[15]сентября[2010]
 
34(000260)

>Читайте в [следующем номере]
«Да неужели мы с Гарри Поттером похожи? Такого мне ещё никто не говорил!»

Наталья ГОРДЕЕВА:
«Комплимент про качество вождения для меня важнее, чем даже комплимент про красоту»

Администрация Красноярского края – «Норильский никель» – 6:4
(Фоторепортаж)

Денис СИМАЧЁВ: «Я преклоняюсь перед Джанни Версаче»


- Ту-154: обыкновенное чудо спасения

- Стресс-тесты и конец сезона отпусков

- Счастливые и умные дети – наша забота!


- 10 суперкаров, которые оказались провальными

- Венецианский кинофестиваль: от Муссолини до «Овсянок»

- Евгения ГВОЗДЕВА, 19 лет, модель агентства «Академия Красоты»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Слава тебе господи, хоть одно что-то приличное сделали. Я был рьяным проповедником перехода нашего футбола на систему «осень-весна». Главный плюс нововведения – улучшение футбольной инфраструктуры во всей стране».

Владимир МАСЛАЧЕНКО,
спортивный комментатор.


Театр Пушкина - . Билеты в Театр им. Пушкина.

Венецианский кинофестиваль: от Муссолини до «Овсянок»

Названы триумфаторы самого престижного в мире кинофорума.

За свою историю старейший в мире, основанный Бенито Муссолини Венецианский кинофестиваль успел раздать призы советской классике, открыть миру иранское и японское кино и стать причиной основания еще двух фестивалей.

Первородство Венеции не подлежит сомнению

С определением самого первого кинофестиваля в мире обычно никаких проблем не возникает – безусловно, им является Венецианский международный кинофестиваль, впервые проведенный в 1932 году. Разумеется, история показов искусства в Венеции уходит корнями еще глубже – в 1895 год, когда в этом городе состоялась первая в мировой истории международная художественная выставка, позже получившая название Венецианская биеннале. Кстати, в те же 30-е годы ХХ века к выставкам достижений художников помимо кино добавились фестивали музыкантов и театралов – и Венеция собрала полный набор искусств.
Однако злопыхатели любят припоминать, что инициатором создания кинофорума на острове Лидо близ Венеции стал не кто иной, как Бенито Муссолини.
Впрочем, сами венецианцы относятся к вопросам истории достаточно спокойно: да, было такое, и невозможно предположить, что какое-то публичное действие в Италии 1930-х совершалось без ведома Муссолини. Кроме того, они достаточно четко отдают честь реальному организатору, графу Джузеппе Вольпи, который, несмотря на фашистское прошлое, остался в истории кинофестиваля до сих пор: именно в его память учреждены Кубки Вольпи.
Именно Венецианский фестиваль стал непосредственным «виновником» появления своих двух соперников – Каннского, организованного французскими кинематографистами в 1939 году, и Римского, основанного всего пять лет назад. И если в Канн французы перебрались не от хорошей жизни – в те годы в Венеции предпочтение отдавалось исключительно немецкому кино, то Римский кинофестиваль был призван сберечь итальянский кинематограф от голливудского кинонашествия. Правда, толком не удалось ни то ни другое:
Венеция до сих пор считается наиболее престижной в плане наград, благородно оставив Канну второе место, а в Рим американцы едут не менее охотно, чем в город на островах.
С другой стороны, у первого особая судьба – фактически именно с его подачи появились все остальные кинофестивали в мире.
Вместе с тем история Венецианского кинофестиваля началась с достаточно неожиданного поворота. На самом первом фестивале приз зрительских симпатий за лучшую режиссуру получила картина «Путёка в жизнь» Николая Экка – фильм о беспризорниках, снятый в СССР. Правда, даже первый приз Венеции, Кубок Муссолини, не всегда получали фильмы из Италии или Германии – так, в 1935 году лучшим иностранным фильмом стала голливудская экранизация «Анны Карениной» с Гретой Гарбо.
В 1951 году Венеция вручила «Золотого льва» фильму «Расёмон» японца Акиры Куросавы, показав миру новое японское кино. Именно здесь получил «путёвку в жизнь» итальянский неореализм Висконти и Росселини, фильмы Антониони и Феллини, французская новая волна – Жан-Люк Годар и Ален Рене. Советское кино также регулярно получало награды Венеции: «Садко» Александра Птушко и чеховская «Попрыгунья» Самсона Самсонова получили «Серебряных львов», а в 1962 году киномир узнал Андрея Тарковского, получившего «Золотого льва» за «Иваново детство».
В истории Венецианского кинофестиваля были две чёрные полосы. Он прекращался дважды. Впервые это случилось во время Второй мировой войны, когда она пришла на территорию Италии и стало не до кино, а второй раз в конце 60-х, когда в его организацию вмешалось правительство Италии, пытавшееся изменить правила конкурсных программ и в конечном итоге просто отменившее его. Возрождение кинофестиваля в Венеции состоялось лишь в 1979 году, но его организаторы не стали «обнулять» счетчик – как и после войны.
Несмотря ни на что, правило – про хорошее и новое – сохраняется до сих пор; более того, по условиям кинофестиваля, фильмы основного конкурса не могут быть раньше показаны публике и не должны ранее участвовать в других фестивалях. Это требование, например, привело к скандалу на российском «Кинотавре-2010», когда фильм «Овсянки» был неожиданно снят с конкурса ради участия в отборе в Венецию.
В настоящее время на кинофестивале вручаются призы в основном конкурсе – золотые (лучший фильм) и серебряные (лучший режиссер) «Львы», Кубки Вольпи за лучшую мужскую и женскую роль, есть приз имени Марчелло Мастроянни лучшему молодому актеру или актрисе. Кроме того, вручаются призы за сценарий или работу оператора, специальный приз жюри.
Три режиссёра дважды становились лауреатами «Золотого льва» – это Андре Кайет (1950, 1960), Луи Малль (1980, 1987) и Чжан Имоу (1992, 1999). Дважды приз выигрывали картины из СССР (1962 – «Иваново детство» Андрея Тарковского; 1991 – «Урга» Никиты Михалкова). В 2003 году «Золотой лев» достался российскому фильму «Возвращение» режиссёра Андрея Звягинцева.


Тарантино сквозь чёрные очки разглядел наших «Овсянок»

Завершившийся на днях 67-й Венецианский кинофестиваль назвал своих триумфаторов. Главный приз – «Золотого крылатого льва» – жюри присудило фильму Софии Копполы «Где-то». И сразу несколько наград одного из главных мировых кинофорумов получила российская картина «Овсянки» Алексея Федорченко. Среди них – премия за лучшую операторскую работу и приз Международной федерации кинопрессы.
Этот фестиваль запомнится сильнейшей за многие годы афишей, но премия за лучшую операторскую работу за российским фильмом была буквально забронирована сразу после премьеры.
Необычный стиль Михаила Кричмана Венеция уже отмечала в 2003 году, вручая приз Андрею Звягинцеву за его «Возвращение». В «Овсянках» те же пронзительные пейзажи, то же построение кадра. Он лучший оператор в мире, скажет на сцене режиссёр фильма Алексей Федорченко.
«”Овсянки” – это прекрасная, великолепная картина. Мы дали ей лучшие оценки. Этот фильм замечателен по всем параметрам. Нам очень понравились и режиссура, и сценарий, игра актёров. Отлично сработали продюсеры. Здорово. Просто шикарно», – не жалеет превосходных эпитетов для российского фильма глава жюри Венецианского кинофестиваля Квентин Тарантино.
София Коппола тоже будто и не ожидала: «Я везла на фестиваль маленький личный фильм и совсем на льва не рассчитывала». Но эта награда ей была очень нужна – после оглушительного успеха «Трудностей перевода» и такого же оглушительного провала «Марии Антуанетты». Пресса свистела и в этот раз, но жюри утверждает, что сомнений не было – кино растрогало всех, даже бывшего приятеля Софии – Квентина Тарантино, которому обычно нравится совсем другое кино. Фильм «Где-то» – история пресыщенного жизнью голливудского актёра. Случайно он оказывается в обществе своей дочери-подростка, и всё меняется.
«Мы говорили про другие фильмы в контексте этого фильма, – рассказала о работе жюри изнутри Ингеборга Дапкунайте. – Мы вспоминали одну сцену, другую, как она решила это, как она сделала то, как она сняла что-то ещё. И когда пришёл последний день, то это было очень органично».
Актёрские призы заранее отдавали Дастину Хофману, Катрин Денёв и Натали Портман, но вместо них на сцене – неизвестная греческая актриса Винсен Галло. Среди победителей ни одной китайской работы, хотя все знают, как Тарантино нравится азиатское кино. Лучший режиссёр – главный провокатор фестиваля Алекс де ла Иглесиа, снявший самый кровавый фильм Венеции «Печальная баллада для трубы».
Квентин Тарантино не подвёл. Даже своё председательство в жюри он превратил в шоу. И, как всегда, назвал лучшими тех, кого считал нужным. В этот раз среди его фаворитов был и российский фильм.

Самые-самые-самые…

> Самый самодостаточный фильм Венеции-2010 – «Овсянки» российского режиссера Алексея Федорченко, ни на что и ни на кого не похожие (призы кинопрессы, Экуменического жюри и оператору Михаилу Кричману). Языческие ритуалы, обряды погребения мёртвых исчезнувшего несколько столетий назад народа меря – здесь лишь условность реалистического кино о чувствительных обычных людях с поэтической складкой и нежной душой. Это наивное искусство высокой пробы требует отдельного разбора. Абсолютный слух драматурга, идеальный кастинг и пластическая хрупкость киноматерии.
> Самый сильный фильм –
«Канава» китайца Вань Биня, тоже, как Федорченко, документалиста, снявшего первый игровой фильм об исправительно-трудовом лагере в пустыне Гоби в конце 50-х, куда маоистское правительство депортировало тысячи диссидентов. Документальная стилистика умерщвления невинных людей, трупы которых выбрасывают в пустыню без захоронения, преисполнена экзистенциального отчаяния и остается в современном Китае табуированной темой.
> Самый наглый фильм – «Грустная баллада для трубы» испанца Алекса де ла Иглесиа (приз за сценарий и режиссуру) – роскошный гран-гиньоль о клоунах-убийцах, пропитанный визионерскими отсылками к сюрреалистам, кровавой испанской историей и гротескным воображением. Никакого постмодернизма (только его внешние приметы), зато обновление архетипических жанров и стилей в новейшем режиме.
> Самый глубокий фильм –
«Необходимое убийство» Ежи
Сколимовского (спецприз жю-ри и приз за лучшую мужскую роль Винсенту Гало) – держит зрителя в магнетическом напряжении. А на экране афганец, бежавший из американского плена и оказавшийся в заснеженном лесу, из которого пытается выбраться. Животное и человеческое начало, спаянное в этом хищнике и жертве (а возможно, в человеческой природе вообще), исследуется режиссёром-классиком с мощью молодого человека (жаль только, что финал подкачал).
> Самый изящный фильм –
«Трофей» Франсуа Озона, в очередной раз решивший актуализировать бульварную пьесу и воодушевить Денёв с Депардье на ироничные роли эмансипированной домохозяйки с мэром-коммунистом провинциального городка 70-х годов. Очень французская вещица, которая, впрочем, безжалостно портретирует французских буржуа, а также левых и правых любых времён.
> Самый складный фильм –
«Где-то» Софии Копполы («Золотой лев»), в котором три главных героя: голливудская звезда, уставшая от обожания и заведённого ритма жизни, его любимая одиннадцатилетняя дочка, живущая с брошенной мамой, и отель «Шато Мармон», достопримечательность Лос-Анджелеса, обитель знаменитостей, где они годами проживают. Изнанка шоу-бизнеса, тонкость отношений папы с дочкой, умные диалоги, обаяние и точность юной Элль Феннинг и Стивена Дорффа, получившего наконец шикарную роль, позволяют вновь признать Софию Копполу режиссёром, а не только папиной дочкой, снимающей кино.
> Самый претенциозный фильм – «Трое» Тома Тыквера, вернувшегося для съёмок в Германию, но запутавшегося между треугольником берлинских интеллектуалов и свободой, которой ему недоставало в высокобюджетных англоязычных проектах.

 


София КОППОЛА увезла из Венеции главный приз.

 


Михаил КРИЧМАН, «лучший оператор в мире».

 


Венсан КАССЕЛЬ и Натали ПОРТМАН.

 


Картину Роберта Родригеса «Мачете» представляла в Венеции Джессика АЛЬБА.

 


Председатель жюри Квентин ТАРАНТИНО и обладатель «Золотого крылатого льва» София КОППОЛА.

 
 

Александр БУШКОВ,
писатель:

 

– Я убеждён, что в мире нет ни одного полностью объективного кинофестиваля, и Венецианский – не исключение. Основная составляющая успеха на подобных мероприятиях – количество уплаченных денег. Да и вообще, не только на кинофестивалях, но и на всех других подобных мероприятиях напрочь отсутствует объективность. Конкурсы красоты, музыкальные фестивали, театральные фестивали – всё это продаётся. Закулисная игра всегда шла, идёт и будет идти, мы этого не видим, но догадываемся. Может быть, в самом начале появления Венецианского фестиваля там и были честные результаты, но со временем эта честность пропала под давлением денежных средств. Конечно, было приятно, что на прошедшем киносмотре прозвучало, наконец, новое русское имя. Дай Бог здоровья Алексею Федорченко и дальнейших ему успехов.

Андрей НЯНЬЧУК,
художественный руководитель Красноярского ТЮЗа:

 

– Подобные кинофестивали нужны всегда и всем, Любому человеку интересно мнение общества по тому или иному поводу. А создатели картин хотят узнать мнение не только зрителей, но и людей, которые являются специалистами в этой области. Всеобщее признание – это очень серьёзная награда. Мало того, это ещё и достаточно серьёзная дорога в жизнь. С таким титулом, как победитель Венецианского или Каннского кинофестиваля, ты уже однозначно имеешь высочайший рейтинг, статус и внимание прессы к себе. Для новых имён в киноиндустрии подобные награды – большой аванс на будущее. Фестивали такого уровня – это всё-таки имидж. Поэтому я не считаю, что при выборе победителя деньги играют роль. Будет слишком большое пятно на репутации членов жюри, если выяснится, что на их решение повлияли деньги. Это будет очень большой скандал. В любом случае, каждый член жюри оценивает субъективно, но суммарно все субъективные мнения складываются в одно объективное.

Татьяна РУЙГА,
чемпионка мира по скалолазанию:

 

– Вообще, в мире всё зависит от денег. И кинофестивали не исключение. Поэтому сложно сказать о том, каким образом побеждает тот или иной фильм или актёр. Не исключено, что деньги при этом играют далеко не последнюю роль. Я стала замечать, что людям стали больше нравиться фильмы со сценами насилия, крови, разврата, чем с глубоким смыслом. Очень много размышляла над этим, и единственное объяснение – это то, что раньше такого просто ни в новостях, ни в художественных фильмах не показывали, и людям этого не хватало. По современным детям видно: мир стал более жестоким. У детей появляются отрицательные кумиры, которых показывают в фильмах как героев. Я выросла на добрых фильмах про приключения Электроника, про Петрова и Васечкина, и эти фильмы являются моими любимыми по сей день.

Александр СОБОЛЕВ,
дизайнер телекомпании «Аист» (Иркутск):

 

– Советую всем любителям хорошего кино просто выписать для себя названия фильмов-участников Венецианского кинофестиваля, обязательно найти и посмотреть их. Очень жаль, что многие из этих работ не появятся в прокате наших кинотеатров. Хотя такие фильмы – как книга, порой не помешает нажать на паузу, остановиться и подумать… Конечно, заинтересовала работа «Овсянки» Алексея Федорченко. Его фильм «Первые на Луне» произвёл на меня большое впечатление. И особо подогревает интерес то, что «Овсянки» получили премию «Озелла» за лучшую операторскую работу. Где-то слышал, что настоящее кино можно смотреть без звука. Возможно, это тот самый случай.

Юрий ДОРОХИН,
режиссёр: 

 

– К Венецианскому кинофестивалю отношусь с почтением, ему уже достаточно много лет. В этом году порадовал возраст участников-режиссёров, в среднем сорок – сорок пять лет. В этом отношении фестиваль помолодел. Что касается ангажированности Венецианского кинофестиваля, то судить сложно. Как однажды сказал Жванецкий, «можно до хрипоты рассуждать о крахе и подъёме Голливуда, не видя ни одного фильма». Наверное, любой фестиваль в той или иной степени ангажирован. Но Венецианский достоин уважения. Что касается фильмов, представленных на фестивале, порадовался за российскую ленту «Овсянки», обязательно её посмотрю. Как и фильм-победитель «Где-то» режиссёра Софии Копполы. Я видел одну её работу – понравилось. Вообще, насколько знаю, она не особо часто снимает, но если что-то делает, то достаточно интересно.

Подготовили Артур ВЕРЕСОВ
и Андрей ФЁДОРОВ.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен