[01]августа[2012]
 
29(000351)

>Читайте в [следующем номере]
«Красноярск для меня – это несколько лет в СФУ. И несколько сетов в теннис с редактором «Конкурента»
ПАК Чжон Кван

Леонид ШИХОВ: «Лучшие люди ушли из профессии»

Самые успешные и перспективные музыканты в возрасте
до 30 лет
(Фоторейтинг)

Нора ДЖОНС: «Я не хотела быть знаменитостью»


Россия на Олимпиаде: вот бы третьими стать!

Откат с отскоком

Нора ДЖОНС: «Я не хотела быть знаменитостью» Её отец – всемирно известный индус Рави Шанкар, но для своей музыкальной карьеры она не использовала ни его славу, ни его фамилию.

Миллионный пассажир каждый год прилетает раньше

Самые сексуальные участницы Олимпиады-2012

Маттео ГАРРОНЕ: «В фильме «Гоморра» я хотел объяснить, что крёстных отцов поддерживает народ» Что связывает известного режиссёра с неаполитанской организованной преступностью?

Ксения СВИРИДА, 19 лет, агентство Best Models

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
Когда мне было лет десять или около того, я смотрела церемонию открытия, видела делегацию России, все шли в маленьких шляпах или беретах, это было круто. Я тогда ещё подумала: возможно, однажды и я там буду».

Мария ШАРАПОВА,
знаменосец команды России на открытии Олимпийских игр.



 
Леонид ШИХОВ: «Лучшие люди ушли из профессии» «Конкурент» беседует со звукорежиссёром, диктором, радиоведущим.
Его голос можно услышать в рекламе, его услугами пользуются крупнейшие агентства в России. Он перфекционист, из-за этого не принадлежащий себе, но делу, которому предан всей душой. Леонид Шихов своим примером показывает, что возможно успешно работать и быть профессионалом высокого уровня, не живя в Москве и не поглядывая тоскливо на «крутых столичных рекламщиков». Под бодрящий уличный шум и типичный для европейской провинции английский тихий говорок сбоку он рассказал о непростом пути человека в медиабизнесе, судьбе радио и поделился мнением о современном искусстве создания рекламных продуктов. 

– Леонид, вы хотели быть в детстве космонавтом, как многие советские дети?
– Я хотел быть таксистом. Виной тому была услышанная история о том, что им дают чаевые. Вот такой идиотизм. (Смеётся.) Но это было до шести лет, потом прошло. Быть космонавтом – не моё, не хочу летать в невесомости.
– Как вы попали в медиасферу?
– В 93-м году, когда запустилось «Relax-радио». Оно открылось второго июля, я пришёл туда девятого июля. Уже девятнадцать лет, кошмар… Тогда мы чувствовали себя полуслепыми котятами, никто же не объяснял, как должно всё быть. Были только общие впечатления о том, как нужно организовывать работу музыкального вещания. Как сейчас помню разговор с заместителем по вещанию на ГТРК Владиславом Николаевичем Пинегиным. Получилось так, что в июле я пришёл на «Релакс», а в сентябре появилась возможность работать на ГТРК ассистентом звукорежиссёра. Я работал на два фронта, за что меня, конечно, не гладили по голове в госструктуре. Так вот, Пинегин мне говорил о том, что коммерческое вещание нежизнеспособно и через полтора года всё накроется медным тазом. Это был один из немногих случаев, когда он ошибся. Кстати, если его вспоминать и сравнивать с «эффективными менеджерами» сегодняшнего дня, то Владислав Николаевич был одним из позднесоветских начальников, отучившихся в Высшей партийной школе. Вот там учили управлять… Они могли «рулить» всем, чем угодно. Умение строить и (слово крутится неприличное) мотивировать было у него в полном объёме.
– Идея возникла, что нужно коммерческое вещание. Но как делали, не имея об этом понятия?
– Было чёткое понимание того, что люди откроют сейчас свой бизнес и будут зарабатывать деньги. Как это сделать – никто не представлял. Первый раз в первый класс. Сейчас все идут по пути наименьшего сопротивления: открывают филиалы московских радиостанций. Они контролируют, чтобы реклама выходила вовремя и погоду прочитали. На этом всё заканчивается. Беспредельничанья в хорошем смысле нет, и уже не будет. Таких людей, которые пришли на радио – федеральное и местное – в начале 90-х, не будет тоже. Госпожу Стриж помнят до сих пор, и она периодически откуда-то вылетает. Музыкальное вещание в принципе скоро исчезнет, это дело ближайших лет.
– Почему так? Люди не перестанут слушать музыку.
– Представим себе какие-то культурные посиделки. Если у них есть интернет, то можно воспользоваться замечательной штукой «плей-лист «В Контакте». Там нет рекламы, бесконечного вякания ни о чём. Старая хохма, что лучшее радио – это Winamp, сбылась. Радио уже ушло в сеть, просто все делают вид, что ничего не произошло. Недавно наблюдал на телеканале «Дождь» интервью с человеком, имевшим отношение к НТВшному «Центральному телевидению». Видимо, его оттуда уволили, и он решил высказаться начистоту, сказать то, что все знают, но молчат. В частности, что журналистов не считают за людей, что мы показываем только стрельбу, убийства и Аллу Борисовну. Телевидение смотреть неинтересно. Любое развлечение должно быть по запросу. В интернете сразу можно найти всё. Есть еще околопиратская помойка «В Контакте». Её никогда не прикроют, сколько бы ни орали правообладатели. Это выгодно – и провайдерам, и пользователям. Я предполагаю, что радио вернётся в то состояние, с чего оно начиналось: новости, информация. Музыка на радио не нужна уже года два. Об этом просто все «стесняются» говорить. Процесс запущен, вопрос только, когда закончится и чем.
– На ваших глазах происходило становление регионального рекламного рынка. Откуда первопроходцы черпали вдохновение?
– Ролики были как очень хорошие, так и страшно плохие. Коммерческое вещание существует для того, чтобы там размещать рекламу. Пользователь наивно считает, что телевизор и радио созданы для его удовольствия. На самом деле – для потребления им рекламы. В начале работы всё упиралось в технику. Сейчас – в мозги. При мне начиналась компьютерная 3D-графика. Это стоило ощутимых денег. Но люди работали даже не за них. Был выпендрёж перед коллегами-конкурентами. Графику было просчитывать очень долго, компьютеры были дохлые. Но была идея. Двадцатисекундный ролик просчитывали десять суток чистого времени. Сейчас никто не заморачивается над рекламными сюжетами, в том числе на федеральном уровне. Вот предмет, вот ценник. Иногда делают «вступительную часть». Заканчивается всё тем же. В крайнем случае можно Семенович с сиськами показать и что-то на их фоне. Это говорит об уровне потребителей, которые хотят увидеть грудь Семенович, и об уровне «креатизма» создателей рекламы, когда в бизнес пришли строевым шагом ненавидимые мною кавээнщики. Конечно, кто заказывает, тот и ставит задачу. Вот и «креатив» соответствующий. Есть Жанна Фриске, немолодая, осыпающаяся персона, которую кто-то одарил званием «секс-символ», а также волшебные слова «Укупник», «Джигурда» и ещё что-то. Вот он, уровень развития. Когда всё начиналось, этому учились по ходу. Иногда получались интересные вещи. Шедевральная серия была про банк «Империал». Там есть идея и не жалели бюджетов. Сейчас бюджеты бывают и больше, другое дело, куда они исчезают в процессе производства.
– Почему сейчас такой «креатизм»? Ведь опыт должен накапливаться, дело развиваться.
– Лучшие люди ушли из профессии. Когда они стали накапливать опыт, то поняли, что он стоит денег. К примеру, производство звука – недешёвое удовольствие, но всегда существует мальчик, который на своём ноутбуке с ворованным софтом делает то, что, на его взгляд, может продаваться. Со всеми потрохами этот мальчик стоит пятьсот рублей, вот в чём беда. За эти деньги я со стула не встану. А те убеждают себя в «работе на перспективу». Какая перспектива, если у тебя нет образования, если ты не понимаешь, что с чем складывать? Потом включаешь телевизор и смотришь поделки, от которых волосы дыбом. Кстати говоря, в Кирове ситуация с этими «наколенниками» обстоит достаточно неплохо, откровенную шляпу они не делают. Технологически стало проще. Можно снять на фотоаппарат, и получится красивая картинка. Но после всё надо умело сложить. Этому старшее поколение режиссёров учили в специальных институтах. К тому же я говорил, что в 90-х оборудование достать было почти нереально, и стоило оно столько, что нужно было продать всё семейство на органы, чтобы еле-еле сумму наскрести. А мозги лучше работать не стали. С другой стороны, если мы говорим о том, что потребитель постепенно уходит в сеть, то рынок будет меняться, там картинку показывать не надо. Это вопрос еще трёх-пяти лет. Рекламный рынок в сегодняшнем виде существовать не может и не должен.
– Почему так вышло, что реклама на ТВ в России гораздо дешевле, чем у тех же США?
– Расходная часть по человеческому фактору стремится к нулю. Существуют учредители и стада «белочек», которые работают «на перспективу». Их будут кормить этой идеей до тех пор, пока они не поймут, что перспективы нет. Если говорить про Москву, то им придётся возвращаться в свои урюпински. Они работают за копейки, потому что знают: вместо них наберут точно таких же. Продержавшись года полтора в столицах и возвратившись, они приобретают некоторые черты. Я иногда читаю резюме «возвращенцев», не без удовольствия. Нет, не по долгу службы, упаси Бог, просто любопытный. Что там только не напишут! Истории, конечно, реальные, но никто не рассказывает полной картины. Не будут же писать о том, что пахал с утра до ночи за тридцать тысяч, половину из этого отдавал за жильё, где существовал вчетвером в комнате трёхкомнатной квартиры на третьем транспортном кольце, и наконец меня выпнули обратно! Мой приятель, имеющий отношение к СМИ, как-то сказал после ругани с одним из «понаприехавших» обратно: «Нет такого предприятия «Москва»!» Это стоит высечь в граните. Возвращаясь к нашему разговору… Очень хорошую вещь изрёк Юрий Львович Шлемензон: «Размещаться на телевидении во всём мире, кроме России, – это ужасно дорогое удовольствие». Наши каналы берут всё. До, во время и после какой-нибудь передачи начинается поток трёхминутного кошмара, который именуется рекламными роликами. Такая длинная-длинная телеоткрытка. Нас атакуют производители банных печей и унитазов. Ну не может себе позволить владелец магазина три на два метра «потянуть» изготовление и размещение рекламы на ТВ. В рекламном отделе ему говорят, что за оплату двадцати прокатов в эфире бесплатно сделают ролик. Бесплатно? Но кто-то это хоть хреново, но делает? Вы чем с ними расплачиваетесь, поцелуйчиками и рассказами о перспективах? Все эти мальчики и девочки, старающиеся войти в этот бизнес, пытаются до того момента, пока они не начинают функционировать в этой жизни самостоятельно, без пап и без мам. Одно дело, когда ты работаешь монтажёром и на досуге лепишь говноролики. Хватает на кино, сотовый телефон и пива попить. Другое дело, когда начинаешь жить самостоятельно и понимаешь, что пять тысяч рублей в месяц – это маловато будет. Тогда они начинают своему работодателю предъявлять претензии. Я, мол, работаю, перспектива у меня скоро будет (только не знаю, когда), но на пять тысяч не получается, и даже на десять. Я уехал от папы с мамой, мне надо платить семёрку за съём жилья и оставшихся трёх мне не хватит. И тогда работодатель говорит: «Слушай, Вася, выход – там, а за ним стоит ещё двадцать пять таких же вась, и все мечтают. Я расскажу им про перспективы, возможности профессионального и личностного роста». Потом два варианта: либо Вася уходит из дела, понимая, что в жизни надо что-то менять, либо продолжает работать за копейки. Круг замыкается. Потом мы удивляемся, почему у нас вечно нищее народонаселение. Никто никому не платит. У людей психика ломается. Допустим, Вася говорит: «Иван Иванович, вы мне платить не хотите, уеду я в Москву». Он думает, что по выходе на перрон с одной стороны будет стоять Собянин, держащий в руках сертификат на трёхкомнатную с видом на Кремль, а с другой стороны – Константин Эрнст с контрактом на десять лет за пятьдесят тысяч долларов в месяц. Люди уезжают, работают, пытаются, живут на третьем транспортном, приезжают обратно с ещё более поломанной психикой. Я столько насмотрелся на этот кошмар…
– Леонид, что нужно для создания хорошего рекламного ролика?
– Тут несколько факторов. Большинство заказчиков не понимают, что хотят. Я это называю «ветеринарной клиникой». Когда приносят к доктору котёнка и говорят, что он ест плохо, то доктор начинает его мять и смотреть, где болит. При надавливании на какое-то место котёнок начинает пищать. Значит, болит там. По уму у каждого заказчика должен быть свой «лечащий врач»: маркетолог, начальник отдела рекламы, с помощью которого становится понятно, что на выходе, а не просто «я хочу ролик о чём-нибудь». К тому же клиент должен понимать, что за пять тысяч хороший ролик не сделать. Звук ещё можно, если это реклама на радио. Но большинство развращенных «пятисотрублёвыми мальчиками» региональных заказчиков думают, что такие цены и есть, и слаще репы, естественно, ничего не едали. Потом недоумевают, почему так всё плохо. Дальше два варианта. Либо реклама – это плохо, не сезон или ещё что-то. Владельцы бизнеса строят квартиры в хороших домах, покупают дорогие машины, отдыхают с друзьями в кабаках. На это денег не жаль. Сначала репку сажают, потом она вырастает. Если всё было бы как в сказке, всё начиналось бы со второго предложения: «Выросла репка». Но посадить же её, то есть вложиться, перед этим кто-то должен! Если мы говорим о средствах производства, то оборудование, на котором всё делается, стоит ощутимых денег. Не все заказчики это понимают. За десять тысяч получится хорошая открытка, а клиенту надо, образно говоря, два шаттла запустить в космос и три из них взорвать. Ещё один фактор успешности продукта состоит в том, что им должны заниматься понимающие люди. Мне никогда в голову не придёт мысль собрать видеоряд. Я понимаю, как это делается, знаю теорию, но не профессионал в этом деле. В звуке то же самое: есть вещи, которые можно друг с другом клеить, а есть вещи, которые собирать нельзя. Самый идиотский вариант – когда на заднем фоне якобы ролика идёт музыка, где ещё и поют, а сверху наложен голос. Так нельзя. Это как выпить молоко с солёными огурцами. Сделать можно, но результат предсказуем. Самое страшное, когда сделают, но не понимают, что плохого. Ухо не режет, всё нормально. Всё элементарно: создать что-то хорошее могут только профессионалы, люди, которых этому учили. Например, чтобы получить среднее музыкальное образование, надо отучиться двенадцать лет: восемь в музыкальной школе и четыре – в колледже. Для получения высшего нужно ещё пять лет совершенствоваться в консерватории. Итого семнадцать лет выноса мозга. Никто не пойдёт лечиться к человеку, который вчера кривлялся на сцене, а теперь со скальпелем.
– Политическая реклама – это особый сегмент профессии или принцип тот же?
– По сути, да. Продажа кандидата электорату ничем не отличается от торговли, к примеру, бытовой техникой. Ни для кого не секрет, что на рекламу с отметкой «политическая» цена вырастает. С одной стороны, это правильно. С другой стороны, циничные люди, работающие в этой сфере, отдают себе отчёт о том, что люди, идущие в политику, хотят что-то получить взамен и готовы платить. Там расстёгиваются кошельки, вываливаются бюджеты. Бывают ещё бессовестные граждане, которые заламывают цену в разы, производя среднестатистические «политтелеоткрытки». Как правило, всегда очень высокая конкуренция в этом сегменте. Задача здесь другая: получить стоимость производства, чтобы у заказчика не возникло желания уйти к конкуренту.
– Работа на радио – это для души?
– На долгое время я зарёкся, что больше на радио ни ногой, хотя это дело мне всегда нравилось. Но так получилось, что я не могу отказываться от предложений людей, которых уважаю. Виктор Викторович Баженов – один из последних оставшихся на радио профессионалов. Если у меня возникает какой-то вопрос, то первый человек, которому я позвоню, будет он. Самое интересное в том, что Баженов – это не «эффективный управленец», а человек, создавший радио и на радио работающий. Он понимает, чем занимается, и ему я доверяю больше, чем кому-либо.
– Иногда сложно понять, где работа, а где увлечения. Можете ли назвать что-то своим хобби?
– Я счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом и получаю от этого бешеное удовольствие. Как-то раз на «Русском радио» был эфир про хобби. Я ожидал, что будет такая реакция у народа: есть работа, а есть отдых. Мне тоже иногда хочется в пятьдесят восьмой раз разбить об стену телефон и крикнуть: «Горите все в аду!», но если я не сделал этого за девятнадцать лет, то, наверное, не сделаю этого никогда.
– Есть ли в вашей жизни путешествия, открытие этого большого прекрасного мира?
– Обратная сторона моей востребованности в том, что о своём исчезновении куда-либо «от станка» я должен предупреждать клиентов из других городов за два месяца и указать точные сроки. Например, что отсутствую с полуночи восемнадцатого числа до полуночи двадцать пятого. Всё, что должно быть выслано двадцать шестого числа в ноль часов одну минуту, должно быть выслано. Требования жёсткие. Иногда хочется куда-то уехать, но не могу спланировать на это своё время. Другой страшный момент работы меня как звукорежиссёра – это коллеги. Я не могу их никуда деть, потому что поставлю их в неловкое положение. Были мысли о наборе подмастерьев… Но я хронический перфекционист, и это плохо. Теоретически я подозреваю, что если кину клич об этом, то люди объявятся. У меня очень высокие требования. Попытаюсь абстрактно предположить. Скорее, это будет мальчик, а не девочка, потому что у женского пола проблемы с техникой. Надо, чтобы он с шести-семи лет получал музыкальное образование, чтобы были вещи, которые не надо объяснять. Грубо говоря, человек должен повторить то, что случилось в жизни у меня. Он будет заниматься любимым делом, получать неплохие деньги, периодически шипя на кого-то. И тогда к восемнадцати годам можно будет говорить только лишь о начале стажировки. Если сейчас говорить о появлении кого-то, то он будет готов стажироваться, когда мне будет пятьдесят четыре года.
– Есть проекты, которые вам хотелось бы реализовать?
– Вопрос звучит, как будто я на смертном одре. (Смеётся.) Конечно, есть. Это долгая история. Я мечтаю о том, чтобы построить собственную производственно-жилую базу за городом, как я хочу и где хочу. Вообще, о таких вещах чаще задумываются люди, у которых есть работа и есть хобби. Моё развитие идёт сообразно моей деятельности. Главное – это время. 

Роман ФОФАНОВ.
Киров – Красноярск.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп



Сдаются в аренду нежилые помещения: 14 кв.м.; 23 кв. м по цене 500 руб. кв.м., (возможно с офисной мебелью). Адрес: г.Красноярск, ул.60 лет Октября, 63.

Контактное лицо: Анастасия, тел. 8 950 422 56 99; 261-47-08

  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(3912)33-99-24
Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева Весы Скорпион Стрелец Козерог Водолей Рыбы