[13]января[2010]
 
1(000227)

>Читайте в [следующем номере]
«То, что делаю на арене я, не могут ни Эдгард, ни Аскольд Запашные»

* Мстислав ЗАПАШНЫЙ

Настя ЗАДОРОЖНАЯ: «Любая женщина мечтает поучаствовать в откровенных фотопробах»

2009-й год:
любовь
и смерть,
добро и зло...

«Аватар»: революция в кино или просто фантастика?


- Будущее – 2010

- Прогноз экспертов: фондовый рынок будет расти

- Галина УЛАНОВА: «Не могу сказать, что я люблю балет как таковой»

- Toyota RAV 4: Родоначальник поколения «паркетников» с городской пропиской

- Новогодняя экзотика

- Татьяна ХАУСТОВА, 19 лет, модель агентства «Models X File»:

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Долго не мог поверить, что сало в шоколаде действительно существует. Очень вкусное. Дома или в ресторанах скручивают его рулетиками, макают в растопленный шоколад и кладут в холодильник. Когда угостили, я просто обалдел!»

Виктор ЧЕРНОМЫРДИН,
советник и спецпредставитель президента России по вопросам экономического сотрудничества со странами СНГ.


 
Галина УЛАНОВА: «Не могу сказать, что я люблю балет как таковой»

Театральный мир отметил столетие со дня рождения великой русской балерины.

Её называли обыкновенной богиней, человеком другого измерения, душой русского балета и его поэзией. В её танце всегда присутствовала недосказанность, отрешенность и углубленность в себя. Такой же Галина Уланова была и в жизни – замкнутой, отрешенной, неприступной. С одной стороны, о ней известно многое, с другой – её жизнь остаётся тайной.


Как лошадь в шорах

Она не была красива: небольшие глаза, неправильные черты лица, без блеска и лоска. Но танец Галины Улановой был настолько одухотворен и строго выразителен! Говорили, что Уланова несет своим искусством некую идею непорочности и целомудренности.
В отличие от многих других звёзд Большого, о ней никогда не сплетничали. Повода не было.
Еще Уланова была первой звездой, открывшей эру зарубежных турне советского балета. Самыми знаменательными были первые гастроли Большого театра в 1956 году в Лондоне, где великая балерина танцевала Жизель и Джульетту и имела триумфальный успех, равного которому, по свидетельству зарубежных авторитетов, не видели со времен Анны Павловой.
Ею восхищались все: домохозяйки и балетоманы, выдающиеся композиторы и артисты. Но сама балерина всегда держала людей на солидной дистанции. У неё практически не было близких друзей. Галина Сергеевна всегда мало говорила и даже получила прозвище «Великая Немая». Интервью балерина давала крайне редко и неохотно, а во время немногочисленных бесед с журналистами могла, например, сосредоточенно зашивать свою балетную туфельку. Однажды она скажет: «Жизнь моей души принадлежит только мне…» Уланова обожала состояние одиночества.
И в старости не стеснялась своей нелюдимости: «Раньше в Петербурге ходили конки. На лошадей надевали шоры, чтобы ничто их не отвлекало. Вот в таких «шорах» я и проходила почти всю свою жизнь. Чтобы ничто не мешало работать, думать о своей профессии. Самое комфортное для меня состояние – одиночество. Обычно я не подхожу ни к кому. Если подходят ко мне, начинают говорить о театре – тогда я испытываю ощущение, как от инъекций».
Её пятикомнатная квартира в высотке на Котельниках была истинной крепостью. Жилище было заполнено удивительными вещами. Зелёные холодильники, кукла Щелкунчик в человеческий рост, подаренная ей Большим театром 8 января 1980 года в день её рождения, Микки-Маус, презентованный американской девочкой; старинная питерская мебель, доставшаяся от матери, музыкальный центр и телевизор, привезенные из Японии. А также предметы, принадлежавшие Павловой, Марии Тальони, портсигар Шаляпина с билибинским рисунком и автографом Шаляпина...
Впрочем, в целом к материальному миру Уланова была весьма равнодушна. Когда балерине сообщили, что у неё угнали машину, ни один мускул не дрогнул на её бесстрастном лице.
Играла в индейцев и мечтала стать моряком
Галина Сергеевна Уланова родилась в Петербурге. Её отец – Сергей Уланов – артист и режиссёр балета Мариинского театра, мать – Мария Романова – артистка балета. С 1917 года Мария стала педагогом Петроградского хореографического училища. Девочке просто предназначено было стать балериной, хотя это вовсе не являлось её собственным желанием.
Больше всего маленькая Галя любила играть с мальчишками в индейцев и мечтала стать моряком. Она росла неприветливой и замкнутой, еще в детстве признаваясь матери, что «по горло сыта обществом чужих».
Потом она признавалась близким: «Знаете, какая странность... Не могу я сказать, что я люблю балет как таковой... Может, потому, что через мою жизнь не прошло какое-то потрясение, я ведь не застала Анну Павлову, Тамару Карсавину, Ольгу Спесивцеву, Вацлава Нижинского... Его я испытала во МХАТе на спектакле «Дни Турбиных», который стал самым сильным театральным впечатлением моей жизни...»
Галю определили в Ленинградское хореографическое училище. Вначале Галя ненавидела занятия, однако чувство долга, воспитанное родителями, брало верх. Юная балерина поражала всех своим упорством и трудолюбием. В классе она быстро стала одной из первых учениц.
После выпускного спектакля в 1928 году Уланова была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета и дебютировала в партии принцессы Флорины («Спящая красавица»). Уже через полгода состоялось её выступление в «Лебедином озере». Потом были Аврора, Раймонда, неповторимые образы пушкинской Марии («Бахчисарайский фонтан») и шекспировской Джульетты. Вершиной трагедийного танца Улановой стала роль Жизель.


Целилась из лука в Сталина

Количеству её регалий мог позавидовать любой лидер коммунистической эпохи. Народная артистка СССР, дважды Герой Социалистического труда, четырежды лауреат Государственной премии СССР, лауреат Ленинской премии 1957 года. А еще премия имени Анны Павловой Парижской академии танца и премия Оскара Парселли «Жизнь ради танца». Балерина была почетным членом Американской академии искусств, награждена Командорским орденом за заслуги в области искусства.
Улановой восхищался сам Сталин. Впервые «вождь всех народов» увидел её в роли Дианы в балете «Эсмеральда». По ходу действия героиня целилась из лука в сторону боковой ложи, где сидел Сталин. У балерины замерло сердце: НКВД мог обвинить Уланову в покушении на вождя. Но всё обошлось – Сталин пригласил труппу на приём в Кремль. А после банкета предложил 25-летней Галине пройти в кинозал, где гостья оказалась рядом с небожителем. Позже Уланову спрашивали, не было ли ей страшно. «Да нет, – отвечала Галина Сергеевна, – просто неловко чувствовала себя рядом – это же такая величина была. А страшно стало после его смерти, когда мы узнали, что делалось в те годы».
Сталин дал оценку балерине в трёх словах: «Уланова – это классика».
Ещё при жизни ей были установлены памятники в Санкт-Петербурге и Стокгольме. Имя Галины Улановой присвоено ювелирному алмазу весом 164,70 карата, добытому в марте 1998 года на алмазной трубке «Удачная» в Западной Якутии. А в Голландии был выведен сорт тюльпанов «Уланова».
Она говорила, что не любит ходить на концерты – там ей мешает свет, и она неловко себя чувствует оттого, что рядом люди, – «я лучше, глубже воспринимаю музыку, когда одна дома слушаю пластинки или записи по радио».
У балерины не было увлечений, не связанных с профессией. Правда, она любила отдыхать на природе (на малообитаемом тогда озере Селигер) и обожала животных.
После ухода со сцены Уланова заступила в Большом на должность педагога-репетитора, хотя ей этого и не хотелось. Ей хотелось, уйдя со сцены, наладить домашнюю жизнь. Но именно с этим у балерины не заладилось, а вот в педагогической деятельности она добилась огромного успеха. Её учениками были Васильев и Максимова, многие знаменитости Большого, в том числе и сегодняшнего балета (например, Николай Цискаридзе). Уланова говорила о своих подопечных: «Они мне и дети, и внуки, своих ведь нет…» Ещё родители объяснили: либо дети, либо сцена.
До конца жизни она ходила на высоких каблуках и отличалась лёгкой походкой и элегантностью. Ежедневно делала часовую зарядку с элементами балетных па. На склоне лет весила столько же, как и в молодые годы, 49 килограммов.

Пять мужей и лучшая подруга

О своих сердечных тайнах Уланова не рассказывала никому и никогда не объясняла, почему в 17 лет вышла замуж за маленького лысого преподавателя музыки Исаака Милейковского. Через год Галина с ним рассталась и увлеклась дирижером Кировского театра Евгением Дубовским. Но и их гражданский брак тоже оказался недолговечным.
В конце тридцатых ведущая солистка Кировского театра получила путевку в подмосковный санаторий Барвиха, где тогда отдыхала творческая элита страны. Там она познакомилась со знаменитым актёром и режиссёром Юрием Завадским. Он был старше неё на 16 лет. Юрий Александрович был избалован женским вниманием и считался одним из самых привлекательных мужчин Москвы. Среди его многочисленных поклонниц была Марина Цветаева, среди жен – Вера Марецкая.
Завадский был покорен Улановой. Он приехал в Ленинград, чтобы добиться её взаимности. Вскоре Завадский и Уланова расписались. Вместе они прожили почти 10 лет, но отношения их складывались непросто. Юрий Александрович требовал к себе внимания, а Уланова не хотела жертвовать сценой ради семейного благополучия. После войны пара окончательно рассталась, сохранив удивительные отношения. В течение многих лет Завадский будет приходить на все спектакли балерины.
В 1949 году балерина встретила Ивана Берсенева. Знаменитый актер и режиссер театра Ленком был старше Галины Сергеевны на 21 год. Уланова не скрывала, что влюблена. Иван Николаевич очень переживал из-за разрыва с женой, актрисой Софьей Гиацинтовой, с которой прожил 35 лет. Обвинял себя в измене и предательстве, но прекратить роман с Улановой было выше его сил. В 1951 году Берсенев умер. На панихиде по Ивану Николаевичу у гроба стояли две женщины – законная жена актриса Софья Гиацинтова и великая балерина Галина Уланова.
После смерти Берсенева Уланова была безутешна, мучилась бессонницей и долго не могла смириться со смертью Ивана Николаевича. Балерина ни с кем не делилась своей душевной болью. Только в танце она могла раскрыть свои чувства, рассказать о трагедии утраты. Через три года Галина Уланова снова вышла замуж. На этот раз её избранником стал Вадим Рындин, главный художник Большого театра.
В 1960 году балерина ушла со сцены и рассталась с Рындиным. Вадим Фёдорович любил Уланову, но не сумел справиться со своей слабостью – он пил, с годами всё больше и больше. Галина Сергеевна с этим смириться не могла.
В начале семидесятых Галина Сергеевна познакомилась с Татьяной Агафоновой. Известная журналистка из «Комсомольской правды» стала личным секретарем Улановой и поселилась в её квартире. Агафонова была младше Галины Сергеевны на 20 лет. У многих присутствие Татьяны Агафоновой рядом с великой балериной вызывало недоумение, пересуды и сплетни. Постепенно старые друзья стали один за другим покидать улановский дом.
Татьяна Владимировна полностью избавила Уланову от всех бытовых проблем. Галина Сергеевна не представляла, как вызвать слесаря, если сломается кран, где находится сберкасса. Она не знала, как работает стиральная машина, как включить телевизор. В апреле 1993 года Татьяна тяжело заболела. Уланова стала ухаживать за подругой, выучилась готовить каши, делала массаж, отказывалась от дальних поездок, но продолжала работать и каждый день ходила в театр. В марте 1994-го Татьяна умерла.
Уланова сильно переживала смерть подруги и заметно сдала. Целый год провела в больнице, затем вернулась в пустую квартиру. Ей предлагали помощь, она отвечала: «Спасибо, спасибо. Как-нибудь в другой раз». Сама ходила в магазин, занималась уборкой, сама готовила себе еду, простые блюда – тушёные овощи, бутерброды. Радовалась, когда знакомые приносили ей фрукты или творог.
Умерла великая балерина 21 марта 1998 года в возрасте 88 лет. По свидетельству нескольких близких ей людей, незадолго до смерти Уланова уничтожила все бумаги, из которых можно было что-то узнать о её частной жизни.

 

 

 

Елена ЕВМЕНОВА,
адвокат:

 

– Галина Уланова, конечно, легендарная личность, о которой знает каждый россиянин. Это действительно великая русская балерина. Мне кажется, классический балет всегда был и будет актуален, а в России тем более, ведь помимо того, что это очень красивый вид искусства, для нас это уже национальный бренд, который, безусловно, должен существовать, и мне кажется, он всегда будет существовать. Я считаю, что балет – это бесценные и бессмертные традиции в искусстве, которые должны продолжаться.


Арэг ДЕМИРХАНОВ,
народный архитектор России:

 

– Я с детства мечтал о балете, но совершенно ошибочно занялся строительством из бетона, стекла и камня. Как человек, проживший очень долгую жизнь, проверивший все свои убеждения, по-прежнему считаю первейшими из искусств музыку и, конечно же, танец, поскольку он вне границ, он объединяет людей. Галина Уланова для меня – часть жизни, эстетики в её глубинном бессловесном понимании, олицетворяющая всё то, во что я верю, чем восхищаюсь. И пусть лучше об этом скажет моё открытое письмо Михаилу Годенко:
Когда берёт за горло грусть,
А мышцы боль таят,
Я рассуждаю: «Ну и пусть
Мои дома стоят».
Но где-то в самой глубине
Не устаёт болеть,
Что не пришлось при жизни мне
Свой вес преодолеть.
Я в обученье к вам хочу!
Пусть будут пота реки!
Хоть на мгновение взлечу
И отключусь навеки.
И пусть меня за это чтут
Свои и иностранцы,
Когда в надгробии прочтут:
«Вот этот умер в танце».

Иван КАРНАУХОВ,
ведущий солист Красноярского театра оперы и балета:

 

– Галина Сергеевна – самое дорогое и самое яркое, что было в русском балете за последние сто лет. Её танец несёт в себе краски той жизни, которую она проживала в каждой роли. Всю свою жизнь она посвятила сцене, своему творчеству, своим ученикам, которые продолжают её путь и передают её секреты новым поколениям танцовщиков. Сегодня балет вновь поднимается после некоторого спада во время перестройки. Сейчас в России очень много ярких, талантливых звёзд. Сравнить их с Галиной Улановой невозможно, потому что это разное время, разная эстетика. Зачастую сегодня у артистов балета теряется та духовность танца, тот классический эстетизм, который несла Галина Сергеевна. Встретить его – большая редкость. Но классический балет не уходит, он развивается, появляются другие стороны, которые на сегодняшний день более актуальны.

Анна КУЛАКОВА,
ведущая новостей «Сей Час» телекомпании АИСТ (Иркутск):

 

– Первое воспоминание о балете – это, конечно, «Щелкунчик», который я посмотрела ещё в начальной школе. Конечно, когда маленький, не запоминаешь деталей, да и сюжет не особо понятен. Но зато оформление, костюмы, музыка… Ребёнок воспринимает ни так, как взрослый, но всё равно я смотрела с удовольствием. Сегодня русский балет – это, наверное, единственное, что можно смотреть, не разочаровываясь. Красивые артисты, интересные постановки, костюмы. Безусловно, русский балет неразрывно связан с именем великой советской балерины Галины Улановой. Настоящее искусство, пластика, красота, желание просто любоваться её танцем. Недавно я была на спектакле, в нём были задействованы ученицы детской балетной школы. Маленькие балерины лет по семь-восемь, словно снежинки в белых пачках. И, глядя на них, понимаешь, что у русского балета ни только великое прошлое, но и многообещающее будущее.

Владимир ШАГИН,
директор и художественный руководитель Иркутского музыкального театра имени Загурского:

 

– Галина Уланова – величина и прима не только в русском, советском, российском балете. Это непревзойденная звезда мирового балета. Она была долгожителем на балетной сцене, потом длительное время преподавала и воспитала не одно поколение артистов. Безусловно, в нашем балете есть немало и других ярких имён, но, на мой взгляд, именно Уланова в советскую эпоху вывела балет на иной уровень, советский балет стал известен и оценён во всём мире. По популярности он превзошёл даже русскую оперу. Это заслуга Галины Сергеевны Улановой. Вообще к балету лично у меня очень трепетное отношение, из всех видов искусства мне он наиболее импонирует. Вместе с лёгкостью и красотой танца, которую видит зритель, это ещё и колоссальный физический и эмоциональный труд артистов. Я имею в виду настоящий, профессиональный балет.

Материал подготовили Михаил ДМИТРИЕВ и Ольга ИВАНОВА.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен