[18]февраля[2009]
 
6(000184)

>Читайте в [следующем номере]
«В нашем доме единственное, что было, так это мешок кукурузы»

*Эво Моралес

Сергей ШУВАЛОВ:
«В Красноярске про меня никто не может сказать, что я кого-то подставил»

Самые удивительные города прошлого

Мишель ОБАМА: «Если Барак будет много работать, он может изменить мир»


- Под угрозой не только Ванкувер-2010, но и Сочи-2014

- Неделя оптимизма

- Михаил Прохоров – богатейший человек России

- Как прожить замечательную жизнь

- Смерть Элуаны Энгларо: хладнокровное убийство или акт милосердия?

- Индира ГАНДЗИЙ, 20 лет, модель агентства «МАКС моделс»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Времена непростые настали. Количество концертов существенно сокращается. Не только у нас, у всех артистов. Кризис коснулся всего шоу-бизнеса».

Николай РАСТОРГУЕВ,
народный артист России


 
Сергей ШУВАЛОВ: «В Красноярске про меня никто не может сказать, что я кого-то подставил»

«Конкурент» беседует с Президентом Ассоциации предпринимателей мелкого и среднего бизнеса, региональным представителем
общественного движения «Деловая Россия».

Скажу сразу, «поймать» для беседы экс-спортсмена, бизнесмена, «вождя» представителей мелкого и средних размеров бизнеса было, пожалуй, задачей посложнее, чем встретиться с кем-то из, как принято говорить, «первых лиц». Виной всему – постоянные деловые встречи нашего собеседника, переговоры, решение накипевших проблем в сложившейся экономической ситуации, – не до откровений перед диктофоном. Но миссия выполнена: за чашкой зелёного чая о «временах и нравах», сложностях малого бизнеса и прогнозах на будущее говорим с Сергеем Шуваловым.

– Если честно, смутно представляю род вашей профессиональной деятельности… Сергей, рассказывайте, чем вы сейчас занимаетесь?
– У-у-у, всю жизнь рассказать? Тогда тут газетной полосой не отделаться – можно книгу писать.
– Ну вот, а вы скромничали: мол, неинтересный я персонаж для интервью. И всё же – давайте по порядку: кто вы? Что делаете? С какой целью?
– Вообще, если серьезно уже начать говорить, – а пора бы, я думаю (Улыбается.), – я возглавляю Ассоциацию предпринимателей малого и среднего бизнеса. Если верить уставу, я – президент этой ассоциации. Но не нравится мне это слово – «президент», слишком уж громко оно звучит.
– А как лучше?
– На самом деле столько сейчас этих президентов, генеральных, управляющих развелось, что уже смешно. У нас как бывает: контора подведомственная одному человеку – полтора землекопа, а он – «президент корпорации» и так далее. Мне уже давно ничего никому не нужно доказывать. Я не суперглавный босс, я – руководитель.
– С этим разобрались. А для чего существует ваша Ассоциация?
– Это общественная организация краевого значения. Мы арендуем муниципальное помещение ДК «КрасТЭЦ», принимая на себя помимо арендной платы еще и эксплуатационные расходы, а они, поверьте мне, у здания 1954 года постройки далеко не низкие. За общим видом здания и техническим состоянием всех инженерных сетей и коммуникаций следит техническая служба.
– А зачем простым красноярцам-то ваша организация?
– Отвечу – на нас лежит достаточно большая общественная нагрузка. ДК можно даже назвать своеобразным досуговым центром для жителей Ленинского района. Это и парикмахерские, и кафе, всевозможные ателье, ремонт обуви. Здесь посетителям могут предоставить даже квалифицированную юридическую помощь. Так как повседневная деятельность членов Ассоциации – сфера товаров и услуг, требующая материальной ответственности, мы были вынуждены организовать свою службу безопасности, которая помимо охраны объекта в тёмное время суток следит за соблюдением правопорядка в самом ДК и на прилежащей к нему территории общественного пользования, что значительно снижает количество беспорядков в этом районе.
– Наверное, сложно управлять такой крупной общественной организацией?
– Не без этого, конечно. Для координации работы такой «махины» нам пришлось, что называется, с нуля создавать команду управленцев. Тот, кто сталкивался, знает, что процесс этот долгий и кропотливый, но результатом многолетней, в большинстве своем плодотворной работы явилась команда. Да, я не боюсь этого слова, именно команда классных управленцев, профессионалов своего дела. Это и бухгалтерия, и менеджеры, и администраторы, и юристы.
– И кто в вашей Ассоциации?
– Кто сюда может входить? Организация наша находится в промышленном районе города, понятно, что это предполагает: все заводы, промышленные предприятия, а точнее, бывшие рабочие этих самых обанкроченных структур – члены нашей организации. Приходят люди с мыслью: «Ну вот, станок у меня отобрали, буду заниматься бизнесом». Вступают в ассоциацию, а мы уже, как руководство такой общественной структуры, в свою очередь, должны грамотно сопроводить деятельность такого представителя из малого или среднего бизнес-сегмента. А это, надо сказать, не очень просто всё.
– И в чём сложности?
– Ну, мягко говоря, не всегда получается найти общий язык с властями. Административный пресс, знаешь ли, очень ощущается. Вот, скажем, нам в два раза подняли арендную плату за площади, а это – кабальные условия. У нас ведь ни финансовых дотаций, ни каких-то льгот – всё своими силами. В своё время я рискнул – вложился в этот проект создания Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса, взяв площади с гигантскими долгами в несколько миллионов рублей плюс пени. Потихоньку встали на ноги, начали стабильно и плодотворно работать, привели помещение в надлежащее состояние, а тут вновь такие потрясения. Речь здесь уже не о доходах надо вести, а об убытках, которые несут члены Ассоциации.
– Так, может, самому к депутатскому портфелю стремиться?
– Может быть, так кто ж нас туда пустит-то? (Улыбаясь.) Вот, так что «писаниной» и в городской Совет депутатов и в Заксобрание занимаемся регулярно, но дальше каких-то «чего вы жалуетесь?» или банальных отписок дело не идёт. А у нас в Ассоциации чуть больше 150 участников, и у каждого семья. Плюс ко всему – у каждого предпринимателя еще работника по три минимум, вот и считай – еще восемьсот человек, которые могут выпасть на улицу без средств к существованию и пополнить эту армию ищущих вакансии и митингующих у дверей краевой администрации. Естественно, что люди волнуются, естественно, что приходят ко мне с вопросами. А что им ответить? Это как снежный ком: нельзя сделать плохо только одному, всегда кого-нибудь «зацепит». У нас хватает общественной нагрузки. Ассоциация вот, к примеру, содержит городской молодежный военно-исторический клуб «Камелот», который находится тут же, в здании КрасТЭЦ. И это реальная возможность занять подростков из такого проблемного района города и оторвать, допустим, от пагубного пристрастия к алкоголю и наркотикам. Помимо этого, есть еще постоянные финансовые вливания в социальные проекты: спонсорская помощь, скажем, на праздники для ребят из детского дома «Наш дворик», который содержит Сергей Блинов вместе с компанией учредителей. Есть детский дом «Вдохновение», который находится в Черёмушках. Супруга моя, например, является учредителем благотворительного фонда «Живое дыхание», они занимаются беспризорниками, безнадзорными подростками и неблагополучными семьями. Собирают по подвалам таких сложных подростков, привозят им вещи и продовольственные товары, проводят беседы о правильной, хорошей жизни. Также в самом ДК устраивают благотворительные обеды для детей из малоимущих и неблагополучных семей, проводят развлекательные, образовательные и спортивные мероприятия.
Что-то я разошелся, да?
– А сам Сергей Шувалов – спортсмен в прошлом?
– На самом деле я действительно бывший спортсмен – занимался хоккеем с мячом достаточно долгое время. Играл сначала в «Металлурге», потом меня пригласили в «Енисей». В те времена они, конечно, гремели – попасть было просто нереально. Ну вот, Шувалов, мол, перспективный игрок – меня и взяли туда. Проблема была только вот в чем: если я был перспективным игроком в такой команде, как «Металлург», то в «Енисее» я стал просто заурядным игроком. Останавливаться на полпути – а в тот момент это означало сидеть на скамейке запасных – не в моих правилах. Вот и пришлось приложить в течение нескольких лет немало усилий для того, чтобы пробиться в тот звёздный состав: я добился выхода на большой лед – меня взяли в команду мастеров. Играл с такими звёздами, как Сергей Ломанов, Игорь Бондаренко, Виталий Ануфриенко, Юрий Лохонин, в основном составе. Получил мастера спорта, «международника» не получилось – началась перестройка.
– И?
– И я ушел из профессионального спорта. Но, несмотря на это, спорт и сейчас занимает значительное место в моей жизни. Применительно к Ассоциации это выражается в том, что мы выставляем команды, состоящие из членов нашей организации, на районные, городские соревнования и спартакиады. Поддерживаем общемировую тенденцию вести здоровый образ жизни и привлекать к занятиям спортом широкие массы населения. Сейчас вот спортсмены Ассоциации активно готовятся к Олимпиаде в Сочи. (Смеётся.)
– А ведь запросто могли развивать спортивную карьеру, в общем-то.
– А она была у меня, карьера эта. Мы, представляешь, в те застойные времена ездили за границу. С кагэбэшниками на пару. Тогда ФСБ не было, были они. Вот так, в состоянии полнейшего контроля, и осуществлялись выезды легендарного хоккейного клуба «Енисей». Из гостиницы не выходить, лишнего не сказать, по магазинам – не дай бог, чтобы сознание не потерять от ассортимента. Из-за этого, видимо, не овладел швецким языком. (Улыбается.) Но спортивной славы я хватанул, меня до сих пор все помнят, со многими поддерживаем отношения.
– Выражение есть: «Цель оправдывает средства». Вы целеустремленный человек? Есть ли какие-то жизненные принципы и рамки, за которые никогда не выйдете?
– Я очень принципиальный человек, но, к моему глубокому сожалению, у многих сейчас этих самых принципов просто не стало. Те, кого называл друзьями, обманывают, близкие друг друга продать ни за грош готовы, каждый сам за себя. Оглядываясь назад, я понимаю, что рос среди людей и получал уроки жизни от тех, для кого слова «честь» и «честность» не просто слова, а жизненное кредо. Конечно, сейчас многие скажут, мол, какие принципы – хапай, пока есть возможность, не смотря на то, кем ты выглядишь со стороны, подставляй ради своих шкурных интересов – вот и весь принцип. Я очень дорожу дружбой, я очень дорожу своей репутацией, может, как-то высокопарно звучит, но – про меня никто не может сказать в Красноярске, что я кого-то подставил или поступил непорядочно.
– Про школу жизни – примерно всё ясно. А что насчёт диплома гособразца?
– Он есть, не поверишь, синий такой. (Смеётся.) Когда в хоккей играл ещё, в Аэрокосмической академии нынешней учился, но не выдержал натиска высшего образования – и этот гранит там не сгрыз, перевёлся в Политехнический институт на эконом. Приходилось постоянно совмещать учебу в вузе, непрерывный тренировочный процесс и постоянные выезды в составе ХК «Енисей» на различные соревнования и сборы. В общем, диплом дался очень нелегко, но всё же он, заслуженный непосильным трудом, есть.
– Новые песни о главном, как говорится: про кризис…
– Кризис? Почувствовал. Он, знаешь, вроде как и не чувствуется, пока не начинаешь с конкретными человеческими историями из жизни сталкиваться как руководитель. Такая же тенденция пошла – кто закрывается, кто бизнес свой перепродаёт, что резко сокращает объемы производства или вообще в другую отрасль переходит: не выдерживают предприниматели – народ евро и доллары покупает, а не тратится на одежду и предметы роскоши. Сказать, думаю, стоит, что у нас в Ассоциацию входят не «простые челноки» и рыночные торговцы, а предприниматели покрупнее и посолиднее, бизнес у людей – шубные ателье, производство головных уборов, ювелирные мастерские, стоматологическая клиника, сети ремонтов обуви, парикмахерские, салоны красоты, канцелярия – сфера услуг, в общем. А так – страшно, конечно, за то, что будет. Народ напугался, а он, если напугался, денежки свои рефлекторно припрятал подальше или сконвертировал во что-то нужное. Как следствие – покупать перестали, потока клиентов нет, магазины стоят, а их владельцы влезают в долг: за аренду надо отдать, за коммунальные услуги надо заплатить, да и чтобы спать спокойно, на налоговые сборы отложить… Вот она, простая кризисная арифметика. Вот с экранов только и слышишь из уст власть держащих: «Мы поддерживаем малый и средний бизнес, развивайтесь». Но, к моему огромному сожалению, эта поддержка не всегда до нас доходит.
– ВЦИОМ проводил исследования среди россиян, на чём они готовы экономить. Лидер ответов – «на развлечениях и отдыхе», второе место – у ответа «на собственном гардеробе». Сергей, вы вот готовы экономить?
– Готов. А тут, знаешь, даже и не заметишь, как начнешь «прижиматься», – экономия в существующей ситуации автоматически получается на всём. Приходится отказывать своему «хочу». С другой стороны, такие привлекательные условия сейчас везде – грех не брать. (Улыбается.)
– А давайте-ка о бизнесе и дружбе. Деньги, говорят, портят отношения…
– И правильно говорят. Друзьям взаймы я даю, и даже все этой моей добротой пользуются, но скажу тебе – лучше не давать.
– Приходилось обжигаться?
– Да постоянная практика! Ты, шея в мыле, пытаешься перезанять, выручить человека из сложившейся ситуации, а в итоге выходит, что, придя за своими же деньгами, ты еще и «крайний». Навсегда в голове остался старый еврейский анекдот. Пришёл к еврею друг: мол, займи, денег. Тот ответил: «Целуй мне руку». Ну, друг на дыбы, мол, зачем так-то? На что еврей этот сказал: «Когда я приду к тебе за своими деньгами, я тебе буду ноги целовать». Кажется абсурдно – а ведь в точку: у меня было много случаев, когда я, занимая для друзей и помогая им, в итоге прихожу и умоляю вернуть мне мои же деньги. Зарекаюсь не давать взаймы – но просят-то в основном самые близкие, как отказать? Ведь с такими легендами приходят – «ты последний, у кого могу занять». А то, что отношения, которые замешены на деньгах, портятся, – факт. У меня есть друг давнишний – никогда не занимает, хоть расстреляй. А в итоге – и деньги целы, и друзья на месте.
– Что насчет хобби?
– Мы с друзьями очень любим играть в футбол и большой теннис, стабильно рубимся в спорткомплексе «ВОЛНА», не на жизнь, а на смерть. На сок. (Смеётся.) Детей привлекаем своих – у меня дочери 12 лет и сыну шесть – с удовольствием папу поддерживают в его спортивных начинаниях.
– Сергей, а путешествуете часто? Что впечатлило из последнего?
– Каждый год бываю. Знаешь, ничего особенного уже, удивить нечем. Впечатлило тогда, когда первый раз за границу уехал с командой, в Швецию, в Стокгольм. Вот это, скажу я тебе, впечатления! Представь, из страны, где всё по талонам, по спискам и из-под прилавка по большущему блату, прилетели, как нам казалось, в рай, – ходили с открытыми ртами, как по музею. Заварку даже такую, в пакетиках, «Липтон», первый раз там увидел – казалось, что-то нереальное супротив нашего-то заварника, накрытого полотенцем, где чай томится. «Жувачка» опять же – хоть уже и взрослые были, но счастью не было предела. Шмотки все… Заходили в спортивные магазины – глаза разбегались у нас, детей дефицита. А сейчас – летаем семьей для поддержания здоровья, так сказать. Супруге, Оксане, нравятся все эти поездки – она холода не переносит, плюс мотивирует тем, что детей надо закаливать, морской воздух, все дела. Раньше думал, это так, ваши женские хитрости – давите на «святое». А оказалось, действительно, стоит не съездить за порцией солнца и моря – дети засопливили, и вот папа уже целую аптеку домой завозит.
– Продолжая «отпускную» тему, давайте сыграем: вы летите на остров, можете взять отсюда, с материка, три вещи, жизненно необходимые.
– А там что с погодой?
– Жарко там – пальмы, море и песок.
– Тут, наверное, подвох, да? Наверное, есть какие-то умные ответы? Если спрашивать о том, без чего не прожить? Семья, мама, брат и… машина моя. А-а-а, еще мобильник – однозначно, не то что на необитаемый остров, я дома-то его забуду – всё, «инвалид», как без рук.
– Ещё ситуация: предложили сыграть в кино…
– Сыграл бы! Злодея, однозначно. Ну не комиком же мне быть, правда? Но такой злодей, знаешь, который в конце фильма исправился и спас мир.
– Вы минусы свои знаете?
– Упрямый характер, наверное, хотя во многих жизненных ситуациях только он и выручает.
– А что с характером не так?
– Нордический. (Смеётся.) Знаешь, мне иногда не хватает просто сдержанности. Кто-то если перегибать начинает в отношениях, тут уже не до деликатности и такта… Но вообще как-то странно: испокон веков у нас в стране нужно показать кулак, чтобы тебя услышали. Плюс ко всему нынешний этот бешеный ритм, гонки за тем, чтобы урвать свой кусок пирога, так людей меняют: ничего святого, деньги в глазах – где-то выгоду увидели, мечутся туда-сюда. Очень жалко одного – что среди таких людей есть те, кто с тобой рос и кого ты считал своим хорошим знакомым. Я умею дорожить дружбой, давно для себя принцип такой сформулировал: «если ты не нужен другу, зачем тебе такой друг?» Простые слова, но всё ставят на свои места в жизни.
– А чем гордитесь больше всего?
– Своими детьми. У меня прекрасная дочь Елизавета и сын Степашка. Кстати, такая эпопея была с тем, как Стёпу называли. У меня жена беременная ходила когда еще, тёща приходит и у неё спрашивает: мол, ну как Стёпка-то там, беспокоит? Я в шоке, конечно, думаю – жизнь пацану покалечить решили с таким именем. (Смеётся.) Ну и так тещечка все девять месяцев Степаном и звала. К тому же моего друга и в какой-то мере учителя тоже Степаном зовут, замечательный человек. Вот так я и поддался такому вероломному женскому натиску.
– О чём мечтает Сергей Шувалов?
– О счастье.
– А в чём счастье?
– «А в чём счастье, брат?» (Улыбается.) У каждого своё понимание счастья. Для меня, наверное, это спокойствие, уверенность в хорошем будущем моей семьи, в завтрашнем дне и стабильности.

Майя СУХОРУКОВА. >Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен