[19]мая[2010]
 
18(000244)

>Читайте в [следующем номере]
«Помню, как в школьные годы сбежал я из дому –
хотел добраться до революционной Кубы»
* Ильдар ДЖУРАЕВ

Андрей ШАМЕЛОВ: «Я буду торговать шмотьём и сникерсами, но спать спокойно»

Самые красивые люди мира
(Фоторейтинг)

Дэвид КЭМЕРОН: самый молодой премьер Соединённого Королевства


- Получит ли Россия право на футбольный чемпионат мира?

- Майская консолидация

- Инновационные технологии в сфере добычи природных ресурсов Красноярского края

- НАСРО

- «Поп»: Сергей Маковецкий сыграл свою лучшую роль

- Анастасия ЮЖАКОВА, 20 лет, модель агентства «Академия Красоты»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Мне горько, что ничего не звучит. Даже музыканты не знают 99% моей музыки. Паганини сказал: «Способным завидуют, талантливым вредят, гениям мстят». Таковым себя не считаю, но так уж получается...»

Андрей ЭШПАЙ,
композитор.


 
«Поп»: Сергей Маковецкий сыграл свою лучшую роль

Фильм Владимира Хотиненко стал необычным и масштабным явлением в отечественном кинематографе.

Такого Россия не видела давно. Отзывы о картине до сих пор появляются в электронных и печатных СМИ. На социальных сайтах даже созданы специальные блоги, где идут бурные обсуждения. Главное, что, читая отклики, понимаешь: фильм практически никого не оставил равнодушным. И многие считают, что именно его нужно отправлять на всевозможные фестивали.

Реабилитировать тех, кто служил Богу при немцах

Впервые в российском кино главным действующим лицом был показан сельский священник, причём вынужденный служить во время гитлеровской оккупации. Впервые художественный фильм снят под эгидой Московской патриархии и при непосредственном попечении ныне усопшего патриарха Московского и всея Руси Алексия. Сценарий создавался по одноименному роману Александра Сегеня, вышедшему в 2007 году, автором и самим Владимиром Хотиненко с использованием документальных материалов.
В картине рассказывается о судьбе отца Александра, который был призван служить в Псковской православной миссии, сформированной офицерами вермахта из прибалтийских священников. Миссия просуществовала с августа 1941 года по февраль 1944-го, когда судьбой священников и их семей занялся НКВД. Отец Александр всё это время как мог помогал узникам концлагеря «Салас-
пилс», растил вместе с матушкой восьмерых приёмных детей.
«Одним из окормлявших свою паству на оккупированной территории был, как известно, и священник Михаил Ридигер, отец незабвенного святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II. У Святейшего давно зрел замысел реабилитировать тех, кто, как его родитель, вынужден был служить Богу при немцах», – рассказывает о замысле картины Александр Сегень.
Консультантом фильма патриархия назначила настоятеля московского храма Святыя Троицы в Листах игумена Кирилла (Коровина). Немало добрых советов дал и священник о. Сергий Вишневский, который освятил начало работы над фильмом. Съёмки проходили в Белоруссии, в окрестностях Псково-Печерского монастыря и – павильонные – на «Мосфильме». Увы, во время съёмок в Белоруссии туда пришло печальное известие о кончине главного заказчика фильма – Алексия II. Причём, что знаменательно, как раз снимался эпизод Пасхи! Светлого Христова Воскресения 1942 года.
Смонтированный фильм, кстати, принимала высокая комиссия во главе с близким другом покойного патриарха – викарием Московской епархии Арсением, епископом Истринским.

Необычный фильм о любви

Нельзя сказать, что в картине всё гладко и однозначно. Да по-другому и быть не может – слишком уж сложную тему она затрагивает. Тем не менее, как считают критики, режиссёру удалось добиться главного: показать, что служители Церкви, оказавшиеся на оккупированной фашистами территории, поступили верно, фактически пойдя на сотрудничество с врагами и открыв православные храмы в городах и деревнях.
Да, среди священников любой конфессии были, есть и будут нехорошие люди (увы, это правда жизни). Наверняка попадались подлецы и негодяи и среди настоятелей православных храмов на захваченных гитлеровцами землях. Но если хотя бы один священник за время оккупации спас хотя бы одного человека – это полностью оправдывает существование всех церквей на занятых фашистами территориях.
А кроме того, как считают критики, это необычный фильм о любви. Не той, которую мы привыкли видеть на экране, чаще всего – мятежную. А о любви двух супругов – батюшки и матушки, попа и попадьи. О любви, которую эти люди пронесли через всю свою жизнь до самой смерти. Лишенная ярких событий жизнь отца Александра и матушки Алевтины неопровержимо доказывает: во время войны солдаты должны воевать, а священники – молиться и спасать всех, кого могут.
Великолепна игра актёров Сергея Маковецкого и Нины Усатовой. Эту роль Маковецкого многие теперь вообще считают одной из лучших, сыгранных им. Похоже, скоро этому великолепному актёру нечего будет играть, потому как всё труднее найти роль, соразмерную его гению. В фильме «Поп» Маковецкому удалось воплотить на экране самые важные черты своего героя: безусловную порядочность, бескорыстие, мудрость и веру в добро. Когда речь идёт о настолько положительном персонаже, очень важно его не пересластить, и актёру это удалось. Отец Александр в исполнении Маковецкого – не ходячее скопление всех добродетелей, а живой человек, сомневающийся и уязвимый. Он боится за себя и близких, но находит силы преодолевать страх и продолжать исполнять свой долг.
Нина Усатова великолепно передала сложность и неоднозначность своей героини. Женщина, которая помнит немецкий язык, хотя и не говорила на нем многие годы, явно родилась в небедной (возможно, даже дворянской) семье. Нелегко сменить привычный, пусть и небезопасный после революции, городской комфорт на деревенскую жизнь, непростую даже для жены священника. Но, сделав выбор, матушка Алевтина шла по избранной дороге без жалоб и сетований, став для мужа и детей надёжной поддержкой и опорой.

«Фильм произвел на меня положительное впечатление»

«Конечно, сам жанр кино предполагает определённый гротеск. Кино не является целиком реалистическим отражением жизни. Но, может быть, именно это выпуклое представление проблематики и способно помочь современному человеку глубже понять, что означала пастырская работа Церкви в условиях оккупации.
У меня был личный опыт общения с людьми, которые прошли через так называемую Псковскую миссию. Мой научный руководитель в Ленинградской духовной академии протоиерей Ливерий Воронов был учёным-химиком, но в 1943 году, находясь в оккупации во Пскове, стал священником. И после окончания войны он так же, как главный герой фильма, не счёл необходимым уходить вместе с немцами. Затем он был арестован и просидел ровно 10 лет, от звонка до звонка.
Второй человек, с которым я тоже имел возможность общаться, – это отец Кирилл (Начис), латыш по национальности, который тоже был рукоположён в Псковской миссии и который тоже безропотно отсидел свои 10 лет. Мне приходилось беседовать с обоими о Псковской миссии. И когда я сравнил информацию с тем, что показано в фильме, то понял, что речь идёт об одном и том же.
Для Церкви самое главное – человек. Политический контекст всегда имеет большое значение, но он вторичен по отношению к спасению человеческой личности. Я хотел бы поздравить творческий коллектив, который трудился над фильмом «Поп». В любом случае, это важное и правдивое слово о жизни Русской Церкви в трудные годы войны».

 

Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.


 

Премьера картины состоялась в день Великой Пасхи – 4 апреля, в храме Христа Спасителя, в зале церковных соборов. Затем лента появилась на экранах огромным для российского кинопроката количеством копий: около 700. За три недели её увидели 350 тысяч зрителей, что тоже является своего рода рекордом. Согласно данным опросов, фильм вызвал одобрительную оценку 85% кинозрителей.


 

«...Мы же ничего не знаем про оккупацию. То есть мы знаем про героическое сопротивление, а про будничную жизнь – ничего. А такой жизнью жило 50 миллионов. Без информации, в полной неизвестности, кто кого победит. Я хочу, чтобы фильм был посвящён им – забытым и брошенным».

 

Владимир ХОТИНЕНКО, режиссёр.


 

Облачение было уникальным
(Фрагмент интервью с Сергеем Маковецким)

 

– Как вы подошли к роли священника, как готовились?
– Бережно. Мы же, кроме всего прочего, распутываем здесь сложнейший клубок духовных, нравственных проблем. Мой герой – один из тех, кто на оккупированной немцами территории создаёт так называемую Псковскую миссию, восстанавливает разрушенные большевиками церкви. И, так или иначе, сотрудничает с немцами… Поэтому всё это делалось аккуратненько.
– Что особенно помогло в работе?
– Нас очень выручили видеозаписи отца Иоанна Крестьянкина. Его интервью, проповеди. Многое брали и от других людей, в том числе от покойного патриарха Алексия. А вот Крестьянкин даже принёс пояс митрополита Сергия Воскресенского вышивной, который ему в своё время передала одна из прихожанок убитого фашистами экзарха. И я его на съёмках надевал. Облачение вообще было уникальным. Один только наперсный крест 1837 года чего стоит!
– Фильм неоднократно менял названия: «На реках Вавилона», «Прощёное воскресенье», «Преображение»… Не кажется вам, что «Поп» – самое неудачное? Ведь это слово сейчас ассоциируется не со служителем церкви, а с поп-музыкой прежде всего.
– «Поп» в советское время переводилось как «пастырь овец православных». Это греческое слово – от «папа», «отец». Мне кажется, это название имеет энергию, провокацию. И, может быть, этим фильмом мы это слово реабилитируем.
– Эта роль вас как-то изменила?
– Хотелось бы так сказать. Я всё время нахожусь в сомнениях по этому вопросу. Актерство – это великая игра. Которая тебя будоражит, которая безумно эгоистическая. Поэтому – как оно меняет? Занавес закрывается, и мы выходим со сцены или из кадра на улицу. Поэтому насколько роль меняет человека – для меня это вопрос. С одной стороны, хочется сказать, что очень меняет, а с другой, получается, что не меняет совсем!
– Какую оценку вам поставили священники?
– Отец Кирилл, который нам помогал (настоятель храма Троицы в Листах, на Сухаревской площади), сказал мне: «Серёжа, к нам с вами нет замечаний!» (Смеется.) Мы сделали верно – по правилам: в какой руке кадило, в какой свеча и так далее». От себя скажу, что это кино, в котором нельзя было оступиться: шаг вправо – получится пародия, шаг влево – будет невероятная благостность и сладость.

Призы и награды

> XVII кинофестиваль «Окно в Европу». Приз Союза журналистов России (2009).
> Гран-при VI Международного кинофестиваля «Лучезарный ангел» (2009).
> Гран-при международного фестиваля православного кино и СМИ «Покров» (Украина, 2009).
> «Золотой Орел». Приз в номинации «Лучшая женская роль второго плана» – Нина Усатова.
> Первая Патриаршая премия в области киноискусства будет вручена 25 мая, в дни Праздника славянской письменности и культуры.

 

Владимир ВЛАДИМИРОВ,
учредитель компании «Владимиров и Ко»:

– Честно говоря, в последнее время я практически не смотрю то, что выпускает кинематограф, причем как наш, так и западный. Но «Поп» Владимира Хотиненко меня почему-то зацепил. Видно, что фильм сделан с душой. Больше всего, конечно, впечатлила игра Сергея Маковецкого – исполнителя главной роли. Безусловно, мнений может быть много, но то, что в фильме есть идея – интересная, трогающая, берущая за душу, – отрицать бессмысленно. А тот факт, что в последнее время стали всё больше и больше снимать фильмов о вере и церкви, мне кажется, говорит о том, что России не хватает духовности, которую и пытаются донести режиссёры через свои картины.

Александр ВИГЕЛЬ,
директор по кинопрокату мультиплекса «Квадро-фильм»:

– Если честно, фильм «Поп» мне не очень понравился. Игра Сергея Маковецкого, конечно, бесподобна, никаких осечек я не заметил, но каким бы хорошим актером он ни был, не может один человек вытянуть весь фильм. Картина словно разваливается на части, видны нестыковки по сценарию, да и, в принципе, кроме как на Маковецкого и смотреть-то не на кого. Что касается Арзамасовой, на которую вроде как возлагались большие надежды, ничего особенного в ее игре я не увидел. Она еще совсем молодая актриса, да и не семи пядей во лбу к тому же. Режиссёрская работа в картине очень слабая, и это видно невооруженным глазом. А особенно это бросается в глаза, если сравнивать фильм «Поп» с такой картиной, как «Остров», например.

Анастасия СОЛОПЕКО,
телеведущая:

– «Поп» – очень сильная картина. Я практически весь фильм смотрела со слезами на глазах. Нина Усатова и Сергей Маковецкий сыграли просто бесподобно. Но настоящим открытием для меня стала Лиза Арзамасова. Я совсем не ожидала увидеть ее в этой роли, и сыграла она просто замечательно. Наверное, многие будут спорить о достоверности, о том, как соотносятся исторические факты в картине с действительностью, но отношение, которое было к вере во время войны, показано очень чётко и, мне кажется, впечатлит любого скептика. На десятой минуте просмотра забываешь фамилии всех актеров, потому что сыграно всё так талантливо, что хочется сказать: «Верю». Кто-то может не верить тому, как это было подано и рассказано, самим фактам, но когда смотришь на бесподобную игру актеров, веришь каждому слову. Мне очень понравилось, и я советовала бы посмотреть эту картину всем, кто еще не видел. 

Мария КОМАРОВА,
предприниматель:

– За последние два-три года это, пожалуй, самый глубокий и серьёзный фильм отечественного кинематографа. Была удивительна и непривычна атмосфера в зале во время просмотра – абсолютная тишина. «Поп» – фильм, по большому счёту, о вечных ценностях, о чём говорилось кинематографом, книгами, живописью не раз. Но в этом случае на контрасте с сюжетом картины, хочешь того или нет, начинаешь думать о духовных ценностях, о своей душе, своём моральном облике. На такие мысли наталкивает главный герой – человек, действительно преданный своей вере, Богу, церкви, своим прихожанам. Одной из самых сильных и убедительных я считаю сцену казни через повешение, когда отец Александр пытался заступиться за несчастных, вразумить. Очень хорошо сыграла юная актриса, звезда сериала «Папины дочки» Елизавета Арзамасова. Думаю, эту девушку в будущем ждут яркие, значительные роли.

Ирина БЕЛОГРИВАЯ,
корреспондент, ведущая телекомпании АС Байкал ТВ (Иркутск):

– Мне очень понравился этот фильм. Я не рассматривала его как военно-историческую картину. На мой взгляд, «Поп» – это фильм именно об отношении человека к вере, причём не важно, к какой церкви относит себя тот или иной человек, – просто о вере. Нет никакой подоплёки, просто история жизни человека, который жил в соответствии со своим духовным миром. Не могу сказать, что эта лента просто шедевр, но тем не менее фильм действительно хороший, не оставляет негатива – только тёплые, позитивные эмоции. Сергей Маковецкий и Нина Усатова порадовали своей игрой, молодцы. В принципе, как и другие актёры, сыгравшие в этой картине.

Материал подготовили Анна АНДРЕЕВА
и Ольга ИВАНОВА.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен