[01]августа[2012]
 
29(000351)

>Читайте в [следующем номере]
«Красноярск для меня – это несколько лет в СФУ. И несколько сетов в теннис с редактором «Конкурента»
ПАК Чжон Кван

Леонид ШИХОВ: «Лучшие люди ушли из профессии»

Самые успешные и перспективные музыканты в возрасте
до 30 лет
(Фоторейтинг)

Нора ДЖОНС: «Я не хотела быть знаменитостью»


Россия на Олимпиаде: вот бы третьими стать!

Откат с отскоком

Нора ДЖОНС: «Я не хотела быть знаменитостью» Её отец – всемирно известный индус Рави Шанкар, но для своей музыкальной карьеры она не использовала ни его славу, ни его фамилию.

Миллионный пассажир каждый год прилетает раньше

Самые сексуальные участницы Олимпиады-2012

Маттео ГАРРОНЕ: «В фильме «Гоморра» я хотел объяснить, что крёстных отцов поддерживает народ» Что связывает известного режиссёра с неаполитанской организованной преступностью?

Ксения СВИРИДА, 19 лет, агентство Best Models

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
Когда мне было лет десять или около того, я смотрела церемонию открытия, видела делегацию России, все шли в маленьких шляпах или беретах, это было круто. Я тогда ещё подумала: возможно, однажды и я там буду».

Мария ШАРАПОВА,
знаменосец команды России на открытии Олимпийских игр.



Маттео ГАРРОНЕ: «В фильме «Гоморра» я хотел объяснить, что крёстных отцов поддерживает народ» Что связывает известного режиссёра с неаполитанской организованной преступностью?

 



Крёстные отцы народа

Итальянца Маттео Гарроне, чей фильм «Реальность» получил Гран-при на последнем Каннском кинофестивале, на родине подозревают в том, что его известный фильм «Гоморра» про итальянскую мафию снят на деньги неаполитанских преступников.
Фильм «Гоморра» описывает судьбы людей, так или иначе связанных с итальянской мафией. Власти Италии заподозрили, что члены неаполитанской мафии Каморра и профинансировали этот фильм.
Как говорится в предварительном заключении следователей, режиссер, продюсеры и автор сценария тесно сотрудничали с преступниками в процессе подготовки картины. Следствие подозревает, что они не только консультировались, но еще и получили от мафии деньги.
Съемочная группа «Гоморры» попала под подозрение полиции сразу после выхода фильма, получившего в 2008 году в Каннах Гран-при. И это при том, что неаполитанские мафиози, недовольные, в каком свете в фильме выставлена Каморра, начали угрожать режиссеру примерно в то же самое время.
«В своём фильме я хотел объяснить, что крестных отцов поддерживает народ, – говорит Маттео Гарроне. – Что они сами – часть населения и население – их часть. Сила крестных отцов не в богатстве, а в тесной связи с корнями, с общей жизнью тех мест. От нее невозможно увернуться, от нее не спрячешься. Только живя там внутри, можно понять эти механизмы. Очень сложно, родившись в таком месте, прожить другую жизнь. Я уверен, что, если бы я родился там, я попал бы в эту ловушку сразу. Зная собственный характер, я отдаю себе отчет, где бы я сейчас был. Наверняка мне удалось бы потом «исправиться», найти себя, но я бы не смог избежать серьезных проблем. Никто не может избежать их в этих местах».

В фильме «Гоморра» параллельно развиваются, ни разу не пересекаясь, несколько историй с героями разных поколений и разных сфер деятельности. Общее только одно: все они оказываются подчинены интересам преступного сообщества.

 

 

Кадры из фильма «Гоморра».

«Тот сырой материал, с которым мне пришлось работать во время съемок «Гоморры», был настолько визуально сильным, что я старался просто снимать всё как есть, как если бы я был прохожим, который случайно оказался на месте происходящего. Я решил, что это самый эффективный способ выразить те чувства, которые я испытывал во время съемок», – рассказывает Маттео Гарроне.
В известном смысле «Гоморра» разрушает добрую половину того, что мы привыкли знать об итальянской мафии. Художественный груз Копполы настолько сильно когда-то возвел в культ этот «семейный бизнес», что теперь непросто принять во внимание, что все эти бытовые зарисовки – часть деятельности легендарной Каморры. В фильме нет ни вероломного восхождения, ни горького падения, ни пафосных монологов – только обыкновенные люди, которые, как молекулы под действием броуновского движения, хаотично передвигаются по телу Каморры.
Картина имела колоссальный коммерческий успех в Италии, а её появление сопровождалось скандалами. Некоторые люди, снимавшиеся в фильме, на самом деле были или являются членами Каморры. Дошло до трагифарса – несколько зрителей, посмотревших фильм, узнали в актерах бандитов, с которыми им пришлось столкнуться в жизни, и заявили об этом в полицию. Несколько человек были, таким образом, задержаны по заявлениям от их бывших жертв.


В главной роли – бывший киллер

Интересно, что в своей последней картине «Реальность» Маттео Гарроне снова снял человека с криминальным прошлым. Исполнитель главной роли Аньелло Арена уже 20 лет находится в тосканской тюрьме, где отбывает пожизненное заключение за убийство.
Арена являлся одним из киллеров неаполитанской мафии. Он был арестован накануне Рождества 1991 года за убийство трех человек и осужден на пожизненное заключение. Арена никогда в жизни не пробовал себя в качестве актера, но 12 лет спустя после ареста вступил в тюремную театральную труппу Fortezza («Крепость») и со временем стал главной звездой среди заключенных.
Гарроне открыл Арену во время просмотра спектакля тюремной труппы. Он хотел дать Аньелло роль в «Гоморре», но судьи решили, что тема фильма слишком близка к реальной жизни заключенного, и не позволили ему проявить себя на почве кинематографа. «В этот раз никаких преступлений в кадре не было, поэтому нам удалось получить разрешение. Возможно, история в «Реальности» показалась им более подходящей, поскольку она больше похожа на сказку», – считает режиссер.
По итальянским законам длительность пожизненного лишения свободы не определена. После первых 8 лет в случае хорошего поведения осужденным предоставляется разрешение работать вне тюрьмы в течение дня. А возможность выйти на свободу таким заключенным может быть предоставлена только после отбытия 21 года, и то в случае хорошего поведения.
Для работы над фильмом Арену выпускали утром из камеры, но вечером он был обязан вернуться в место заключения. В результате в Канне-2012 его имя упоминалось не реже Брэда Питта, Жан-Луи Трентиньяна, Марион Котийяр и Николь Кидман. И хотя Гран-при за «Реальность» Гарроне получал под «буу» прессы и свист в зале, актерская работа Аньелло Арены была отмечена многими журналистами.
По сюжету «Реальности» главный герой, неаполитанский торговец рыбой, настолько очарован телевизионным реалити-шоу «Большой брат» (тем самым, с которого был скопирован его скандальный российский вариант под названием «За стеклом»), что начинает жить в воображаемом мире.
Фильм кажется сатирой, однако сам режиссер считает его современной сказкой. Сюжет фильма, по его словам, основан на реальной истории, произошедшей несколько лет назад в Неаполе.
«После «Гоморры» я очень долго искал достойный сюжет. И тут я наткнулся на эту простую, непритязательную историю, которая могла перерасти в более широкую метафору», – рассказал Маттео Гарроне.

 

 Аньелло АРЕНА, преступник и актёр.


Каморра бессмертна?


Каморра (итал. camorra – драка, ссора) – неаполитанская мафия (точнее – неаполитанская организованная преступность, аналогичная сицилийской мафии).
Возникла в XVIII веке. Имеет широко разветвлённую организацию, свою иерархию, законы, жаргон.
Каморра постепенно проникала во все сферы общественной жизни провинции Кампания и ее столицы Неаполя. По оценкам многих специалистов, Каморра полностью контролирует портовый, мусорный и другой бизнес. Их годовой оборот колеблется в пределах 40 миллиардов евро и с каждым годом растет. Само собой, весь нелегальный бизнес – проституция, торговля оружием (по этому направлению Каморра держит прочное первое место среди всех итальянских преступных группировок), наркотиками и так далее – здесь тоже в руках Каморры.
По словам одного из руководителей МВД Италии, масштаб преступной деятельности Каморры не имеет аналогов в Европе. Средний возраст её рядовых членов в наше время не превышает пятнадцати с половиной лет.
21 марта 2009 года в Неаполе впервые прошла широкомасштабная демонстрация протеста жителей города против существования и деятельности Каморры. В демонстрации приняли участие свыше 100 тысяч человек. Почётным участником демонстрации стал Роберто Савиано.


Автор шести полнометражных лент, Маттео Гарроне создал стиль, достойный самых ярких лет итальянского неореализма. Получивший широкое распространение в послевоенной Италии благодаря Росселлини, Висконти и Де Сика, неореализм выработал творческий метод, в котором ощущение реальности преобладает над сюжетной линией.
Фильм «Гоморра» лишний раз подчеркивает принадлежность Маттео Гарроне к этому творческому наследию, равно как и его умение передать в близкой к документальному кино манере настоящую жизнь современного итальянского общества, переживающего кризис.
Вообще же, по мнению режиссёра, на всех итальянских кинематографистов самое большое влияние оказал Федерико Феллини. «После него итальянское кино превратилось в кладбище его имитаторов, – говорит Гарроне, – многие на этом себя угробили, и над их могилой стоит крест: «Подражал Феллини, не обязательно откровенно и внятно». Я никогда не позволял себе подражать ему, а как хотелось бы! Это стало бы самой большой моей ошибкой. Мне нравится в нем потрясающая способность визуальных сюрпризов. Гений. Но бывают потрясающие визуальные образы и у других моих любимых режиссеров – Пазолини, к примеру. В случае «Гоморры» конкретное влияние на меня оказал фильм «Пайза» Роберто Росселлини. Я много раз его пересматривал: это образец кино».

Охота на писателя



Фильм «Гоморра» снят по одноименному роману-репортажу итальянского писателя и журналиста Роберто Савиано. В названии игра слов: библейский город грехов скрещен с названием неаполитанской мафии Каморра.
Роберто Савиано родился и вырос в Неаполе. После окончания факультета философии Неаполитанского университета подрабатывал журналистикой, писал короткие рассказы. А потом устроился ассистентом фотографа, работавшего на мафиозных свадьбах. Так он подобрался к Каморре. Это было не так уж и трудно – каждый, кто живет в Неаполе, видит трупы на улицах, разграбленные магазины, так или иначе сталкивается с Каморрой. Отец Савиано был врачом скорой помощи. Однажды он спас недобитого мафией 18-летнего паренька – и за это сам был избит до полусмерти.
«Я всегда ненавидел их, – говорит Савиано о Каморре, – и это личная ненависть, не абстрактная. Они разрушали мою страну, изгоняли и убивали людей, заставляли их жить в страхе. Я знал, как ударить их побольнее, и сделал это».
Роман «Гоморра» – это шокирующее своим мужеством разоблачение, где сюжет тесно переплетается с подробными описаниями совершённых в реальности преступлений, уголовщины, методов, посредством которых Каморра жёстко контролирует неаполитанское общество, коррумпируя отдельных граждан, политическую сферу, социальные институты.
Роман сделал своего автора не только звездой литературы, но и мишенью для преступного мира. Считается, что «Гоморра», в которой Савиано раскрыл секреты неаполитанской мафии, поставила его жизнь под угрозу еще большую, чем некогда «Сатанинские стихи» – жизнь Салмана Рушди, с которым его часто сравнивают.
Возмущенная книгой, вышедшей в 2006 году, Каморра вынесла писателю смертный приговор, поэтому Савиано не появляется на публике и перемещается только под особой охраной, выданной ему министерством внутренних дел Италии. В 2008 году он хотел уехать из Италии, так как признался, что устал чувствовать себя пленником. В Италии был создан общественный блок «Я на стороне Савиано».
В эфире итальянского телевидения Умберто Эко назвал 32-летнего писателя национальным героем, а нобелевские лауреаты, среди которых Гюнтер Грасс и Михаил Горбачёв, выступили с открытым письмом в газету La Repubblica, призывая оградить Савиано от мести мафии.
Вместе с тем некоторые представители правых кругов обвиняют писателя в том, что его книга якобы представляет Италию в негативном свете и наносит ущерб международному престижу страны.

 

 Роберто САВИАНО вынужден жить под непрерывной охраной.

«Между прочим, судьба «Гоморры», нагнавшей страх на ту самую власть, которая, как нам кажется, вообще не интересуется книгами, свидетельствует о новых потенциальных возможностях слова – о том, что такие возможности явно имеются и просто ждут случая, чтобы реализоваться, – уверен автор романа Роберто Савиано. – Я часто цитирую прекрасную каталанскую поговорку, она звучит так: «Во время наводнения больше всего не хватает питьевой воды». Сами подумайте: вода повсюду, она затекает в дома, но ты не можешь сообразить, где взять чистой воды, чтобы напиться. Так же и с информацией: в ней полно «воды», но ты не знаешь, где найти источник и напиться. Тексты, литература могли бы стать источниками чистой воды, позволяющими читателю утолить жажду…»
 

 

Оксана НЕСТЕРЕНКО,
менеджер по продажам (Красноярск):

– Фильм Маттео Гарроне «Гоморра» повествует о жизни молодых людей, связанных с преступной группировкой итальянской мафии – Каморры. Честно говоря, только слухи о том, что в этом фильме несколько ролей сыграли настоящие преступники, которые после выхода картины были арестованы, и заставили меня посмотреть фильм. Сама картина мне показалась не совсем понятной, а сюжетные линии – оторванными друг от друга. Недавно прочитала о том, что исполнитель главной роли в новом фильме Гарроне «Реальность» – тоже преступник, причём приговорённый к пожизненному заключению. Похоже, что привлекать криминальных личностей для съёмок в своих фильмах у Маттео Гарроне становится традицией.

 

Анна ГУЛЯН,
юрист (Красноярск
):
– Маттео Гарроне – очень интересный режиссёр. Наслышана о его стремлении к реалистичности. Когда смотришь его «Гоморру» – возникает ощущение, что это документальный фильм. Хотя не скажу, что картина мне понравилась. Впрочем, наверное, так и должно быть. Не может такая тема «радовать» и вызывать желание посмотреть еще раз и еще. «Гоморра» не романтизирует мафию, и это хорошо. Последний фильм Гарроне – «Реальность» – я пока не видела. Но скандал по поводу того, что исполнитель главной роли не смог приехать в Канны из-за того, что сидит в тюрьме, давно облетел весь интернет. Обязательно посмотрю этот фильм при случае.

 

Алёна ШУБИНА,
переводчик, фотомодель (Киров):

– Маттео Гарроне – один из режиссёров, ставших для меня открытием в этом году. Знакомство с работами талантливого итальянца началось с фильма «Гоморра». Несмотря на то что я рисовала в своем воображении совершенно иную сюжетную линию, лента не разочаровала, а, скорее, приятно удивила-шокировала, оставив тонкий перчёный привкус, словно после терпкого вина или горького шоколада. У Гарроне особый взгляд на бытовые моменты, на жизнь в её неприглядной «красоте» и простоте, граничащей с примитивностью приматов; эстетика отвратительного и простота сложности. Неожиданным оказался подход и взгляд режиссёра на мафию, на преступников и их деятельность – отсутствием той бравады и приписывания криминальным личностям романтично-аристократических образов, которые так часто встречаются в кино. Это своеобразный вызов классическим образам псевдогероев, истинное лицо которых покрыто кровью жертв, потом и разложениями морального плана. Маттео Гарроне тем и вызывает уважение и интерес, что имеет особый талант – продемонстрировать разным социумам жизнь, о которой они не имели представления, при этом не навязывая свое персональное мнение, симпатии и антипатии. Он вне игры, он наблюдатель, который имеет смелость и силу духа транслировать события в прямой эфир.

 

Мария ШУЛЕПОВА,
финансовый менеджер (Киров):

– Фильм «Гоморра» – это действительно стоящее кино, которое отличается от тех «крёстных отцов» из детства, благородных, но чуточку бандитов. У Маттео Гарроне получился «сказ без прикрас», где на основе биографий отдельных людей (но с общей привязанностью к мафии) повествуется о рабах преступной системы, которые живут в своём мире под названием Неаполь и никуда не могут из него деться. Трагические истории «маленьких людей» показывают грязь от неубранного мусора и такие же мутные души людей, которые могли бы стать другими, но им этого сделать не суждено. Каждую ночь мафия выходит на охоту…

 

Андрей САДИЛОВ,
бизнесмен (Пермь):


– Фильм Маттео Гарроне «Реальность», судя по описанию, интервью автора и отзывам (а сверить впечатления можно будет только в октябре, когда фильм выйдет на российские экраны), снят хоть и на не самую оригинальную, но на неизбежно актуальную тему – соответствие мечты и реальности. Извечный романтический штамп о превосходстве мечты над этой самой реальностью бывает и довольно глуп, и вреден: действительно ценные вещи не получается разглядеть, потому что они кажутся неотъемлемой частью жизни (а зря), а за стремлением к якобы волшебной цели стоит нежелание или неумение сделать хоть что-нибудь. Мечта мечте рознь, – случается, что устремления прикрывают полное равнодушие к жизни и сами есть профанация настоящего движения к достойной цели.

Материал подготовили Дмитрий РОДИОНОВ и Светлана ТАРАКАНОВА. >Обсудить статью

Бизнес-гороскоп



Сдаются в аренду нежилые помещения: 14 кв.м.; 23 кв. м по цене 500 руб. кв.м., (возможно с офисной мебелью). Адрес: г.Красноярск, ул.60 лет Октября, 63.

Контактное лицо: Анастасия, тел. 8 950 422 56 99; 261-47-08

  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(3912)33-99-24
Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева Весы Скорпион Стрелец Козерог Водолей Рыбы