Президент России Дмитрий Медведев убежден, что уже сегодня, когда мировой экономический кризис еще не достиг своего дна, Россия должна перестроить свою экономику, чтобы быть готовой к грядущим кризисным ситуациям. Об этом он заявил, выступая на заседании президиума Госсовета по вопросу повышения эффективности мер господдержки реального сектора экономики, прошедшего в Иркутске. Кроме того, он призвал быть готовыми к тому, что кризис повторится через 7–15 лет. «Мы находимся сейчас в очень непростой ситуации, кризис продолжается, его апогей не достигнут», – сказал Медведев, отметив, что это касается не только России, но и других стран. «Это заставляет нас обращаться к такого рода проблемам снова и снова. Мы поговорим сегодня об эффективности тех решений, которые принимались, но при этом мы должны думать и о перспективах», – заявил президент РФ. Он назвал задачей номер один «безболезненно пройти период кризиса». «Мы не можем, с другой стороны, позволить себе на будущее сохранять старую и не соответствующую современным потребностям структуру экономики», – подчеркнул глава государства. «Несмотря на то что мы находимся в непростом положении, мы должны заниматься сейчас и диверсификацией экономики, и развитием инфраструктуры, и укреплением финансовой системы», – заявил он, отметив, что это необходимо для будущего страны. «Когда мы преодолеем все эти проблемы, кризис закончится, мы должны постараться получить новую ситуацию, чтобы с учетом цикличности развития экономики через 7–10–12–15 лет, когда созреет очередная кризисная волна, она нас накрыла в меньшей степени», – сказал Медведев. «Занимаясь сегодня такого рода мерами, мы в значительной степени думаем о будущем. Мы должны переориентировать экономику и создать готовые для реализации проекты, причем речь должна идти именно о проектах, а не адресной поддержке отдельных предприятий», – подчеркнул Медведев. По его словам, до сих пор это властям «удавалось не блестяще». На встрече с губернатором Иркутской области Игорем Есиповским Медведев заявил, что промышленный потенциал России должен быть сохранен для дальнейшего посткризисного развития. «Если сейчас опуститься ниже плинтуса, ниже какого-то уровня, то потом мы столкнемся с такой же ситуацией, как в 90-е годы, – это категорически недопустимо», – сказал президент. По его словам, «очень важно, чтобы в будущем мы из текущего кризисного состояния вышли с наименьшими потерями, для того чтобы нам не пришлось заново поднимать наш реальный сектор так, как это происходило в 90-е годы после развала Советского Союза». Медведев подчеркнул, что «такой сценарий неприемлем». «Мы должны думать и о том, чтобы сохранить производство и сохранить основные рабочие места», – отметил он. Глава государства подчеркнул, что в настоящее время «нельзя зацикливаться» на кризисных явлениях и нехватке финансовых средств. На заседании Госсовета президент России подверг критике чиновников за неспособность работать быстро и эффективно. «Очень медленно работаем, неприемлемо для кризиса», – сказал он. Глава государства посетовал на то, что эффективность реализации разработанных мер по борьбе с кризисом оставляет желать лучшего, а по некоторым направлениям механизм реализации просто отсутствует. «Из всех регионов поступает тяжелая информация: большинству предприятий кредиты недоступны, ставка сохраняется на уровне 20% и выше», – подчеркнул Медведев. «Активы компаний обесценились, но банки, естественно, требуют стопроцентное залоговое обеспечение; эту проблему мы обсуждали с правительством, с бизнесом, и одно из решений, которое было найдено, – предоставление господдержки в виде гарантий, покрывающих около 50 процентов кредита», – напомнил президент. «Однако правила предоставления гарантий были утверждены только несколько дней назад», – отметил глава государства. Медведев также сказал, что в условиях кризиса «существенным элементом становится госзаказ, но размещение заказов для федеральных нужд, в том числе по гособоронзаказу, очень сильно затянуто». «Подписание контрактов ожидается только во втором квартале этого года, а финансирование, соответственно, только в третьем квартале, тем временем в связи с неплатежами на ряде оборонных предприятий уже отключают электричество», – подчеркнул Медведев. «Это проблема не макроэкономического порядка, это не следствие сложностей в мировой финансовой системе, это просто наша неспособность быстро и качественно работать», – указал президент. * * * Между тем президентский кадровый резерв, первые сто имен из которого стали известны накануне, может пригодиться власти уже в марте, когда планируются большие перестановки в правительстве. Перемены ожидались ещё осенью, но их пришлось отложить из-за войны с Грузией и начавшегося кризиса. Предполагается, что президентская сотня будет использоваться при выборе чиновников уровня министров и губернаторов, которых назначает президент. В частности, перестановки возможны в Минобрнауки, Мин- экономразвития и Центробанке. Накануне о кадровых переменах предупредил Медведев, сменивший чуть ранее четырех губернаторов: «Это значит, что будет идти процесс ротации кадров». Над составлением списка около полугода трудилась администрация президента. Кандидатов в резерв предлагали 172 эксперта из разных сфер деятельности. Каждому предлагалось назвать до 11 кандидатов: по три человека максимум из федеральных и региональных органов власти, а также из бизнеса; до двух человек из сферы науки, образования и общественных организаций. Получился список из 1211 человек. Первая сотня, с которой президент встретится в марте, была составлена по рейтинговому принципу из тех, кто получил больше голосов. Примечательно, что список экспертов, проводивших конкурс, обнародован не будет. Сообщается, что в число экспертов входили первый замглавы администрации Владислав Сурков, начальник управления по внутренней политике Олег Говорун, вице-премьер Сергей Собянин, руководители регионов. По негласной информации, общий принцип «один эксперт – один голос» соблюдался не всегда. Голоса некоторых специалистов оценивались дороже. Экспертам рекомендовали ориентироваться на управленцев до 35 лет, но не все обратили внимание на эти требования. Кроме того, общими критериями отбора были «высшее образование, управленческие способности, компетентность, успешность, способность к стратегическому мышлению». Главное препятствие для попадания в кадровый резерв – наличие судимости, причем учитывается судимость, полученная и в советское время. Поводом для исключения из списка могут стать и коррупционные скандалы. При этом глава администрации президента Сергей Нарышкин признал, что формирование списка кадрового резерва «не означает, что на руководящие должности не могут быть назначены люди более старшего возраста и не входящие в список резервов». По словам Нарышкина, список – это просто рейтинг управленца и большая вероятность занять руководящий пост. То есть присутствие в списке само по себе еще ничего не гарантирует. Не обязательно, что этих людей куда-то назначат, кадровый резерв – это как знак качества, подтверждает источник в президентской администрации. Тем не менее «попасть в кадровый резерв было приятно», говорит замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов. «Я уже попадал в прошлогодний кадровый резерв, который составлялся по линии «Единой России», после этого получил повышение в должности – с начальника департамента до замминистра», – рассказывает он. Напомним, «Единая Россия» ведет работу над созданием собственного кадрового резерва, который на данный момент является альтернативой президентскому списку. «Отличие между нашим резервом и резервом президента, наверное, в том, что мы искали новые лица, а в резерве президента много известных на федеральном уровне людей», – предположил член президиума генсовета партии Юрий Котлер, курирующий проект. «Единой России» достанется квота в президентской тысяче – от 300 до 350 человек. Официально, однако, руководитель администрации президента заверил, что партийная принадлежность никакой роли при отборе не играла. Сообщается, что в графике президента и премьера уже запланированы встречи с лучшими представителями кадрового резерва. Возможно, участники этой встречи и будут составлять ту часть списка, которая сможет рассчитывать на назначения.
Юрий ЛУЖКОВ, мэр Москвы: «Министр финансов Алексей Леонидович Кудрин решил копить деньги и складывать их в резервный фонд, стабилизационный фонд. Мы эти деньги, которые были относительно свободными в нашем государстве, туда и положили. И они там никак не сработали на развитие экономики нашего государства. На инфраструктурные проекты — по нулям. На поддержку реального сектора экономики — тоже по нулям или в лучшем случае очень мало. Вот это и есть причины, которые объясняют наш кризис. Надо уходить от монетаризма. Надо переходить к капитализму, который формировал бы развитое государство с полноразмерным внутренним рынком, в том числе и по производству собственной продукции. Смотрите, до чего мы сегодня дожили. Около 90% лекарств мы покупаем. Это недопустимо! У нас в последнее время закрылся целый ряд заводов, которые производят лекарства, так произошло и в вашем уважаемом Красноярске. И это в условиях, когда нам абсолютно необходимо иметь хорошее отечественное производство, по крайней мере, по наиболее массовым видам лекарств. Считаю, что государству, как это ни странно, нужно сейчас целый ряд отраслей экономики национализировать. Не для того, чтобы перейти в режим государства, которое реализует принципы госкапитализма, а для того, чтобы максимально безболезненно пройти этот период, привести отрасли в нормальное финансовое (а если удастся – и в нормальное технологическое) состояние, а потом выставить на рынок».
Василий МОРГУН, депутат Законодательного Собрания Красноярского края: «Без сомнения, кадровые перестановки, о которых говорил президент, помогут в преодолении последствий кризиса. Это всегда положительно влияет на ситуацию. У меня есть убеждение, что кадры решают практически всё, а тем более – члены правительства и руководители важнейших государственных учреждений. Люди такого уровня могут принципиально менять политику. Я считаю, что если в ближайшее время будут приняты какие-то кадровые решения, то в правительстве могут появиться люди, чьи имена указаны в недавно опубликованном списке кадрового резерва президента. Антикризисные меры тормозит отсутствие контроля и ответственности некоторых чиновников, которое и породило упомянутую Дмитрием Анатольевичем Медведевым медлительность». Вячеслав ПРАВЕНЬКИЙ, депутат Думы города Иркутска: «Проведение Госсовета в Иркутске – это своего рода поддержка нового объединенного региона, поддержка нового правительства и Законодательного Собрания. Наверно, и реклама, в хорошем смысле этого слова. Ведь все ведущие СМИ страны освещали это событие, в новостях на центральных каналах тема Госсовета в Иркутске стала главной. Это хороший пример того, что центральная власть заинтересована в развитии регионов. Кроме того, прозвучала такая фраза, что без областного центра не может быть области. Пока рано говорить о каких-то дотациях в наш регион, но будем надеяться, что это произойдёт».
|