[11]апреля[2007]
 
18(000082)

>Читайте в [следующем номере]
«Мне сказали: «Если не будешь загружать своё сердце по полной программе, могут возникнуть большие проблемы»
* Павел РОСТОВЦНЕВ

Энн СТРОТЕР:
«мой молодой человек живет
в Массачусетсе, а я – в Сибири»

Мисс Красноярск-2007: триумф прекрасной Валентины

Александр ВАСИЛЬЕВ: «Рим – самый красивый город на земле»


- Силовики на связи: принесёт ли пользу инициатива депутатов о «прослушке»?

- Атака на максимум

- «Справедливая Россия» – за развитие Красноярского края

- Мы ещё не осознали, насколько продвинулись вперёд

- «Кавказская пленница»: юбилея дождалась только Наталья Варлей

- Василиса ЗГУРСКАЯ, 19 лет, участница юбилейного конкурса «Модель года 2007».

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Я не призываю к бойкоту, но если российским гражданам не нравится политика эстонских властей, то не надо их продукты покупать».

Сергей ИВАНОВ, первый вице-премьер Правительства РФ.


 
«Кавказская пленница»: юбилея дождалась только Наталья Варлей

В апреле отмечается 40 лет со дня выхода на экраны знаменитого фильма Леонида Гайдая.


«Пленницу» спас Брежнев

Фильм вышел на экраны в 1967 году. Как раз после потрясшего кинематографистов успеха «Операции «Ы». К тому времени забавный студент Шурик полюбился уже всей стране, государство зарабатывало на кинопрокате огромные деньги, а Гайдай стал признанным режиссером.
Идея «Кавказской пленницы» возникла сама собой, когда Гайдай прочитал в газете романтическую историю. В закавказской республике влюбленный джигит похитил девушку. Сентиментально и одновременно шокирующе-абсурдно в контексте советской действительности. Позже появились публикации о том, что партийные боссы на Кавказе заводили себе гаремы, свободно покупая любую приглянувшуюся девушку. Над этой ситуацией надо было либо смеяться, либо грустить. Режиссер выбрал первое.
На съёмках Гайдай поощрял импровизацию и творческую непокорность. Он подготовил для актеров ящик шампанского и за каждый придуманный трюк вручал бутылку. Таким «призом» были награждены и Никулин за эпизод с почесыванием пятки, и Вицин за сцену «прививки» Бывалого...
По единогласному мнению всех задействованных в съемках лиц, фильм удался. «Операцию «Ы» он обгонит по всем показателям. Однако после первого просмотра председатель Госкино СССР Алексей Романов обрушился на режиссера и сценаристов с обвинениями в антисоветчине. Цензуре не нравились шутки, песни, легкомысленность повествования и серьезность затронутых проблем.
Картину спас случай. Однажды на дачу Брежнева нужно было доставить какую-нибудь свежую комедию. На свой страх и риск отправили забракованный фильм Гайдая. «Кавказская пленница» так понравилась Леониду Ильичу, что он за выходные пересмотрел ее несколько раз, показал жившим по соседству членам политбюро ЦК и, пересыпая свою речь репликами из фильма, поздравил по телефону тогдашнего председателя Госкино СССР Алексея Романова с очередной победой советского кинематографа», – вспоминает сценарист картины Яков Костюковский.
«Кавказская пленница» сразу стала лидером проката. За девять месяцев комедию Гайдая посмотрели 76,54 миллиона советских людей.

 


«Трус» занимался йогой, а «Бывалый» играл на пианино

В апреле также исполняется 80 лет со дня рождения Евгения Моргунова и 90 лет со дня рождения Георгия Вицина.
«Время рождения трио Трус–Балбес–Бывалый зафиксировано с точностью до минуты, – рассказывает Владимир Цукерман, создатель Музея трех актеров, который знает про веселую троицу все, поскольку дружил с этими артистами. – 27 декабря 1960 года в 17 часов 30 минут худсовет «Мосфильма» утвердил исполнителей короткометражного фильма Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс».
Трус попал в картину сразу. Вицин уже снимался у Гайдая в «Женихе с того света». На Балбеса пробовались разные комики – например, Сергей Филиппов. Никулина не гримировали. Лишь приклеили длинные ресницы, и он ими беспомощно моргал. Гайдай, увидев его, заявил: «Все! Балбеса искать не надо».
Роль Бывалого прочили Ивану Любезнову. Тот не захотел бегать от собаки. Иван Пырьев предложил Моргунова. Так веселая троица попала на киноэкран и сразу стала всенародно любимой.
Секрет её громкого успеха – не просто в прекрасных актерах, но и в точном подборе масок. Каждый из них и по жизни соответствовал своему герою. Балбес, которого сыграл Юрий Никулин, с одной стороны, Иванушка-дурачок, который в сказках всегда умный, с другой стороны – это шут, и известно, что Никулина приглашали на выборы доверенным лицом Ельцин и Лужков.
«Трус тоже был не прост, – продолжает рассказ директор Музея трех актеров. – «Самое страшное, что придумало человечество, – застолья и машины», – заявил Вицин в 1948 году со сцены автозавода имени самого товарища Сталина (ЗИС). За такие слова актер мог получить срок.
У Вицина никогда не было ни машины, ни дачи. В 50 лет только переехал в отдельную квартиру из коммуналки, где жили 28 человек. Любимые принципы – не высовывайся, ничего не проси, проживи незаметно. Не участвовал ни в каких группировках, ничего не подписывал, соблюдал нейтралитет. Сторонясь людей, находил утешение в птицах, животных, насекомых».
Последние годы жизни Вицин не снимался. Изредка выходил на сцену Театра киноактера в юмористических концертах, где читал своего любимого Зощенко. Он прожил 84 года, и для человека, всю жизнь занимавшегося йогой, этот полный срок кармы чрезвычайно значим. Даже то, что Георгий Михайлович, попавший за неделю до смерти в больницу в связи с обострением болезней сердца и печени, отказался от начавших поступать в его адрес добровольных пожертвований, свидетельствует не только о большой личной скромности актера, всегда старавшегося остаться в стороне от шумихи и ажиотажа. До конца исчерпав отведенное время жизни, он духовно был уже готов покинуть земные пределы. Еще в 1998 году он сказал своей жене: «Я умру через три года».
Врачи, лечившие актера, рассказывают, что не могли помочь ему и «лишь пытались облегчить его страдания». При этом Вицин «был всегда бодр, полон достоинства, стоически переносил болезнь и много шутил. В последнюю ночь перед смертью Георгий Михайлович читал стихи про радости жизни».
«А уж Моргунов – это стопроцентный Бывалый с молодых юных лет, – продолжает Цукерман. – У меня есть копия письма 16-летнего Жени в Кремле. «Уважаемый Иосиф Виссарионович, примите меня в искусство. Я рабочий завода СВАРЗ, болваночник, хочу быть в искусстве, участвовал в самодеятельности, работал в массовке на «Мосфильме». Но директор нашего завода препятствует этому стремлению. Я хочу быть как Станиславский, Немирович-Данченко». В 1943 году пришла бумага от Сталина: «Рекомендовать товарища Моргунова в искусство!» Так Моргунов попал в Театр Таирова (ныне Пушкинский). Туда пришли ассистенты Герасимова набирать студентов во ВГИК – и пригласили Моргунова на просмотр. Сергей Герасимов сразу взял его на третий курс.
Успех троицы в «Псе Барбосе» был грандиозным, актеры поистине проснулись знаменитыми. У Евгения Моргунова началась иная жизнь. Он уже не мог проказничать, как раньше. Например, бесплатно питаться в ресторанах под видом работника НКВД. В былые времена он подходил к администратору, быстренько совал под нос красную ксиву и грозно шептал: «Поставьте мой столик так, чтобы я мог видеть тех двоих, а они меня – нет». Администратор растерянно кивал, и через минуту Моргунов уютно располагался в тихом уголке, а у него на столе возникала самая изысканная закуска. На вопрос, что принести из горячего, артист пренебрежительно отвечал: «Мне все равно, я же не есть сюда пришел».
Слава расслабила Моргунова. Он совершенно не заботился о своей карьере, не теребил режиссеров, не навязывался. Он принимал и это как должное, не хотел играть – отказывался. При всей внешней грубости Евгений Могрунов, по словам Цукермана, был очень эрудированным человеком и прекрасно играл на фортепиано.
Дипломатии Евгений Александрович был лишен напрочь, и этот факт изрядно подпортил ему творческую биографию. Он не сыграл больше ни одной значительной роли, так и не получил «народного артиста», хотя ходатайства о звании несколько раз посылались в министерство культуры. Ни одно официальное лицо не появилось даже на похоронах Евгения Моргунова, никто не пришел ни из Союза кинематографистов, ни из Театра киноактера, ни из других важных организаций. Не было выделено ни копейки казенных денег. Хотя ушел человек, имя которого знала вся страна.
Напомним, Юрий Никулин скончался 21 августа 1997 года. Евгений Моргунов умер 25 июня 1999 года. Георгий Вицин ушел последним из актерской троицы – он скончался 22 октября 2001 года после тяжелой болезни.


Как распалась весёлая троица

С участием весёлой троицы было снято несколько картин: «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Операция «Ы» и «Кавказская пленница». Но троица распалась на пике славы. Никулин очень не хотел сниматься в «Кавказской пленнице». Сценарий, по его мнению, был скучноват, да и сама троица – повторение. Гайдай в шутку пригрозил вызвать друга на партком в «Мосфильме». «А у меня свой партком, в цирке», – ответил Никулин. Видно, для него главным становился цирк. Но Гайдай все-таки уговорил. И пообещал, что это будет последняя картина троицы. Гайдай слово сдержал.
Моргунов был единственным из троицы, кто не хотел ее распада и сам писал сценарии. Но, по словам Цукермана, «конфликты начались еще в «Барбосе». В «Кавказской пленнице» тяжело давались сцены погони. Гайдай нервничал: «Не смешно!» Обстановка была накаленная. В час ночи всегда шел просмотр снятого за день материала, на который никого не пускали, даже жен – там как раз отдыхали жены Вицина и Никулина. Моргунов в этой нервной обстановке сказал: «Гайдай, ты мышей не ловишь!» Гайдай обиделся за мышей. Многие пытались позже их помирить, но Гайдай был непреклонен. И только спустя 27 лет, когда на открытии Музея трех актеров я специально посадил их рядом, они помирились».
Слухи о том, что актерская троица распалась из-за скандала Моргунова с Никулиным, Цукерман опроверг: «В ту пору отношения у них были хорошие. Кошка пробежала между ними в последние годы. Вероятно, обидно стало Моргунову, что Никулину дали Госпремию, а им с Вициным нет. Вот и сказал в интервью «Комсомольской правде», что Никулин ходил в Министерство культуры, выпрашивал премию, но это было неправдой. А Никулин ответил в другой газете. Моргунов был не прав, но его можно оправдать, – у него был сахарный диабет».
Одной из главных причин распада троицы Вицин – Моргунов – Никулин стало «плохое» поведение Евгения Моргунова на съёмках. Артисты и так не дружили. А тут Моргунов откровенно «зазвездил». Однажды привел на просмотр подружек, они пили пиво и громко разговаривали. Режиссер потребовал вывести посторонних, Моргунов вспылил и отказался сниматься. Пришлось часть сцен с Моргуновым выкинуть, а часть снимать общими планами, заменив актера похожим по телосложению дублером.
Из всей звездной троицы Моргунов получал самую низкую ставку – 25 рублей за съемочный день. Никулину платили 50 рублей, Вицину – 40. У Демьяненко ставка равнялась 50 рублям, у Варлей – 13 рублей 50 копеек. Зарплата за весь съемочный период: Гайдай – 4140 руб. плюс 2000 за соавторство в написании сценария; Демьяненко – 5220 руб.; Варлей – 1219 руб. 24 коп.; Никулин – 4238 руб.; Вицин – 3389 руб. 84 коп.; Моргунов – 1979 руб. 50 коп.

 

Александр Демьяненко – Шурик – после «Операции „Ы“» и «Кавказской пленницы», вопреки собственным творческим стремлениям, стал актёром комедийным. Но удачно найденный образ обернулся трагедией – режиссёры перестали предлагать интересные роли. Выручило телевидение, где Демьяненко выступал в самых неожиданных образах и даже играл моноспектакли.
В 90-е годы актёр продолжал много сниматься в кино, играл одну из главных ролей в телесериале «Клубничка». Александр Демьяненко умер 22 августа 1999 года.


 
 

Наталья Варлей и Владимир Этуш.

 

Фрунзик Мкртчян редко
играл злодеев. Исключением стала роль
Джабраила в «Кавказской пленнице».

 

Олег СУСЛОВ, кинорежиссёр:

 

– Комедия – самый сложный жанр в кино. Здесь кроме безусловного таланта режиссеру необходима искренность. Настоящая. Гайдай снимал эксцентрические комедии. Где из сцен-гэгов складывалась целая картина смешного мира. Титанически сложно писать смешные сценарии и снимать по ним смешные фильмы. Фильмы, которые наполнены светом, сочащиеся юмором и дающие зрителю какое-то безумное счастье. Гайдай снимал именно такие картины. Понятные всем, потому что честные и искренние. Конечно, безумно мало сегодня смешного кино. Не пошлого, не сального, не глупого – такого наснимали тонны, а по-настоящему смешного, какого-то счастливого, что ли. И, конечно, фильмы Гайдая, Данелии будут смотреть всегда. Что я, в частности, и делаю. Но понимаю, что вряд ли когда-либо так же смешно сниму сам.

Валерия КАУРОВА, специальный корреспондент и ведущая программы «Детали. Красноярск»
(телеканал «СТС-Прима»):

 

– Самая первая ассоциация, которая возникает в связи с этим фильмом, это песня про медведя, которую когда-то моя мама пела в качестве колыбельной. Мне кажется, этот фильм лучше смотреть более молодому поколению. Когда я еще ребенком смотрела «Кавказскую пленницу», для меня этот фильм был очень веселой комедией, очень смешной. Видимо, это связано с признанной тройкой: Бывалым, Трусом и Балбесом. «Кавказская пленница», наверно, самый наивный, самый чистый и светлый фильм Гайдая. Фильм «Кавказская пленница», в отличие от других фильмов этого режиссера, меньше разобран на цитаты. Возможно, это в силу того, что в этом фильме меньше всего цинизма по сравнению с другими работами Леонида Иовича. «Кавказскую пленницу», думаю, не помешало бы посмотреть нашим современным детям, чтобы возвратить их к чистоте отношений. А сюжет на сегодняшний день мне кажется неактуальным. По крайней мере, современная девушка предпочла бы товарища Саахова молодому студенту.

Денис ПЕЛЕХ, коммерческий директор компании «Акцент»:

 

– «Кавказская пленница», безусловно, хороший фильм. Но раздражает один момент: все телеканалы постоянно крутят одни и те же фильмы, которые порядком уже поднадоели. Иной раз даже нет никакого желания пересматривать фильм снова и снова. Как и все фильмы Гайдая, «Кавказская пленница» разобран на цитаты. Кроме того, зачастую бывают такие смешные ситуации: например, в какой-нибудь авиакомпании, кроме фильма «Кавказская пленница», ничего не предлагают для просмотра, к сожалению. Представьте, если приходится совершать несколько полетов за месяц… Мягко говоря, это неприятно. Мне кажется, старые фильмы стоит выдавать зрителям достаточно ограниченными порциями. Иначе все это превращается в «Смехопанораму».

Алексей БАЙЧУРИН, генеральный директор
PR-агентства «Контора»:

 

– Гайдай – великий советский режиссер, на фильмах которого воспитано не одно поколение. Что касается «Кавказской пленницы», это один из лучших фильмов. Знаете, в последнее время очень часто вспоминается такой фрагмент из фильма, когда знаменитая тройка стоит у пивного ларька, и один из них произносит фразу: «Жить хорошо. А хорошо жить – еще лучше». Мне кажется, миллион россиян не раз повторяли ее. Почему? Она веселая, жизненная. Или, может быть, потому, что Россия на сегодняшний день – это пивная нация.

Константин ГОНЧАРОВ, директор туристического
бюро «Алеф-тур»:

 

– Заметьте, самое интересное – что по фильмам Гайдая не снимают римейков. Да и бесполезно это. Попробуйте сейчас в отечественной киноиндустрии найти аналог Труса, Балбеса и Бывалого. Это равносильно тому, как переписывать «Мону Лизу» заново. Возможно, будет похоже, но все равно это будет не то. Фильмы Гайдая очень сочно отражают состояние жизни в советское время. Хорошие фильмы, как и любое произведение искусства, не стареют. Даже со временем становится интересней. Честно, мне было бы интересно услышать об этом фильме мнения людей, которым сейчас лет двадцать-тридцать, потому что многое из того, о чем говорится в фильме, им уже непонятно. Например, наверняка у них не вызовет смеха ситуация, когда троица подходит к пивной бочке и люди передают кружку с пивом назад. Это все равно что американцы не смеются над шуткой: вчера были большие по пять, а сегодня маленькие по три. Кроме русских, больше никто не смеется над этой шуткой. Так и здесь – интересно, найдет ли молодое поколение в этой ситуации что-то смешное? Ведь сейчас молодежь привыкла, что пиво продается везде и в неограниченных количествах...

Материал подготовила Екатерина ЛАТИНОВА >Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен