начало на 1 стр. – Не хотелось ли вам хоть иногда взять и полистать поэтический сборник – вдохновение почерпать? А потом музыку положить на стихи знаменитого поэта. – Опять же подчеркну: мы – work, мы – рабочий класс. У нас отсутствует вдохновение. У нас нет связи с Каллиопой – музой эпической поэзии. Мы не знаем, что такое открытая Сахасрара и где, говоря изотерическим языком, находится точка сборки. Поэтому мы от этого открещиваемся. В лучшем случае мы занимаемся какими-то своими суконными текстами. Это когда очень много слоганов и рингтонов. Поэзия – она у Артюра Рембо. Максимум, на что меня хватает, это сочинение каких-то точных ярких и достаточно эмоциональных строчек, которые без музыкальной составляющей просто не живут. – Сергей Михалок и Сергей Михалков – всего лишь паронимы? И нет у вас ничего общего с отцом Дяди Стёпы и российского гимна? – Михалкова я бы оставил в покое. Мне интересны Маяковский, Артюр Рембо, Пастернак, Гумилёв – совершенно разные поэты. Я люблю не только тех, кто будоражит. Мне нравятся, в общем-то, и лирики. И такие незаурядности, как Алейников, Введенский. – В самой графике вашей фамилии есть «ОК». Что бы это могло значить – уменьшительный суффикс или «окей»? – Знаете, вообще ведь очень много мистических вещей вокруг нас. И если заняться изысканиями, то есть анализировать магию цифр, таинства букв, то можно такого накуролесить! Я верю в то, что всё в этом мире не просто так образовалось. И что у каждого есть своё… (С силой хлопает ладонью по столу, где, возможно, присел послушать маленький ангел-хранитель. – Прим. И.Р.) – Убили или ранили? – Напугал и простил. – А кто это был? Скатерть чиста и пуста. Может, никого и не было… – Это тайна! – Накроем тогда для разговора другой стол. Проще говоря, резко сменим тему. На геополитическом пространстве СНГ, помимо Белоруссии и России, есть ли ещё для вас родные страны? – Мы – космополиты. И все эти анклавы, и цельные государства, и какие-то жёсткие рамки – всё это достаточно смешно. Есть интернет, есть общемировое пространство. Я думаю, что в любом случае через тысячу лет все мы будем земляками, гуляя где-нибудь в районе Эпсилон Эридана, в совершенно другой солнечной системе. Поэтому, хоть я и знаю, что такое «корни и руть», и я чувствую биоритмы, и я ощущаю связь со своими предками, и я бы, наверное, не выжил в Индии, но мир всё равно един. Я в это верю. То есть только объединительный вектор может спасти всех нас. А всё, что связано с национализмом и радикальным патриотизмом, в лучшем случае у меня вызывает смех. Гораздо чаще это меня раздражает очень сильно. – А не раздражает ли, что из-за своеобразной политики президента Лукашенко к Белоруссии относятся на Западе как к стране-изгою? – А что, к России там относятся лучше? – Сейчас уже вряд ли. – А вам как хотелось бы – чтобы к вам относились с пренебрежением? или чтобы вас ненавидели, но боялись? – Лучше я сам буду оценки давать. А ко мне пусть вообще никак не относятся. – Точно так же и я не желаю отвечать за действия каких-то людей. Мне почему-то всё равно. Я не собираюсь отождествлять свой жизненный путь с политикой Путина, Медведева, Лукашенко, Маргарет Тэтчер. Мне всё это смешно. Уго Чавес, Гордон Браун, как и любой политический реформатор или политический консерватор, – в общем-то, это такой двухъярусный мешок, полный дерьма и денег. – Ваша музыка как бы вообще вне политики? – Мы аполитичны. Политика античеловечна и негуманна изначально. Но мы не будем глубоко влезать в вопросы идеологии; я видел философствующих поп-певцов – это выглядит убого. Моя режиссёрская сверхзадача – создать громадную позитивную воронку, эмоциональный взрыв. Кто-то может сказать, что надо петь не о том, есть же «Гринпис» и вымирающие морские котики, есть Боно, есть Нельсон Мандела, есть борцы за справедливость... Ну, у них свой Дао, у меня – свой. Я сам по себе даун в своем Дао. – С одной стороны, «Ляпис Трубецкой» – это контркультура, а с другой – ваши рингтоны и песни к сериалам... Значит, вы все-таки вписываетесь в формат шоу-бизнеса? – У нас разный идейный подход. В чём разница, допустим, между группами «Корни» и «Звери»? В принципе одни и те же песни, одна и та же целевая аудитория, примерно похожая гармония. Но Рома Зверь сам за себя решает, что ему петь и как ему быть, поэтому он принадлежит к настоящему рок-н-роллу. А мир мейнстрима – это иллюзии, в которых люди купаются и не отдают себе отчёта, чем они на самом деле занимаются: ходят на ток-шоу, участвуют в судьбе Жасмин, живут не своей жизнью. Я в этом не участвую. Я зарабатываю деньги, но не варюсь в шоу-бизнесе. Я не в их сраном ареопаге. – А для кое-кого разворачивают ковровые дорожки, подают лимузины... – Ковровую дорожку я бы счёл оскорблением. И, возможно, мы даже завернули бы в неё какого-нибудь организатора. Лимузин нам тоже не нужен. Мы не VIP-персоны, а work-коллектив. Это не я придумал понятие work, это Джонни Ротон из группы Sex Pis-tols, мною глубоко уважаемой. Есть группы, которые занимают какую-то имиджевую нишу и живут в образе по 20–25 лет, превращаясь в нечто вроде мебели в доме: ты привыкаешь к ним, как к старому гэдээровскому торшеру или ковру. Ничего плохого о них не скажешь, но эти вещи абсолютно ненужные и новых впечатлений не приносят... – Откуда в вас столь убедительная уверенность в себе? – Я подключен к правильной трубе. К светлой стороне жизни. Можете считать, что правильно открываю чакры. Я сильный, крепкий мужчина, и у меня всё время расцвет сил. Не секрет, что в своих мистических опытах – алкоголь, наркотики – я доходил до дна, даже несколько раз. Был толстым, обрюзгшим, весил 107 кило, не вылезал из кабаков, и единственными друзьями были пара бандитов и пара серьёзных бойцов спецподразделений, все остальные считали меня жирной лужей и позором нации. А потом я появлялся свежим, подтягивался 20 раз и всех удивлял. Так закалялась сталь! – Доводилось вам ходить на выборы, хотя бы раз? – В сознательном возрасте как-то не попал. А в бурной молодости бывал, да, потому что там пиво всегда продавали. – А что это было? Выборы в какой-нибудь райсовет? – Да мне всё равно. Я приходил туда бухать, а не выбирать. – В любом случае в советской Белоруссии пива в магазинах было больше, чем, допустим, в Сибири. В Бресте в гастроном заходишь – и без всякой очереди «Белорусское» светлое. А вы говорите – «только на выборах»… – Всё равно бывали и там такие времена тяжёлые, когда днём с огнём не достать. Даже в моём родном столичном Минске. – Но хотя бы фрагментарная ностальгия по СССР осталась? Ведь была и вода мокрее, и небо синее. – Мир на бешеной скорости движется вперёд. Единственные ностальгические проявления описаны в качестве каких-то символов в художественной форме. Мы говорим иногда об этом, вспоминаем со своими друзьями… Фильмы про индейцев с Гойко Митичем, дворовые игры «ножички-земли», пуговицы, чушки, «закурить-копеек-семок»… Магия двора. Я думаю, что там работал наш фантазийный ряд очень сильно. Есть, конечно, трогательная связь с этим. Но я ни о чём не жалею. В любом случае нельзя ничего возвращать. – Почему вы никак не можете отказаться от Минска и переехать в Москву? – Я верю в корни, мне важно географически возвращаться в то место, где я чётко ощущаю себя в гармонии. Там живут мои родные и близкие, там есть те продукты, которые мне нравятся. В общем-то там есть люди, которые зависят от меня: мой сын от первого брака, родители. При этом у меня есть принципиальная позиция насчет Беларуси. Одна из моих жизненных идей, что свободным можно быть даже в тоталитарном обществе. Мы – группа, которая существует в самом тоталитарном европейском государстве, при этом мы суперсвободны. Мы говорим что угодно и ведём себя по-хамски по отношению к власти и при этом остаемся внутренне свободными. Мы ломаем стереотип. Многие считают, что творить и творчески расти можно только в свободном обществе. Я считаю, что это не так. «Буэна Виста Сошиал Клаб» на Кубе – люди улыбаются и свободны. Любая политика – это уже зло. Демократическое общество создаёт видимость свободы. А Беларусь – это наша земля, там жил мой дед, прадед. Почему из-за группы каких-то чиновников, которые узурпировали власть и корчат из себя слуг народа, я должен оттуда линять? Пусть они уезжают! Мы занимаемся искусством, а искусство – это палитра эмоций. Это, конечно, может проскальзывать. Быть жизнерадостным клоуном-эмбрионом мне не нравится и не интересно. И когда меня так воспринимают – мне неприятно. Я такой же человек, как все. Радость и грусть, боль и огорчение – вот палитра, другое дело как ты это подаёшь. Я стараюсь подавать свежо и жизнеутверждающе. Я верю, что несмотря ни на что, всё будет… Ну, я не фаталист, короче. В любом случае ещё космос есть. И если упыри нам не дадут жить нормально на планете Земля, то либо мы их прогоним в космос, либо сами улетим. – Вы в школе хулиганом были или любимчиком учителей? – Я casual, обычный парень. – И всё-таки написавший строчку: «Ты Роксана, я – Бабаян» должен быть озорником. Ничего вам от Михаила Державина не прилетало, никакой «привет» не доходил? Или от неё самой? За рекламу такую вечную... – Как-то мне предлагали устроить с Роксаной совместный концерт. Я отказался. – А что так? – Шутка, которая начинает тиражироваться несколько раз, становится неинтересной. – А вообще вы шутник? Или хотя бы любитель анекдотов? – Я не терплю застывшие формы. Мне нравится импровизация. Мне хватает своего родного чувства юмора, чтобы бойко винтить собственное повествование. Поэтому анекдоты у меня в голове не задерживаются. – Некоторые личности из песенно-фонограммного мира держат себя обособленно. А кто-то открыт для коллег, для друзей. Вы с кем-то из шоу-бизнеса приятельствуете? – «Вопли Видоплясова», «Элизиум», «Тараканы», «Наив» – люди, с которыми мы пересекаемся, играем иногда на совместных концертах. Но так, чтобы «всерьёз и надолго» – вряд ли. Дружба – это религия молодых. Такой дружбы – скованной, серьёзной – с людьми из мира искусства у нас нет. – А с белорусским языком как вам дружится? – Плохо. Не получается у меня ничего. В Беларуси по-прежнему доминирует русский. И цветёт, и дышит. Всё прекрасно у русского языка. – Во времена СССР, наоборот, было «белое» нашествие – «Песняры», «Верасы», «Сябры». Сейчас нечто подобное возможно? – Трудно сказать. Хотя тех же «Песняров» уже пять или шесть ансамблей насчитывается. Минск во времена СССР был цветущим европейским городом со своим колоритом. Машеров – был такой неординарный руководитель, может, помните? – Разбился на машине… – Да, так вот, были при нём тогда у нас и прекрасные конфеты, и тенистые парки, и шикарные площади. Жизнь была обустроена. Поэтому, несмотря на перечисленные вами знаменитые наши группы, артисты в массовом порядке в Россию не линяли. А сейчас практически все белорусские попсовые звёзды беззастенчиво свалили в Москву. Подольская, кто там ещё? Я так точно и не помню, какие-то Колдуны и ведьмы… хрен их уразумеешь. – В Москве – большие деньги, тут и разуметь нечего. Все туда на заработки подались. Неужто вы сами не участвовали в том же «новогоднем чёсе»? – В молодости у людей, которые неправильно употребляют некоторые стимуляторы, бывает сексуальный чёс. А новогодний? Не понимаю. Что за чёс? Кто кого там чешет? – «Евровидение» – что примерно за извращение? Или, наоборот, нечто монументальное? Ведь столько внимания… – Я считаю, что это очень правильный, либеральный, свободный конкурс. Он показывает, что в принципе любой среднестатистический даун, нимфоманка, сексуальный маргинал, трансвестит да и любая крановщица пятого разряда может стать лауреатом. Великолепный конкурс! – В дальнем зарубежье вы бываете только на отдыхе? Или на гастролях тоже? – Ездили, какие-то концерты локальные давали. В Париже, в Лондоне были, в Германии. – В основном русскоязычный люд собирался? – А чёрт их разберёт. Танцуют, улыбаются… Может, и глухонемые какие, не знаю. – Белоруссия – это, помимо всего прочего, ещё и хоккей. Там это президентский вид спорта. А как у вас лично обстоят дела со спортивным режимом? – Мои увлечения – маунтинбайк, велосипед, бокс. – Бокс – не только «бой с тенью», а с настоящим соперником? – С настоящей тенью! – Как болельщик бокса вы наверняка знаете, что Виталий Кличко возвратился на ринг после почти четырёхлетнего перерыва и отобрал титул чемпиона мира в тяжёлом весе по версии WBS у «Нигерийского кошмара» Сэма Питера. – Рад за Виталия, он не оставил сопернику шансов. У меня друг есть, Саша Устинов, который подписал контракт с промоутерской компанией К-2. И он боксировал в предварительной программе этого боя. Так что за боксом мы следим. В Украине, кстати, великолепный журнал «Ринг» выходит. У меня за три года есть подписка. Поэтому я кое-что рублю в этом деле. И Флойда Мейвезера, хотя бы визуально, отличу от Бернарда Хопкинса. – 19-й и 20-й век… Пардон, оговорочка! То есть 20-й и 21-й век для вас сильно различаются в плане творчества, имиджа, мировоззрения? – Девятнадцатый? Я в девятнадцатом веке совсем мало пожил. – Но успели всё равно, да? – Так, чуть-чуть. Без маунтинбайка… – А свои девятнадцать лет не хотели бы вернуть, прямо сейчас? – Нет. Мне всё нравится. – Сколько вам стукнуло? – Тридцать семь. – Пушкинский возраст уже… – Спасибо, что вы меня уже к мертвецам. Однако я собираюсь жить долго. – Нужно тогда и чуть-чуть о своей семье рассказать. Женаты? – Нет. – Но дети есть. Мальчик, девочка? – Ну, допустим, мальчик. – Один мальчик? – Допустим, один. Вполне самостоятельный уже мальчик. Играет на гитаре и занимается рукопашным боем. Слушает правильную музыку – группу «Рэнсит». – Вы не слушаете такую музыку? – Слушаю тоже. – А в армию когда… – Я не был в армии. – Нет, не про вас этот вопрос. Парню вашему возраст родине служить подходит, а Лукашенко шутить не любит... Или ничего страшного? – Это его собственная жизнь. Он сам вправе распоряжаться. Как захочет. Захочет – пойдёт. Не захочет – не пойдёт. – Осталась ли у вас какая-нибудь взбалмошная мечта? – Вообще слово «мечта» – это уже сакральный уровень человеческих переживаний. Нечто связанное со снами. Многие люди вообще не в состоянии правильно описать свою мечту. Поэтому, когда они говорят об этом вслух, их уводит совершенно в другую сторону. Их как бы переподключают. Поэтому я про это не люблю говорить. У меня всё хорошо. Я, конечно, всецело на стороне добра. То есть мне хочется, чтобы люди были добрыми, сильными, крепкими. Я верю в то, что, в общем-то, можно за одну земную жизнь пройти весь цикл перерождений. И в конце найти то, что называется сатори и просветление. Я искренне верю. И я люблю древних греков, где любой раб, благодаря своему жизненному подвигу, физической силе или богатству ума, мог достигнуть небывалых высот и уважения. – А кто из личностей вам интересен? – Много разных людей. Фёдор Емельяненко мне нравится, Питер Гэбриел. Евгений Гудзь из «Гоголь Борделло», актёр Ник Ноулти. Да и много других прекрасных, крепких, сильных и смелых людей. – А что отметили бы из негативных тенденций современного мира? – Я думаю, хватает и без меня людей, следящих за раздражательными объектами и явлениями. – Так они ничего не меняют к лучшему. Они только деньги на этом делают. К вам, по крайней мере, молодёжь прислушивалась бы. – Но зачем мне про что-то говорить простыми фразами, когда мы пытаемся, в общем-то, про это же говорить своими буффонадами. «Castigat ridento mores» – «Смехом бичуем нравы». Таков девиз нашего коллектива. Мы избрали вот такой весёлый, но тернистый путь. Знаете, мы – шуты, отбившиеся от королевской свиты. Вы нас выгнали? Ну, собаки, тогда мы вам устроим! И расскажем всем, что и где вы прячете… – С кем ещё можно сравнить вас и вашу группу? Хотя бы отдалённо ассоциативно – пусть даже по манере держаться на публике. – (С абсолютно серьёзным лицом) Вообще мы равняемся на Валерия Леонтьева. – Вы так говорите, потому что недолюбливаете метросексуалов? – Артисты, претендующие на роль секс-символа, метросексуалы, следят за собой: постоянные педикюры-маникюры, современная стоматология, ухоженные волосы. Короче, сплошной make up. И разницы между ними и типа реальными гомосексуалистами практически нет. Теперь секс-символ – это какой-то унисекс. Вот раньше были махровые, породистые певцы – Лещенко, Захаров, Антонов, Евдокимов. Их статный вектор был явно направлен на женщин, которые видели в них самцов. А современные певцы переусердствовали с леонтьевским глэмом, и мне лично быть секс-символом сегодня западло, потому как непонятно, кто на этот символ клюнет, могут случиться пикантные ситуации. Так что я никакой не мачо и не пою с придыханием. – А как же победы на любовных фронтах? Разве это не обязательная черта образа настоящего мужчины? – Иногда, конечно, и мы обсуждаем женщин. Едем, например, в поезде, а нам глухонемые продавцы приносят газету «Клубничка». И мы обсуждаем женщин с яркими гимнастическими способностями, которые растрачивают свой талант на пустые фотографии. Хотя могли бы спокойно выступать за сборные своих посёлков городского типа. На самом деле все эти исповеди про сеновалы и буфетчиц – просто враки или разговоры из того возраста, который я называю «между песочницей и армией». И о каких победах вообще речь? Неизвестно ведь, кто победил. Почему мужчины называют это победами? А что, женщины проигрывают всегда, что ли? Не потому, что мы стесняемся, но среди моих друзей не принято обсуждать такие вещи. Всерьёз на эти темы говорят только в глупых и стрёмных компаниях. Зачем вообще стремиться, чтобы этих побед было много? Это ведь не очень важно в жизни. Иногда важнее одна победа, но действительно значимая. Когда я рос, был вселенский хаос, где-то с 88-го года не было ценностей вообще никаких, даже материальных. Лавэ никакой роли не играло – бухать можно было и без денег. Не знаю, чем сегодня живет молодёжь, но те времена закончились. Самая правдивая группа вплоть до последнего времени была «Виагра», поющая про бриллианты. Сегодня у влюблённых даже астрология другая: гадают не на звёздах, а на реальной выгоде. – Поиск реальной выгоды в браке часто приводит к супружеской измене. Это нормальное явление или патология современной семейной жизни? – Патология. Но я бы не относился к этому так, как в анекдотах, когда всегда муж приезжает из командировки, а жена ему изменяет. Ещё ни разу не слышал анекдота, когда жена приезжает из командировки, а в шкафу у мужа – любовница-слесарь. – А как вам творческая и тотальная раскрепощённость, к примеру, Лолиты Милявской? – Не знаю даже, кто это. Я знал одну Лолиту, проститутку из Харькова. Это не она? – К сожалению, нет. – Точно вы знаете? Та тоже красиво пела. – А ваше жизненное кредо – красивое? – Скажу пафосно (выражается на латыни): «Совершенствуй себя». Я думаю, что это вообще закон человеческого прогресса. Если все люди будут его соблюдать, то мы ещё попадём в райские кущи и напьёмся там ароматной амброзии. – Вы всё-таки верите в Бога? И что действительно ЧТО-ТО есть ТАМ? И есть «Тот Свет», и пресловутый рай... – Не хотел бы показаться хамом, но это как бы не ваше дело. Вообще это никого не касается – кто и во что верит. Какая разница, что я вам скажу сейчас? Когда люди на подобные вещи совершенно спокойно отвечают, доверительно рассказывают, то они подвергают себя большой опасности, мне так кажется. – Доводилось ли вам действительно подвергать опасности свою горячо любимую жизнь? Или хотя бы хрупкое здоровье. – У меня один раз друг на археологических раскопках напился одеколона «Русский лес». Мы все его пили, а он потом проснулся с утра и полдня абсолютно ничего не видел. – И чем дело кончилось? – Потом прозрел. Теперь зрячий. Так я и не пойму до сих пор, почему именно ему было ниспослано такое наказание, а не мне. Я ж тоже пил. – Вы были моложе и сильнее, вот и весь ответ. Ведь на дворе двадцатый век стоял? – Да, двадцатый век был тогда. В девятнадцатом я пил абсент. – Абсент, который крепостью 70 градусов, по-моему? – Главное не крепость. Главное, чтобы там была натуральная полынь. – Артюр Рембо как раз пил абсент. Это если верить фильму, где юный ДиКаприо играл французского гения. – Тогда было моветоном не пить абсент. Это сейчас все на какое-то пойло перешли. – Кино уважаете? – Люблю кино. Я ценю Милоша Формана. Мне нравится такой французский нуар, да и вообще нуар европейский. Мелвилл – классный режиссёр. Мне нравятся некоторые фильмы Гринуэя. Разные режиссёры есть, которые у меня вызывают уважение. Но при этом я бы не сказал, что являюсь поклонником только элитарного продукта. Допустим, Фассбиндер меня раздражает. У Альмодовара тоже многие картины мне неинтересны. Может быть, это связано с тем, что меня часто называют воинствующим гомофобом. Хотя в молодости я и Марка Алмонда посещал на концерте. – По всему чувствуется, вы человек начитанный. Как сейчас дела на книжном фронте? – Не читаю современную беллетристику. Меня всё это не интересует. А так – набор стандартный: Платонова, Чехова и Гоголя люблю. Из западной лёгкой литературы – Вудхауз. Из современных – наверное, только, может быть, Нил Гейман. А так ещё Станислав Лем и писатели киберпанки Вильям Гибсон, Брюс Стерлинг. Пускай ещё Гёте будет. Пусть вон та девочка с краю стола подумает, что я гений… |