[22]октября[2008]
 
46(000168)

>Читайте в [следующем номере]
«Помню, как вместе с бабушкой мы пели революционные песни»
*Илья ЛАГУТЕНКО

Александр ИВЧЕНКО: «Футбол сейчас сложный – дураки в него уже не играют»

От «Форда» до «Майбаха»: баловни русских дорог
(Фоторейтинг)

«Адмиралъ»: Колчак. Вместо шедевра – фальшивка!


- Российская экономика: нам не страшен внешний шок!

- Гэп вверх – два гэпа вниз

- Алексей ЧЕРЕПАНОВ: конец жизни в конце матча

- Развлекайтесь играючи!

- Владимир Путин поддержал проект сибирских птицеводов

- Анна БАЛУНДЗ, 20 лет, модель агентства «Ультра Моделс»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Наступил момент, когда все возможные истории, все мыслимые сюжеты уже запечатлены на плёнке. Нет больше ничего нового».

Жан РЕНО,
киноактёр.


 
«Адмиралъ»: Колчак. Вместо шедевра – фальшивка

Обещавший быть исторической эпопеей фильм обернулся любовной драмой. Но оказался несостоятельным и в этом.

Хабенский вынес испытание морским боем
Картина Андрея Кравчука с бюджетом в 20 миллионов долларов, преподнесенная как «главный российский фильм осени»,  рассказывает о любви адмирала Колчака и Анны Тимиревой – любви на фоне войны. События разворачиваются на фоне войны в трагический для России период 1916-1920 годов.
Под слоганом «Ибо крепка, как смерть, любовь» Андрей Кравчук (сериал «Господа офицеры», «Итальянец») показал с больших экранов знакомую команду. Практически весь актерский состав «Иронии судьбы. Продолжение» задействован в ленте про Колчака.
Главные роли в фильме сыграли Константин Хабенский (Колчак), Елизавета Боярская (Анна Тимирева), Сергей Безруков (генерал Каппель) и Федор Бондарчук. Причем последний предстает в образе седовласого худощавого режиссера. Прическа напоминает прическу Бондарчука-старшего. Федор, можно сказать, практически играет своего папу. По сценарию Бондарчук знакомится с Анной Тимиревой и, выслушав её любовную историю, загорается идеей снять об этом фильм.
Работа над картиной продолжалась около четырех лет. Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Торжок, Иркутск – вот лишь неполный список городов, которые посетила съемочная группа. «Всё это растянулось на такое долгое время потому, что во многих вещах мы были первопроходцами и просто не знали, как снять, например, картину морского боя, все тяготы которого пришлось хлебнуть Косте Хабенскому», – рассказывает продюсер ленты Андрей Максимов.
«Для меня эта картина стала непростой историей, – признался Константин Хабенский. – Скажем так: на сегодняшний день это самая тяжелая для меня по внутреннему пространству роль. «Адмиралъ» – не просто очередной блокбастер. Мне кажется, что он сможет не только поменять отношение людей к собственной истории, но и стать началом новой эпохи в кинематографе. Мы постарались сделать все возможное, чтобы «Адмиралъ» никого не оставил равнодушным. Это честное кино, и я горжусь тем, что принимал участие в его создании».
Специально для «Адмирала» был в натуральную величину (и по чертежам, заказанным в Адмиралтействе) построен макет «Сибирского стрелка», эскадренного миноносца Балтийского флота, которым Колчак командовал до перевода на Черное море.
Премьере «Колчака»  предшествовала мощная рекламная кампания. Ее частью стало издание одноименного романа, написанного по сценарию фильма,  а также выпуск аудиокниги. Фильм был выпущен рекордным тиражом 1247 копий, из которых 120 копий демонстрировались на территории Украины.

Ни родины, ни любви…
Анонсы «Адмирала» были многообещающими: «Взгляд на революцию со стороны белого движения», бюджет в 20 миллионов долларов. «История любви известного адмирала и исследователя северных морей».
Однако историческая реальность в фильме явно отодвинута на второй план. Ни единым намеком создатели картины не рассказывают ни о полярных изысканиях Колчака, ни о том, что он прошел русско-японскую войну. По большому счету, и Первая мировая обозначена парой боев 1916 года. За кадром все события революционной России, и завоевание Колчаком Сибири, и золото Колчака, о котором не упоминается ни разу!
Авторы фильма преследовали совершенно иную цель: романтизировать и героизировать образ Колчака. Масштабные события начала ХХ века, революция стыдливо спрятались: их затмила сладчайшая и явно неимоверно приукрашенная сага Анны Тимиревой и адмирала Колчака, однако сама эта любовь в целом тоже построена только на крупных планах. Вот Лиза посмотрела, вот вздохнула, вот обернулась: выражение лица не меняется ни в тюрьме, ни на балу, волосы всегда идеально уложены, глаза блестят – очень красиво. Правда, несколько бессмысленно.
В картине много моментов, когда надо вроде бы плакать, а хочется смеяться. Например, фраза Каппеля (Сергей Безруков) во время боя с красными: «Патроны кончились? Ничего! Зачем нам патроны? Помолимся Богу и вперед – в атаку на штыки и пулеметы!»
«Более безразличной по отношению к историческому материалу, циничной и фальшивой по отношению к жизни, культуре и к кинематографу картины, я, пожалуй, не видел, – пишет известный литератор и театральный деятель Евгений Гришковец. – Фильм «Адмирал» – это откровенный бизнес-проект. Об этом говорит как набор исполнителей, так и избранная тема. Я уж не говорю о способе её подачи. Полное отсутствие подлинных переживаний авторов фильма очень хорошо видно в том, как фильм смонтирован. Нет ни одной внятной продолжительной и драматургически выстроенной сцены. Рубленый монтаж, псевдо-модная клиповая съёмка, постоянно движущаяся камера и постоянно звучащая пафосная музыка. В этом фильме нет ни героя, ни подвига, ни родины, ни любви. Есть иллюстративные картинки и того и другого и третьего».

 

Герой Сергея Безрукова вёл армию в атаку и нырял в прорубь.

«Я служу Великой России»
Полярный исследователь, ученый-океанолог, боевой офицер русского флота адмирал Александр Васильевич Колчак – одна из самых ярких фигур истории начала ХХ века.
Александр Колчак родился 4 ноября 1874 года в Санкт-Петербурге. Образование получил в Морском кадетском корпусе, после служил на крейсере «Рюрик», броненосцах «Полтава» и «Петропавловск». В 1900-1902 годах по приглашению Академии Наук принял участие в экспедиции к земле Санникова. В ходе Русско-японской войны Колчак проявил себя бесстрашным офицером. За оборону Порт-Артура он был награжден орденом Св. Анны 4-й степени, а по возвращении в 1905 году из японского плена пожалован золотой саблей и орденом Св. Станислава 2-й степени с мечами.
В период между Русско-японской войной и Первой мировой войной Колчак принимал участие в воссоздании русского флота. В декабре 1913 года произведен в капитаны 1-го ранга. В годы Первой мировой войны Колчак показал себя блестящим флотоводцем, пройдя путь от командира одного из минных судов до командующего Черноморским флотом. В июле 1916 года Александр Колчак произведен в контр-адмиралы и вскоре, с переводом на Черноморский флот, в вице-адмиралы.
Во время гражданской войны Колчак становится одним из лидеров Белого движения. 4 ноября 1918 года в Омске он был назначен военным и морским министром Временного Всероссийского правительства, а через несколько дней провозглашен Верховным правителем России.
К этому времени жена Колчака Софья уже несколько лет проживала в эмиграции. Вот как описывает Александр Васильевич ей свое положение: «Я служу Родине своей Великой России так, как я служил ей всё время, командуя кораблем, дивизией или флотом. Я не являюсь ни с какой стороны представителем наследственной или выборной власти. Я смотрю на свое звание как на должность чисто служебного характера. По существу, я Верховный главнокомандующий, принявший на себя функции и Верховной Гражданской Власти, так как для успешной борьбы нельзя отделять последние от функций первого. Моя цель первая и основная – стереть большевизм и всё с ним связанное с лица России».
Успехи войск Колчака в 1919 году сменились крупными неудачами: Красная Армия овладела Уралом и развернула военные действия на территории Сибири. Колчаку не удалось в начале ноября создать оборонительный рубеж на Иртыше и защитить Омск. В ходе Омской операции армия Колчака была окончательно разгромлена. 10 ноября Колчак вместе с правительством и остатками войск бежал из своей столицы.
Последние колчаковские отряды были уничтожены под Красноярском в начале января 1920-го. Распустив 5 января свою охрану, Колчак перешел в поезд Антанты, гарантировавшей ему безопасный проезд до Владивостока; 6 января передал звание Верховного правителя Антону Деникину. 15 января по согласованию с представителями Антанты командование Чехословацкого корпуса, стремясь обеспечить беспрепятственное продвижение своих эшелонов к Владивостоку, арестовало и выдало Колчака эсеро-меньшевистскому Политцентру, установившему еще в конце декабря 1919 контроль над Иркутском. После перехода власти в городе к большевикам 21 января 1920 Колчак был передан Иркутскому военно-революционному комитету, который по негласному указанию Ленина принял решение о расстреле Колчака.

Перед смертью он пел романс

Казнь Александра Колчака состоялась 7 февраля 1920 года возле Знаменского монастыря в Иркутске. Перед смертью, по преданию, адмирал пел свой любимый романс «Гори, гори, моя звезда». После расстрела тело Колчака увезли на Ушаковку (приток Ангары) и сбросили в прорубь.
«Не распространяйте никаких вестей о Колчаке, не печатайте ровно ничего...», – писал Ленин накануне расстрела адмирала. Приказ его исполнялся на протяжении почти всего двадцатого столетия – страна забыла о выдающемся флотоводце первой мировой, о полярном исследователе, определившем науку о море без малого на полвека.
Имя Александра Колчака было реабилитировано сравнительно недавно. Биографы и документалисты вновь заинтересовались его личностью. Однако собирать информацию о командующем Черноморским флотом пришлось буквально по крупицам: из немногочисленных архивных документов, стенограмм допроса и писем, из которых несколько десятков в период 1916-1920 годов было отправлено Анне Тимиревой.
Встреча Александра Колчака с Анной Васильевной Тимиревой – дочерью директора Московской консерватории Василия Сафонова – произошла в смутное предреволюционное время. Оба были несвободны: у Александра Васильевича была жена и сын, у Анны Васильевны – муж, капитан I ранга Сергей Тимирев.
Тогда они еще не знали, что вместе им суждено пробыть пять лет, причем большую часть этого времени придется прожить порознь. Месяцами они поддерживали связь письмами, которые писали так часто, как только было возможно. В этих посланиях – признания в любви и страх потерять друг друга.
Анна Тимирева после расстрела адмирала Колчака прожила еще полвека, проведя в тюрьмах, лагерях и ссылках в общей сложности около тридцати лет. Во второй половине XX века Анна Васильевна работала консультантом по этикету на съемках фильма Сергея Бондарчука «Война и мир», который вышел на экраны в 1966 году, а в 1968-м получил «Оскар». До последних лет жизни она писала стихи, посвященные Колчаку.

 

 

Анна Тимирева пережила Александра Колчака на полвека.

 

Денис ПЕЛЕХ,
коммерческий директор компании «Акцент»:

 

– Мы смотрели «Адмирала» вместе с супругой. Отличное кино. Хотя большинство зрителей в красноярских кинотеатрах и вообще по стране – это определенная возрастная категория, которая не до конца, я думаю, этот фильм поняла. Потому что, как показывает практика, молодежь от пятнадцати до двадцати пяти лет очень плохо знает историю своей страны. Я вырос в советское время, когда дети уже с детского садика были исторически подкованы. И, по крайней мере, новейшую историю своей страны мы знали. Да, она давалась в определенном идеологическом контексте, но тем не менее дети знали, когда была первая революция, вторая революция, гражданская война, Великая Отечественная и так далее. Фильм – не о войне белых и красных, там показана личная трагедия человека и то, что с обеих сторон загубили людей ни за что. Белое движение проиграло войну из-за отсутствия четких целей, неорганизованности и отсутствия дисциплины, а у красных были конкретные цели и задачи. Вот и всё.

Анастасия СУББОТИНА,
генеральный директор ООО «Джесарпо»:

 

– Я даже не знаю, кому пришло в голову всерьез оценивать художественную и тем более историческую ценность фильма, который продюсируют Эрнст и Файзиев. А актеры? Хабенский, Ковальчук, Безруков, Бероев, Бондарчук – про первых трех могу сказать, что они потрясающие театральные актеры. Не могу забыть Зилова из «Утиной охоты » в исполнении Хабенского и Моцарта из спектакля «Амадей» в исполнении Безрукова. Но в кино же это всё – конъюнктурщина! Колчак – фигура противоречивая. Его до сих пор не могут никак реабилитировать из-за бесчинств на Урале и в Сибири во время его правления. Он просто был патриотом и занимался не своим делом. Ведь Колчак, если бы не война, вообще не стал бы военным. Он в основном наукой, по-моему, занимался, ездил в разные северные экспедиции. Я заинтересовалась этим человеком впервые, когда смотрела «Собачье сердце». Полиграф Полиграфович Шариков сказал: «Я на колчаковских фронтах ранен», объясняя, почему у него перевязана голова.

Сергей ОДИНЕЦ,
координатор японского информационного центра ТПП Восточной Сибири:

 

– Что касается исторического кино, я бы объединил два понятия: историческое и патриотическое. К сожалению, в наше время спрос диктует предложение. И покуда таких, кому подавай «спецэффектные боевики» с сомнительным сюжетом, большинство, спрос на кино для думающих людей будет минимальным! Однако такие люди есть, и не только среди зрителей, но и среди режиссеров и продюсеров. Думаю, что именно в современных условиях, когда Россия завоевывает себе достойное имя и положение на мировой арене, необходимо приучать граждан к изучению истории и культуры своей собственной страны. Учить любви к Родине на примере истинных её сынов, таких, каким был адмирал Колчак. По большому счету он не был выдающимся героем, просто в трудный для страны момент он стал им. А это на самом деле очень трудно – брать на себя ответственность за многих людей и за свою страну, которая впоследствии на многие десятилетия заклеймит тебя позором как преступника и человеконенавистника. В этом, вероятно, и заключалась его отвага. Не оставаться безучастным, даже если понимаешь, что это ничего не изменит. На таких людях Россия держалась и будет держаться.

Виктория ВАРМУНД,
преподаватель Сибирской академии права, экономики и управления:

 

– Премьеру фильма «Адмиралъ» ждала, потому что люблю историческое кино. Но, если честно, разочаровалась – наверное, как и многие. Некоторые исторические факты и факты из биографии Колчака были, мягко говоря, «переиграны» на новый лад. Может, авторы не преследовали цель полного соответствия, но, по-моему, фильм от этого не выиграл. Я слышала, что этот фильм – только начало. Создатели планируют снять сериал или многосерийный фильм. Может, там всё станет на свои места? Поклонницей Константина Хабенского себя не считаю, но его игра меня впечатлила. Думаю, после этой роли ряды его фанатов значительно пополнятся. Что касается самого Колчака как исторической фигуры – мне лично сложно однозначно выразить свое отношение к нему. В нашем регионе он очень популярен, его считают героем.

Александр УСАЧЕВ,
программист:

 

– Я наслушался от знакомых негативных отзывов и готовился к худшему, отправляясь в кинотеатр, поэтому «Адмиралъ» меня приятно удивил. Я всегда всем советую: не ждите многого, даже не надейтесь ни на что – и убережете себя от разочарования в большинстве случаев. Я знаком с историческими подробностями всей этой истории довольно-таки посредственно, поэтому, в отличие от многих, у меня нет с этой стороны претензий к создателям картины. Я просто пришел на раскрученный российский блокбастер, призванный поднять дух патриотизма и получить прибыль. Насчет патриотизма не знаю… В зале были люди, которые в самых душещипательных моментах с издевкой ухмылялись. Но нужно и к этому быть готовыми. Картина окупится – это точно, и подстегнет продюсеров действовать в том же духе. Печально, но мы, похоже, не скоро свернем с пути американского типа просвещения молодежи, когда достаточно посмотреть кино, чтобы узнать, как всё было «на самом деле». 

Материал подготовили Михаил ДМИТРИЕВ
и Галина ПОЗДНЯКОВА.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен