«Конкурент» беседует с генеральным продюсером рекламно-производственной компании «Город». Однажды бывший учитель танцев, радиорежиссёр и диджей Павел Стабров остался без работы, и ему пришлось создать своё – пожалуй, самое неординарное в городе – рекламное агентство. Сегодня руководитель и генеральный продюсер рекламно-производственной компании «Город» анализирует прошлое, рассуждает о состоятельности российского рекламного рынка, постигает таинства кулинарии и присматривает для себя домик на берегу тёплого моря. – Павел, чем занимаетесь сегодня, что нового, какие проекты в работе? – В плане бизнеса мы уже год занимаемся тем, что выживаем. Думаю, это именно так называется. Для нас этот год был очень тяжелым. Мы остались без государственных заказов, и коммерческих было очень мало, поскольку считается, что мы компания дорогая. Мы, видимо, сами создали такую легенду, хотя на самом деле это далеко не так. Так что время подумать у нас было, теперь строим планы на будущее и ищем новые возможности для расширения. Одним словом, пытаемся понять, как жить дальше… – Вы это только о компании говорите или о себе лично тоже? – Возраст подходит уже к той грани, когда приходит время задуматься, что называется, о пенсии. И появляются мысли, а не переехать ли куда-нибудь поближе к тёплому морю. За последний месяц я присмотрел два-три дома на берегу моря, в которых хотел бы жить. – А не рано ли еще о пенсии думать? – Сорок лет – думаю, уже пора. – И на побережье какого моря остановили свой выбор, если не секрет? – Это Карибы. – Почему именно эти острова? – А где-то есть море лучше? Я не встречал. – Павел, насколько серьезны мысли о том, чтобы пусть даже на время, но покинуть страну? – Серьезны абсолютно. Особо оптимистичных явлений в окружающей жизни в последнее время я практически не наблюдаю. К тому же, может быть, с возрастом, а может, просто поизносился я уже немного в этом климате, но зимы для меня становятся всё холоднее, и хочется на первых порах хотя бы полгода жить у теплого моря, а полгода здесь. – А как же ваш бизнес, ваша компания? – Мы с супругой ни в коем случае не собираемся рвать концы и сбегать. К тому же здесь остаётся достаточное количество людей. Заметьте, именно достаточное, потому что у нас нет огромного штата, только самые необходимые люди. Так что «Город» будет существовать. – Однажды слышала от вас фразу о том, что вы готовы платить своим работникам больше, чем себе самому. Вы не преувеличивали? – Так было всегда, и это абсолютно нормально. К примеру, принимая заказ на создание ролика, себе гонорар я ставлю заведомо ниже гонорара режиссера, художника или композитора. Это, можно сказать, узкие специалисты, и они за конкретную работу имеют право получать больше, чем я за общую. Я считаю, это правильно. – Интересная позиция. Павел, а как вообще, на ваш взгляд, рекламный рынок Красноярска пережил или еще переживает трудные в экономическом плане времена? – Если говорить откровенно, я никогда не считал красноярский рынок рекламы настоящим рынком, ведь он никогда не был действительно насыщенным, так что это, скорее, некая игра в рынок. И причина, я думаю, в том, что рекламный рынок – это всегда отражение товарного рынка. А собственного производства у нас, как известно, практически нет, да и торговля… Сами знаете – всё, что в Европе на распродажах, у нас в бутиках. Именно поэтому мы никогда не занимались серьезными бизнес-операциями, мы всегда занимались тем, что нам нравится, и воспринимаем свой бизнес, скорее, как игру. Другими словами, мы мало делаем необходимых шагов, чаще это шаги, которые нас устраивают. Хотя, конечно, последнее время для того, чтобы выжить, приходилось заниматься и тем, что не нравится. – Многие знают вас как борца с «нудной» рекламой. Борьба продолжается? – Действительно, реклама в нашей стране весьма скучная и нудная, и связано это, прежде всего, с политикой большинства телекомпаний, которым нужно лишь продать максимальное количество времени. Для этого и придуманы всевозможные пакеты и рейтинги. А вот креатив, к сожалению, в большинстве случаев отсутствует. В итоге эфир забит безликими заставками, ползающими титрами, бесконечными обувными и мебельными магазинами, рекламные ролики которых стоят по пять штук подряд в одном блоке, а нередко еще и озвучены одним голосом. Я с этим абсолютно не согласен и считаю, что в любом рекламном ролике нужно находить, а точнее, создавать изюминку, использовать необычные ходы. Каждый товар должен быть штучным, и это прежде всего касается рекламы. – Несколько лет назад вы принимали активное участие во всевозможных молодежных медиапроектах и конкурсах. Готовили кадры или просто интересно было работать с молодежью? – Еще несколько лет назад мы действительно пытались работать на будущее. Был разработан проект под названием «красноярский молодежный медиахолдинг», в рамках которого мы хотели создать настоящий спутниковый телевизионный канал для молодежи и силами молодежи. Ведь ни для кого не секрет, что молодежь от телевизора сейчас «отвернута» в большинстве своем. Мы хотели это изменить. Да и к тому же в Красноярске на тот момент ощущался дефицит молодых специалистов, качество эфира стало падать, старики стали уходить кто куда, а молодых никто не учил. К сожалению, то же самое происходит и сейчас, и если журналистов еще как-то учат, то вот режиссеров, осветителей, монтажеров в нашем городе просто нет. А в рамках нашего проекта и должно было быть создано некое ПТУ по подготовке кадров, и при этом молодых специалистов не просто бы учили, но и давали им возможность самореализоваться. К сожалению, воплотить это в жизнь нам не удалось, проект уже практически забыт. – Много среди молодежи встречали настоящих талантов? – Вы знаете, да. Талантливой молодежи у нас очень много. И это как раз такой возраст, когда нужно многое пробовать, а возможностей для этого, к сожалению, практически нет. Взрослые просто не пускают их в игру по взрослым правилам, если повезет – пойдешь дальше, а нет – значит, нет. А ведь молодых нужно учить и бросать в настоящее плавание. Могу сказать, что наше красноярское телевидение, которое некогда было флагманом регионального вещания, да и вообще было известно по всей стране, сегодня сдало свои позиции. Иногда просто волосы встают дыбом от того, что говорится с экрана и как говорится. Начиная с многострадальных «аэропортОв» и заканчивая правилами монтажа, освещения, режиссуры. Очень огорчает, когда люди рвутся нарушать правила, даже не зная их. И в итоге многие якобы смелые проекты являются просто элементарно безграмотными. – Никогда не было мыслей перебраться в столицу? Ведь там и возможностей больше, и рекламные бюджеты другие. – Нет, для меня Москва абсолютно некомфортный для проживания город. Даже после командировок в столицу я очень долго отхожу. Да и продюсеров там своих хватает, а работать исполнителем я уже точно не смогу: терпеть не могу, когда надо мной есть начальство. – Павел, расскажите о своих любимых профессиональных детищах. – «Изюминка» и «Заграница» – проекты, которые мы очень любим и которыми очень гордимся. Сегодня «Заграница» стала очень затратным и невыгодным проектом, но благодаря ему нам удаётся посмотреть мир. Не секрет, что автор этой программы – моя супруга Татьяна, а я нередко выступаю в роли оператора. Я уже лет десять вообще не был в отпуске, но если есть возможность поехать снимать «Заграницу» в качестве оператора, я сделаю это с радостью – для меня это интереснее, чем просто отдых. Но главное – это то, что у нас есть возможность показать людям, что в любой стране существует не только близлежащий к оте-лю пляж, шведский стол и бесплатный алкоголь, но и масса вещей и мест, которые действительно стоит увидеть. В итоге каждый раз, когда приезжаем в новую для нас страну, стараемся как можно быстрее «примерить» её на себя, почувствовать её, её дух, понять, комфортно ли нам было бы жить в этой стране и почему люди ведут себя там именно так, почему едят, к примеру, фрукты, а не черный хлеб с селедкой. Именно этим наша программа отличается ото всех других туристических – мы не можем за пятнадцать минут показать страну, но можем за двадцать получасовых выпусков. – Помните первую страну, в которую отправились с камерой в руках? – Конечно. Это была Венесуэла – удивительная страна, которая стала для меня настоящим откровением. – Вашу любовь к путешествиям не заметить нельзя. А «Изюминка» родилась, случайно, не потому, что сами готовить любите? – Очень люблю. И для меня буквально несколько дней назад наступил новый этап в постижении кулинарии – я научился обращаться с дрожжевым тестом. – Что испекли? – Просто хлеб. И булочки с кунжутом и тмином, но не это важно. Важно то, что я наконец-то почувствовал, что такое дрожжевое тесто. – Пекли по всем правилам или в ускоренном режиме в хлебопечке? – Нет, всё исключительно вручную. Хлебопечка – это совсем не то: насыпал всё по рецепту и забыл, потом вытащил готовый хлеб и съел. А здесь, когда собственными руками замешиваешь тесто и чувствуешь его – это абсолютно другое. Кстати, предпоследнее моё кулинарное откровение было три года назад, когда ко мне в гости приехал приятель из Киргизии и научил меня готовить правильный плов. Он привёз мне в подарок настоящий 22-литровый казан, изготовленный еще в 80-х годах, не новый, уже обкаленный и пропитанный жиром. И год назад, когда мы с этим же приятелем вместе работали на выборах в Иркутске, мы несколько раз готовили плов на сорок человек. Посреди Иркутска в обычном дворе, на досках, оторванных от ближайшего забора. (Смеётся.) – Хотите сказать, что казан с собой в командировки возите? – Ну да, бросил его в машину и поехал. Так что, возвращаясь к «Изюминке», могу сказать, что и я, и жена очень любим готовить. А сама программа рождалась в настоящих муках – мы давно хотели сделать кулинарный проект, но не знали точно, как он должен был выглядеть. В итоге концепция пришла сама, и опять-таки стала нарушением всех канонов создания кулинарных программ. Однако несмотря на это мы получили ТЭФИ, и это была абсолютно честная победа. На сегодняшний день проект этот тоже малобюджетный, и значительную часть материала в этом сезоне мы отсняли просто во дворе нашего дома в деревне, используя всё, что было выращено на собственном участке: кабачки, помидоры… – Получается, что супруга больше в кадре готовит, а вы дома? – Можно сказать и так. Хотя, конечно, мы оба дома готовим. Вот только она мясо не ест, а мы с сыном настоящие мясоеды, поэтому у нас с женой раздельное питание. (Смеётся.) – А фирменное блюдо у вас есть? – Конечно. Я очень люблю варить борщ, и об этом знают все друзья. Так что обычно я варю литров пять – восемь, не меньше, чтобы всем точно хватило. – Павел, расскажите о своем сыне. Сколько ему? – Уже 17. – Чем занимается? – Учится в ПТУ, осваивает профессию кулинара-кондитера. – Серьезно? – А почему нет? Причем это был его осознанный и исключительно собственный выбор. – Достаточно приземлённый и скромный выбор, я бы сказала… – А что здесь приземлённого? Хороший повар – профессия ничуть не хуже, чем дипломат. И она будет пользоваться спросом до тех пор, пока люди едят, а есть они будут, я думаю, всегда. И согласитесь, можно, конечно, ограничиться тем, чтобы готовить в местной столовой, а можно ведь вырасти и до абсолютно других высот. Одним словом, совершенствоваться можно бесконечно. – И как идёт освоение профессии? Получается уже у него что-нибудь вкусное? – Вполне. Сын у нас по натуре человек не особо кропотливый и, скорее, даже ленивый – что скрывать, эта черта досталась ему от меня. Думаю, поэтому в плане теоретической части он, бывает, и хромает, а вот что касается практики, то с этим у него всё хорошо. Даже на конкурсах побеждает. К тому же одно дело готовить по технологическим картам, и совершенно другое – подходить к процессу приготовления пищи творчески. Я, например, начал готовить, когда прочел книгу Вильяма Похлебкина. Меня настолько поразили мысли автора о том, что, оказывается, приготовления пищи не нужно бояться, этим нужно наслаждаться, что с тех пор я и готовлю. – Вы можете назвать себя публичным человеком? – Вряд ли. Я всегда был в неком андеграунде и не в тусовке. Нас с женой редко приглашают на всевозможные мероприятия, да нам это особо и не нужно, для нас важнее популяризировать свой продукт, чем самих себя. Поэтому мы редко появляемся в светской хронике и на фотографиях форматом полтора на два сантиметра, традиционно размещаемых на последних страницах глянцевых журналов. – Неужели никогда не хотелось «кусочка славы»? – А что есть слава? Согласитесь, это понятие весьма пространное. Однажды мы снимали программу, в которой я готовил шашлык и на камеру покупал для него на рынке мясо и пряности. Так вот потом еще года два продавцы узнавали и зазывали меня: «Товарищ режиссер, подходи, мясо вкусный дадим». В Дрокино, где мы сейчас живем, продавцы местного ларька тоже узнают, спрашивают, мы это или не мы, а если вдруг не хватает на что-то денег, достают тетрадочку и пишут: «Изюминка» – долг 15 рублей. Вот так нас знают. – Давно вы перебрались на постоянное место жительства в пригород? – Полтора года назад мы купили дом в деревне Дрокино. Нам там очень нравится, несмотря на то что дом до сих пор находится не скажу, что в отличном состоянии. Зато уже год, как мы провели водопровод, и у нас в доме появилась вода, в том числе и горячая. А до этого была только скважина во дворе и тоненькая струйка холодной воды. Да и вообще экстрима хватало – то крыша протечет, то еще что-нибудь. В общем, скучать точно не приходилось. – Если не секрет, зачем было помещать себя в такие достаточно экстремальные условия? – Надоело жить в скворечнике. В городе у нас была неплохая квартира, но при этом площадью строго столько-то квадратов, малюсенький балкон, опасения за припаркованный перед подъездом даже на час автомобиль и поразительная слышимость всего, что происходит в соседской квартире. А здесь пятнадцать соток земли, сад с ранетками и вишней, огород, гараж, баня, семь кошек и даже пара цепных псов, доставшихся нам в наследство от предыдущих хозяев. На своей земле ведь даже ощущаешь себя совсем иначе, здесь больше самостоятельности и, конечно, больше ответственности, ведь это уже настоящее хозяйство, где постоянно нужно что-то делать. – Вы сказали про наличие сада и огорода. Неужели занимаетесь сельскохозяйственными работами? – Конечно. В этом году мы вырастили свои овощи, и очень этим довольны. Не так давно посолили капусту – получилось безумно вкусно. Не пробовал ничего вкуснее, чем домашняя капуста и поджаренная картошечка. – Как время на всё находите? Ночью ведь невозможно заниматься садом и огородом – темно… – Ну, летом и ночь позже начинается. (Смеётся.) – Вашей увлеченности можно только позавидовать. Кстати, знаю, что когда-то вы не просто увлекались, а даже профессионально занимались танцами. Расскажите об этом. – Да, я с восьмого класса занимался бальными танцами. А началось всё с того, что приятель мой учился в десятом классе, и ему нужно было к выпускному балу научиться танцевать вальс. Вот он меня с собой и позвал. Так мы попали в школу танцев, где было восемьдесят девочек и пять мальчиков. Буквально через месяц пришли какие-то люди и забрали нас в ансамбль. Помню, как первый раз вернулся с занятий, и у меня было чувство, что я часа четыре играл в футбол, а не полтора часа танцевал. Зато уже в десятом классе мы открыли первую школу брейка в Красноярске. А потом нас всех раскидало по разным дворцам культуры. Я попал во Дворец культуры КРАЗа, где у меня был свой детский ансамбль. Ну а затем начались тяжелые времена, и пришлось всё это оставить. – Не жалеете? – Бывает иногда. Тем более что есть друзья и знакомые, которые достигли значительных высот в этом деле, готовят сейчас чемпионов мира. Смотрю на них и понимаю, как это здорово. – А когда вы сами последний раз танцевали? – Это было лет восемь назад в Турции, в одном из отелей. – И какой, интересно, это был танец? – Пасодобль. – Павел, давайте представим, что с момента нашей беседы прошло лет тридцать… Что бы вы хотели видеть? – К тому времени я точно хочу быть нормальным веселым здоровым старичком, жить на берегу прозрачного моря и иметь собственную маленькую яхту и самолет. Еще я хочу есть свежие манго и авокадо и пить хороший дешевый ром. К тому же, я думаю, мне будет скучно совсем ничего не делать, поэтому не исключаю возможности открытия маленького частного отеля номеров на десять. И, быть может, мой сын станет шеф-поваром в маленьком ресторанчике при этом самом отеле… |