Решили всей семьей посетить Бразилию. Купили путевку, однако в связи с болезнью детей мы не можем поехать в тур. Туристическая компания удерживает 70% от стоимости тура, мотивируя это тем, что по условиям договора в случае отказа от тура за неделю до даты начала путешествия мы должны оплатить штраф в объеме 70% от стоимости путевки. В итоги получается существенная сумма, которую не хочется просто так отдавать. Правомерны ли требования туристической компании? Павел С. Требования туристической компании нельзя назвать законными в полном объеме. В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации любая из сторон договора о реализации туристического продукта имеет право на односторонний отказ от его исполнения. При этом потребитель вправе отказаться от исполнения договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору, а туристическая компания вправе отказаться от исполнения обязательств по договору лишь при условии полного возмещения заказчику убытков, то есть расходов, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. К таким существенным изменениям обстоятельств относятся: – ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке; – изменение сроков совершения путешествия; – непредвиденный рост транспортных тарифов; – невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства). Поэтому для защиты своих прав в случае отказа со стороны туристической компании в возврате внесенных в счет договора денежных средств вы имеете право потребовать предоставления информации о реальных расходах, которые туристическая компания понесла в ходе реализации договора. Непредставление такой информации, равно как представление недостоверной или необоснованной информации является правонарушением и влечет наложение на туристическую компанию имущественной ответственности. Кроме того, важным является то обстоятельство, что включение в договор положений об удержании с туриста в пользу туристической компании при расторжении договора части денежной суммы, внесенной в счет договора, в виде фиксированных сумм, в том числе в процентом отношении к цене услуги, не основано на нормах права и определяет объективную сторону правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение штрафа от 10 тысяч рублей до 20 тысяч рублей. Для защиты своих прав вы можете обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей в области оказания услуг по реализации туристского продукта, – территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), а также в Суд. |