[13]октября[2010]
 
37(000263)

>Читайте в [следующем номере]
«Самый лучший для меня самолёт – Ил-86»

Александр АСТРАХАНЦЕВ: «Бушкова сейчас читать не могу, Пелевин – плагиат чистейшей воды»

Лазурный – стиль, красота и комфорт
(Фоторепортаж)

Тони КЁРТИС: его причёске подражал Элвис Пресли


- Президент распорядился поскорее выселять должников

- Страх сильнее жадности

- ГМК «Норильский никель»: серьёзные намерения – большие перспективы

- Всероссийский турнир по боксу на красноярском ринге

- Twitter: забава для знаменитостей или гениальное изобретение?

- Ксения ГОСТЮХИНА, 17 лет, модель агентства «Creative Modelss»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Моя любовь к России началась, когда я был ещё ребёнком. В Вене в 1961 году я смотрел чемпионат по штанге. Советские штангисты Юрий Власов и Леонид Жаботинский всех уничтожили».

Арнольд ШВАРЦЕНЕГГЕР,
губернатор Калифорнии.


 
ГМК «Норильский никель»: серьёзные намерения – большие перспективы

«Конкурент» выяснил, как в ближайшее время будет развиваться горно-металлургический гигант.

Наше издание продолжает следить за проектом ГМК «Норильский никель» «7 писем инвесторам». Необходимость публикации данных писем связана с неоднозначной информационной ситуацией вокруг ГМК накануне внеочередного собрания акционеров компании. Собрание, которое состоится 21 октября, инициировано одним из основных акционеров «Норильского никеля» – UC Rusal, так как алюминиевая компания осталась недовольна результатами прошедшего 28 июня 2010 года Годового собрания акционеров. Последние месяцы в публичном пространстве фактическое положение дел в компании интерпретируется всеми возможными способами, а зачастую и крайне негативно. В серии писем к инвесторам действующее руководство компании подводит итоги за два года своей работы и подробно отвечает на вопрос «что дальше?».


Без преувеличения можно сказать, что руководство ГМК «Норильский никель» заинтересовано в открытом и конструктивном диалоге со всеми заинтересованными сторонами. Менеджмент обладает сформированным видением будущих перспектив развития компании и максимального раскрытия её потенциала. Первое обращение к инвесторам касалось корпоративного управления. А вот в недавно опубликованном втором письме речь идёт главным образом о перспективах и потенциале развития основного производства, связанного с добычей, переработкой руды и получением цветных и драгоценных металлов. Производство, экология, модернизация – вот так зовут трёх «китов», на которых сейчас, как говорят в компании, стоит выстраивать дальнейшую корпоративную политику.

Камни преткновения
Вообще, данный вопрос всегда находился, что называется, «на карандаше» у руководства ГМК. Так, ещё в 2006 году Совет директоров «Норильского никеля» активно работал над стратегией долгосрочного производственного развития компании, были намечены пути реализации этой стратегии, адекватной существующим на тот момент реалиям рынка. Основные положения концепции получили принципиальное одобрение, и действовавшему тогда менеджменту поручили произвести кое-какие доработки по части конкретных технологических решений.
Тогда основные целевые показатели предполагали рост объёмов добычи руды с 21 миллиона тонн до миллионов тонн в десятилетний период (2005 – 2015 гг.). И это всё при сохранении стабильных объемов производства продукции. Ставки делались в первую очередь на Заполярный филиал: таких «ударных» показателей планировалось достичь за счёт развития обогатительных и металлургических мощностей. Но из-за определенных факторов утверждения стратегии не произошло. В сложившихся на тот момент условиях претворение больших планов в жизнь затруднялось и процедурой приобретения зарубежных активов в 2006-2007 годах, и необходимостью их дальнейшей эффективной интеграции в структуру компании. Оттягивал процесс и акционерный конфликт между мажоритарными акционерами – Потаниным и Прохоровым. Плюс ко всему не могло не сказаться и заявление Прохорова о своём намерении продать 25%-ный пакет акций «Норникеля» «Русалу» и создать на базе двух компаний «гиганта российской металлургии». Так что, по сути, всё то время действовавший менеджмент находился в «подвешенном» состоянии, и, разумеется, ключевое внимание было сосредоточено не на решении стратегических задач.
Переломным можно назвать лето 2008-го, когда после очередного акционерного конфликта UC Rusal стала акционером ГМК, а её представители заняли кресла в Совете директоров компании. Начались кадровые пертурбации, и несколько топ-менеджеров, курировавших в том числе вопросы стратегии, за два месяца покинули горно-металлургическую компанию. В результате – вопрос детальной долгосрочной производственной программы отложился в дальний ящик.  Большую роль сыграл и нагрянувший мировой экономический кризис, продиктовавший свои условия игры. Разумеется, необходимо было изменить и стратегию. Новой команде управленцев во главе с недавно назначенным генеральным директором г-ном Стржалковским пришлось на какое-то время отказаться от долгосрочного планирования и сконцентрироваться на насущных задачах для минимизации негативных кризисных последствий. Уже после вопросы разработки стратегии производственного развития вошли в компетенцию первого зама генерального директора ГМК по производственной деятельности Матвиенко, который был назначен на эту должность в декабре 2008 года, после заключения «мирового соглашения» между основными акционерами – UC Rusal и ХК Интеррос. Его кандидатуру, кстати сказать, выдвинули именно «русаловцы». Долгожданный первый вариант того, как будет развиваться «Норникель», представили на правлении в апреле 2010 года, а затем, после частичной доработки, в июне 2010 года. Однако вскоре после нашумевшего годового собрания акционеров Матвиенко решил компанию покинуть. Тут же и объяснение от заинтересованных не заставило себя долго ждать. Алюминиевый гигант, спровоцировавший корпоративный конфликт по итогам выборов на главном собрании, поспешил объяснить причины его ухода: руководство ГМК якобы препятствовало инициативам Матвиенко по улучшению производственной деятельности. Но, как уверяют в «Норильском никеле», это пустые обвинения. Нам удалось выяснить, что, объясняя причину своего ухода гендиректору Стржалковскому, Матвиенко сообщил, что об этом его попросил генеральный директор и основной акционер UC Rusal.
Любопытен тот факт, что, как сообщили в «Норникеле»,  тут же в адрес компании посыпались вопросы «русаловцев» о том, не пора ли и долгосрочную программу развития презентовать. Но вопросы, похоже, риторические. Так как на своём официальном сайте представители алюминиевой компании предложили ряд «операционных улучшений» по «спасению» ГМК. Тут-то и возникает ряд резонных вопросов…

Хорошо забытое старое?
Среди основных тезисов и предложений «Русала» обозначены и необходимость сфокусироваться на органическом росте как основном направлении для инвестирования, и упоминание об ухудшении качества продукции ГМК, и упрёки в адрес действующего менеджмента «Норникеля», якобы нарушившего свои инвестиционные обязательства по проекту в Забайкалье. Не забыта и «вечная» экологическая тема. И всё бы, как говорится, хорошо, когда бы эти конкретные предложения UC Rusal не были плагиатом чистой воды. Объясним почему. Всё дело в том, что в ГМК «Норильский никель» ещё в первые месяцы после кризиса говорили и о политике интенсивного, а не экстенсивного развития  производства, и о необходимости продать пакет Stillwater Mining Company. Не умалчивали в компании, кстати сказать, и об экологических проблемах, но в «Русале» отчего-то предпочли сместить акценты и не заметить положительных сдвигов. Так, к примеру, по Заполярному филиалу уровень выбросов сократился только за последние 10 лет на 10%, из них твердых веществ – почти в 2 раза. На промышленных площадках «Норильского никеля»  на Кольском полуострове выбросы снизились в 2,5 раза за период с 1997 года.
Складывается полное ощущение, что в данной ситуации «Русал» предпочитает сценарий «плохого расследования»: когда улики просто-напросто «притягиваются за уши». Словом, представители «Русского алюминия» ничего нового для реального повышения эффективности работы горно-металлургической компании не предлагают. Лишь констатируют и без того очевидные факты или предлагают пространные идеи, лишенные конкретики, а зачастую просто повторяют неоднократно озвученные руководством ГМК тезисы.
К слову  о тезисах. В мае 2010 года в ГМК презентовали инвесторам видение перспектив долгосрочного развития. В его основу положен принцип интенсивного развития, который определяет ключевые задачи, стоящие перед компанией. Как нам пояснили в «Норильском никеле», среди них можно выделить следующие: сохранение позиции самого низкозатратного производителя в отрасли за счет развития уникальной ресурсной базы; концентрация на российских производственных площадках, их последовательная модернизация и, как следствие, снижение вредных выбросов; дальнейшая интеграция зарубежных активов в производственную цепочку ГМК. Среди планов также отчуждение части активов, не приносящих синергии (в первую очередь это золоторудные активы в Австралии, пакет акций SMC). Силы будут брошены также и на усиление конкурентных преимуществ компании – независимой позиции по транспорту (арктический флот) и энергообеспечению в Норильском промышленном районе, самодостаточной системы сбыта. Обещают в компании также не снижать степень участия в жизни территорий присутствия и активно развивать социальные программы.
Отметим также, что представленная базовая концепция производственного развития должна лечь в основу долгосрочной стратегии ГМК «Норильский никель» на ближайшие 15-20 лет,  работу над которой в настоящее время ведет руководство. Планы большие, уверяют в компании: к концу 2010 года её разработка в основном завершится, после чего документ будет представлен членам Совета директоров. Руководство Норникеля рассчитывает, что все акционеры проявят конструктивный подход и примут активное и заинтересованное участие в её обсуждении.

Что гарантирует компании «Норильский никель» успех в долгосрочной перспективе?

– Фокус на проектах с высокой отдачей на инвестированный капитал;
–  Наличие сбалансированной структуры выручки по металлам. Так, если сегодня около половины выручки ГМК формируют продажи никеля, то к 2025 году они должны составить 35%, в то время как около 35% будет приходиться на медь, 25% – на платиноиды и около 5% – на другие продукты (молибден и пр.);
– Ведущая позиция в отрасли по качеству и количеству минеральных ресурсов;
– Высокая прибыль, обусловленная диверсификацией производства и синергией;
– Реализация программы отчуждения непрофильных активов, имеющей целью максимизацию доходов компании.

Влада БОГИНА. >Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен