О том, как у заполярного промышленного гиганта возникла идея организации собственных авиарейсов, о целях и перспективах этого проекта рассказывает директор московского филиала ОАО «Авиакомпания Таймыр», советник генерального директора ГМК «Норильский никель» Кирилл Бурый. – Кирилл Евгеньевич, что предполагает проект организации собственных авиарейсов ГМК до Норильска? – Начну с того, что идея организации собственных авиарейсов в «Норильском никеле» зрела давно, поскольку многие понимали – такой крупной компании, как наша, обязательно нужен свой авиаперевозчик, который будет обеспечивать сотрудникам и жителям города возможность беспрепятственно покидать Норильск и возвращаться в него. Окончательную точку в этом вопросе поставил новый генеральный директор «Норильского никеля» Владимир Стржалковский. Теперь подробней о проекте. Мы планируем наладить собственное авиасообщение между Норильском, Красноярском и Москвой, объединив соответствующие рейсы под торговой маркой NordStar, на базе подконтрольного нам ОАО «Авиакомпания Таймыр». Специально для этого в Москве зарегистрирован филиал «Авиакомпании Таймыр», который и станет центральным офисом NordStar. – Почему решили развивать проект на базе «Таймыра»? – Авиакомпания «Таймыр» обладает всеми необходимыми лицензиями для осуществления пассажирских перевозок, поэтому с юридической точки зрения нам гораздо удобнее создать её филиал в Москве, чем регистрировать новое юридическое лицо в условиях ограниченного в силу объективных причин количества времени. – С чем связано решение ГМК об организации собственных авиарейсов до Норильска? – Оно обусловлено стремлением компании гарантировать норильчанам возможность авиаперелетов по приемлемым ценам и стабильному графику. В последнее время на норильском направлении существуют две главные проблемы, связанные с проблемами в российской авиа-отрасли в целом. Это недостаточное количество рейсов и дорогие авиабилеты. Наши авиарейсы должны в значительной степени эти проблемы решить, по крайней мере предоставив норильчанам возможность выбора. – Зачем это нужно «Норильскому никелю»? – Наша компания заинтересована в социальной стабильности в основном регионе своего присутствия. Сотрудники ГМК и жители города должны иметь возможность беспрепятственно покидать город и возвращаться в него. Потому что мы должны понимать: если на фоне сложных климатических условий у жителей Норильского промышленного района не будет уверенности в том, что они обладают хотя бы относительной свободой передвижения, это создаст огромную социальную и психологическую напряженность в регионе. – И всё же – компания рассматривает этот проект исключительно как социальный или бизнес-составляющая в нём тоже присутствует? – У нас нет задачи сделать из этой идеи бизнес-проект в полном смысле слова. То есть максимизация прибыли не является целью. Так же как и монополизация рынка. В то же время мы стремимся соблюсти экономический баланс – насколько возможно удешевить стоимость авиабилетов для норильчан, но при этом не уводить авиакомпанию в убыток. Таким образом, мы должны работать на самоокупаемость, в идеале – выйти хотя бы на минимальную положительную дельту. – По каким маршрутам и как часто будут летать самолеты Nord-Star? – Москва – Норильск, Норильск – Красноярск, Москва – Красноярск. Что касается частоты полётов, то они будут совершаться согласно регламенту норильского аэропорта, то есть 5 дней в неделю летом и 6 дней – оставшиеся месяцы. Будут немного отличаться зимнее и летнее расписания на направлении Норильск – Красноярск. Зимой рейсов будет 3-4 в неделю, поскольку делать больше смысла пока не имеет. – Какие задействуете самолеты? Сколько их будет и где они будут базироваться? – Всего мы берем в лизинг три самолета. «Боинг 737-800 NG». Базовый аэропорт в Москве – Домодедово. – Почему именно «Боинги»? – Во-первых, мы изначально решили, что суда будем покупать импортные – по причине их отличных качественных характеристик. Таким образом, выбор встал между «Боингами» и Airbus. Во-вторых, эксплуатационные расходы «Боингов» ниже, поэтому выбор пал на них. В-третьих, модификация NG широко используется европейскими и российскими компаниями и хорошо себя зарекомендовала как одна из самых надежных и низкозатратных. – Каковы предполагаемые цены на авиабилеты NordStar? – Цены будут зависеть от условий получения билетов, которые, в свою очередь, будут различаться для сотрудников ГМК и покупателей на свободном рынке. В настоящее время на рейс Москва – Норильск билеты для сотрудников мы планируем продавать по следующим ценам: низкий сезон – 21 тысяча рублей за билет туда/обратно, 11,5 тысячи рублей за билет в один конец; высокий сезон – 25 тысяч рублей за билет туда/обратно, 13,5 тысячи рублей за билет в один конец. Это включая все налоги и сборы. То есть цифры окончательные. Билеты для реализации на свободном рынке планируется продавать по тому же принципу, как это делают другие авиакомпании. То есть у нас будет своя сетка тарифов по всем направлениям. Но особенно хочу отметить, что мы планируем предоставлять скидки по этой категории в размере 8–10% относительно тарифов других авиаперевозчиков. – Кто будет формировать заявки на авиабилеты для сотрудников? – Этим будут заниматься службы персонала Заполярного филиала и соответствующих ДЗО, расположенных в Норильском промышленном районе. – Где и как можно будет приобрести авиабилеты? – Мы сделали Территориальное агентство воздушных сообщений нашим уполномоченным агентством. Именно туда можно будет обращаться по всем вопросам, связанным, например, с возвратом, обменом, изменением дат авиабилетов. Также мы будем использовать систему Транспортно-клиринговой палаты (ТКП): информация обо всех рейсах будет занесена туда таким образом, что к ней будут иметь доступ все агенты. Через эту же систему можно воспользоваться услугой электронного бронирования. В любом случае авиабилеты можно будет приобрести во всех авиакассах. В перспективе у NordStar появится собственный сайт, и необходимую информацию удастся получить через него. – Кирилл Евгеньевич, как сформирован штат новой авиакомпании? – Нанятые нами люди – это профессиональные высококвалифицированные кадры. Можно сказать, что фактически в формировании штата нам также «помог» развал AiRUnion. Предполагается, что всего у нас будет 18 экипажей на три самолета (по 2 пилота и 6 бортпроводников на каждый самолет) и управленческий персонал. Все – профессиональные в своих областях люди. Так, мой заместитель Константин Владиславович Дударев работал лётным директором компании «Крас-Эйр», последнее время до прихода к нам являлся генеральным директором «Домодедовских авиалиний». Техническим директором будет Андрей Викторович Семенов, работавший в «Аэрофлоте», «Сибири» и создавший московский филиал «Аэроплекса». – Планируется ли развивать NordStar? – Смотря что в данном случае понимать под развитием. Если речь идет о маркетинге, то да: со временем у нас будут и программы часто летающих пассажиров, и различные бонусы. Тем не менее нашим приоритетом является обеспечение авиаперевозок в первую очередь для сотрудников ГМК и членов их семей. Именно поэтому развиваться через расширение, беря в лизинг или покупая новые самолеты, мы не планируем. Это уже отдельный бизнес-проект, с совершенно другой экономикой. И реализовывать его нужно отдельно. – А увеличивать количество направлений не планируется? – Это достаточно сложно сделать, учитывая жесткое расписание полётов наших судов. В условиях, когда у нас один самолет резервный, два других должны быть постоянно в воздухе, иначе пропадает экономическая эффективность проекта. Сейчас получается так, что, прилетая в Москву из Норильска, наши самолеты еще несколько часов ожидают вечерних рейсов и теоретически могут выполнить еще два дневных рейса, но не длинных. Географически – в пределах, ограничивающихся Кипром, Грецией, Хорватией. Так что, в принципе, есть возможность выполнять некие промежуточные рейсы. Сейчас как раз обсуждается возможность наладить сообщение с Сочи, где у нас расположен санаторий «Заполярье». Но этот проект пока просчитывается, так как он жёстко привязан к структуре заездов в санаторий. – Последний вопрос: когда начнутся полёты? – По плану – 1 июня 2009 года. |