые вводятся в школе, как вы помните, есть три основных момента: результаты обучения (значит, есть что контролировать), структура программы и главное – требование к условиям обучения. Так что на сегодняшний день нормативная база под выдачу госсредств и под госзадание в образовании существует.
– Кто будет осуществлять контроль качества преподавания того самого базового курса, количества предметов, которые обязан преподать учитель?
– Органы управления образованием, в функции которого входят контроль и надзор за качеством образования и соблюдением законодательства в области образования. В Красноярском крае эти функции осуществляет служба по контролю в области образования.
– Говорят, что с переходом учреждений в новый статус увеличатся поборы с родителей.
– Закон о бюджетных учреждениях лишает школы возможности брать деньги за уже оплаченные государством услуги. Сегодня для того, чтобы родители могли легально заплатить за дополнительные секции или кружки, школе необходимо зарегистрировать какой-либо специальный фонд. А это аренда помещения, рабочие места для бухгалтеров, отдельное делопроизводство, налоги. С принятием соответствующего закона школам не нужно будет создавать фонды и нести дополнительные издержки, за которые в конечном счете приходится платить родителям.
– Какие услуги образовательные учреждения смогут оказывать за деньги?
– Платными могут быть редкие языки, танцы, гимнастика, дополнительные кружки и секции. Например, музыка и пение в школе преподаются бесплатно, а курсы «история музыки», «логика» предлагаются дополнительно за плату. Или, например, компьютерный класс до 15 часов работает бесплатно, а с 15 здесь могут оказывать платные услуги. Важно, чтобы школа опубликовала решение о платных услугах как решение школьного совета (управляющего совета), в который входят родители и учредители.
– Родители смогут проверить правомерность введения в школе тех или иных услуг за плату?
– Конечно. Механизм реализации и перечень платных услуг будет прописан в Уставе образовательного учреждения. Помимо того, в учреждениях должны быть разработаны и приняты Положения об оказании платных образовательных услуг, информация должна размещаться на информационных стендах и сайтах школ.
– Вячеслав Владимирович, можно ли гарантировать, что реализация этого закона в итоге не приведёт к ухудшению ситуации?
– Идеального ничего не бывает. Закон должен заработать, а дальше практика покажет его сильные и слабые стороны. В случае необходимости в документ будут вносить требуемые поправки. Уже сейчас принято решение об увеличении срока переходного периода до 1 января 2012 года. Это важно для того, чтобы и правительство, и субъекты, и муниципалы смогли подготовить изменения в соответствующие законодательные и подзаконные правовые акты. Закон носит рамочный характер, и его реализация потребует только на федеральном уровне разработки 94 новых нормативных актов. Необходимо всё тщательно рассчитать и продумать.
В прошлогоднем послании президента отмечалась низкая эффективность бюджетной сети, законодателям была поставлена задача приведения бюджетных учреждений в соответствие с современными реалиями. Сейчас бюджетные средства являются не платой за оказанные услуги, а деньгами, выделенными на содержание той или иной организации. У бюджетных структур отсутствуют стимулы к повышению эффективности своей деятельности. Отсутствие конкуренции в социальной сфере ограничивает возможности государства оказывать через подобные бюджетные структуры качественные услуги населению. Уверен, что реализация данного закона исправит ситуацию.



НА ЗАМЕТКУ

Обязательные школьные предметы, которые финансируются за счёт бюджета:
русский язык, литература (литературное чтение), математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физическая культура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности.
Ольга ИВАНОВА. >Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен