[07]апреля[2010]
 
12(000238)

>Читайте в [следующем номере]
«Честно говоря, не могу понять, за что меня так ненавидит Захар Прилепин»
* Евгений ГРИШКОВЕЦ

Сергей ЦИМИК: «Америку решили оградить от моего присутствия и безнравственного поведения»

Увидеть Париж и... Обязательно вернуться!
(Фотоотчёт)

Алёна АХМАДУЛЛИНА: шокирующий провал на Неделе моды


- Северный Кавказ: что делать?

- Рост на внешнем позитиве

- Юность, опалённая войной

- Убийца цифры

- Роберт ПАТТИНСОН: «Если молчание затягивается, я могу заплакать»

- Анастасия ВАРЫГИНА, 18 лет, модель агентства «Models X File»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Если вы пообщаетесь с людьми из Восточной Сибири, то для них китайцы уже стали частью их жизни. И я не вижу в этом ничего странного».

Владимир СОРОКИН,
писатель.


 
Северный Кавказ: что делать?

Теракты, потрясшие Россию, немедленно отразились на экономике страны. Москва обещает направить Северному Кавказу, который угрожает стабильности всей системы, очередные миллиарды рублей. На совещании в Махачкале президент России Дмитрий Медведев заявил, что одной из ключевых задач в борьбе с терроризмом на Кавказе должно стать улучшение социально-экономической обстановки. Президент уже записал в спонсоры умиротворения Кавказа всех, кто не без помощи государства вышел из кризиса с тугим кошельком. Пока, к неудовольствию Кремля, бизнес предпочитает трясти мошной за пределами Северного Кавказа.
1 апреля президент России Дмитрий Медведев прилетел в Дагестан. Руководство республик Северного Кавказа было спешно собрано в Махачкале после того, как взрывы смертников в Кизляре унесли жизни 12 человек. На совещании президент заявил, что нормализации социально-экономической ситуации на Северном Кавказе обязаны поспособствовать крупные бизнесмены.
«Нужно заставить заниматься этими вопросами всех, кто небезразлично относится к жизни на Кавказе, создать условия для этого. А с другой стороны, простимулировать тех, кто способен тряхнуть мошной и потерять некоторое количество денег на финансировании родных республик», – сказал глава государства. «Не всё в Москву вкладывать и за границу. Надо долги отдавать родным местам», – добавил президент.
В приказном тоне Москва уже давно пытается решать различные проблемы, но до сих пор это не особенно ей удавалось. В особенности на Северном Кавказе. СКФО, созданный в начале 2010 года, – самый неблагополучный округ в России. Государство фактически полностью субсидирует экономики кавказских республик, которые неспособны зарабатывать самостоятельно. Инвесторы отказываются приходить в регион, отсюда и самая высокая безработица в России. Не говоря уже о повышенной опасности террористических актов и общей неблагоприятной ситуации. В результате – изношенная инфраструктура, деградация человеческого капитала, укоренение радикальных религиозных течений и, как следствие, дальнейшее ухудшение инвестиционного климата.
Когда назначали нового полпреда президента в СКФО, мало кто не понимал, что должность эта расстрельная, поскольку любой кандидат провалит план по вытаскиванию республик Кавказа из социально-экономической пропасти, в которую они ухнули в 1990-х. Полпреда президента Александра Хлопонина сколь угодно можно считать эффективным управленцем, но поднять СКФО ему одному вряд ли будет по силам.
Главы кавказских республик при назначении Хлопонина не стеснялись заявлять журналистам, что теперь им будет легче просить у федерального центра денег, ведь новый полпред сам из губернаторов. Ему, мол, легче будет войти в их положение. Подобная иждивенческая логика вполне закономерна, ведь федеральный центр сам законсервировал регион и не спешит улучшать экономический климат в СКФО. Вот за это он и расплачивается бесконечными дотациями.
Эффективный менеджер Хлопонин пока эту логику принимает. «Нам предстоит еще пройти экономический подъем. Нужна помощь федерального центра», – заявлял накануне Александр Геннадиевич Дмитрию Анатольевичу.
Намерение нового полпреда превратить Кавказ в горнолыжный курорт, единственный пока озвученный проект в округе, похоже, обречен на провал. Создавать туристическую инфраструктуру в СКФО – лучший из имеющихся в загашнике у чиновников вариантов развития округа. Но к нему Кавказ как раз и не готов. Неблагополучие округа очевидно не только инвесторам, но и тем, для кого туристические объекты будут строиться.
В результате курорты, в развитие которых будет вброшено немало средств, рискуют оказаться резервацией внутри резервации. Причем резервацией безлюдной. Это, конечно, при условии, что подобный проект вообще когда-нибудь будет реализован, а средства, выделенные на него Москвой, потратят по назначению.
Любой предприниматель действует, исходя из логики максимизации прибыли и минимизации рисков. Работа в СКФО предполагает прямо противоположную логику. И без пинка вкладывать деньги сюда никто не поедет. Вот президент и постарался «придать ускорения» засидевшимся в Москве бизнесменам.
В СКФО, напомним, входят Алания, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Чечня и Ставропольский край. Ранее все эти регионы, численность населения которых превышает 9,2 миллиона человек, входили в состав Южного федерального округа. Когда округа разделили, то СКФО быстро окрестили бедным родственником соседнего округа.
Аналогичная практика применяется и в отношении республик СКФО, хотя и в гораздо меньшем масштабе. Пока в СКФО самым известным примером того, как бизнесмены отдают долги родным местам, является деятельность российского миллиардера Сулеймана Керимова. Бизнесмен, прописанный в дагестанском городе Дербент, выплачивает в бюджет Дагестана налоги, которые только за 2007 год превысили 100 миллионов долларов.
В отношении Северного Кавказа власть традиционно действует в терминах кнута и пряника. Кнут – спецоперации, режимы КТО и обещания «крутить головы бандитам», пряник – инвестиции и субсидии из бюджета, которые можно расценить лишь как банальную попытку откупиться от проблемного региона. Подобная стратегия «замасливания» здесь, однако, грозит превратиться в замалчивание, вот только подобные инвестиции не заменят отсутствие четкого плана действий по улучшению ситуации в СКФО.
А плана такого нет. И в ближайшее время, судя по всему, не появится.

 

Наталья ЗУБАРЕВИЧ,
профессор МГУ:

«Поверить в то, что бизнес готов инвестировать деньги в Кавказ добровольно, достаточно тяжело. Пускай даже речь идёт о бизнесменах, которые являются выходцами из республик СКФО.
Теперь на бизнесменов повесят еще один оброк, но улучшения ситуации на Кавказе это не принесёт.
Когда-то бывший президент Путин потребовал инвестировать в горную дорогу на границе с Грузией. Инвестиции были направлены, но дороги нет и по сей день, всё разворовали. А это были госинвестиции. Бизнесу же сымитировать бурную жизнедеятельность еще проще.
Бессмысленно реализовывать экономическую политику, пока не налажена работа социально-экономических институтов. Сперва необходимо повысить территориальную мобильность людей из СКФО, работать на снижение ксенофобских настроений в соседних регионах, устранить препятствия для функционирования легального бизнеса и многое другое».

 

Владимир ВЕНЕДИКТОВ,
депутат Красноярского городского
Совета депутатов:

«Сложно сказать, было ли правильным решение выделить этот СКФО из Южного округа. Складывается ощущение, что государство не понимает, куда ему идти дальше. И это страшно. То мы говорим об укрупнении регионов, сокращении количества федеральных округов, часовых поясов, то начинаем дробить территории. Ощущение, что одна рука государства делает одно, другая – другое. В данной ситуации, мне кажется, первоначально нужно бороться не за экономическую составляющую, туда и так вкладываются немалые средства. Самая острая проблема Кавказа сегодня – преступность и терроризм. И основное, за что мы должны бороться, – это безопасность. Государство должно направить туда людей, которые будут искоренять терроризм на начальной стадии, а не после того, как по всей России прокатывается череда терактов. Если для этого нужно перенять опыт других стран, давайте перенимать! Посмотрите на Израиль – страна доказала, что с терроризмом можно и нужно бороться. Так почему мы не можем сработать так же эффективно?»

 

Алексей ПЕТРОВ,
политолог (Иркутск):

«Мы только об этом и слышим – деньги на Кавказ, деньги на Кавказ. Но почти ничего не слышим об их эффективном расходовании. Контрольно-счётная палата там когда-то бывала вообще? Прежде чем увеличивать в очередной раз вливание бюджетных денег, необходимо спросить у местных губернаторов об эффективности расходования того, что уже отправлено на Кавказ за эти годы. И пусть политики скажут. Что же касается бизнес-вложений, то я скептически к этому отношусь. Кто захочет вкладывать деньги на территории, где стреляют, убивают, похищают людей? Для начала необходимо навести там порядок в политической сфере, провести честные выборы, чтобы общество почувствовало свою причастность к государственным процессам. А деление на округа – сегодня Южный, завтра Северо-Кавказский – мало что меняет, это похоже на перетасовку карт из колоды политиков и чиновников».

 

Олег ПАЩЕНКО,
депутат Законодательного Собрания Красноярского края, член-корреспондент Российской академии общественных наук:

«Как было? Дружба народов, справедливость, контроль, наказания и похвалы. Блестящий опыт СССР и сейчас сгодился бы в организации жизни ста племён и народов. Жили, учились, работали, перенимали друг у друга хорошее. Увы, предали в 1990-х анафеме, осмеянию. А зря, ведь иного не дано. Что сейчас? В полуживом организме России образовался нарыв. Выдавливать – жертвы со всех сторон, лаской брать – обкрадут или «зарэжут», чтят лишь силу и волю. Деньгами их завалить – заваливают. Только вот кому и на что дают общенародные деньги? Кто отчитывается? Перед кем? Воры в Москве, воры в горах и предгорьях… Создать тысячи рабочих мест? Посмеются. Разве ныне труд в почёте? Туристический бизнес? Ищите дураков отдыхать на бочке с порохом. Инвесторов приманить? Блажь. Ни в пекло Кавказа, ни в вечную мерзлоту Якутии арканом их не затащишь. Выход: выздоравливать не частям тела (Кавказ), а всему единому телу (Россия). Идеологию рывка и развития, честных правителей, волевых полководцев, нравственные искусство и культуру, образование и здравоохранение, культ инженера и рабочего человека…»

 

Ирина ЦВИГУН,
депутат Думы города Иркутска:

«Да, инвестировать деньги в Северный Кавказ будет нелегко. Каждый бизнесмен в первую очередь думает о том, чтобы его предприятию ничего не угрожало. А гарантировать безопасность на Северном Кавказе, где так часто случаются теракты, никто не может. Но Кавказ – это часть России, и мы не можем забывать про это. На «упадочные» регионы нужно не закрывать глаза, а помогать им. Мне кажется, политика кнута не привлечет на Северный Кавказ бизнесменов. Их нужно заинтересовать чем-то таким, ради чего они закроют глаза и на теракты, и на боевые действия: нефть, газ, ресурсы, инновации. Чиновники должны найти тот кусок, которым можно помахать перед носом бизнеса. Увидят прибыль – пойдут».

 

Подготовила Ольга ИВАНОВА.
Коллаж Алёны НИКИТИНОЙ.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен