[12]марта[2008]
 
14(000136)

>Читайте в [следующем номере]
«Сидели мы в той тюрьме, где не элита общества, а убийцы, уголовники, насильники, которые белых не очень любят»
* Владимир ЕФРЕМЕНКО

Елена ЕВЕЛЬСОН:
«Я боюсь камеры и совершенно не умею позировать»

«IQ’бал 2008»: «Серебро» для золотой молодёжи
(Фоторепортаж)

Дима БИЛАН: вторая попытка стать первым
на «Евровидении»


- Обама – Клинтон: борьба за финал президентской гонки

- Предпраздничный рывок вниз

- Машины для стильных индивидуалистов

- Образование. Карьера. Успех.

- Олег МАСКАЕВ: «Я пропустил слишком много ударов. Но я вернусь»

- Юлия КОКОУЛИНА, 17 лет, модель агентства «Ультра Моделс»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Что бы ни случилось, властям запасов хватит. На первое время. Да и на любое другое тоже».

Александр ЛИВШИЦ,
экс-министр финансов России.


 
Елена ЕВЕЛЬСОН: «Я боюсь камеры и совершенно не умею позировать»

«Конкурент» беседует с известным красноярским фотографом.

Несколько десятков лет назад профессия фотографа считалась мужской. В наше же время женские имена в списке профессиональных фотографов звучат достаточно часто. Кто-то связывает это с тем, что современные фотоаппараты и сопутствующие аксессуары стали значительно легче (хотя и сейчас минимальный набор «фотоаппарат-объектив-выносная вспышка» весит не менее полутора килограммов). Кто-то связывает это с общим подъемом социальной активности прекрасного пола… Как бы то ни было, факт остается фактом. В число признанных мастеров фотодела в Красноярске входит и сегодняшний собеседник «Конкурента» – Елена ЕВЕЛЬСОН.

– Елена, почему вы решили заняться непростым ремеслом профессионального фотографа?
– Я училась в Суриковской художественной школе и одно время рисовала картины на заказ. Мне тогда приносили какие-то открытки, которые надо было перенести на холст. Также я делала копии с чужих картин. Но всегда хотелось нарисовать что-то свое, а времени ездить на пленэры не было. Однажды моя подруга сказала: «Лена, тебе надо научиться фотографировать. Будешь снимать пейзажи и потом их рисовать». И я решила – точно. Мне принесли бумажку, где было написано, что объявляется набор на новые фотокурсы, на которые я потом и записалась. В итоге я просто влюбилась в фотографию – кистей в руки больше не брала и пейзажей не рисовала. Для меня открылся огромный мир, где можно найти всё. Хотя наши мэтры и утверждали, что это путь тяжелый, нищий. На самом деле профессия определяет очень многое. И фотограф, наверное, это скорее образ жизни, чем просто работа. Здесь надо постоянно думать, «креативить», что-то изобретать. И это огромное поле для творческой самореализации. По сути это та же живопись, только кисти здесь механические.
– А до этого камеры вообще в руки не брали?
– Почему же, я фотографировала как-то в пионерском лагере и пыталась ходить в фотокружок. Мне это всегда нравилось. Но я не думала о том, чтобы стать профессионалом именно в этом деле. Наоборот, я занималась спортом и даже выполнила норматив КМС по художественной гимнастике. Также занималась в цирковой студии. Я очень люблю подвижный образ жизни. Всегда хотелось путешествовать, куда-то двигаться. И фотография может дать тебе всё это.
– Зато на репортажах наверняка не раз с благодарностью вспоминали свое спортивное прошлое?
– Безусловно. Спортивная подготовка мне сейчас очень помогает. В нашем деле надо быть выносливым. Женщинам-фотографам приходится таскать всю эту тяжелую аппаратуру. Чем дальше идет развитие профессиональной карьеры, тем больше и тяжелее становится кофр с оборудованием. А если надо куда-то уезжать, то приходится дополнительно тащить с собой кучу всяких зарядок и прочих мелочей. Но меня это нисколько не удручает.
– Какие еще были альтернативы для профессионального роста помимо художественного направления?
– Я когда-то занималась шитьем: несколько лет работала с частным цирком художником по костюмам. Я рисовала эскизы и сама шила костюмы, хотя нигде этому и не училась. Когда-то еще училась на парикмахера и работала потом целый год в парикмахерской. Сейчас эти знания тоже сильно помогают. Иногда надо поправить прически девушкам, которые приходят на фотосессии. Или сделать им макияж. Всё равно ведь, как у художника, чувство цвета и формы есть.
– А когда началась фотографическая лихорадка?
– Примерно пять лет назад. Мне очень повезло в начале карьеры. Во-первых, у меня было начальное художественное образование. Это очень хорошо. Во-вторых, мне повезло с первой большой фотосъемкой. Знакомые предложили «Теннис Холлу» мои услуги в качестве художника. То есть я должна была там рисовать картины для оформления здания. А потом я сказала, что умею не только рисовать, но и фотографировать, и предложила им такой вариант. В итоге состоялась первая пробная (и бесплатная) фотосессия. Я позвала в качестве модели своего друга Марка, с которым работала в частном цирке. Он чернокожий. И в студии у Александра Мищенко, который мне тогда помогал, прошли съемки, результат которых вы до сих пор можете видеть на рекламе «Теннис Холла». Так что пословица о том, что новичкам везет, в моем случае сработала.
– Я давно убедилась в том, что все предметы имеющие в своем названии приставку «фото», стоят весьма и весьма недёшево…
– Это точно. Профессия фотографа предполагает «гонку вооружений» бесконечную. Оборудование в наше время быстро устаревает, да и твой профессиональный уровень растет, и поэтому надо постоянно покупать новую аппаратуру. К тому же профессиональные фотографы очень быстро вырабатывают ресурс камер. Новые фотоаппараты, объективы, фоны и свет для студии…
– Всё вышеперечисленное (если речь идет о действительно хорошем оборудовании) потянет не на одну сотню тысяч рублей. Наверняка приходится ради этого многим жертвовать?
– Мысли о том, чтобы купить себе, допустим, какую-то шубку, даже не возникает. На самом деле появляется новый объектив, и ты сидишь и думаешь, как бы его купить. Получается, что наибольшая часть заработков тратится на новую аппаратуру. Да и не сразу всё это делается. Для того чтобы экипировать свой чемоданчик до нынешнего уровня, мне понадобилось несколько лет.
– Не страшно было вкладывать в это дело такие деньги, не зная, получится ли из этого что-то или нет?
– Знаете, был еще и такой период, когда я работала продавцом в «Кванте». Торговала дубленками и шубами. У меня был замечательный шеф, который тяготел ко всякого рода техническим новинкам. Он хотел, чтобы мы вносили всю информацию в компьютер и так далее (а тогда компьютеры были еще редкостью). И он же одолжил мне собственный фотоаппарат, с которым я училась на фотокурсах, так как своего у меня не было. Я тогда так и пришла в студию к Александру Мищенко (известный красноярский фотограф. – Прим. авт.). Он увидел в моих руках эту хоть и достаточно неплохую, но всё же «полумыльницу» и спросил: «И что ты будешь этим снимать?» В итоге он надо мной сжалился и дал на время фотосессии свою камеру. Он потом поинтересовался, с чем я приду завтра, если «Теннис Холл» утвердит мою кандидатуру… И после этого я всё думала, как же мне купить хороший фотоаппарат. В итоге я договорилась с девушкой, которая хотела купить себе шубу: она взяла ее в кредит, а мне отдала накопленные деньги. Потом я просто выплачивала за нее кредит на шубу. Вот так я и купила свой первый фотоаппарат. После этого я совмещала работу продавца с частными заказами на фотосъемки – до того момента, когда мне предложили работать в газете. Причем предлагаемая зарплата была намного меньше, чем в магазине, но я рискнула – и не пожалела об этом.
– Карьера сложилась удачно и достаточно быстро. Этакая история о Золушке…
– Да ничего подобного. Какая же тут Золушка? Той всё подарили. Мне люди помогали своим участием, добрым словом, поэтому я не могу сказать, что никто ничего для меня не сделал и я сама выбилась в люди. Помогали, поддерживали морально, ободряли. Ведь доброе слово и кошке приятно. Мне безумно хотелось заниматься фотографией, и я этого добилась.
– Какие у вас любимые жанры?
– В фотографии для меня самое любимое – это портрет и спорт. Я очень люблю работать с людьми. Каждый человек таит в себе определенную историю. И неправда то, что бывают неинтересные люди. Надо просто присмотреться и прочитать информацию, что называется, между строк. Очень нравятся люди, которые живут в какой-нибудь глухомани. В них такая харизма, такая сила. Они вроде и живут вдали от благ цивилизации, но радуются каждому дню. И они могут научить тебя такой жизненной мудрости, которую очень долго пришлось бы вынашивать самому. Ну и, конечно, спорт. Я являюсь фотографом баскетбольного клуба «Енисей» и работаю с ним уже несколько лет. Обожаю баскетбол и ужасно болею на матчах. Иногда даже стою у края поля и ругаюсь. В свое время для меня это было открытием. Я не думала, что могу так в это погружаться, болеть за команду и забывать о фотоаппарате, который держу в руках. Что не есть хорошо для репортера. Но иногда бывают такие моменты, когда ты расслабляешься и радуешься вместе со всеми. Очень хорошо запомнилось, как несколько лет назад к нам приехал регбийный клуб «ВВА-Подмосковье» и играл с нашей командой. Это был шикарный матч. Трибуны ревели, и шла мощнейшая энергетика… На таких съемках ты получаешь мощнейший эмоциональный заряд. Даже если ты приходишь на съемки уставшей и разбитой, то домой возвращаешься полной сил.
– Насколько развит в городе рынок рекламной фотографии? Когда и у нас будут шикарные дорогие съемки?
– Если будет спрос на такие съемки, то они будут. У нас в городе очень много талантливых людей. Те же ребята, которые сейчас учатся на фотокурсах. Если поискать, то там можно найти удивительных фотографов. Но им надо помогать развиваться – либо ждать, пока они «выползут» сами. Как говорят, талантливым людям надо помогать, а бездари пробьются сами. Возможно, в этом что-то есть. Но у нас нет тех людей, которых можно было бы назвать менеджерами по фотографии. Которые могли бы грамотно продавать работы фотографов и устраивать съемки. Если бы такие люди были, то можно было бы делать потрясающие вещи. Работать и с заграницей, и создавать свои фотобанки. Где у нас учат на бильд-редакторов? Грамотно отобрать фото – это большой труд, поскольку иногда сам автор не в состоянии вычленить лучшее.
– Репортерам зачастую приходится работать именно тогда, когда все другие отдыхают. Удается совмещать отдых с работой?
– У меня вообще нет разделения на рабочие будни и выходные. Такого просто не бывает. Слава Богу, иногда удается устроить себе отдых в будние дни. Первые годы я была законченным трудоголиком и не могла думать ни о чем кроме работы. И не то чтобы хотелось очень много денег заработать… Это всего лишь средство. Человек счастлив не тогда, когда у него в кармане лежат деньги, а тогда, когда он на них что-то себе покупает. Для меня это возможность куда-то уехать и там опять же фотографировать. Честно говоря, без камеры я себя вообще не мыслю. Мне хочется показать людям, насколько прекрасен окружающий мир. А людей, которые постоянно сидят и на что-то жалуются, я стараюсь обходить стороной, как опасный вирус.
– Что любите делать, когда жизнь наблюдается не через видоискатель?
– Я очень люблю путешествовать по лесу, по тайге. Но здесь опять же без фотоаппарата никуда. А как иначе? Видеть всю эту красоту и не запечатлеть ее… Хочется ведь показать потом то, что видел, друзьям и знакомым. Иногда пишу стихи для себя. Кто не пишет в восемнадцать лет? (Улыбается.) У некоторых эта зараза остается. Я могу ничего не писать годами, а потом сесть и взяться за ручку. Но это так, ничего особенного – только для себя.
– Усталость, как и голод, плохой советчик. Сколько потенциальных карьеристов (в хорошем смысле этого слова) перегорело на старте из-за больших нагрузок. Часто приходится бороться с этой напастью?
– Бывает, что ты устаешь чисто физически. Мозоль на пальце натираешь. Но усталость появляется тогда, когда ты не делаешь творческой работы. Когда у тебя слишком много начальников или стоят очень жесткие условия съемки. Но если ты сам «пишешь свою картину», то это только добавляет сил. Бывают плохие дни, плохое настроение. Надо это пережить – наступит утро и подарит новый день.
– Фирменный рецепт борьбы со стрессом есть?
– Для меня лучший способ расслабиться – поездка в лес, в тайгу… куда-нибудь подальше. Лес – это лучший «чистильщик» и лучший источник энергии.
– А как же медведи?
– Ну и что? Надо понимать, куда ты идешь. Медведи медведями, но если ты к ним сам не полезешь, то и они не будут обращать на тебя внимание.
– Такие поездки возникают спонтанно?
– У меня бывает очень много командировок, да я и сама придумываю себе работу, которую надо выполнять подальше от дома. Например, два лета подряд мы ездили в Восточные Саяны, в страну Тофаларию, где живут представители одного из самых малочисленных народов России – тофы. Сейчас мы хотим сделать выставку на эту тему. Так вот, добираться до них очень тяжело. Сначала на паровозе до Нижнеудинска, потом два дня ехать по руслам рек на Урале, потому что дорог там нет, потом каюр (проводник. – Прим. авт.) с лошадьми, катамараны… Вот таким караваном мы с друзьями туда и добирались. Я очень хочу назад в Восточные Саяны. Там очень хорошо. Где-то по рекам надо было пороги проходить, где-то можно было порыбачить. Очень люблю рыбалку, хотя поняла это только там, когда мы ловили рыбу в горных реках. Это совсем не то, что в Красноярске, когда мужики у Енисея сидят.
– Музыку любите?
– Мне очень нравится этническая музыка. Я люблю эту чистоту звука, где нет никаких особых обработок. На мой взгляд, музыка – вещь удивительная. Она может создавать какие-то эмоции, желания и мысли, рисовать тонкие неуловимые образы. К нам приезжала как-то джазовая певица Нино Катамадзе. Я была поражена тем, насколько это невероятно талантливый человек. Ее музыка повергла меня в культурный шок. Мне нравится музыка индейцев, горловое пение. Могу сама поиграть на хомусе. Хотя слуха у меня нет и музыкального образования тоже, но это же не важно, когда петь хочется. Когда сидишь у костра – конечно, надо что-то спеть.
– Кино тоже какое-то особое нравится?
– Ой, здесь много чего можно посмотреть. Люблю боевики, мистику и не люблю ужасы. Из режиссеров нравится Эмир Кустурица.
– Я знаю, что многие люди, имеющие художественное образование (или те же фотографы), не могут спокойно сидеть на месте при просмотре фильма и постоянно критикуют работу режиссера и оператора.
– Наоборот, иногда я смотрю фильм и думаю: «Какой интересный ракурс. Надо будет попробовать нечто подобное…» Вот это есть. А тот факт, что ты фотограф, действительно сильно влияет на видение окружающего. Вот мы сидим в кафе, и я вижу, какой здесь свет, и думаю о том, что неплохо было бы здесь снять чей-нибудь портрет. Мне бы хотелось показать через фотографию то, как я люблю жизнь.
– И еще один часто встречающийся у фотографов «порок» – сами они не очень-то любят фотографироваться. Есть у вас такое?
– Я вообще камеры боюсь. И позировать совершенно не умею. При этом я понимаю, как надо правильно вставать, поворачивать голову, изображать различные эмоции, то есть делать всё то, о чем бы я сама просила клиента, стоя по другую сторону камеры. Но когда доходит до дела, я полностью теряюсь.
– К таким традиционным женским слабостям, как украшения, испытываете какие-то теплые чувства?
– Я не люблю различные украшения и фенечки, которые ничего не обозначают. Вот это кольцо, которое на мне сейчас, мне понравилось потому, что оно сделано в виде ящерки. Это ассоциируется с лесом, с природой, откуда ты берешь свои силы. Вещи должны нести определенное настроение, говорить о чем-то. А эти бусы я сделала сама из камней. Мир камней очень интересен. У каждого из них есть свой характер, свое настроение. Камни нужно подбирать для себя не только по гороскопу, но и по ощущениям. В общем, украшения люблю, но без фанатизма. Один знакомый кольцо у меня увидел и спросил: «Лена, зачем тебе кольцо? Ты и платья-то не носишь». И правда, очень хочется иногда переодеться в платье. Однажды знакомой девушке-дизайнеру сказала об этом, и она тогда сама придумала и сшила мне платье. Я его надела и очень четко поняла, что самоощущение меняется необычайно. Либо ты в штанах и кроссовках, либо ты в вечернем платье… Хотя до начала своей фотокарьеры я носила платья и каблуки, делала прически и не понимала, как женщина может ходить без маникюра. Но снимать репортажи на высоких каблуках просто невозможно. Сейчас самое важное в одежде для меня – удобство. Да, я люблю красивые вещи, но если они неудобны, то носить их я не буду.
– Тогда съемки каких-нибудь модных показов превращаются в небольшую пытку. Не возникает желания примерить на себя те вещи, которые демонстрируют модели?
– Ой, возникает… Как-то на съемках мне предложили померить костюм, который я сама в руки никогда бы не взяла. Померила. Получилась такая деловая женщина в строгом костюме – мне понравилось. Но сама себя я со стороны не вижу. Хотя другому человеку могу спокойно придумать образ, подобрать различные детали.
– Раз каблуки и платья попадают в категорию «хочется, но получается редко», можно заняться другим любимым делом (условно женским). То есть походить по магазинам.
– Ненавижу. Ненавижу магазины. Ненавижу по ним ходить и что-то выбирать. Сейчас вроде бы и огромный ассортимент, но когда доходит до дела, мне кажется, что ничего нет.
– Машина – роскошь или средство передвижения?
– Это инструмент работы. У меня не возникает желания сесть в нее и просто покататься. Да и времени особого нет. Хотя я люблю свою машину и мне нравится сидеть за рулем.
– Представьте такую ситуацию: откуда ни возьмись на голову падает миллион долларов. Что будете делать? Сдадите деньги в банк и будете жить на проценты как рантье?
– Ни в коем случае. Это всё равно что связать меня по рукам и ногам, положить в уютную постель, кормить и хорошо ухаживать. Этакая куколка. Нет, конечно. Если бы у меня был миллион долларов… Я бы сделала очень хорошую фотостудию и накупила кучу аппаратуры. Потом со всем этим поехала бы  путешествовать по миру. В студии тем временем кто-нибудь бы работал, чтобы она приносила доход. (Улыбается.) Я хочу побывать в джунглях, в других экзотических местах, где масса всего интересного, чего я до этого не видела. На самом деле ведь когда человек что-то ищет, то он ищет в первую очередь самого себя. В отражении мира мы себя и узнаем. С деньгами хорошо, а без них… Ну ладно, ты можешь всё оплатить, всё купить. И что?
– Мечту о джунглях, как я поняла, осуществить еще не удалось?
– Пока, честно говоря, за границу особо и не тянет. Я начала задумываться о том, что можно было бы съездить туда и туда, но пока мне здесь всего хватает. У нас в крае столько всего интересного и красивого. Не будем уж считать Бурятию, Якутию и Туву заграницей… Там просто клондайк – копай не перекопаешь. И у нас то же самое. Мне нравится наш город. Хоть он и маленький, но он очень уютный.

Елена СОЛОДОВА. >Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 



Элитные районы, здесь .
  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен