[21]октября[2009]
 
39(000217)

>Читайте в [следующем номере]
«Сибирский федеральный университет не уничтожит берёзовую рощу, а поможет ей сохраниться»
* Геннадий ИГНАТЬЕВ

Андрей ЗАПОРОЖЕЦ: «Я только недавно понял всю прелесть украинского языка»

Самые быстрые и медленные автомобили

Сериал «Исаев»: свежий взгляд или эксплуатация чужой славы?



- Россия хочет чемпионат мира по футболу. И на чемпионат мира тоже хочет…

- В коррекционном настроении

- Аксессуары для мужчин: мелочи, решающие всё

- Самые быстрые и самые медленные автомобили

- Пётр ПИМАШКОВ: «Надо, чтобы каждая бюджетная копейка шла в дело»

- Результат не нужен

- Ксения СТЕПАНОВА, 20 лет, модель агентства «МАКС моделс»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Было и до жеребьёвки понятно, что любой соперник в стыках будет грызть землю. Словения – из этого же ряда. Фаворит ли Россия? Нет, конечно. Шансы – 50 на 50».

Игорь СЕМШОВ,
полузащитник сборной России по футболу.


предлагаем клиентам для мытья автомобилей

Сериал «Исаев»: свежий взгляд или эксплуатация чужой славы?

На канале «Россия» стартовал 16-серийный телефильм о легендарном советском разведчике.

Поставленная создателем «Ликвидации» режиссёром Сергеем Урсуляком картина рассказывает о молодых годах Всеволода Владимирова, известного многим как Максим Максимович Исаев и штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц. В роли молодого Штирлица перед телезрителями предстал Даниил Страхов.

Просмотрел всё и взялся за Семёнова

После полюбившейся «Ликвидации», которая приковала зрителей к экранам, как когда-то «Место встречи изменить нельзя», многосерийный фильм «Исаев», сделанный той же командой, ждали с нетерпением и неподдельным интересом. Рейтинг фильма в первый вечер показа на телеканале «Россия» составил 9,7%, а доля – 27,9.
Для нового сериала Сергею Урсуляку было предложено несколько сценариев. Он, просмотрев всё, предложил снять по Юлиану Семёнову. (Хотя есть мнения, что сериал про разведчиков был задуман по другой причине: как тут не вспомнить прошлое российского премьера.) В основу картины легли два первых романа знаменитого писателя об Исаеве: «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Пароль не нужен», а также рассказ «Нежность».
«Главная идея фильма не нова, но по-прежнему актуальна. И звучит она так: нет ничего хуже гражданской войны, – отмечает режиссёр. – Это лента не про советскую власть, не про антисоветскую власть. Мы снимали историю молодого человека, который оказался между двух воюющих сторон. Он принимает решение, с кем ему быть, и при этом сомневается в правильности своей позиции».
А вот как отозвался о своем герое Даниил Страхов: «Мой Исаев ещё мальчишка, совсем другой человек хотя бы потому, что на 20 лет моложе, – соответственно, меньше опыта, мозолей, болей. Но при этом не без легкомыслия, любовей и страстей».
Кстати, многие отмечают удивительное внешнее сходство Исаева-Тихонова и Исаева-Страхова. Хотя, по словам Урсуляка, такую задачу съёмочная группа перед собой не ставила. И всё же сравнения есть и наверняка будут всегда. Вот только кто победит в этом негласном споре – решать телезрителям. Не удаётся забыть о «Семнадцати мгновениях весны» и постоянно приходится проводить параллели ещё и по другой причине: в сериале звучит музыка Микаэла Таривердиева, который был создателем знаменитых тем в «Мгновениях…». И хотя интерпретация композиций здесь несколько иная, от сравнения это не спасает. Что ж, время покажет, кто победит – Исаев или Штирлиц, Штирлиц или Исаев.

Какой Штирлиц лучше?

В разное время и в разных экранизациях произведений Юлиана Семёнова Максима Максимовича Исаева играло много актёров советского кино. Первым легендарного литературного героя воплотил на экране Родион Нахапетов в картине 1967 года «Пароль не нужен». Спустя год за эту роль он получил премию Всесоюзного кинофестиваля. В фильме «Бриллианты для диктатуры пролетариата», который вышел на экраны в 1975 году, Всеволода Владимирова сыграл Владимир Ивашов. Кстати, Юлиан Семёнов предполагал, что эта лента произведёт на зрителей даже большее впечатление, чем фильм о Штирлице. Картина «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» была снята по роману «Бомба для председателя». Главная роль в ней досталась Всеволоду Сафонову. Ну и самый известный Штирлиц, конечно, Вячеслав Тихонов в «Семнадцати мгновениях весны».
Были, правда, ещё фильмы «Испанский вариант» с латышским актёром Улдисом Думписом в главной роли. Но там Думпис значится как Шульц – после знаменитого сериала Татьяны Лиозновой он вряд ли был бы однозначно воспринят как Штирлиц. Какое место в этом ряду займёт Даниил Страхов – увидим чуть позже.



Съёмочная группа удачно использовала связи, наработанные ещё в «Ликвидации». Российским кинематографистам не пришлось перевозить оружие через украинскую границу. Револьверы, винтовки и пулемёты привезла Одесская киностудия. На «Мосфильме» взяли только два ретро-автомобиля: «Руссо-Балт» и «Роллс-Ройс», да и те вывозили трудно, под личное разрешение Карена Шахназарова. Остальной автопарк набрали на месте, в частных коллекциях юга Украины. Инженер-одессит Валерий Гинчак пригнал несколько собственных мотоциклов начала ХХ века, кстати, сам же ездил на них в качестве дублёра. А братья Мисько специально для российского кино восстановили точные копии старинных грузовиков. В Одессе Урсуляк брал напрокат десять таких машин и одну взорвал. А реликтовый «Магирус» ездил по Севастополю с двигателем на спирту.

Владивосток снимали в Севастополе, а Шанхай – в Алупке

Съёмки картины начались 12 января 2008 года. Из-за сложного графика актёров владивостокские сцены снимали в Севастополе, шанхайские – в Ялте и Алупке. Некоторые московские – в Ярославле и Костроме. Съёмки также шли в Таллине и Петербурге. По убеждению молодого московского декоратора Миши Маташа, крымская натура немногим изменилась с гражданской войны: «Она такая, как нужно: малосовременная. Иначе с удовольствием рванули бы на настоящий Дальний Восток».
По словам создателей картины, Севастополь действительно вполне похож на прежний, трехэтажный Владивосток. Чтобы Дом пионеров на Приморском бульваре превратился в резиденцию главы Дальневосточного края Спиридона Меркулова, достаточно было закрыть декорационной дерюгой барельеф из серпов и молотов. На фронтон повесили российские триколоры и лозунг «За единую и неделимую», по углам расставили огневые точки с пулеметами «Максим» – и послевоенное здание с ампирными колоннами зажило новой жизнью.
Сцена эвакуации белых из Владивостока. Красные наступают, ветродуй гонит специально собранную листву и подписные бланки Союзпечати. Выгоревшие листочки изображают разлетающиеся по ветру документы. Офицеры-колчаковцы спасают из резиденции ценную библиотеку. На самом деле это вузовские учебники типа «Динамической метеорологии» и полное собрание сочинений Владимира Ленина, купленные у местных сборщиков макулатуры.
Улицы Шанхая почти без декораций снимали на территории Воронцовского дворца, «китайскую» массовку организовали из студентов-иностранцев симферопольских вузов. Когда китайцев не хватило, пришлось добирать корейцами. Русских эмигрантов Шанхая вдохновенно играют коренные ялтинцы.


---

«У меня многие актёры “долгоиграющие”»
(Фрагмент интервью с Сергеем Урсуляком.)

– Как удалось справиться с двумя сковывающими обстоятельствами – шлейфом успеха «Ликвидации» и неизбежными сравнениями с фильмом Лиозновой?
– Никто не сказал, что я справился с этими двумя проблемами. Вернее, с «Ликвидацией-2» я справился довольно легко: её просто нет. А что касается сравнений с «Семнадцатью мгновениями» – как ни пытаюсь, избежать их не удастся. Неизвестно ещё, во что обойдутся мне эти сравнения. Надо дождаться окончания показа, послушать, что говорят.
– Чем Штирлиц тихоновский отличается от вашего, кроме того, что выглядит иначе?
– Тем, что Штирлиц тихоновский – часть нашего сознания. А Штирлиц молодой – пока ничто. Пустое слово, которое через какое-то время, я надеюсь, наполнится неким содержанием. Не обязательно положительным. Но сравнивать их невозможно: время другое, артисты разные, возраст… Да и «Семнадцать мгновений весны» – роман более серьёзный, чем «Бриллианты для диктатуры пролетариата», который был первым в ряду книг о Штирлице.
– Часть актёров в «Исаева» пришли из вашей же «Ликвидации».
– У меня многие актёры «долгоиграющие», с некоторыми аж с 1992-го года работаем. Маковецкий, например, с 1994-го почти в каждой моей картине. Есть масса режиссёров, в чьих фильмах играют одни и те же актеры: Рязанов, Михалков. Это не всегда плохо. Плохо, когда играют плохо. Вот с этим не спорю.
– Круг актёров на главную роль был широкий?
– На эту роль никто не претендовал. Я сразу наметил Даню – Даню и взял. У меня практически ни на какую роль не было очереди. Не потому, что не занимали. Просто если я знаю, что это лучше всех сыграет та же Ксюша Раппопорт, чего ещё искать?
– Поначалу вы планировали пригласить Вячеслава Тихонова, который играл у вас в «Сочинении ко Дню Победы», на роль отца Штирлица. Получилось?
– Даже не пытался. Это были мысли вслух. Но, подумав, я решил, что так пытаться влезть в семью Татьяны Лиозновой, «Семнадцать мгновений» – это уже перебор. Зная Вячеслава Васильевича и его сложное отношение к Штирлицу, могу сказать, что он, может, и согласился бы, но это решение далось бы ему непросто. (Роль отца в сериале играет Юрий Соломин. – Ред.).


Как и любой фильм, «Исаев» не смог избежать киноляпов. И внимательному зрителю они сразу видны

Во-первых, в глаза бросается надпись «Можайский район Московской области». Если учесть, что сериал о событиях 1921 года, а район образован в конце 1920-х, то становится немножко жутковато: а как же история, господа? Школьная программа, между прочим.
В том же самом 1921 году начинающий шпион Исаев со своим будущим напарником едут по Москве в трамвае. В трамвае – полный комфорт: хочешь – садись, хочешь – за ручку держись. А как же разруха, спрашивается? Это же время знаменитого «трамвайного кризиса», когда немногочисленные вагоны перевозили дрова и уголь, а пассажиров туда допускали только летом. Правда, в школьных учебниках о том не написано, но можно же было обратиться к хронике и свидетельствам современников.
Есть у картины и другие «блохи». Например, в субтитрах значится «Ревель (Таллинн)». То есть с двумя «н». В 1921 году писали «нн»? Далее: некий арестованный простолюдин произносит: «У меня температура». Но ведь известно, что в то время даже самые передовые врачи говорили «жар». Так что задуматься есть над чем.



Супруга Вячеслава Васильевича Тихонова отказалась смотреть новую ленту, считая, что она – пародия на старый фильм «Семнадцать мгновений весны», получивший мировое признание. «Я даже видеть новую ленту не желаю! – объяснила свою позицию Тамара Ивановна. – И не хочу, чтобы Вячеслав Васильевич по этому поводу переживал! Конечно, ему неприятно, что на славе и успехе героя фильма Татьяны Лиозновой сейчас кто-то пытается сделать себе новый успех. Это настоящая эксплуатация чужой славы. Хоть режиссер нового фильма и заявляет, что никаких ассоциаций с прежним фильмом быть не должно, но сами-то они эксплуатируют уже созданный до них образ Штирлица в исполнении актера Тихонова. В рекламе используется музыка из фильма «Семнадцать мгновений весны»... Это эксплуатация, и ничего больше!»

 


Даниил СТРАХОВ: «Мой Исаев ещё мальчишка».


 

Сергей УРСУЛЯК: «На роль Штирлица никто не претендовал».


 

Теперь легендарный Штирлиц (Вячеслав Тихонов) имеет возможность посмотреть на «себя» в молодости.

 
 

Александр ДАММ,
депутат Законодательного Собрания Красноярского края:

 

– Сериал «Исаев», который так навязчиво рекламируется по телеканалу «Россия», я не смотрю, потому что, во-первых, не много свободного времени, а во-вторых, сериалы, которые появляются в последние годы, не носят познавательный характер. Я смотрю новости и некоторые передачи научно-познавательного содержания, чтобы действительно открыть для себя что-то новое и интересное, расширить кругозор. А новые многосерийные фильмы – либо увеселительные, либо эмоциональные. Думаю, домохозяйкам это интересно. «Семнадцать мгновений весны» – легенда. Я не один раз смотрел этот фильм. Талантливый режиссер, артисты – сериал получился захватывающий, его смотрели все. Тогда была потребность в таких картинах и героях. А сейчас изменилось отношение зрителей к подобным историям – может, потому, что они сомневаются в их правдоподобности.

Надежда МЕДВЕДЕВА,
экономист ЦКТиР Strongo:

 
 

– Ужас, просто ужас какой-то. Особенно печально, что это сделал не кто-нибудь, а сам Сергей Урсуляк. Кастинг просто никакой. Ну, может быть, к Маковецкому вопросов нет. Но зачем режиссер таскает из фильма в фильм этого Пореченкова? Это же вообще не актер, от одного его появления в кадре нехорошо становится. Сюжет надуманный и натянутый, после «Ликвидации» «Исаев» смотрится как сплошное недоразумение. Куча ненужных линий на фоне слабого раскрытия главной темы – это, знаете ли, не просто непрофессионально, а откровенно уныло. Тем более что есть не самые плохие литературные источники. Кстати, они тоже искажены так, что в голову приходит один главный вопрос: «Зачем?» И не забудьте о том, что всё это экранизировано уже давным-давно с такими актерами, как Николай Волков и Александр Кайдановский. Лучше десять раз пересмотреть те старые Фильмы, чем один раз – это тоскливое мыло. Да-да, именно мыло, несмотря на весь псевдоисторический и псевдопатриотический пафос. Потому что грозди «Адмиралов» и «Исаевых» произрастают на том же поле, что и «Ранетки» со всякими «Прекрасными нянями».

Ольга МАРКИНА,
дизайнер:

 

– Лично меня очень радует, что искусство телевизионного фильма в России набирает обороты. Еще недавно на наших каналах было не продохнуть от обилия безвкусной и нелепой сериальной жвачки. И вот в последнее время начали один за другим появляться хорошие, ну, в крайнем случае, просто добротные телесериалы. Особенно радует то, что в них затрагивается историческая тема. Крайне необходимо прививать молодежи любовь и вкус к изучению родной истории, и в наше время ничто не сможет послужить этому благому делу лучше телевидения. Радует также и то, что история освещается с абсолютно разных точек зрения, – на основании суммы полученных данных разумный человек может составить свое мнение. Конечно, в основе телепостановок лежит художественный вымысел, но, увлекшись этим вымыслом, многие начинают, что называется, копать глубже, изучать историю уже по документальным источникам. Сериал «Исаев» мне в общем и целом понравился. Это, конечно, не «Семнадцать мгновений весны» и даже не недавняя «Ликвидация», но всё равно – очень здорово еще раз встретиться с любимыми с детства героями книг Юлиана Семёнова.

Антон ЖУРИЛОВ,
управляющий РК «Разгулоff»:

 

 – К сожалению, ни одной серии нового сериала «Исаев» я ещё не посмотрел. Поэтому конкретно о качестве этой ленты ничего сказать не могу. Слышал, что это своеобразное продолжение «Семнадцати мгновений весны». Вообще, попытки режиссёров сегодня переснять старые добрые фильмы советского кинематографа мне кажутся не всегда удачными. Конечно, всё зависит от фильма. Например, снять «Иронию судьбы 2» было неплохой идеей, и в принципе это удалось – то время ещё не очень далеко от сегодняшних реалий. «Семнадцать мгновений весны» – легендарный фильм, любимый многими в нашей стране. Снимать сегодня на новый лад этот шедевр, на мой взгляд, не стоило, потому что сложно воспроизвести ту эпоху. Исторические, патриотические картины лучше колоризировать, что, собственно, недавно и было сделано с «Семнадцатью мгновениями».

Сергей БОГАТЫРЁВ,
арт-директор клуба-ресторана «Эстрада»:

 

– Видел рекламу этого сериала, но не смотрел пока. Если честно, даже боюсь представить, что это будет. Штирлиц – это любимый киногерой, образ, который остался с детства. Каким он будет в новом видении режиссеров, даже не могу предположить. И смотреть этот сериал я, скорее всего, не буду. Снимать продолжения таких лент, как «Семнадцать мгновений весны», – не лучшая идея. В принципе к продолжениям, вторым, третьим частям я нормально отношусь, есть хорошие примеры. Классика просто – «Терминатор-1», «Терминатор-2», удачно снято во всех отношениях. Ругать наших отечественных режиссёров, обвиняя их в том, что только они не умеют снимать продолжения, тоже нельзя. Тому подтверждение – лента «Брат 2». Но чтобы снять достойное продолжение «Семнадцати мгновений весны» – одного желания мало.

Материал подготовили Клара ЗАХАРОВА и Андрей ФЁДОРОВ. >Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен