[23]декабря[2009]
 
47(000225)

>Читайте в [следующем номере]
«Без “Барселоны” я бы никогда не стал лучшим»
* Лионель МЕССИ

Ольга КОПОСОВА:
«Как только выдаётся свободная минутка, сразу берусь за пылесос»

Берлин европейский. Берлин рождественский
(ФОТОРЕПОРТАЖ)

Такеши КИТАНО: «Я творю от недостатка гармонии»


- Важней всего погода в доме

- С расчётом на рождественское ралли

- Елена ЯРМАК: королева соболей

- СУЭК знает, как спасти Бородино

- Мамед АБАСОВ: «Брать» и «вытеснять» – это не политика «Монолитхолдинга»

- Юлия ВЕДЕРНИКОВА, 22 года, модель агентства «МАКС моделс»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«У наших актёров жизнь достаточно инкубаторская. они работают в театре годами, им не надо бороться за своё существование. Мне кажется, это мешает».

Анастасия ВЕРТИНСКАЯ,
актриса.


12 лет на рынке . купить

 
Такеши КИТАНО: «Я творю от недостатка гармонии»

Культовый актёр и кинорежиссёр предстал перед россиянами ещё и как писатель.

Его уникальные кинематографические работы получили широкое признание как в Японии, так и за границей. Он – обладатель Золотого и Серебряного Львов Венецианского кинофестиваля за фильмы «Фейерверк» и «Затойчи». Этот самый известный в мире японец последних лет наделён непревзойдённым комическим даром. Был и остаётся одной из ярких фигур на японском телевидении. Кроме того, он поэт, художник, кинокритик и писатель.

Комик, лишённый чувства юмора

Такэси Китано (в русскоязычных СМИ используется, как правило, другой вариант написания и произношения – Такеши Китано, связанный с транскрипцией с английского языка написания его имени на латинице – Kitano Takeshi) родился 18 января 1947 года в одном из рабочих кварталов Токио. Он стал четвёртым сыном в семье маляра и изготовителя лаковых фигурок Кикудзиро Китано и его супруги Саки. Имя «Такэси» было дано ему родителями в надежде, что ребёнок, сродни созвучному по имени бамбуковому побегу («такэ»), сможет справиться с любыми невзгодами жизни.
Детство Такеши было невесёлым: его отец все деньги тратил на азартные игры, так что семья порой не могла нормально питаться и оплачивать проживание. В школе, благодаря матери, уделявшей много времени и сил домашнему образованию, Китано стал одним из лучших учеников, кроме учебных занятий посещал бейсбольную секцию, а в старших классах увлёкся и боксом, что впоследствии нашло своё отражение в кинокартинах «Ребята возвращаются», «Точка кипения». Другим большим увлечением юного Китано стало ракуго (комические рассказы, анекдоты), также оказавшее на его дальнейшую судьбу значительное влияние.
В 1965 году Китано по настоянию матери поступил на инженерный факультет университета Мэйдзи. Однако уже на втором курсе ушёл из дома и вместо посещения университетских занятий бесцельно проводил дни.
Постоянно вращаясь в среде посетителей процветавших в то время джаз-баров, а также подрабатывая там официантом, Китано в этих кругах стал пользоваться репутацией тонкого ценителя джаза. Кроме работы официанта в джаз-барах, он трудился продавцом в кондитерской лавке, уличным торговцем, чернорабочим по сносу зданий, официантом в ночных клубах...
В 1972 году Китано устроился лифтёром в находящийся в районе Асакуса стриптиз-бар, для того чтобы учиться актёрскому мастерству «из первых рук», имея возможность непосредственно наблюдать за выступлениями. В позднее опубликованные воспоминания о том периоде жизни самокритичный Китано включил адресованную ему ремарку известного комедийного драматурга Хисаси Иноуэ, на которого тогда Китано произвёл впечатление «человека, лишённого чувства юмора». Тем не менее постепенно, продолжая работу лифтёром, Китано добился того, что Сэндзабуро Фуками, известный артист и арт-директор, руководивший заведением, стал давать ему уроки искусства комедийного жанра. Китано начал делать свои первые актёрские шаги, оттачивая мастерство в небольших комических интермедиях. Вместе с другом он создаёт комический дуэт Two Beats, который очень быстро стал популярным, а оба «Бита» – знаменитыми. Бит Такеши – под таким псевдонимом до сих пор выступает Китано во всех областях, кроме режиссуры.
На большом экране впервые Такеши появляется в 1980 году, снявшись в фильме Makoto-chan. Сыграв в ряде картин, в 1989 году он неожиданно получает предложение работать над фильмом «Жестокий полицейский» ещё и в качестве режиссёра.

 

Лучший фильм – с пистолетом у виска

В 1990 году Китано снимает «Точку кипения», историю о смертельном противостоянии токийских подростков и мафии. Следующей картиной Китано-режиссёра стали «Сцены у моря» (1991) – лирическая история о глухонемом юноше, мечтающем научиться сёрфингу.
В Европе японского режиссёра заметили после картины 1993 года «Сонатина», где он сыграл главу одной из банд. Фильм получил приз жюри на фестивале полицейского фильма в Коньяке в 1995 году.
В 1994-м Китано выпустил довольно проходной фильм «Снял кого-нибудь?» – комедию про одержимого сексом неудачника, которого вместо развлечений ожидает превращение в навозную муху.
После аварии, случившейся в этом же году, Китано стал рассматривать собственную жизнь как длящуюся катастрофу. Он старается успеть сделать всё задуманное, производит по фильму в год, продолжает совершенствоваться в создании юмористических телешоу, а также снимается в картинах других режиссёров (наиболее известные из которых – обе части «Королевской битвы», «Джонни-мнемоник» и экранизация романа Яна Сагиру «Кровь и кости»). На родине его называют раковой опухолью японского кино, потому что он проник абсолютно везде. Но Китано чувствует необходимость быть в постоянном напряжении. «Возможно, нужно находиться под угрозой, чтобы создавать шедевры. Может, свой лучший фильм я сделаю тогда, когда мне приставят пистолет к виску?» – говорит он.

«Я верю в Бога, когда мне плохо»
 
(Фрагмент интервью с Такеши Китано)

– Для зрителя Такеши Китано – это целый ряд масок, среди которых есть даже режиссёр-неудачник по фамилии Китано. Что для вас эти роли?
– О персонажах, которых я играю, нельзя сказать, что это я или не я. Когда я исполняю ту или иную роль, происходит некое искажение или изменение образа. Здесь много фантазии и воображения, а также «домысливания» самого образа.
– В ваших фильмах много жестокости, которую вы подаете с таким чёрным юмором. Это национальная черта?
– Видите ли, если задуматься, всегда в комическом присутствует трагическое, а в трагическом есть доля комического. Вот, скажем, показывают сцену похорон, и что-то у кого-то расстегнулось в непотребном месте. Зритель невольно улыбнётся, несмотря на трагический момент сцены. То же самое в эпизоде насилия, всегда можно найти что-то забавное, смешное, нужно уметь абстрагироваться.
– Верите ли вы в Бога?
– Я верю, когда мне бывает плохо. Но когда мне хорошо, я, к сожалению, утрачиваю эту веру.

Напоила и заставила жениться

На публике Такеши всегда слыл бабником. У него было несколько подружек одновременно, но на самом деле многие годы он встречался с женщиной-комиком, участницей женского мандзай-дуэта «Кими и Мити» Микоко Мацуда. Она понимала, что двигало Такеши. И она знала, как удовлетворить его амбиции. Именно Микоко помогала ему на заре карьеры. Она была его музой, а он был без ума влюблён в неё.
Они поженились в 1978 году. Официально Китано, конечно, заявил, что она обдурила его, напоив, а затем, подсунув свидетельство о браке, заставила его подписать. В 1981 году Микоко родила Такеши сына Ацуси, а через полтора года – дочь Сёко.
Сёко – певица и актриса, снялась в эпизодической роли в фильме Китано «Фейерверк». Что касается самого Китано, то, несмотря на свою известность, он ведёт довольно замкнутый образ жизни из любви к независимости. У него есть несколько близких друзей, два брата и сестра.

Режиссёр пишет книги

В начале этого года на прилавках российских книжных магазинов появился сборник повестей Такеши Китано о детстве и отрочестве – «Мальчик». Это первая книга японского режиссёра и писателя, переведённая на русский язык. На её страницах Китано, хулиган и беспредельщик в кино, погружает читателя в мир детства, чистый, светлый, сотканный из воспоминаний. Три повести, составляющие сборник, соответствуют трем периодам жизни автора: ранней, средней и поздней юности.
Он рассказывает обо всём, что волновало его все эти годы, но о чём он не решался говорить вслух, – о своих детских переживаниях, о проблемах с родителями и друзьями, обо всём, что в конечном итоге сделало его успешным и знаменитым.
Кстати, недавно на русский язык была переведена ещё одна автобиографическая книга Китано о детстве, напечатанная в Японии еще в 2001 году, – «Кикудзиро и Саки».

 


 

 

> С 2006 года Такеши Китано является рекламным лицом компании Panasonic (линейка Viera).
> В фильмах режиссёра Китано всегда присутствует сцена, снятая у моря.
> Правая половина лица у Такеши парализована. В 1994 году он попал в аварию (когда в пьяном беспамятстве гнал на мотоцикле), на всю жизнь оставившую след на его лице.
> Восстановившись после аварии, Китано занялся изобразительным искусством. Его яркий, упрощённый стиль живописи напоминает стиль Марка Шагала. Рисунки Китано были опубликованы в книгах (в качестве иллюстраций), представлены на выставках и на обложках саундтреков к его собственным фильмам.
> 7 сентября 2004 года Китано была присуждена степень бакалавра наук университетом Мэйдзи, откуда ранее он был отчислен.
> С апреля 2005 года Китано занимает должность профессора Токийского национального университета изобразительных искусств и музыки.


 

 

 

 

Дочь Такеши Китано – Сёко.

 

Кадр из фильма Китано «Такешиз».

 

Ольга РОМАНЮК,
заместитель директора ЦКТиР STRONGO:

 

– Мне судить о Такеши Китано – это всё равно что ветке сакуры судить о вершине Фудзи. Дело тут не в чьей-то сравнительной малости или великости, просто слишком далеко лежат друг от друга наши миры, как в пространственном, так и в духовном отношении. Думаю, значительная часть наших псевдоэстетов, с готовностью придающих лицам выражение снисходительного понимания при одном упоминании имён Китано, Осимы, Ёсиюки, Куросавы, Мисимы, Симады и других знаменитых японцев, на самом деле, даже если и читали и смотрели, всё равно вряд ли что реально поняли. По дороге к пониманию японской культуры нужно сносить не один десяток пар гэта, съесть не один пуд донбури, и даже только иллюзию прикосновения к цели можно получить, лишь имея за плечами весьма солидный объем духовно-интеллектуального багажа. И всё равно это не заменит главного – родившемуся европейцем, увы, японца полностью не понять никогда. Однако фейерверком можно наслаждаться, даже не имея никакого понятия об устройстве и технологии изготовления пороховых ракет. То же касается и «Фейерверка», и других работ Китано. Не стоит только при этом впадать в псевдоэстетство и задумчиво покачивать головой, всем видом изображая понимание некоего загадочного внутреннего смысла. Кто знает, вдруг его там и вовсе нет.

Александр НЕРОЗЯ,
дизайнер:

 

– Такеши Китано для меня – самый культовый японский режиссер, можно сказать, лицо японского кино во всем мире. Думаю, его можно назвать иконой Японии и Востока. Китано смог добиться признания и у себя на родине, и на западе. Это всесторонне развитый человек: он и комик, и художник, и режиссер, и актер, и писатель. Наверное, самые известные фильмы, связанные с именем этого человека, – это «Затойчи», «Королевская битва» и «Брат якудзы». Лично мне больше всего запомнился и понравился «Затойчи». В свое время это была очень популярная, раскрученная картина. В Голливуде есть похожий фильм «Слепая ярость», но, конечно, он значительно проигрывает японскому аналогу. Я уж не помню, кто у кого перенял идею, хотя она, в общем-то, не нова – это давным-давно известная легенда. А фильм Китано понравился сложным переплетением сюжетных линий, интересной развязкой и юмором. Китано-актера не могу оценить, не так много видел картин с его участием. Для меня он в первую очередь режиссер.

Александр БЛИННИКОВ,
ведущий утренней программы «Зажигание» на «Авто-Радио из Красноярска 102,8»:

 

– Такеши Китано, во-первых, режиссер, всё остальное – вторично. Я с большим уважением отношусь к нему, он постоянно ищет, эволюционирует. Если проследить за его творчеством, начинал Китано с телевизионных комедий, потом ушел в жесткий гангста-стайл. Всем хорошо известно японское гангстерское кино. Затем началась постепенная трансформация, и режиссер принялся за более глубокие и более коммерческие вещи. «Затойчи» можно назвать шедевром. Обалденная штука! Ну а дальше он стал делать несколько иной материал, занялся глубокими поисками себя. Но всё-таки мои любимые режиссеры – наши. Хотя Такеши Китано мне очень интересен. Он молодец, не останавливается на достигнутом, иронизирует над собой. Если у режиссера нет этих качеств, он неминуемо окажется в творческом тупике.

Сергей ЕВЧИК,
cоветник генерального директора по связям с общественностью компании «Гранд-Байкал»:

 

– К сожалению, я смотрел лишь немногие фильмы Такеши Китано, но увиденного хватило, чтобы понять: режиссёр действительно гениальный. Сразу вспоминаю его фильм «Затойчи» – достаточно оригинальное кино, которое произвело на меня большое впечатление. Сплав древних самурайских легенд, переплетённых с современностью, интересный, познавательный фильм. Если говорить в целом о японском кино, мне кажется, оно даёт творческий импульс, от него подпитывается весь мировой кинематограф, и голливудская киноиндустрия в том числе. Японское анимэ (мультфильмами эти произведения просто невозможно назвать, это целые рисованные фильмы) за последние годы просто произвело бум. И я считаю, что вполне заслуженно, ведь в этих рисованных фильмах зрители видят высокую технику, мастерство художников, а самое главное, в сюжетах затронуты очень глубокие темы.

Екатерина ПАНТЕЛЕЕВА,
юрист:

 

– Если честно, мне ближе европейское кино, но если выбирать лучшего режиссёра или лучшие фильмы азиатского кинематографа, то это, вне всяких сомнений, Такеши Китано. Очень люблю его фильмы. Высокое мастерство режиссёра, интересная сюжетная линия, а главное, особая энергетика делают его фильмы запоминающимися и любимыми зрителями во всём мире. Я думаю, редко кого творчество этого японского режиссёра может оставить равнодушным. Большим потрясением для меня стал его фильм «Затойчи», который я смотрела в кинотеатре, – после просмотра ещё долго находилась под впечатлением от увиденного. Мировыми критиками этот фильм тоже был высоко оценён. Но кроме того, что Такеши Китано обладает талантом режиссёра, он ещё и великолепный актёр.

Материал подготовили Сергей СЕРГЕЕВ
и Галина ПОЗДНЯКОВА.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен