Выдающийся музыкант, скрипач и дирижёр удостоен премии «Герой нашего времени» в номинации «Музыкант десятилетия». Достаточно произнести эти имя и фамилию, как в сознании каждого русского человека возникает образ обаятельного седовласого мужчины за дирижёрским пультом. Кажется, музыка льется из-под его рук, а дирижерская палочка, наподобие волшебной, превращает ноты в прекрасные звуки… Владимир Спиваков – гениальный скрипач, талантливейший дирижер, основатель Международного благотворительного фонда и просто сногсшибательный мужчина и светский лев. Жизнь – в музыке Кажется, слава и признание сопутствовали ему с самого детства. Уже в 13 лет (в 1957 году) Владимир Спиваков, учащийся музыкальной школы при Ленинградской консерватории по классу скрипки, получает I премию на конкурсе «Белые ночи». Окончив ЦМШ в 1959 году, юноша продолжает учебу в консерватории. И далее награды следуют одна за другой: 1965 год – I премия Международного конкурса имени Маргариты Лонг и Жака Тибо (Париж), 1967 – премия в конкурсе имени Паганини (Генуя), 1969 – I премия на Международном конкурсе в Монреале (Канада), 1970 – II премия на Международном конкурсе имени Чайковского (Москва). С 1972 года Спиваков ведет спецкласс в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, в 1979-м становится доцентом, затем профессором. Спивакова-скрипача одаривают приглашениями о сотрудничестве. Он совершает триумфальные гастроли по США: как скрипач выступает в Питтсбурге, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и других городах мира. Тогда же знаменитый к тому времени скрипач впервые публично встаёт за дирижёрский пульт. И вскоре основывает коллектив «Виртуозы Москвы», ставший впоследствии известным на весь мир. Наиболее урожайным в отношении официальных наград и предложений стал 1999-й – год 55-летия Спивакова. Указом Президента России Ельцина он был удостоен одной из самых высоких наград – ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени. Правительство Франции возвело его в ранг «Офицера искусств и изящ-ной словесности», а президент Армении лично вручил орден Святого Месропа Маштоца. В том же 1999-м наступил важнейший поворот в творческой судьбе музыканта: он стал постоянным дирижёром не только камерного оркестра, но и симфонического. Руководитель «Виртуозов» принял предложение стать главным дирижером Российского национального оркестра (РНО), независимого негосударственного коллектива. Но в 2002 году контракт с ним руководство оркестра не продлило, и Спиваков был вынужден покинуть этот пост. Правда, вскоре ему была предоставлена исключительная творческая возможность: собрать свой симфонический оркестр и возглавить его. Новому коллективу было дано название – Национальный филармонический оркестр России (НФОР) с государственным финансированием. В начале 2003 года Спиваков лично провел отборочный конкурс, и 27 сентября НФОР дал свой первый концерт. А несколькими месяцами ранее Владимиру Теодоровичу предложили еще один пост – он стал президентом Московского международного дома музыки (ММДМ). Вот уже 13 лет существует Международный благотворительный фонд его имени. За это время 4000 детей получили помощь, организовано 2000 концертов в городах России и за рубежом, проведено более 300 художественных выставок, 800 человек являются стипендиатами фонда, более 1000 человек участвуют в программах МБФ, 350 из них – лауреаты международных конкурсов и фестивалей, подарено 212 музыкальных инструментов, выделены средства на обследование 150 человек. «Жизнь каждого человека в каком-то смысле – это жертва, – говорит Владимир Спиваков. – Я вообще думал, что существует какая-то большая высшая истина. Раньше она существовала, а потом упала на нашу грешную землю и разбилась на мелкие кусочки. И вот каждый человек несёт свой крест и идёт в поисках своего маленького кусочка истины. Это – жертвенность. Я считаю себя счастливым человеком. Потому что у меня есть музыка. Это мир, в который я могу уйти в любой момент от любых жизненных невзгод». Первое и любимое дитя «Виртуозы Москвы» – первое и любимое детище Владимира Спивакова. 15 июня 1982 года оркестр приобрел официальный статус и стал Государственным камерным оркестром. Отличительными качествами профессионально нового камерного оркестра были необычайная слитность ансамбля и неотразимая выразительность. «Замечательный ансамбль солистов, которые понимают друг друга с одного вздоха, а играют как один голос», – писали о нём в «Нью-Йорк пост». Пресса восторженно приняла интерпретацию «спиваковцами» великих музыкальных классиков. В Австрии, на родине Моцарта, после концертов оркестра говорили: «В мгновенье ока первоклассный московский ансамбль показал нам, как раскованно и без проблем, а следовательно, и предельно убедительно можно исполнять Моцарта. Каждая фраза произносится с наслаждением, каждый звук – ощутимое удовольствие и для музыкантов, и для слушателей. Здесь нет никаких «проходных» или пустых фраз, и это напряжение, эту естественность дыхания вы ощущаете так, словно она исходит от вас самих». Оркестр «Виртуозы Москвы» совершенно уникален по уровню музыкантов, которые в нем работают. Обычно в мире музыкального бизнеса происходит жесткое разделение на «солистов» и «оркестрантов». «Солисты» практически никогда не работают в оркестрах, а «оркестранты» редко имеют серьёзную сольную карьеру. В «Виртуозах» же все без исключения оркестранты – лауреаты престижных международных конкурсов, включая международный конкурс имени Чайковского, за которыми числятся и серьёзные сольные контракты и гастроли. Скрипка Страдивари Первым инструментом будущего музыканта стала виолончель. Но поскольку он был небольшого роста и худенький, то попросил инструмент полегче. С тех пор скрипка для Владимира Спивакова – его безраздельная хозяйка. У маэстро совершенно удивительное отношение к своему рабочему инструменту. «Володя считает, что если в его отсутствие кто-то прикоснётся к его скрипке, в ней нарушится молекулярный состав», – говорит жена музыканта Сати Спивакова. Перед тем как отправиться дирижировать скрипкой, он обнимается с ней. Прижимается к ней щекой. Наигрывает что-то. И отправляется на сцену. «Скрипка – особое существо. Иногда друг, иногда сестра, иногда – непрощающий человек, иногда некто, кто говорит мне: «Ты бездельник, возьми меня в руки, вспомни то, с чего ты начинал». Но для того чтобы она прощала, поддавалась, отдавалась и была проводником твоих чувств и мыслей к сердцам слушателей, ей нужно служить – каждодневно, ежечасно», – откровенничает маэстро. Мечта любого музыканта – скрипка Страдивари. Мечтал о такой и Владимир Теодорович. Но он считал, что у него никогда не будет денег, чтобы купить её. Ему, правда, предлагали играть на скрипке из Государственной коллекции, но Спиваков отказался: скрипка должна жить с музыкантом, принадлежать ему. Однажды знакомый семьи Спиваковых, скрипичный торговец Эдуард, привез и показал артисту три инструмента. Спиваков поиграл на них: два были хороши, но одна скрипка звучала просто феноменально. Во время её экспертизы руки парижского скрипичного мастера Этьена Ватло, который угадывает автора, дату, место создания инструмента по его фрагменту, затряслись. «Это Страд, 1712-й или 1713-й год. Дайте сюда. В это время Страдивари сделал две скрипки, одну из которых я держал в руках. Видимо, это вторая». Спиваков сказал, что ему негде взять два с половиной миллиона долларов. Эти деньги нашли жена Сати и импресарио Мишель Глотц. Деньги дали меценаты – любители музыки, друзья семьи. В течение нескольких месяцев были собраны все необходимые документы. Адвокаты оформили так называемое society – общество, в которое входят семьи меценатов. По условиям контракта они имеют равные доли. Скрипка Страдивари передана Спивакову в пожизненное пользование. А еще у маэстро особая дирижёрская палочка – её подарил Спивакову Леонард Бернстайн, великий американский композитор, пианист и дирижёр. Это произошло после их совместного выступления в Зальцбурге на юбилее Моцарта в 1984 году. Бернстайн вручил тогда еще молодому музыканту свою дирижерскую палочку со словами: «Придёт время, когда ты будешь дирижировать так же, как играешь на скрипке». И Владимир Спиваков выполнил наказ мастера. «Он с поразительной уверенностью владеет дирижёрской палочкой так же, как и смычком», – писала как-то европейская пресса после одного из его концертов.
Спиваков всю жизнь мечтал играть на скрипке Страдивари. И не просто играть. Он считает, что инструмент должен принадлежать музыканту. «Увеличил бы численность вдвое» У Владимира Спивакова две квартиры – в Москве и в Париже. Но домом он считает ту, где в настоящее время находится его семья. А семья Владимира Теодоровича – это его жена Сати, драматическая актриса, выпускница ГИТИСа, автор и ведущая программ на телевидении, и дочери – Екатерина, Татьяна, Анна. Имена своим дочерям музыкант давал сам. Это его любимые русские имена. С Сати Саакянц Владимир Спиваков познакомился, когда она вместе с отцом, известным скрипачом, руководителем камерного оркестра, пришла к нему на концерт. Зарэ Саакянц как-то приехал в Москву и пригласил дочь на выступление «Виртуозов». С тех пор они вместе. Сати – прекрасная мать и хозяйка. Она понимает: Спивакову нужен именно такой дом, где всё всегда в полном порядке. Катя говорит на нескольких языках, пишет стихи, песни для джазовой группы. Она профессионально играет на фортепьяно, даже получила первую премию на конкурсе Radio France, но затем решила не заниматься серьёзно классической музыкой. Татьяна рисует, играет на флейте, занимается театром. Младшая Аня, по словам отца, «необыкновенно тёплое и ласковое существо». Он хранит дорогое для него воспоминание о том, как, только начав ходить, она отправилась с ним на первую прогулку и вложила ему в руку свою детскую ручку. Именно тогда Спивакову в связи с его Благотворительным фондом пришла мысль о том, что с доверием, теплом и добротой нужно относиться ко всем детям. «Дети должны иметь возможность испытывать к кому-то полнейшее доверие. Я сам доверчивый человек и понял, что доверие — потрясающая вещь в отношениях с детьми. Когда они чувствуют доверие, совесть не дает им обманывать. И себя они тогда начинают уважать больше. А человек должен себя уважать». А еще у музыканта есть сын от брака с Викторией Постниковой – Александр. Правда, фамилия у него другая – Рождественский. Дело в том, что Постникова, после развода с Владимиром Спиваковым, вышла замуж за дирижёра Геннадия Рождественского. Он усыновил Александра и дал ему свою фамилию. Сейчас Александр Рождественский – известный скрипач. В семье Спиваковых живёт племянница Владимира Теодоровича – Саша, дочь его безвременно ушедшей из жизни сестры. Однажды маэстро спросили: «Если бы вы могли изменить что-нибудь одно в семье, что бы вы изменили?» И он ответил: «Увеличил бы её численность как минимум вдвое».
У Владимира Теодоровича замечательная семья – жена Сати и дочери: Катя, Таня и Аня.
Владимир ПОТАПОВ, декан музыкального факультета Красноярской академии музыки и театра:
– Владимир Спиваков мне очень симпатичен. В своё время он многое испытал, не всё гладко у него было. Вот один такой факт: в эпоху холодной войны у него были гастроли, кажется, в Америке. Так там экстремисты из числа зрителей чуть ли не физическим способом пытались приостановить выступление. Недавно по «Первому каналу» транслировали фильм в честь 60-летия Владимира Спивакова. Я смотрел его с большим удовольствием. Имя Владимира Теодоровича ассоциируется у меня со скрипичной музыкой великих композиторов-романтиков XIX-XX веков.
Валерий КУДРИНСКИЙ, художник: – Владимир Теодорович Спиваков – музыкант экстра-класса. Особенно мне очень близко его исполнение Вивальди. Это не поддается никакому дополнительному разъяснению. Вообще музыка – это, наверно, язык души. Она вызывает определенные эмоции и дает сверхположительные эмоции. Например, я, когда работаю, всегда включаю какую-то музыку. Бывает, слушаю Глинку или Чайковского. Но больше всего мне по душе Вивальди и Штраус в исполнении именно Владимира Спивакова. Конечно, каждый музыкант – фигура самобытная. Спивакова ни с кем нельзя сравнить, так же как и Мстислава Ростроповича. Да и вообще сравнивать актёров, художников, музыкантов невозможно. Один в одном непревзойденный, другой – в другом. Это только в армии можно сравнивать – по росту. Мне дважды удалось побывать на концертах Святослава Рихтера, когда он выступал в Красноярске. Я переписывался со своим сослуживцем по армии, так вот он был знаком с Рихтером. Тот даже присылал ему пластинки в армию. После, когда расставались с этим товарищем, то семь пластинок он отдал мне. Так что сейчас у меня есть пластинки с автографом самого Рихтера.
Татьяна СУЕТОВА, директор бизнес-школы «ЛИНК»: – Для меня Владимир Спиваков – это синоним элитарности в музыкальной культуре и искусстве в целом. Знаковая фигура, известный и почитаемый во всем мире талантливейший музыкант с особой, присущей только ему манерой исполнения. Его обожают и боготворят, а концерты расписаны на несколько лет вперёд по всему миру. В честь его юбилея даже одна из планет получила название «Спиваков». Я знаю, что он широко занимается благотворительностью, например, уже много лет возглавляет Международный благотворительный фонд своего имени. Постоянно проводит различные фестивали, организует художественные выставки, поддерживая таланты. Помогать сиротам и больным детям, развивать юные дарования – дело благородное. И такие люди всегда вызывают у меня уважение и восхищение! Я была бы рада, если бы мне представилась возможность пообщаться с Владимиром Теодоровичем лично. Общение с такими людьми делает нас духовно богаче.
Ирина ИВАНОВА, актриса драматического театра имени Пушкина: – К сожалению, ни разу не была на концерте Владимира Спивакова. А очень хотелось бы! Я считаю, что это просто потрясающий музыкант. Это значимая фигура среди исполнителей. Таких у нас мало. Владимир Теодорович - прекрасный музыкант, очень хороший дирижёр, а также замечательный мужчина. Обстановка в его семье мне очень нравится, члены его семьи внутренне хорошие люди. Как и всякий хороший артист, Спиваков, безусловно, создал какой-то свой сценический образ, но какой именно, я не могу сказать, потому что я его видела только по телевизору. Что касается того, известно ли его имя молодёжи, не знаю, может быть, кто и знает, но ведь не секрет, что сейчас далеко не каждому подростку известно, когда началась Великая Отечественная война. Этим, пожалуй, все сказано.
Михаил АНУФРИЕВ, директор по подготовке производства ООО «Стройтехника»: – Владимир Спиваков действительно виртуоз Москвы. И не только Москвы, но и всей России и даже мира. Я в музыке плохо разбираюсь, но всегда приятно и очень здорово его послушать. В этом музыканте, на мой взгляд, есть искра Божия внутри. У него есть творческий подход к каждому музыкальному произведению, он в них словно душу вкладывает, и мелодия звучит совсем по-другому. На концертах Спивакова и его «Виртуозов Москвы» я не был, но с большим удовольствием слушаю по телевизору.
|