«Мы живем в стране, в которой большинство оправдывает человеческие жертвы – величием государства».
Марат ГЕЛЬМАН, галерист.
Эмир КУСТУРИЦА: «Всё, за что берусь, делаю по-настоящему»
В конце января в собственном селе возле Белграда сербский режиссёр устроил очередной кинофестиваль для друзей.
«Всемирно известный», «скандально знаменитый» – как только не называют маэстро поклонники его многочисленных талантов. Самый известный человек бывшей Югославии, он любит повторять, что пришёл из ниоткуда, тем самым подчёркивая свой космополитизм и приверженность сразу многим культурам. Кто он такой? Музыкант? Общественный деятель? Кинорежиссёр? В нём столько всего соединилось, что даже сотни тысяч интервью, данных им, не покажут нам настоящего Кустурицу. У него есть даже собственное село, построенное на его деньги, в котором он является президентом и где проводит свой собственный кинофестиваль. Собирался стать знаменитым футболистом
Эмир Кустурица родился 24 ноября 1954 года в Сараево, в то время – столице союзной республики Босния и Герцеговина в составе Югославии. Его родители – мусульмане, но Кустурица говорит, что предки были православными сербами. Отец, Мурат Кустурица, являлся членом коммунистической партии и работал в Министерстве информации Боснии и Герцеговины. В последних классах гимназии Эмир играл в футбол и собирался подписать контракт с профессиональным клубом, но из-за болезни суставов о спорте пришлось забыть. Неожиданно для себя увлёкся кино и снял любительскую ленту, которая получила премию. В 18 лет уехал в Прагу, где жила сестра отца, получать кинообразование. Учился на факультете кино и телевидения престижной Академии исполнительских искусств в Праге. Первые свои фильмы Кустурица создал во время обучения в Праге, это ленты «Часть правды» и «Осень». Снятая им в качестве дипломной работы короткометражка «Герника» получила главный приз на фестивале студенческого кино в Карловых Варах. Окончив киноакадемию, Эмир вернулся в Сараево, начал работать для телевидения. Он снимал короткометражки, а вечером играл на гитаре в рок-группе. В 1978-м поставил фильм «Невесты приходят», который, однако, так и не был выпущен на экран из морально-этических соображений, так как затрагивал запретные для социалистического строя темы.
> Режиссёр часто подвергается нападкам за свои политические взгляды. В частности, является противником распада Югославии и до сих пор продолжает называть себя югославом. > В 2005 году Кустурица принял православие под именем Неманья. Он утверждает, что его дальние предки были православными сербами и принятие христианства стало актом возвращения к истокам. В тот же год он стал лауреатом премии Филиппа Ротье за свой архитектурный проект – деревню Дрвенград в горном районе Златибор в Сербии. > Эмир и его супруга являются основателями и совладельцами кинокомпании Rasta Films, которая занималась производством всех фильмов Эмира Кустурицы. > Предпочитает говорить по-английски.
«Роман с Дапкунайте – полный бред»
Со своей супругой Майей Эмир Кустурица вместе уже 37 лет. «Когда я впервые увидел Майю, был поражён тем, что не могу сопротивляться чувству. Я только знал, что хочу к ней прикасаться и быть рядом. Есть в этом какая-то мистика, фатальность», – рассказывал он. Первое свидание прошло в дешёвенькой гостинице в Сараево. Они сидели в кафе, он был так зажат, что не мог произнести ни звука. Промолчали целый час. Потом вышли на улицу, и Эмир выдохнул: «Знаешь, Майя, у меня есть девушка, извини». Это была неправда, но Майя чуть не расплакалась. Они попрощались. И всё же Эмир не смог её забыть, позвонил и признался, что насчёт подружки выдумал. И у них закрутился роман. Отношения были как лёд и пламень: то страсть, то охлаждение. Пару раз они даже расставались. И однажды, когда он уехал в Прагу учиться, ему сказали, что за Майей кто-то ухаживает. Он тут же примчался, разыскал её… А через два года они поженились и больше уже не расставались. Правда, в 2010 году, после выхода на экраны фильма Farewel, где 55-летний Кустурица сыграл главную роль, а Ингеборга Дапкунайте, которой на тот момент было 47, его любовницу, появились слухи об их романе, который длился почти четыре года, всё это время пара якобы много путешествовала по миру вместе и свои отношения скрывала. Говорили, что супруга Кустурицы даже подала на развод, узнав об измене мужа, но официальных подтверждений этому так и не было. Чуть позже Кустурица заявил в интервью, что разговоры об их романе с литовской актрисой – слухи и вымыслы. «Это полный бред! – сказал режиссёр. – Ингеборга хорошая актриса, мы вместе снимались во Франции. Но я пальцем не прикасался к этой женщине, мы практически не общались. Не понимаю, кому понадобилось придумывать эти сплетни!» У Эмира Кустурицы и его жены двое детей: 35-летний сын Стрибор и 25-летняя дочь Дуня. Восемь лет назад режиссёр стал дедушкой – у Стрибора растёт сын Янко.
Сын Кустурицы Стрибор – актёр и музыкант.
Любовь к кинематографу в Кустурице замечательно уживается с его страстным увлечением музыкой. Маэстро известен как участник фолк-рок-ансамбля The No Smoking Orchestra («Курить запрещается»). С легкой подачи Кустурицы по миру прокатилась волна балканского и этнического панк-рока. Группа была создана в 1978 году. В 1984-м вышел первый альбом Das ist Walter, принесший ей неслыханную популярность в Югославии. В 1986 году к коллективу в качестве бас-гитариста присоединился Эмир Кустурица. А в 1997-м в качестве барабанщика был принят Стрибор Кустурица, сын Эмира. Спустя год группа получает своё современное название – The No Smoking Orchestra – и записывает саундтрек к фильму Эмира Кустурицы «Чёрная кошка, белый кот» (награда за лучшую музыку к фильму на международном биеннале киномузыки). Сейчас группа регулярно гастролирует по Европе и миру. Кустурица вместе со своей группой на сцене создают музыкальный микс из образов, которые нам так полюбились в его фильмах.
После «Подполья» чуть не ушёл из кино
В 1980 году состоялся полнометражный дебют Кустурицы с фильмом «Помнишь ли ты Долли Белл?», рассказывавшем о детстве и взрослении сараевского подростка шестидесятых. Так в 26 лет Кустурица (или, как его называют друзья, Куста) получил неофициальный титул «Кинорежиссёр двадцать первого века». Следующий фильм последовал только через четыре года, в 1984-м. «Папа в командировке» принёс Кустурице «Золотую пальмовую ветвь» и приз ФИПРЕССИ на Каннском фестивале, а также номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». Третья картина Кустурицы, «Время цыган», была создана при участии британских и итальянских продюсеров. Снятая в Македонии, она стала первым обращением режиссёра к цыганской тематике и первым в истории кино фильмом о цыганах на цыганском языке. За «Время цыган» Кустурица был удостоен на Каннском кинофестивале приза за режиссуру. Уже имевший опыт преподавания в киношколе в Сараево, Эмир Кустурица был приглашён преподавать кинорежиссуру в Колумбийском университете. Поворотным пунктом в судьбе режиссёра стал фильм «Подполье» (1995), принесший ему вторую «Золотую пальмовую ветвь». Картину представили как триумф десятилетия. После показа «Подполья» боснийское телевидение стало представлять режиссёра монстром, администрация Сараева начала репрессии против его семьи. Мать Эмира была вынуждена переехать в Черногорию. Реакция критики на картину была неоднозначной, и Кустурица, решив, что его не поняли, даже заявил, что уходит из кино. И затеял небольшой проект для немецкого телевидения о цыганской музыке под названием «Музыка-акробатика». Из этой затеи получился полнометражный фильм «Чёрная кошка, белый кот» (1998). Картина была фаворитом Венецианского кинофестиваля в 1998 году, но главного приза не получила, а всего лишь за лучшую режиссуру. После этого фильма последовал длительный перерыв, в течение которого Кустурица был занят в основном The No Smoking Orchestra. В этот период он как актёр снялся в фильмах «Вдова с острова Сан-Пьер» (2000) и «Хороший вор» (2003). В 2004 году после долгого перерыва на экраны вышел новый фильм Эмира Кустурицы «Жизнь как чудо», в котором режиссёр снова обратился к теме войны на Балканах, действуя в своём любимом жанре трагикомедии. Картина была представлена на 57-м Каннском кинофестивале, но получила лишь приз французской системы образования. Тем не менее без наград работа не осталась: за «Жизнь как чудо» Кустурица был удостоен премии «Сезар». Восьмой полнометражный фильм сербского режиссёра получил название «Завет» (2007). С этой лентой Кустурица участвовал в конкурсе 60-го Каннского фестиваля и, в пятый раз приняв участие в этом престижном киносмотре, впервые не получил ни одного приза. 26 июня 2007 состоялась премьера панк-оперы «Время цыган», написанной музыкантами The No Smoking Orchestra по мотивам одноимённого фильма. В 2008 году вышла документальная лента «Марадона» о знаменитом аргентинском футболисте Диего Марадоне. Премьерный показ состоялся на 61-м Каннском кинофестивале.
С Диего МАРАДОНОЙ.
«Код да Винчи» – абсолютно отвратительный фильм» (Фрагменты интервью с Эмиром Кустурицей)
– В последние годы вы активно выступаете с The No Smoking Orchestra. Что для вас музыка – хобби или одна из профессий? – Не могу сказать, что для меня важнее – быть режиссёром или играть на гитаре. Я полностью принадлежу искусству. Всё, за что берусь, делаю по-настоящему. Кстати, я ведь ещё и писатель: в Белграде вышла автобиографическая книга «Смерть – это непроверенный слух». – Довольно смелый поступок! – Для меня было важно высказаться, а не проявить писательское дарование. Я написал книгу о своей жизни, 18 историй. – Одиннадцать лет назад вы стали хозяином земель в горах, в нескольких сотнях километров от Белграда, и на свои деньги построили туристическую деревню, в которой живёт ваша семья. – Мокра-Гора – это мною лично разработанная экономическая система, моя личная модель правильного государства, а я там президент. Кроме электростанции, в деревне есть два кинотеатра с ультрасовременной техникой, молодёжный центр охраны природы, пара подъёмников для горнолыжного спорта, огромный резервуар, в котором будет копиться вода из снега, и мы сможем использовать её с ноября по март… – Что вы как христианин думаете о «Коде да Винчи»? – О «Коде да Винчи»... Я видел отрывки. И как христианин думаю, что это... (усмехается и произносит совершенно непечатное ругательство). Простите. Не стоит использовать такие слова... Абсолютно отвратительный фильм. У меня вызывает отвращение уже сам подход – предельно формальный. Подобные рассуждения – свидетельство того, что общество теряет христианские ценности. Не устаю повторять, что для нашей веры есть одна очень опасная вещь: рынок – власть денег и ничем не ограниченные возможности этой властью злоупотреблять. – Почему вы выбрали именно Джонни Деппа, тогда ещё малоизвестного, на главную роль в фильме «Аризонская мечта»? – Джонни, в первую очередь, хороший человек, и именно это мне очень важно. Ему очень понравились мои фильмы, и, по моему мнению, он самая чистая душа в искусстве и культуре. Поэтому мне было очень легко сделать выбор. Я тогда жил в Америке, хотел покинуть страну, но оставить за собой след. И сделал фильм на английском. Но от этого он не стал американским: в нём есть сербская душа. – Почему вы так часто снимаете фильмы про цыган? – Не так часто, это кажется. Всего два раза. Цыгане – это единственный народ, который выжил во враждебных обстоятельствах, в жестокой промышленной Европе благодаря своему искусству. Это удивительный народ, и первое впечатление, что жизнь для них – это акробатика, волшебство.
Эмир КУСТУРИЦА и его супруга Майя.
Дарья УСКОВА, директор OstrauhDesignStudio (Красноярск):
– С фильмами Эмира Кустурицы я познакомилась давно, ещё в школе. Было время, когда в моём окружении, где все любили арт-кино, его фильмы модно было смотреть, о нём говорили. Первый фильм, который я посмотрела, был «Чёрная кошка, белый кот». Помню, я подумала: это удивительно, как он смог передать настроение и колорит своей родины и своей нации. Порой тебя охватывает чувство – «Это ж какое-то цыганское безумие!» Но в этом, по-моему, и есть его неповторимый стиль. Это так здорово, когда человек так любит свою родину и так ярко может передать весь её характер.
– Нет, не Канны и не Берлин, а определенно – «Кустендорф»! Новые тренды Эмир Кустурица задал не только в кино: если кинофестивальный дауншифтинг начнет обретать всё большую популярность, то эпицентр взрыва как раз здесь, неподалеку от Белграда, в Мокрой Горе. Никаких красных дорожек, вип-зон и ограниченного бейджем доступа. Изначально задуманное Кустурицей свободное от «коммерческого» контекста кинофестивальное пространство – деревушка, где все гости, среди которых много звезд, абсолютны равны, ведь приглашены хозяином лично и не получают никаких гонораров за свой приезд. Фильмы здесь тоже определяется вкусом и симпатиями сербского свободолюбца. Например, в новом году русское кино представляли «Зима, уходи!» учеников Марины Разбежкиной и «Я тоже» Алексея Балабанова. Среди звездных гостей – Моника Белуччи. Последней настолько понравилось в Мокрой Горе, что теперь она вернется туда уже сниматься в новом фильме режиссера.
Сергей МЕЗЕНОВ, кинокритик портала Newslab.ru (Красноярск):
– Если рассматривать творчество Кустурицы в целом, мне кажется, что это человек, который придумал хороший, интересный собственный творческий подход, из которого потом не сумел выйти. Все его фильмы сделаны в более или менее одной интонации. До определённого времени ты проникаешься его работами, заряжаешься его энергией. Но после просмотра четырех, пяти или семи картин, сделанных в одной стилистике и энергетике, трудно находить в них то обаяние, которое увлекло тебя вначале. Для меня момент отторжения произошёл после фильма «Андеграунд», который в 1995 году выиграл «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. После этого все фильмы режиссёра кажутся мне повторением пройденного. Поэтому за творчеством Кустурицы я не слежу уже лет семь. У меня полностью пропал интерес к нему.
Фабрис МАРУКА, режиссёр (Париж):
– Много лет назад друг позвал меня посмотреть фильм «Чёрная кошка, белый кот». Я спросил: а что это такое? Он сказал, что это фильм сербского режиссёра Эмира Кустурицы. Я в то время увлекался Спилбергом, поэтому ответил отказом, но друг настоял на своём. Оказалось, не зря! Фильм был великолепным. Никогда до того я не видел такой наполненной и изобретательной картины... Если мне не изменяет память, там шла речь о свадьбе, но потом всё сорвалось с катушек, и свадьба превратилась в целый ворох неприятностей. Я сам режиссёр, и этот фильм – урок для меня: а как бы я смог снять такое стихийное бедствие?
Маша ПОКРОВСКАЯ, артистка (Москва):
– Одно из важнейших качеств для свободного человека – быть в ладу с собой. Кустурица в ладу, невзирая на критику и упрёки. Вечные ценности неизменны, а политика – понятие временное, текучее и не всегда чистое – наши аплодисменты! Кустурица сам рисует свою реальность. Он чувствует актуальность, приближение волны. Это большой дар для творца – создать то, в чем нуждаются, почувствовать эту правду и дать её людям через кино, через эмоцию, впечатление. Мне очень импонирует то, что он делает. А ещё приятно наблюдать, что человек с именем продолжает расти и меняться, говорить то, что чувствует, и двигаться туда, куда считает нужным, – быть в едином биении с человечеством, и главное – быть неравнодушным. Это гармония, целостность, и, конечно, это вызывает отклик и уважение.
Материал подготовили Анна АНДРЕЕВА и Соня ГРУШИНА.