[19]мая[2010]
 
18(000244)

>Читайте в [следующем номере]
«Помню, как в школьные годы сбежал я из дому –
хотел добраться до революционной Кубы»
* Ильдар ДЖУРАЕВ

Андрей ШАМЕЛОВ: «Я буду торговать шмотьём и сникерсами, но спать спокойно»

Самые красивые люди мира
(Фоторейтинг)

Дэвид КЭМЕРОН: самый молодой премьер Соединённого Королевства


- Получит ли Россия право на футбольный чемпионат мира?

- Майская консолидация

- Инновационные технологии в сфере добычи природных ресурсов Красноярского края

- НАСРО

- «Поп»: Сергей Маковецкий сыграл свою лучшую роль

- Анастасия ЮЖАКОВА, 20 лет, модель агентства «Академия Красоты»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Мне горько, что ничего не звучит. Даже музыканты не знают 99% моей музыки. Паганини сказал: «Способным завидуют, талантливым вредят, гениям мстят». Таковым себя не считаю, но так уж получается...»

Андрей ЭШПАЙ,
композитор.


Модные сумки: . Интернет-магазин. Стильные вещи.

 
Андрей ШАМЕЛОВ: «Я буду торговать шмотьём и сникерсами, но спать спокойно»

«Конкурент» беседует с известным красноярским бизнесменом и автогонщиком.

Ни для кого не секрет, что бизнес в нашей стране рождался в тяжких муках. Практически каждому предпринимателю, твёрдо стоящему сейчас на ногах, есть что порассказать о перестройке и шальных 90-х.
Андрей Шамелов в данном случае не стал исключением.

– Андрей расскажите о том, как вы вообще решили заниматься бизнесом. Когда пришло осознание того, что не стоит ходить на работу, а надо открыть свое дело?
– Осознание пришло практически сразу и навсегда. (Смеётся.) У меня образование 10 классов, мама с папой не могли дать мне всё то, чего я хотел: мама получала сто рублей, папа триста. Да что там, я до 9-го класса везде ходил в обычной школьной форме – на уроки, на дискотеку, гулять. С 1986-го по 1988-й я отслужил в ВДВ: полгода в учебке, потом в Афганистан, там получил ранение, контузию, полгода провел в госпитале. И когда после армии стал выбор, куда податься, я не пошел в вуз, решил, что надо идти зарабатывать деньги. Просто на завод идти, вкалывать как проклятый, я не хотел и уже тогда понимал, что ни к чему хорошему это не приведёт. Я устроился проводником, ездил в Комсомольск-на-Амуре. Мы стали возить и продавать водку на БАМе, здесь мы покупали её по 10 рублей, там продавали по 100–150 рублей. И вот тогда я понял, что надо заниматься коммерцией. (Смеётся.) Я загружал по 50 ящиков пива и по 20 ящиков водки в вагон, делал лёгкие деньги, и пока по молодости ничего не надо было, ни машин, ни квартир, просто жил в своё удовольствие. В 1992 году Геннадий Хайдуков и Андрей Черкашин открыли магазин «Берёзка», пригласили поработать с ними. «Берёзка» в то время гремела на весь город: павильоны, магазины, своего рода сеть. Я понял, что это моё. Постоянно мотался в Питер, в Москву, покупал машинами жвачку, алкоголь, «Сникерсы», всё здесь распродавалось влёт, я не успевал летать туда-сюда. В 1996-м Игорь Старостин пригласил к себе. А «Берёзку» начали постепенно распродавать за долги, сеть начала разваливаться. Я ушёл и до сих пор так и занимаюсь молоком, а Игорь со временем открыл салон «Автокредит».
– Расскажите, пожалуйста, о тех временах, когда вы сотрудничали с Игорем Старостиным, и вашем с ним детище, заводе «Милко».
– Игорь Старостин – мой товарищ, мы знакомы с 1994 года. Однажды он пригласил меня к себе поработать, повозить молоко. Мы с ним стояли практически у самых истоков завода «Милко», который лет семь назад он продал компании «Юнимилк». На сегодняшний день я соучредитель компании «Молком Енисей», которая занимается реализацией молочных продуктов. Игорь Старостин решил дальше развиваться. Он хотел заниматься финансами, а тут, сами понимаете, 700 человек, большой штат, которым не так легко управлять, вот он и продал «Милко», как только появилась такая возможность.
– Но ведь, признайтесь, не всё так легко было? Страна разваливалась, пришли новые порядки, люди на улицу боялись выйти, не то что заниматься бизнесом. Тем более учитывая то, что начинали вы на железной дороге... Попробовали перца в лихие 90-е?
– Когда я работал на железной дороге, у нас проводники все мальчишки были. 12 человек, все как на подбор, я с ростом 180 см был самым маленьким. Все остальные были по 120 килограммов весом, по два метра ростом. К нам никто даже сунуться не решался, никогда никаких конфликтов не было. Может, была парочка, но я не припомню криминала. Я человек в принципе бесконфликтный, считаю, что в любой ситуации, что бы ни случилось, всегда можно договориться. И лучше пойти на компромисс, чем потом расхлёбывать уголовные дела и судимости.
– Так сказать, крышевать никто не пытался?
– За всё время я никому копейки не заплатил и, надеюсь, уже никогда не заплачу. Знаешь, с 1989 года нас как только не называли – и спекулянты, и коммерсанты. Я же всегда на это отвечал, что лучше буду торговать шмотьём и сникерсами, но буду спать спокойно. Были, конечно, знакомые из определённых кругов, которые говорили: «Да посмотри, как мы живём, на чём мы ездим». Я отвечал, что лучше буду ходить пешком, чем полезу во всё это. Зайди сейчас на кладбище – там столько знакомых лежит, которые звали к себе попробовать красивой жизни, столько народу поубивали. Я КМС по дзюдо, тренировался до 18 лет. И почти все друзья по спорту исчезли. Кого-то убили, кто-то пропал.
– Как отразился на вашем бизнесе так называемый закон о молоке?
– Закон-то приняли, чтобы поддержать колхозы, чтобы колхозники могли дороже сдавать молоко на завод. То есть если раньше литр молока стоит 5-7 рублей, сегодня он стоит уже 14. Ну а дальше – как всегда в России, правительство хотело как лучше, а получилось как всегда. Коров в колхозах не добавилось. Раньше какую-то часть, 10-20 процентов разбавляли сухим молоком, и более-менее зима проходила без перебоев в поставках. В эту же зиму молока просто не было. По сравнению с прошлой зимой поставки упали до 40–50 процентов. Закон вроде бы и хороший, поддержали колхозы, позаботились о потребителе, но не учли того, что коров в стране больше не стало, вот и начались проблемы. В январе-феврале этого года мы от завода недополучали 50-60 процентов продукции, потому что ей элементарно неоткуда было взяться, и большая часть города оставалась без молока. Ведь колхозы не в состоянии вырабатывать тот объем, который, скажем, способен производить завод «Юнимилк».
– И как выходили из этой ситуации?
– У нас дошло до того, что нам на своих машинах приходилось везти молочные продукты из Кемерово. У них ситуация была немного лучше, чем у нас, в Красноярске, так что в этом году мы частично вышли из положения таким образом. Что будет на следующий – неизвестно.
– Андрей, расскажите о ваших путешествиях. Я знаю, что вы очень любите ОАЭ и побывали там более тридцати раз.
– (Смеётся.) Первый раз в Эмиратах я побывал в 1994 году, мне там очень понравилось: чистота, безопасность, сервис, чистейшее море Персидского залива. У тебя есть возможность просто лежать, отдыхать и ни о чём не думать. Первые три-четыре дня я даже не покидаю территорию отеля, сплю, гуляю по пляжу. На сегодняшний день я побывал там уже раз сорок, каждый год по два-три раза летаю. Я там знаю уже буквально каждый угол. Последние лет 6-7 путешествую с дочерью, ей будет 16 лет, я даже не волнуюсь, когда она одна садится на такси и едет по магазинам, которые я, к слову, не переношу. Шопинг – это вообще не моё, поэтому меня невозможно заставить часами бродить по торговым центрам, чем она там, собственно, и занимается. Я только после могу оценить покупки. (Смеётся.) И несмотря на то, что ОАЭ – страна мусульманского уклада, я всегда спокоен, когда моя дочь ездит по городу одна, потому что уровень безопасности там более чем высокий, в отличие от того же Египта. Я случайно оказался раз в Египте, очень долго потом плевался. Не страна, а помойка. Дико раздражает вся эта культура, основанная на «дай-дай, купи-купи», – повсюду попрошайки, таксисты за рулём курят, жрут, весь мусор выкидывают прямо за окно. На территории отеля всё было хорошо, а как только вышли в город, просто ужаснулись. Побывав там, я понял, что это не для меня, – наверное, я привык к более цивилизованному отдыху. Понравилось в Турции, третий год подряд мы с Сашей Сёминым, нашим хоккеистом, и другими спортсменами летаем туда отдыхать. Там, конечно, всё по-другому: хорошая компания, дискотеки, спишь по 5-6 часов в сутки, постоянно в движении. Мне кажется, вообще главное – это компания, с которой едешь путешествовать. Я думаю, можно и в Египте было бы этом помойном отдыхать, если бы собрались хорошие ребята.
– Летать не боитесь? Ведь это всё дальние авиаперелёты.
– Нет, летать я не боюсь. Единственное, что спать в самолётах не могу, как и в машинах. И если едем на автомобильные соревнования и я не за рулём, всё равно спать не могу, причём не важно, день за окном или ночь. Мне нужно сразу что-то читать, смотреть в окно, слушать музыку.
– Кстати, расскажите об автогонках. Как стали участвовать, с чего всё началось? Чего достигли на этом поприще?
– В прошлом году я получил разряд кандидата в мастера спорта по автоспорту. До армии еще у меня был сдвиг по машинам, я научился водить троллейбус, трамвай, легковую, грузовую машину. Правда, у меня не было прав. А так умел водить по всем категориям, кроме мотоцикла. В армии я продолжал болеть техникой, и несмотря на то, что войска были воздушно-десантными, на заставе был БТР, танк, БМП, «Урал», и за годы службы я научился водить всё. Дембеля ездили редко, а меня, несмотря на то что молодой был, постоянно сажали за руль. Когда вернулся, отучился на водителя автобуса. Таким образом, получил все категории, кроме мотоцикла, потому что не вызывают никакого восторга эти машины-убийцы. После, когда я работал в «Берёзке», в 1991 году я познакомился с Вениамином Пушкарёвым, мастером спорта, чемпионом России по автокроссу, который работал у нас механиком. Тогда мы с ним с 1991-го по 1996-й объездили всю Россию, множество соревнований. Он ездил как участник, а я с ним за компанию. Лет восемь назад мне надоело на всё это смотреть, решил сам поучаствовать. Пришлось найти спонсоров, потому что автоспорт – довольно дорогое увлечение. Например, один мотор в машине стоит 500 тысяч, и на всю Россию их штук 8-9.
– А на какой машине выступаете? Болид или просто усовершенствованные «японцы»?
– Жигули «двенашка» (Смеётся), правда, корпус выполнен из пластика. И мотор жигулёвский, только в «ТоргМаше» сделанный, это цех при заводе, изготавливающий своего рода тюнингованные запчасти. Вот там и покупали мотор, доведенный до ума, коробка передач тоже обошлась недешево, около 100 тысяч.
– Почему выбрали именно эту модель? Хотелось доказать всем, что русский автопром не хуже остальных?
– Да, наверное, именно это хотелось доказать, и, думаю, за 8 лет удалось это сделать. Объездил всю Сибирь, Хакасию, везде выигрывал. По первости у всех был шок, когда я выезжал на трассу потягаться на «Жигулях» с «японцами». Разделение на соревнованиях идет по классам, которые определяются объемом двигателя. Я должен был ездить в первом классе, потому как у меня был самый маленький объем, 1,6, но первые два-три года мне не с кем было соревноваться, поэтому я выступал во втором, а там машины с объемом 1,8–2,5 – как правило, тюнингованные японские автомобили. И когда я запросто всех их уделывал, народ на трибунах с ума сходил. Но красноярские соревнования первые пять лет мне никак не удавалось выиграть – то машина не заводилась на старте, я проигрывал заезд, а через час работала как миленькая, то перед стартом у меня оторвался камень в почках, увезли на «скорой». И вот года три назад это проклятие прошло (Смеётся), и я выиграл «Татышев Рейсинг», проходивший тогда еще в Черемшанке. А в прошлом году на этапе Кубка России занял 5-е место, но потому лишь, что снова пришлось выступать не в своей категории и выиграть было просто нереально. Но я всё решил попробовать.
– Кроме автогонок каким-нибудь спортом увлекаетесь?
– Одно время увлекался игрой в сквош – вид спорта, очень похожий на теннис, только противники играют в стеклянной кабине. Года три-четыре занимался, постоянно играл, но однажды из-за резкого торможения разорвал себе сухожилие. Встал выбор: либо играть в сквош и потом ходить на костылях, либо бросать. Пришлось бросить. Сейчас бывает, что изредка ходим на Столбы. А так только гонки.
– Какие автомобили водите в обычной жизни? Или на любимых «Жигулях» колесите и на деловые встречи?
– Нет. (Смеётся.) Во-первых, та машина, на которой я выступаю, не предназначена для езды по городу, она ведь вся из пластика. Моей первой машиной была белая «девятка», которую я купил в 1994 году. Как сейчас помню, отдал за нее 8000 долларов. Через два года купил «Мерседес» С-класса, 2,8, спортпакет, был просто на седьмом небе. А в 1998 году из-за кризиса пришлось его продать за те же 8000 долларов, за которые я когда-то покупал «девятку». Было очень жалко, но нужно было гасить кредит, поэтому выбора не было. Сейчас езжу на «Мерседесе» Е-класса. Джипы никогда не нравились, в поворот входят тяжело, кренятся, зимой их «несёт», потому что тяжелые. Мне надо, чтобы машина была пониже, побыстрее. Никакой джип никогда не сравнится с седаном.
– Говорят, мужчины – большие дети. Какие-нибудь у вас игрушки имеются, помимо автомобилей? К одежде равнодушны, а как насчёт такого классического аксессуара, как часы?
– Что касается одежды, у меня действительно нет никакого желания тратить уйму времени на то, чтобы ходить по торговым центрам. Есть один любимый магазинчик в Эмиратах, «BOSS», 90 процентов моей одежды оттуда. Люблю свободный стиль – джинсы, пуловер и легкую обувь. Что касается часов, вообще душа не лежит, до армии только носил (отец подарил), но потом я их проиграл в карты. (Смеётся.) Я родился на Предмостной. Чем мы там только не занимались – и в «трясучку», и в карты, и во что только не играли. Мама с папой почти ничего дать не могли, надо было как-то в этой жизни пристраиваться, выживать. Не так давно подарили хорошие спортивные часы моего любимого красного цвета. Отдал дочери, носит вместо меня.
– Можете назвать себя азартным человеком? В казино десять зарплат за раз не оставляли?
– Нет, в 94-95-м поигрывал немного, но точно знал, где нужно «тормозить». То есть пошёл, проиграл тысячу рублей, к примеру, – всё. И не важно, есть ещё деньги в кармане или нет, встал и ушёл. Я знаю, как люди проигрывают в казино и квартиры, и машины. У меня в этом плане есть внутренний самоконтроль.
– А как относитесь к кино? За тенденциями следите?
– В последнее время мне проще взять диск с фильмом и посмотреть его дома, с комфортом, нежели идти в кинотеатр. Если говорить о жанре, мне, наверное, ближе боевики, люблю фильмы со Стивеном Сигалом. А из русских смотрю только советские, старые, действительно хорошие фильмы. А то, что сейчас снимают, ничего, кроме раздражения, у меня не вызывает. Все эти «Дальнобойщики», «Школа»… Наснимали всякой херни и крутят по всем каналам с утра до вечера.
– Какую кухню предпочитаете? Может, любимое блюдо есть? В Эмиратах что особенно хорошо готовят?
– В Эмиратах, конечно, морепродукты. Готовят их там просто волшебно, и для гурмана – любителя рыбки – это просто рай. Но я не особо привередлив в еде. Ем всё, кроме болгарского перца, терпеть его не могу. В 91-м году, когда был проводником, ездили в Симферополь, стояли там два дня, шумной компанией сидели, пили вино красное настоящее, южное, взяли к нему жареных «курят» и свежих овощей, фруктов. И я единственный отравился болгарским перцем. С тех пор даже видеть не могу. И еще я, конечно, большой любитель пива, без него я практически жить не могу.
– Ну, пить пиво надо прямиком в Германию ехать!
– Были мы в Германии, но я же «везучий». (Смеётся.) Собралась хорошая компашка (кстати, и Игорь Старостин там был), но пока летели туда, я уснул на окне в самолете. Проснулся – а у меня щека воспалилась. И пока мы шесть дней были в Германии, мне назначили антибиотики. И вот я пил антибиотики, а они все дули пивко, ели рульки, колбаски и поддразнивали меня: «Ой как вкусно! А ты не хочешь, что ли?» (Смеётся.)
– О семье немножко расскажите.
– У меня есть дочь, зовут её Алина, скоро ей будет 16 лет.
– Спортом занимается? Папа прививает?
– Да, с детства отдал её в спорт, с 4 до 10 лет занималась гимнастикой, она четырёхкратная чемпионка города по гимнастике. С 10 лет и по сей день занимается плаванием, уже трех- или пятикратная чемпионка города по плаванию. Теперь мы с ней соревнуемся, у кого больше медалей. (Смеётся.)

Ольга ИВАНОВА.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен