Красноярский край принято позиционировать как территорию развития. Размаху нашего промышленного и жилищного строительства большинство регионов России может только позавидовать. Но ещё Ленин замечал: «Всякая революция лишь тогда чего-либо стоит, если она умеет защищаться». Перефразируя некогда «самого классического и классового» классика, можно утверждать: всякое созидание лишь тогда продуктивно, если ему не угрожает разрушение. Одной из самых надёжных и отлаженных структур по обеспечению безопасности жизни людей, по предотвращению и ликвидации различного рода катастроф как раз и является Министерство по чрезвычайным ситуациям. Сегодняшний гость «Конкурента» – начальник Главного управления МЧС России по Красноярскому краю Ильдар Иргашевич Джураев. Родился он в 1956 году в Самарканде. Имеет высшее военно-специальное образование. Принимал участие в боевых действиях на территории республики Афганистан. Руководил проведением спасательных работ и эвакуационных мероприятий при угрозе затопления посёлка Левинские Пески. Осуществлял руководство аварийно-спасательными работами при аварии грузопассажирского судна «Некрасов» (город Дудинка). Возглавлял работу оперативного штаба Главного управления МЧС России по Красноярскому краю при аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. С 1998 года – начальник управления по делам ГО и ЧС Таймырского автономного округа. С ноября 2009 года по настоящее время – начальник Главного управления МЧС России по Красноярскому краю. – Ильдар Иргашевич, МЧС – министерство по чрезвычайным ситуациям – одно из самых авторитетных министерств как в России в целом, так и по Красноярскому краю. Хочется уточнить, какие подразделения в него входят, какой круг проблем решается? – Если брать по абсолютным величинам, то я бы не сказал, что МЧС – крупномасштабное учреждение. Среди федеральных министерств МЧС занимает 22-23-е место по количеству сотрудников. В Красноярском крае личный состав насчитывает около пяти тысяч человек. На весь обширный край с населением более трёх миллионов это не такая большая цифра. А задачи перед нами стоят разнообразные и ответственные. Одна из основных наших задач, которой, наверное, ни у какого другого министерства нет, – осуществлять координацию деятельности всех ведомств на территории Красноярского края (федеральных, краевых, муниципальных) по вопросам снижения рисков чрезвычайных ситуаций в любой сфере – будь то промышленность или природные риски. Собственно, для этого и создано Главное управление МЧС России по Красноярскому краю и подчинённые ему подразделения. Федеральная противопожарная служба на территории края насчитывает 101 подразделение. У нас есть центр ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам), ЦУКС, государственный пожарный надзор, Учебный центр Федеральной противопожарной службы. Также нам переданы в оперативное управление КГБУ «Спасатель», КГБОУ «Учебно-методический центр», КГБУ «Противопожарная охрана Красноярского края», КГБУ «Центр ГО и ЧС». Мы осуществляем координацию действий всех органов государственной власти при тушении промышленных, природных и бытовых пожаров, государственный пожарный надзор, следим за использованием маломерного флота, проводим спасение людей на водах и в других ситуациях. – «Всего лишь» надо в огне не гореть да в воде не тонуть… – Мы с коллегами между собой не раз подмечали, что даже и сами не знаем, в каких местах и направлениях деятельности не принимаем участия. Тем более недавно согласно указу президента к нам перешли и ВГСЧ – военизированные горноспасательные подразделения. Теперь мы будем оказывать помощь и под землёй. Повторю, главная наша обязанность – снижать риски возникновения чрезвычайных ситуаций. И уже следующий шаг – спасение людей. Чем меньше рисков, тем меньше придётся спасать. – Что конкретно делается сейчас Главным управлением МЧС России по Красноярскому краю для снижения рисков чрезвычайных ситуаций? – Мы очень много работаем в этом направлении. Наиболее актуальной проблемой явились весенние паводки. Прежде всего, нужно моделирование прохождения паводков: мы определяем возможные риски паводковых ситуаций, какие населённые пункты и объекты промышленности могут попасть в зону паводков. Исходя из этого, определяется модель развития паводка – и мы предлагаем превентивные мероприятия, которые необходимо провести, чтобы исключить риски. Далее ведётся работа по всем намеченным мероприятиям, мы контролируем, как они проводятся, подсказываем, корректируем, нередко и непосредственно участвуем во всех этих работах. Аналогично отрабатываются и пожары. Приближается лето, активизируются природные, ландшафтные пожары, вызванные в основном человеческим фактором. Для этого тоже надо составлять модели развития пожарной обстановки, учитывать все риски. В этом году мы интенсивно занимаемся созданием паспорта безопасности территорий Красноярского края, муниципальных образований, районов, вплоть до небольших населённых пунктов. В паспорте безопасности определяются все риски, которые могут быть на территории того или иного муниципального образования. – Вы только что вернулись с «паводкового фронта». Как обстановка на передовой? – Вчера я прилетел с Ворогово, мы работали там в течение недели. Начали с Ярцево, далее – Зотино, Ворогово. Идёт паводок – и мы сопровождаем его. У нас были подготовлены пять больших оперативных команд, которые работали по группам районов: западная группа, южная, центральная, восточная и северная группа. И с 14 апреля мы начали сопровождать паводок по территории Красноярского края. продолжение на 3 стр. |