[22]апреля[2009]
 
15(000193)

>Читайте в [следующем номере]
«Да будет съезд!»

*Александр УСС

Аркадий КОГАН: «Хочу стереть этот негативный имидж БСМП»

Туристическая ярмарка «Енисей-2009»: потенциал Сибири неисчерпаем!
(Фоторепортаж)

«Миллионер из трущоб»: экзотическая сказка или набор клише?


- Мировой кризис демонстрирует признаки ослабления. Но не в России

- Следом за нефтью

- Бернард МЭДОФФ: «Я знал, что когда-нибудь меня арестуют»

- Кирилл БУРЫЙ: «Мы стремимся гарантировать норильчанам авиаперелёты по приемлемым ценам и стабильному графику»

- Александр БЫКОВ: «Мы хотим работать и дальше!»

- Мария ЛОБАНОВА, 19 лет, модель агентства «МАКС моделс»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Сезон 2011-го, мы надеемся, «Зенит» откроет на новой великолепной арене. Там будет и раздвижная крыша, и выдвижное поле».

Валентина МАТВИЕНКО,
губернатор Санкт-Петербурга.


 
Александр БЫКОВ: «Мы хотим работать и дальше!»

Рынок рекламы подобен лакмусовой бумажке. По его состоянию можно определять самочувствие экономики и её отдельных отраслей. Стало предприятие меньше рекламы размещать, отказалось от «наружки» – сразу ясно, ситуация нездоровая, фирма «хандрит». На самом деле причины подобных процессов не только экономические. В силу ряда обстоятельств в Красноярске может случиться коллапс рекламной индустрии, который может затронуть прежде всего добросовестных и законопослушных. Обо всём этом подробно рассказывает Исполнительный директор Ассоциации юридических лиц «Общественный совет по рекламе» Александр Быков.

– Александр Владимирович, неужели всё так серьезно? Смею предположить, что кризис опять во всём виноват.
– Тут не всё так просто, как может показаться на первый взгляд. Безусловно, часть проблем спровоцирована экономическим кризисом. По нашим оценкам уровень продаж на рынке наружной рекламы и других видов рекламной продукции в Красноярске сократился почти на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года!
Положение законопослушных рекламораспространителей в значительной мере ухудшается засильем так называемых нелегалов – тех, кто не имеет и никогда не имел разрешений, необходимых для размещения в Красноярске рекламных конструкций. Сегодня их численность превышает 40 процентов общего числа рекламных конструкций! Их собственники не соблюдают никаких предписаний, естественно, не платят налогов и «белых» зарплат, не занимаются благоустройством территорий и, самое главное, могут себе позволить, не платя налогов, использовать демпинговые цены. Ничем хорошим для рекламного рынка это не может закончиться. Город продолжает недополучать немалую часть бюджетных доходов. По самым скромным подсчетам, это десятки миллионов
рублей. В то же время добросовестные рекламные агентства теряют клиентов, доходы, а с ними и сотрудников.
– Насколько остро стоит проблема?
– Посудите сами. Только в рекламных агентствах, входящих в Общественный совет по рекламе, трудоустроено более 500 красноярцев. В основном это молодые люди. Вместе с их семьями проблема сохранения рекламного рынка напрямую затрагивает интересы нескольких тысяч горожан.
– Но есть же закон и структуры, призванные решать проблемы такого рода?
– Мы и сами готовы помочь городу выкорчевать незаконные рекламные конструкции, дать технику, средства, но беда не только в этом. Нельзя исключить, что пройдет совсем немного времени, и все законно установленные конструкции могут на абсолютно «законном основании» стать незаконными и быть демонтированы по упрощенной процедуре. В этом и состоит основная опасность, которая сегодня как никогда стала реальной.
– В чём суть проблемы?
– В июле 2007 года в Федеральный закон «О рекламе» были внесены поправки, на основании которых начиная с 1 июля 2008 года была введена тендерная, состязательная процедура получения права на установку рекламных конструкций. Выдача разрешительных документов уже в течение почти года должна осуществляться по результатам торгов, а сами торги – проводиться в форме аукциона или конкурса. Еще год назад – 29 апреля 2008 года депутаты Красноярского городского Совета депутатов установили, что торги на право установки рекламных конструкций должны проводиться в форме аукциона, а администрации города было поручено разработать соответствующий порядок проведения торгов. Прошел целый год, а порядка до сих пор нет! За это время истекли сроки разрешений на установку многих рекламных конструкций у тех рекламораспространителей, которые работали и хотели бы дальше работать легально. Участники рекламного сообщества, входящие в Общественный совет по рекламе, работают исключительно в правовом поле. Это я говорю совершенно ответственно! Однако что получается в действительности? Приходят рекламораспространители в администрацию города и просят продлить действующие разрешения. Им говорят: извините, но сделать это совершенно невозможно, поскольку нет процедуры проведения торгов. На сегодняшний день рекламных конструкций, по которым истёк или истекают сроки разрешений, уже более 400 штук (!), и с каждым днем их становится всё больше…
При этом многие предприниматели по собственной доб-
рой воле, не желая уходить с рынка, отчисляют в бюджет Красноярска арендную плату и единый налог на вмененный доход, сохраняют рабочие места и платят своим работникам заработную плату!
– Как-то не укладывается это в голове. Сегодня так много говорится о помощи малому бизнесу, первые лица государства призывают к жесткой борьбе с коррупцией. Неужели ничего нельзя сделать?
– Мы вовсе не сидим сложа руки. Ищем компромиссы, пытаемся выстроить конструктивный диалог с городской властью. От Общественного совета по рекламе отправлены письма в городской департамент экономики, депутатам Законодательного Собрания края и депутатам городского Совета. Мы как институт гражданского общества полностью поддерживаем меры и президента страны Дмитрия Медведева, и председателя Правительства Владимира Путина, которые были предложены в 2008–2009 годах для противодействия коррупции. Речь идёт об Указе Президента «О мерах по противодействию коррупции» и о Федеральном законе «О противодействии коррупции», принятом Государственной Думой 25 декабря 2008 года. Месяц назад председатель Правительства России Владимир Путин подписал два постановления о порядке проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов на проявления коррупции.
В крае группой депутатов Законодательного Собрания края во главе с Алексеем Клешко внесён проект Закона края о противодействии коррупции в органах власти. Повторяю, что бизнес полностью поддерживает законодательные меры органов государственной власти! Это, так сказать, теория, а что на практике?
На одной из недавних встреч в Управлении наружной рекламы города Красноярска нам сообщили, что готовится два проекта. Первый – проект решения городского Совета, которым предлагается аукционную форму торгов заменить на конкурсную. Другой – проект постановления администрации города об упрощенном порядке демонтажа незаконных рекламных конструкций. Сейчас эти проекты обсуждаются в администрации города Красноярска и городском Совете депутатов.
Возможно, что конкурс лучше, чем ничего, но аукцион, безусловно, предпочтителен и для интересов городского бюджета, и для дальнейшего развития рынка наружной рекламы. Во-первых, аукцион более прозрачен. Во-вторых, при его проведении имеются чёткие критерии определения победителя, в том числе главный из них – цена.
Конкурсная форма торгов, по мнению Общественного совета по рекламе, позволяет устанавливать индивидуальные правила игры, которые наиболее удобны заинтересованным хозяйствующим структурам, особенно в случаях так называемого «конфликта интересов», но об этом я скажу ниже. Также нас беспокоит, что обсуждается не процедура проведения торгов, которая остро необходима для сохранения стабильности на рынке наружной рекламы. Вместо этого предлагается отказаться от аукциона и заменить его конкурсом. Когда будет принята сама процедура торгов, вообще непонятно.
Повторяю, что законодательные меры, предлагаемые на федеральном и краевом уровне, говорят о том, что процедуры, в которых действует малый бизнес, должны быть понятными, прозрачными и быть равными для всех участников рынка.
Практика применения Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части организации конкурсов показала низкую их результативность. Конкурсы несут в себе высокую степень коррупциогенности. Всё это вызывает большое число судебных споров. К тому же на конкурсе невозможно выявить рыночную стоимость товара (услуги). Тогда как аукцион с высокой степенью точности позволяет выявить действительную рыночную стоимость товара или услуги, в максимальной степени способствовать пополнению бюджетной системы и, что самое важное, минимизировать коррупционные риски, свойственные конкурсной форме торгов. Приведу один пример. Ни для кого не секрет, что предоставление земельных участков для жилищного строительства крайне коррумпировано. Недаром для борьбы с этим злом в 2006 году по инициативе тогда президента России Владимира Путина в Земельный кодекс было введено положение об исключительно аукционной форме проведения торгов по продаже земельных участков для целей жилищного строительства. Торги проводятся по единым для всей страны правилам, установленным Правительством России.
Необходимо отметить, что конкурс подразумевает для их участников немалые дополнительные расходы на подготовку к торгам. Это может привести к монополизации рынка в сфере услуг наружной рекламы услуг, ликвидации многих малых предприятий. Результат предсказуем – усиление безработицы и рост в городе социальной напряженности. Кроме всего прочего, любая монополизация имеет своим следствием рост цен на товары и услуги.
– Опять-таки, а как же с людьми быть? Пока паны ссорятся, у холопов чубы трещат.
– Естественно, я могу говорить только о позиции рекламных агентств, входящих в Общественный совет по рекламе. Никто и не собирается ссориться. Мы ищем, находим и предлагаем местной власти взаимоприемлемые предложения. А если вы имели в виду социальные и экономические проблемы конкретных работников, то да, пока мы ищем правовые выходы, страдает законопослушный бизнес, страдают конкретные люди, работающие на этом рынке.
Ни для кого не секрет, что сегодня в стране в условиях экономического кризиса происходит сокращение рабочих мест. Общая численность безработного населения в России в I квартале 2009 года составила 7,1 миллиона человек, или 9,5% экономически активного населения. Об этом несколько дней назад сообщила Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство (а рекламный бизнес – это типичный представитель малого предпринимательства) выполняют для государства и общества крайне важную социальную функцию – функцию обеспечения работой тысяч и тысяч людей. К слову сказать, в сфере малого бизнеса в крае рабочих мест создано больше, чем на всех предприятиях всех финансово-промышленных групп региона, вместе взятых. Это огромная армия. Сохранить людям возможность работать и получать достойную зарплату – особенно в условиях экономического кризиса – это очень сложная проблема.
Приведу совсем свежие слова официального лица – министра связи России Игоря Щеголева, сказанные им на встрече с премьер-министром России Владимиром Путиным 20 апреля 2009 года: «Ухудшение экономической ситуации начинает впрямую отражаться на существенном снижении объема рекламного рынка». Также министр подчеркнул, что «объем рекламного рынка будет сокращаться. В такой ситуации требуется поддержка государства».
Для решения проблемы сохранения рабочих мест правительства России и нашего края выделяют в своих антикризисных программах многомиллиардные средства на мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости населения.
Казалось бы, в этих условиях органам власти нужно всячески поддерживать бизнесменов, чтобы те не увольняли людей. К счастью, органы государственной власти это понимают. Надеемся, что мы будем услышаны и должностными лицами города Красноярска, которые пойдут навстречу в вопросе дальнейших путей развития рынка наружной рекламы.
– Как принято в подобных случаях говорить, «ваши предложения». В частности, по борьбе с незаконными конструкциями.
– Красноярский рынок рекламы всегда славился тем, что большинство его участников, как уже говорилось выше, работает исключительно в рамках правового поля. Поэтому давайте разберемся с терминами. Что такое незаконные конструкции? В нашем понимании – это те конструкции, которые были установлены самовольно без получения в установленном порядке всех необходимых разрешений. Это те конструкции, с которых не платятся обязательные налоги и взносы. Это во-первых. А во-вторых, их ни в коем случае нельзя смешивать с теми конструкциями, на размещение которых прошел срок ранее полученных разрешений. Повторяю, что на первые никто и никогда никаких разрешений не получал. За их размещение никто и никогда не платил и не платит налоги. Понятно, что и те и другие конструкции по юридическому основанию являются «незаконными», но согласитесь, что по разным признакам. Соответственно и меры к ним должны применяться совершенно разные.
Сегодня в городе идут парадоксальные процессы. Хозяйствующим субъектам, которые много лет и добросовестно работали в городе, приходится на основании решений судов демонтировать свои рекламные конструкции, вместо того чтобы работать дальше, пополняя городской бюджет. При этом в суды обращаются не конкуренты, а уполномоченный орган городского самоуправления, который призван способствовать их деятельности. При этом самовольщиков почему-то не трогают… Согласитесь, что это неправильно и совершенно несправедливо. Ну, действительно, не вина же рекламораспространителей в том, что в городе нет процедуры выдачи разрешений. Что же теперь, идти на перераспределение рекламного рынка в пользу избранных, вынуждая законопослушных уходить в подполье? Это, конечно, не выход. Надеемся, что в городе это понимают в полной мере.
Вынужден повторить, что конкурсы по своей природе носят предвзятый характер. Их результат во многом зависит от содержания конкурсных документов и критериев определения победителей, ими установленных. Нельзя исключить, что в Красноярске проведение конкурсов будет способствовать созданию условий для перманентного «конфликта интересов». Ни для кого не должно быть секрета, что руководитель управления наружной рекламы города в недавнем прошлом был региональным представителем известного международного рекламного агентства. Хотелось бы верить в чистоту помыслов красноярских чиновников, но российский опыт часто говорит об обратном. Поэтому Общественный совет по рекламе предлагает не отказываться от аукционной формы торгов и как можно скорее начать их проведение. Для этого необходима разработка и установление решением городского Совета депутатов порядка и условий такой процедуры. Более того, специалистами ОСР уже подготовлен вариант проекта для проведения такой процедуры, который мы готовы передать в администрацию города и в Красноярский городской Совет депутатов.
От того, где будет поставлена запятая в вопросе о форме торгов, как и в известной фразе «Казнить нельзя помиловать», во многом будет зависеть дальнейшая судьба рекламного рынка Красноярска, судьба добропорядочных рекламораспространителей, судьба тысяч красноярцев, прямо или косвенно с этим рынком связанных.

Александр ЛЕШОК. >Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен