[28]февраля[2007]
 
8(000072)

>Читайте в [следующем номере]
«Я служил в войсках ПВО. Наша боевая часть находилась в лесу и охраняла воздушное пространство Москвы» * Лев КУЗНЕЦОВ

Мамед АБАСОВ: «Два раза в неделю я стараюсь приходить в зал восточных единоборств»

Китай: хай-тек по-пекински (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Евгений ПЛЮЩЕНКО: конец семейного счастья?


- Сочи-2014: Белая Олимпиада в городе тёмных ночей

- Бизнес - новости

- Две «голубые фишки» похудели

- Небесный гигант

- «Оскар-2007»: Пенелопа в платье от Versace затмила всех

- «Оскар-2007»: «Отступники» переиграли «Вавилон»

- Галина РОДИОНЧЕВА, 19 лет, конкурсантка «Мисс Красноярск 2007»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Надо аккуратнее чтобы мы слова выпускали, потому что мы же публичные, так сказать, деятели»

Михаил ФРАДКОВ,
премьер-министр.


 
Александр ШОХИН: «Мне говорили: «Ну, Шохин, тебе полгода жить, не больше. Тебя сожрут!»

Это человек, безусловно, государственного мышления. В хрестоматийно тяжёлые девяностые, «когда жизнь неподвластна уму», он был первым вице-премьером России, причём воевал на самом «кровавом» и непредсказуемом – социальном фронте. Да, чепчики в воздух не летели, не принято было во времена дефицитного бюджета добром разбрасываться, но и фронт сражался за светлое будущее, и тылы постепенно переставали быть оголёнными. Повидав на своём веку и сильных, и смелых, и ловких мира сего, узнав и своей персоне немалую цену и ценность, он тем не менее сохранил неформальный, едва ли не озорной, взгляд на многие вещи. В тинейджерском прикиде помчаться вниз по улице, впервые нацепив ролики и даже не умея толком тормозить… Российского вице-премьера спас тогда американский столб.  А в его манере одеваться есть что-то щеголеватое: к чёрному пальто замечательно подходит козырная, тоже чёрная, «козырка», делающая его схожим с ливановским Шерлоком Холмсом. Возможно, и по пытливости ума они «из одной оперы» – герой детективных рассказов «от сэра Артура» и герой газетных публикаций «от царя Бориса». Разве что по скорострельности речи Шерлоку ни за что не угнаться за господином Ш. Мы вместе ехали в аэропорт. Задав первый вопрос ещё в городе, ответ я дослушивал, уже выходя из «Ауди». Но интервью получилось почти десертным, попробуйте…


– Александр Николаевич, после смерти Аркадия Вольского вы сейчас единолично возглавляете Российский Союз промышленников и предпринимателей… 

– РСПП основан был 15 лет назад – в последние дни существования СССР. Возник он на базе научно-промышленного альянса. С первых же дней своего существования этот союз стал мощной лоббистской структурой. С ним считались. Однажды даже президент Ельцин, уехав с официальным визитом в Китай и назначив Черномырдина председателем правительства, принял решение досрочно вернуться в Россию. Ельцину доложили, что Аркадий Вольский дал интервью и сказал, что РСПП будет активно участвовать в формировании правительства Черномырдина. Я был свидетелем этой сцены в Китае. В государственной резиденции Ельцин, находясь, правда, в тяжёлом состоянии… духа, взорвался: «Кто будет формировать правительство? Вольский? Едем в Москву! Формировать правительство буду я!» Но факт остаётся фактом: влияние РСПП было очень существенным. В то время его называли «союзом красных директоров», поскольку он создавался на базе государственных предприятий и тех госпредприятий, которые не сразу подпали под приватизацию в силу стратегического характера, то есть это ВПК и так далее. Потом была вторая волна – в 2000-м году, когда к союзу присоединились крупнейшие российские предприниматели. РСПП стали называть «профсоюзом олигархов», поскольку в руководящих органах преобладали крупнейшие российские предприниматели, банкиры, нефтяники, металлурги. И Аркадий Вольский начал тогда процесс консолидации разных крыльев российского бизнеса. В итоге сейчас мы имеем организацию, которая органично представляет интересы всех его слоёв. 

– Вам наверняка есть что сказать и о бурном развитии нашего региона.

– Да, с Красноярским краем я знаком достаточно хорошо. Когда я был вице-премьером российского правительства, то приезжал сюда с попыткой оценить возможности реанимации проекта «Нижнее Приангарье». Проект этот давний – ещё начала восьмидесятых годов или даже конца семидесятых: строительство Богучанской ГЭС и ряда других крупных объектов. Тот факт, что в прошлом году Нижняя Ангара попала в число победителей инвестиционного конкурса, это результат длительной, измеряемой десятилетиями работы. Сейчас проект сильно отличается от того, что предполагалось сделать даже в 90-е годы. Тогда это была идея экспорта электроэнергии в Китай, а сейчас – переработка на месте, строительство новых производств. В мою бытность премьером запускались здесь биотехнологии обогащения золота на «Полюсе», и затем постепенно выросла крупнейшая золотодобывающая компания России. Тогда же оценивались возможности добычи нефти на Юрубчено-Тахомском месторождении и в Эвенкии в целом. Все прогнозы показывали, что пройдёт лет двадцать, и придётся уже здесь «ковать железо» и надо побыстрее инфраструктуру строить. 

– Даже и двадцати не прошло…

– Да, сейчас регион при губернаторе Хлопонине вышел на стадию реализации не только того проекта, но и занялся методологическим обоснованием новой индустриализации России, которая связана с использованием конкурентных преимуществ ряда регионов. Прежде всего, речь идёт о строительстве новых перерабатывающих производств и об увеличении их доли. Красноярский край – как своего рода полигон Гринфилдов – это, безусловно, идеология, которая, для Восточной Сибири и Дальнего Востока может быть эффективно использована. Без строительства в этих регионах производств глубокой переработки сырья – будь то нефть, газ, лес или руда – мы не сможем облагородить структуру экономики страны в целом, потому что именно здесь – основные инвестиции и самые крупные единичные проекты. И успешная их реализация – та «саксэс стори», которая позволит и экономике России добиться большого прорыва. На мой взгляд, за последние несколько лет ваш край догнал те регионы России, которые традиционно шли в лидерах по инвестиционной привлекательности. Край смотрит сейчас далеко вперёд. В частности, идея создания Национального Сибирского Университета в Красноярске покоится на очень здравой мысли губернатора о том, что когда-то промышленным и культурным сибирским центром был Тобольск – как раз за счёт университета. А в советское время учебные и научные комплексы в Новосибирске и Томске обеспечили там динамичное развитие промышленности и других отраслей. Если университет сделать центром подготовки квалифицированных кадров и вообще сработать на опережение, то Красноярск может стать не просто местом реализации масштабных проектов, в том числе с использованием иностранной рабочей силы, а действительно той точкой роста, которая позволит комплексно развивать всю экономику края. В этом сбалансированном подходе – крупные проекты плюс инновационные технологии – залог успеха. И во многом здесь – заслуга Александра Хлопонина и его команды.

– Недавно Владимир Путин проводил в Москве встречу с олигархами. Вы там были?

– Я её со стороны бизнеса организовывал. Темы мы определяли совместно с администрацией президента. И сам президент откликнулся на предложение РСПП. Это была встреча не с олигархами, а с бюро и членами правления РСПП, которые владеют темой увеличения перерабатывающих мощностей в сырьевых холдингах. То есть обсуждалась проблема: как перейти от экспорта сырья к глубокой его переработке – для внутреннего рынка и для экспорта. Тема была поставлена нами. И она нашла полное понимание со стороны президента. Не случайно ведь через несколько дней министр финансов уже называл цифры возможного снижения НДС.  Нам нужна экономика, основанная на знаниях. Но если мы будем выстраивать инновационную экономику, продолжая экспортировать сырьё – круглый лес, нефть, газ, руду, а в следующий передел не пойдём, то отставание по-прежнему будет значительным. 

– В последнее время всё чаще говорят о дефиците природных ресурсов… 

– Дело тут не только в том, что могут рвануть цены, конъюнктура изменится или закончатся природные ископаемые. Кстати сказать, увеличение доли переработки и более осмотрительное отношение к природным ресурсам могут растянуть для нас удовольствие. Нам этих природных ресурсов хватит тогда на большие годы. И президент на этой встрече сказал, что он не уверен, надо ли нам перегонять Саудовскую Аравию по добыче нефти. Может быть, её стоит попридержать немного и посмотреть, какие будут использоваться способы переработки. В частности, если мы применим современные технологии переработки нефти, то на то количество бензина, которое потребляется в стране, нефти потребуется меньше на 20-30 миллионов тонн. Российские компании могут предложить такие технологии. В «ЛУКОЙЛе» заявили о том, что через несколько лет они смогут вообще всю добываемую нефть перерабатывать на своих заводах. Для этого всего-то нужно, чтоб правительство заявило свой приоритет, что глубокая переработка и высокооктановое топливо лучше, чем низкий уровень переработки и плохое топливо. Как? Посредством налоговых наказаний. Через какое-то количество переходных лет наказывать тех, кто «не выруливает» на требования экологических и иных новых стандартов. 

– Как вам кажется, Путин уверен в том, что преемственность его курса будет сохранена?

– На встрече с бизнесменами он специально остановился на этом вопросе: «Да, я уверен в преемственности курса, но прошу помочь мне её обеспечить». Ну, народ стал недоумевать: как же может бизнес-то помочь? И президент, увидев некоторые взгляды крупных предпринимателей, сказал: «Нет, не деньгами. 

 

продолжение на 3 стр.

Игорь РУДИК, главный редактор газеты "Конкурент" >Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен