[12]ноября[2008]
 
49(000171)

>Читайте в [следующем номере]
«Раньше я относился
к Америке хуже. До того, пока там не побывал, не посмотрел, не прочувствовал всё сам»
*СЕРЁГА

Автандил ВАРСИМАШВИЛИ:
«Сибиряки – это отдельная нация»

Рим:
вечная молодость вечного города
(Фоторепортаж)

Барак ОБАМА: «В Америку пришли перемены»


- Главные тезисы от главного

- Снижение с приостановками

- Гостиничный рейтинг: суперкомфорт по суперценам

- Бумажное кино

- Майкл КРАЙТОН: «За рассказ Оруэлла мне поставили три с плюсом»

- Екатерина НИКАНДРОВА, 17 лет, модель агентства «Ультра Моделс»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Если в образовании пойдёт так, как идёт, мы не сможем сами добывать нефть и газ - будем приглашать чужих спецов и продавать иностранцам концессию на разработку российских недр».

Андрей ФУРСЕНКО,
министр образования и науки РФ.


 
Майкл КРАЙТОН: «За рассказ Оруэлла мне поставили три с плюсом»

Умер человек, подаривший миру роман «Парк юрского периода» и сериал «Скорая помощь».

«Его талант огромней, чем его динозавры»
В Лос-Анджелесе на 67-м году жизни от рака скончался писатель Майкл Крайтон, который приобрел всемирную известность научно-фантастическими триллерами, среди которых – «Парк юрского периода» и «Штамм Андромеда».
«Книги Майкла захватывали воображение людей всех возрастов, ученых самых разных дисциплин и приобщали всех нас к тайнам мироздания», отметили в извещении о смерти члены семьи писателя.
Майкл Крайтон был несравненным популяризатором катастроф, происходящих по вине непродуманных научных экспериментов; он рисовал реалистические картины безудержного распространения микробов или буйства оживших динозавров.
«Талант Майкла был огромнее, чем созданные им динозавры, – сказал режиссер Стивен Спилберг, который дружил с писателем почти сорок лет. – Майкл был человеком красивой души, он отдал самую прекрасную часть себя своим книгам. Сейчас нет никого, кто мог бы занять его место».
Крайтон был сценаристом и режиссером фильмов «Кома», «13-й воин», «Наблюдатель» и других не менее популярных картин. Его библиография насчитывает около 25 произведений. Книги Крайтона переведены более чем на 30 языков мира, а общий тираж превышает 150 миллионов экземпляров. Многие романы Крайтона легли в основу голливудских блокбастеров.
Факт болезни писателя не освещался в прессе. «Люди знали его как прекрасного рассказчика, бросившего вызов нашим предвзятым взглядам об окружающем мире, – сказано в официальном заявлении, опубликованном близкими писателя. – Мы же, его жена Шерри, дочь Тэйлор, его семья и друзья, знали Майкла как преданного мужа, любящего отца и щедрого друга, научившего всех нас стремлению смотреть на этот удивительный мир новым взглядом».
В последнее время писатель, будучи уже тяжело больным, продолжал работу над новой книгой. По контракту с издателями он должен был сдать свой очередной роман в декабре. Судьба его последней книги остаётся неизвестной.

 

«Парк юрского периода», снятый по сценарию Майкла Крайтона, заработал в прокате более 900 миллионов долларов.

Занимался наукой и изгонял нечистую силу
Крайтон жил в Санта-Монике (штат Калифорния, США) в скромном деревянном доме. Он был трижды женат, у писателя осталась дочь Тейлор 1988 года рождения.
Майкл Крайтон, которого называют «золотой жилой для кинематографической промышленности», и выглядел как голливудская звезда: рост 205 сантиметров, мужественная красота, спокойный нрав. В 1992 году престижный журнал «People» назвал Майкла одним из пятидесяти самых красивых людей страны. Он удостоен множества литературных и кинематографических премий.
Крайтон коллекционировал произведения современного искусства, написал серьезную монографию, посвященную ведущему представителю поп-арта Джасперу Джонсу. В 1988 году у Крайтона вышел также и автобиографический роман «Путешествия», в котором автор описал свои поездки по миру: Бангкок, Малайзия, Пакистан, Килиманджаро, Ямайка, Новая Гвинея. Кроме этого он постоянно публиковал статьи о науке в различных журналах и альманахах.
Крайтон был экспертом в области компьютеров. Одно время он являлся руководителем фирмы по производству программного обеспечения «FilmTrack», а в конце 1990-х годов стал основателем компании «Timeline Studios» по производству компьютерных игр, основанных на сюжетах собственных романов. Он автор научно-популярной книги об информационных технологиях «Электронная жизнь: Как думают компьютеры» (1983). Он является разработчиком компьютерных игр «Амазонка» и «Стрела времени «Timeline».
Сам писатель признавался, что почти два десятка лет фанатично любит этот вид развлечений, и это не могло не сказаться на его творчестве.
Основательный подход к предметной области, с которой пересекаются темы его романов, четкая структурированность сюжета, крайний документализм изложения, понимание психологии персонажей и восхищение противостоянием природы и техники – всё это позволило Крайтону создать новый жанр – технотриллер, который стал литературным символом эпохи конца XX – начала XXI века.
Разносторонние интересы Крайтона увлекали его и в «потусторонние» познания. Он экспериментировал в экстрасенсорике, участвовал в спиритических сеансах, наблюдал ауры человека, пытался изгибать металлические ложки и даже проводил… сеансы изгнания нечистой силы! В 2000 году его именем был назван открытый палеонтологами новый вид анкилозавра «Bienosaurus crichtoni», а в 2003-м броненосный динозавр «Crichtonsaurus bohlini».


Застольные беседы о молекулярной биологии

Всемирную известность Крайтон приобрел в 1993 году, когда один за одним на экранах появляются фильмы по его романам «Парк юрского периода» (1990) и «Восходящее солнце» (1991). Эти экранизации подстегнули читательский интерес и к старым трудам писателя, а роман «Парк юрского периода» в 1993 году в США почти год держался в списках бестселлеров, его общий тираж в США приближается к 7 миллионам экземпляров. В том же году Крайтон был признан самым популярным писателем США. К началу 1998 года он был четвёртым в списке самых богатых деятелей индустрии развлечений (его состояние оценивалось в 102 миллиона долларов).
По сценарию Майкла Крайтона был снят ещё один популярный кинопродукт – сериал «Скорая помощь», который получил 14 премий «Эмми». Именно «Скорая помощь» сделала Джорджа Клуни самым любимым и узнаваемым актером 90-х годов прошлого века. Сериал дал «путевку в жизнь» и многим другим замечательным американским актерам. Материал для «Скорой помощи» Крайтон черпал из своей жизни.
Джон Вельс, исполнительный продюсер сериала, говорит, что Крайтон был «экстраординарным человеком – умным, веселым, эрудированным, добрым, необычайно любопытным и всегда погруженным в раздумья».
«Ни один обед с Майклом не продолжался меньше трёх часов, – вспоминает он, – и никогда разговор за столом не был банальным или скучным: борьба полов, медицинская и научная этика, антропология, археология, экономика, астрономия, астрология, квантовая физика и молекулярная биология – всё этo обычно было темами наших бесед».
«Майкл Крайтон был современным человеком эпохи Ренессанса. Он был врачом, писателем, режиссером и продюсером – немногие люди могли делать столько вещей так же хорошо. Как создатель и продюсер «Скорой помощи» на NBC, он помог изменить облик телевизионной драмы», – говорит президент NBC Джефф Цукер.

Писал детективы, чтобы платить за учёбу

Один из самых популярных писателей фантастического жанра второй половины XX века, режиссер, сценарист и продюсер Майкл Джон Крайтон родился 23 октября 1942 года в Чикаго. Отец работал в журнале, мать была домохозяйкой. В семье было еще трое детей. Когда Майклу было шесть лет, семья переехала в пригород Нью?Йорка – Рослин.
Благодаря своему росту он успешно играл в школьной баскетбольной команде.
В 14 лет Майкл опубликовал в «Нью-Йорк таймс» свои путевые заметки, и с тех пор он всегда чувствовал вкус к литературному творчеству.
В 1960 году Крайтон поступил в Гарвард на филологический факультет. Однако его стиль постоянно вызывал нарекания у профессоров, и оценки его обычны были невысоки. «Однажды я решил выдать один из рассказов Джорджа Оруэлла за свою работу, – вспоминал Крайтон. – Педагог оценил этот «труд» на три с плюсом». После этого будущий писатель понял, что гарвардские мерки не для него.
После окончания университета со средними оценками он решает сменить область интересов и заняться антропологией в Кембридже. Здесь его успехи превзошли все ожидания – в 1965 году за отличную учебу он был премирован годичной поездкой по Европе и северной Африке. Вернувшись в США, начал изучать медицину и в 1969-м
окончил Гарвардскую медицинскую школу. Затем работал в институте биологических исследований Джонаса Солка в Ла-Холле, однако частную практику получать не стал, так как начал профессионально заниматься литературой.
В середине 60-х годов, чтобы оплатить учебу, Крайтон начал писать полицейские романы, публиковавшиеся под псевдонимами Джеффри Хадсон и Джон Ланг. Один из этих романов – «В случае необходимости» – завоевал в 1968 году престижную премию писателей детективов «Эдгар». Впоследствии роман «Великое ограбление поезда» (1975) принес автору второго «Эдгара».
Первый большой успех Крайтону принесло фантастический роман «Штамм Андромеда», вышедший в 1969 году. Спустя два года он был экранизирован. В течение следующих десятилетий Крайтон активно пишет художественные и публицистические книги, сценарии, работает как режиссер над несколькими фильмами – «Большое ограбление поезда» (1979), «13-й воин» (1999, совместно с Джоном Мактирнаном), «Западный мир» (1973), в котором он одним из первых использовал оцифровку изображения для получения спецэффектов.


«Парк юрского периода» переделывался несколько раз

Высочайшим пиком в графике популярности Крайтона стал выход фантастического романа «Парк юрского периода». Теперь в Крайтоне заговорил антрополог, к чьим словам примешивалось восторженное «вау!» ребенка, расплющившего нос о витрину, за которой блестел резиновой кожей огромный зеленый трицератопс. Ведь изначально именно глазами мальчишки Крайтон хотел взглянуть на древних чешуйчатых великанов. Закончив роман, писатель разослал его доверенным читателям, которым книга совершенно не понравилась. Привыкший к редактуре со времен «Штамма», Крайтон переписал ее. Снова и снова, пока один из читателей не сказал: «Ты всегда писал книги с позиции взрослого. Напиши и в этот раз». Крайтон так и поступил. Что из этого вышло – известно.
Образ парка уже появлялся в творчестве Крайтона. Его режиссерская работа – фильм «Западный мир» – повествует о тематическом парке, в котором роли бравых ковбоев выполняют подчиненные сложной компьютерной системе роботы.
Знаменитый философский триллер Майкла Крайтона послужил основой для не менее знаменитого фильма Стивена Спилберга, снятый «по последнему слову девяностых», с реалистичными спецэффектами и первоклассной игрой актеров. Но те, кто читал роман Крайтона, наверняка подпишутся под привычным постулатом «книжка – лучше!». Ведь роман Крайтона – это прежде всего средоточие теорий. Например, о том, что динозавры были не ящерами, а теплокровными существами, своеобразным аппендиксом эволюции, который вовремя удалили. А чего стоит популярно изложенная «теория хаоса»! Природу нельзя контролировать. Позднее во многих романах Крайтон будет возвращаться к этому вопросу, осуждая и высмеивая объяснимое человеческое желание обезопасить себя от агрессивной внешней среды или даже заставить ее работать на себя.
«Парк юрского периода» до сих пор является одним из самых кассовых фильмов – он заработал в мировом прокате более 900 миллионов долларов. А его выход на экраны вызвал настоящую «динозавроманию». И в её шумихе как-то потерялось то, что Крайтон писал роман вовсе не о гигантских тварях и генетических экспериментах. Это был роман об уязвимости человечества...

 

Джордж Клуни получил мировую известность благодаря крайтоновскому сериалу «Скорая помощь».

 

Николай ТАРХАНОВ,
продюсер, режиссёр продюсерского центра «Союзники»:

 

– Майкла Крайтона я не знал, и для меня сейчас стало большим открытием, что он автор сценария к фильму «Парк юрского периода», потому что этот фильм я очень люблю. К жанру фэнтези у меня отношение достаточно ровное. А вот кинематограф вообще по роду своей деятельности я люблю – сегодня мне может понравиться какая-то мелодрама, завтра документальная работа, по настроению. Сериал «Скорая помощь» не смотрел, так как сериалы не смотрю вообще. «Парк юрского периода» – очень хороший фильм, особенно первая часть. Здесь и сценарий хороший, и режиссер с оператором отлично поработали. Вторая часть фильма мне меньше понравилась.

Юлия НИКОНЧУК,
главный специалист по страхованию ОСАО «Россия»:

 

– У меня имя Майкла Крайтона ассоциируется только с телесериалом «Скорая помощь». Конечно, для того чтобы создать такой реалистичный сценарий, нужно знать все особенности работы медицинского учреждения. Сначала я думала, что там есть целый штат консультантов, и когда узнала, что Крайтон сам изучал медицину, совсем не удивилась этому. Кстати, вы не заметили, что очень многие замечательные писатели в свое время учились на врачей? Эта тема – работа в приемном покое – наверное, самая удачная для создания именно сериалов. Каждый раз – новые персонажи со своими историями и более или менее постоянный персонал. У главных героев свои жизненные перипетии и отношения друг с другом. А если кому-то из актеров надоела вся эта эпопея и он хочет уйти из сериала – не проблема: в приемном покое такая зарплата и нервотрепка, что увольнение работника – не редкость. По сценарию уход звезды можно сделать красивым и логичным, и последние серии с ним будут самыми драматичными и рейтинговыми.

Евгений ШЕШИН,
игрок регбийного клуба «Енисей-СТМ»:

 

– Я уверен, что немногие в нашей стране знают Майкла Крайтона. Только подумайте, мы даже из российских сценаристов с трудом назовем пару-тройку, хотя они и издаются, и награды какие-то получают. В Америке, возможно, он и популярен, хотя если бы не экранизировали его произведения, может, никто, кроме родственников и издателей, не знал бы, что рак унес очередного очень талантливого и замечательного человека. Я считаю Крайтона выдающимся человеком не из-за того, что он написал книгу или сценарий, который перевернул мое сознание или просто понравился. Он молодец – ему хватило сил и упорства заниматься любимым делом и при этом очень хорошо зарабатывать. А после его смерти в далекой заснеженной Сибири опрашивают людей для статьи о нем. Определенно жизнь удалась. Он писал фантастику, значит, развлекал людей, а это вообще достаточно благодарное занятие. Сотни ученых, создавших что-то полезное и даже необходимое для современного человека, даже после смерти остаются неизвестными подавляющему большинству людей.

Оксана ВАСНЕВА,
начальник отдела по связям с общественностью ФГУП «Аэропорт Иркутск»:

 

– Должна признаться, что имя Майкла Крайтона слышу впервые. Возможно, потому, что фантастика как литературный жанр меня никогда не увлекала. Хотя фантастические фильмы я нередко смотрю и, конечно, видела фильм «Парк юрского периода». Правда, было это очень давно, я тогда была еще ребенком, но помню, что кино произвело большое впечатление. И помню также, какой ажиотаж был вокруг этого фильма: компьютерные игры по сюжету «Парка юрского периода», жевательная резинка с таким же названием, игрушки в виде фигурок динозавров... Не понаслышке знаю я и о сериале «Скорая помощь» – мы смотрели его всей семьей, и, наверное, наша семья в этом была не оригинальна. Конечно, нужно быть человеком незаурядным, чтобы рожденные тобой идеи настолько будоражили людские умы. И, естественно, прискорбно то, что с уходом Майкла Крайтона в мире стало одним незаурядным человеком меньше.

Владимир МИРОНОВ,
генеральный директор ООО «ПКФ ДивЭлКомплект»:

 

– Я знаю Майкла Крайтона, и когда в интернете прочитал о его смерти, для меня это были не просто слова о каком-то неизвестном «известном сценаристе». Я смотрел сериал «Скорая помощь», изо дня в день видел его имя в титрах. Естественно, когда вдруг его назвали среди авторов фильма «Парк юрского периода», я с трудом мог поверить, что это тот же человек. Уж очень в разных жанрах написаны сценарии. Потом не поленился, залез в интернет и узнал там о Крайтоне очень много интересных историй. У него было очень много совершенно разных увлечений: история, медицина, кино и страсть ко всему необычному, таинственному. Он был писателем, но я не читал его книг, потому что не очень люблю фантастику. Еще я слышал, что у него вроде жён много было. Но это неудивительно и по голливудским меркам даже нормально. Крайтон умер в том возрасте, когда можно еще работать и работать. Мне кажется, именно после шестидесяти писатели обретают необходимую мудрость, чем бы они до этого ни занимались, даже если всю жизнь дома просидели. У человека в этом возрасте либо появляется, либо окончательно пропадает ясное понимание всего происходящего.

Материал подготовили Михаил ДМИТРИЕВ
и Галина ПОЗДНЯКОВА.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен