[08]апреля[2009]
 
13(000191)

>Читайте в [следующем номере]
«О Немцове я даже говорить не хочу. Он живёт по принципу: чем хуже для России, тем лучше для него»

*Андрей ЛУГОВОЙ

Мстислав ЗАПАШНЫЙ:
«Моя семья всегда со мной. Я в клетке – они за клеткой»

Биарриц: город, где вас ждёт «Роковая красотка»
(Фоторепортаж)

Джеки ЧАН: «Самый крутой из нас – Арнольд Шварценеггер»


- Путин неожиданно столкнулся с резкой критикой правительства

- Весенний рост и признаки стабилизации

- «Кубок Сибири 2009»: искусство управления в кризисных условиях

- Алексей ИВАНОВ: «Есть перспективные бизнесмены, которые ждут поддержки, и мы эту поддержку им окажем»

- Флавио БРИАТОРЕ: «На своей свадьбе я испытывал такое чувство, как будто только что стартовали гонки Гран-при»

- Виталина ИВАНОВА, 23 года, модель агентства «МАКС моделс»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Фермеры должны прямо с машин торговать в городах».

Виктор ЗУБКОВ,
первый вице-премьер.


Производство деревянный дом под ключ. .

Мстислав ЗАПАШНЫЙ: «Моя семья всегда со мной. Я в клетке – они за клеткой»

«Конкурент» беседует со всемирно известным цирковым артистом.

«Триумф XXI века» – действительно яркое, фееричное представление. Даже те, кто не являются большими поклонниками цирка, посмотрев, не смогут с этим не согласиться. Захватывающие номера, красивые костюмы артистов, сложные декорации. Одним словом, именем, маркой Запашных здесь дорожат. Как и традицией первым проводить благотворительное представление. Главный аттракцион программы – «Тигры на зеркальных шарах на земле и воздухе» (так гласит рекламный проспект). Действительно, в конце номера народный артист России Мстислав Запашный на шаре поднимается вместе с тигром под купол цирка, без страховки. Восторженные аплодисменты публики, выход артистов на поклон, финальная песня, снова аплодисменты... Через десять минут цирк опустел, но на арену вернулся Мстислав. Ни намёка на усталость, на лице улыбка, весёлый, радушный, как будто не было этого сложного номера. Неожиданно Мстислав произносит: «Сразу хочу предупредить...»

– …У нас всего несколько минут для общения?
– (Улыбается.) Нет-нет, общаться будем столько, сколько нужно, – любые вопросы, хоть час. Но стоя – я в концертном костюме. Вы, если хотите, конечно, присаживайтесь. У нас, цирковых, такая традиция: в одежде, в которой выступаем, садиться нельзя.
– Ну, что ж, я буду солидарна. Мстислав, а первым проводить благотворительный спектакль – это тоже традиция?
– Да, это традиция. В каждом городе, куда мы приезжаем, обязательно – первое представление бесплатно. Для воспитанников детских домов, детей из многодетных семей, пожилых людей – словом, для всех, кто не может купить билет. В остальные дни выступлений, если бывают места, не полный зал, мы стараемся пригласить тех, кто не смог попасть именно на благотворительный концерт.
– Почти весь спектакль, до собственного номера вы работали вместе с администраторами, помощниками, следили за номерами, подавали знаки оркестру. Если честно, сначала думала – обозналась, вроде как сам Запашный. Это всегда так или в каких-то особых случаях, в день премьеры например?
– Всегда. Так работал мой отец, и так работаю я. Помимо того что я директор коллектива, артист, я ещё и художественный руководитель. Этот спектакль я сам ставил, выставлял свет, музыку.
– В вашем родном Сочинском цирке, без сомнений, тоже полный порядок – при таком подходе к делу. Но не так давно центральные СМИ сообщали, что у Сочинского цирка финансовые проблемы... Какая сейчас ситуация?
– Сейчас нормально. Но действительно были проблемы, потому что очень большие налоги. Всем известно, сейчас Сочи – олимпийский город. И, скорее всего, кто-то имеет виды на эту землю, потому что цирк находится в центре города. И выжить нас можно, только обложив налогами. Думать, что именно выжить, причины есть. К концу 2007 года я свёл к нулю все долги, которые были у цирка, и даже вышел с прибылью. Не получая при этом никакой поддержки, ни от государства, ни от кого. Но в это время мне задним числом пришли новые налоги. Сначала шесть миллионов, потом сразу девять. Естественно, выкарабкаться так практически невозможно. И уже за счёт помощи Министерства культуры мне выделили деньги, я оплатил. Но вопрос этот остаётся открытым, потому что душить начали не только наш Сочинский цирк, но и другие.
– Сложно цирку сегодня существовать без финансовой поддержки государства?
– На самом деле, учитывая всю историю цирка (начиная с момента подписания указа 1919 года о признании цирка), без государственной поддержки цирк не может жить. Это неправда, что говорит, например, цирк Никулина или цирк на Вернадского: мы работаем, мы справляемся. Пусть они возьмут себе цирк в Туле или в каком-нибудь другом маленьком городе. В Твери, например, где населения пятьдесят тысяч человек. 15 миллионов население Москвы, 5-8 миллионов приезжих – что не работать? Но не берут. Они отняли у госкомпании два лучших цирка, переманили к себе артистов – они же не сами их «вырастили» – и сейчас говорят, что они такие молодцы. А чем лучше остальных? Цирк на Цветном бульваре девять лет (после того как его дядя Юра построил) не платил налоги, им дали возможность развиваться. Остальных сейчас обкладывают налогами. Давайте поменяемся местами, объявим им налоги. Мы с налогами справимся сами, не вопрос. (Улыбается.) По-другому быть не может – мы добрые люди, но наш бронепоезд стоит на Запашном пути. Так говорил мой дед.
– Легендарная династия Запашных... Вместе часто удается собираться?
– Мы общаемся в основном по телефону, потому что у многих в нашей семье свои аттракционы, спектакли. Вообще, у меня есть мечта собрать всю семью воедино и сделать большое представление семьи Запашных. Надеюсь, когда-нибудь это случится.
– Жизнь цирковых артистов – это не только выступления, аплодисменты. За кулисами что происходит?
– Ежедневная работа. Подъём всего коллектива в пять, шесть утра. Через полчаса уже начинается рабочий день – подготовка, репетиции. Иногда до шести, семи вечера, иногда до восьми – это если всё удачно проходит, если нет – приходится работать дольше. Вообще, как вы знаете, традиций цирковых очень много, и мы их соблюдаем, но в нашем цирке самая главная традиция – порядок и дисциплина, в первую очередь – работа.
– А как семья? Как при таком ритме хватает времени уделять внимание супруге, детям?
– Моя семья всегда со мной. (Смеётся.) Я в клетке – они за клеткой. Старшие уже самостоятельные, взрослые – работают, помогают. Детей у меня семеро. Кто-то ездит с нами, выступает, кто-то дома. Самая старшая дочь работает со мной, она главный балетмейстер этого спектакля, сама танцует и ставит все танцевальные номера наших выступлений. Средняя дочка учится в Казани в институте. Младшая – ей шесть лет – в этом году пойдёт в первый класс, занимается гимнастикой. Сыновья работают. Даже если кто-то из них не едет с нами на гастроли – такого, что я подолгу их не вижу, нет. Удается совместить и цирк и семью, по-другому быть не может... На самом деле я очень люблю детей. И так сложилось в жизни, что у меня их много. Я не жалею, я рад, потому что дети – это действительно счастье. Но я строгий отец, я и к себе строго отношусь. (Улыбается.) Поэтому всем достаётся – и жене, и детям. Морально, конечно.
– Чем занимается ваша супруга?
– Мной. Самый главный ребёнок в нашей семье – всё-таки я. Моя супруга не из цирковой среды. Она была моделью, телеведущей на ГТРК Рязани. Кстати, в Рязани мы и познакомились. Я работал там на гастролях, она приехала снимать сюжет, взять интервью. Вот так всё и получилось.
– Семейное гнездо, дом Запашных в каком городе?
– (Улыбается.) «Наш адрес – не дом и не улица, наш адрес – Советский Союз». Но есть дом в Сочи, в горах, в районе Хосты, с видом на море. Свежий воздух, красота.
– Но возможность насладиться этой красотой, наверно, вам выпадает нечасто?
– Получается, в месяц два-три раза я бываю дома. Учитывая то, что я ещё и директор Сочинского цирка, обычно я неделю работаю на гастролях, потом сажусь на самолёт – и вечером я уже в Сочи. Два-три дня работаю там, потом прилетаю обратно в город, где проходят гастроли.
– Не устаёте от такой кочевой жизни? Постоянно дорога, новые города…
– На месте я сидеть не могу. Даже когда у меня отпуск. Две недели проходит – и всё, я начинаю метаться, что-то придумывать, делать. Лежать и плевать в потолок – это не моё. Люблю быть в движении. Я родился в опилках, как говорят цирковые, в шапито в Новороссийске. Родители тогда там работали. И, наверно, это всё привито с молоком матери, всё детство я ездил с родителями. За свою жизнь я поменял приблизительно 44 школы. (Улыбается.) И ничего, нормально выучился, высшее образование заочно получил.
– Свой первый номер, выход на манеж помните?
– Судя по фотографиям и рассказам родителей, первый выход был года в три: меня вывозили на лошади, лошадь делала поклон, я – комплимент. Но мой самый младший сын Мстислав переплюнул всех из династии Запашных. Мой отец вышел на манеж в пять лет, работал в номере вместе с Вальтером Михайловичем. Мстислав же вышел в десять месяцев пятнадцать дней. В июне ему будет три года, за это время он не пропустил ни одного выступления, спектакля. (Смеётся.) Почти профессиональный артист. А первый мой номер был в цирке в Баку. Я учился в 9-м классе, после занятий бегал в цирк и пробовал, репетировал в групповом конном номере. И вот я в очередной раз прихожу в цирк, и мне на проходной говорят: «Зайди срочно к отцу он тебя ищет». Я захожу к отцу, он говорит: «Сегодня работаешь ковёрным, потом выступаешь в номере с лошадьми». Так получилось, что один клоун сломал ногу, и его напарнику подыгрывать некому, в конном номере артист тоже заболел. На часах 18.00, начало спектакля в 19.30. Я говорю отцу: «Хорошо, сейчас всё отрепетируем». До этого я отрабатывал номер «жокей-наездник», но это совсем другое. Экстрим настоящий – надо трюки делать, клоуну подыгрывать – но это проще, чем с лошадью. И вот я выехал на манеж на бешено скачущей лошади, галопом. Сам ничего не вижу, зрители мелькают перед глазами, даже не понял ничего. Только на второй-третий раз номер начал нарабатываться, я начал зрителя видеть.
– О сложности цирковых номеров, об их подготовке, репетициях всей стране рассказало телевизионное шоу «Цирк со звёздами». А как вы относитесь к подобным шоу?
– То, что стали уделять внимание цирку, что о цирке вспомнили, хотя бы так, – уже хорошо и здорово. Недавно было совещание, круглый стол, где присутствовали депутаты Государственной Думы, артисты, руководители российского цирка. Там поднимались вопросы о развитии циркового искусства в современных условиях и его правовые аспекты. Депутаты Госдумы обещали создать рабочую комиссию для разработки закона о цирковых предприятиях, об их поддержке. И знаете, это уже что-то, на нас обратили внимание. Дальше мы будем бороться.
– Понятно, что цирку нужна поддержка. Но ваш цирк, ваши шоу очень популярны, и отбоя от предложений наверняка нет...
– Да, действительно, предложений много, и не только в России. После выхода этого спектакля мне сразу предложили контракт на десять лет в Америку. Предлагали на любых условиях, всё что хочешь – увозим, забираем всю семью, любой дом в любом штате. Только работай под американским флагом. Я сказал – нет. За границу никуда не поеду, пока не объеду все российские цирки. Я своё обещание держу, с этим спектаклем я не был за границей нигде. Наши гастроли продолжаются с июля 2001 года: сначала центральная часть России, Поволжье, Урал, Сибирь, дальше Дальний Восток. На обратном пути – Красноярск, Новосибирск (там ещё не были). И после, скорее всего, пойдём на Европу. Едем мы на своих машинах, не поездом, по-настоящему.
– Да, ваше прибытие было триумфальным. «Полосатый рейс», целая колонна фур... Сами за руль садитесь во время долгих путешествий или не царское это дело?
– У меня профессиональные права, категория «Е», большой водительский стаж. В дороге – да, бывает, за руль сажусь. Насчёт «царское дело» – считаю, что каждый нормальный мужчина должен уметь делать всё. Я никогда никакой работы не боялся. Если я не умею пилить – значит, обязательно научусь. Я думаю, что это правильно. В цирке я начинал с рабочего по уходу за животными, с самых низов.
– А как животные дорогу переносят?
– Нормально, у нас в фургонах абсолютно всё предусмотрено. Когда необходимо, делаем остановки, отдых нужен и людям, и животным. Сложнее, когда гастроли на другом континенте. Например, гастроли в Австралии, 1995 год. Естественно, только самолётом туда можно попасть. А у нас тогда каких только животных не было: медведи, львы, слоны, бегемоты, лошади. Все перевозчики от нас отказывались, и вот одна авиакомпания согласилась, нам предоставили большой «Боинг». Но слонов пришлось перевозить в контейнере, и нужно было их усыпить. А усыплять животное вредно, потому что повреждаются клетки головного мозга, это редкая и очень вынужденная мера. Поэтому мы решили пойти другим путём. Смешали бутылок пять водки, налили вина в ведро, иначе водка могла обжечь пищевод, ну и чтобы слонам сладенько было. И когда оставалось пятнадцать минут до взлёта, мы с отцом дали слонам эту смесь, они выпили – и в течение десяти минут стали пьяные в хлам. (Смеётся.) Я никогда не думал, что слоны так напиваются, точь-в-точь как люди. Они морковку взять не могли, хоботом мотают, пытаются – и мимо. Просто в дрова набрались. Ещё через пять минут слоны уснули. После прилёта вообще картина – похмелье слонов. Слониха Раечка лежала и, как человек с похмелья, вздыхала, глаза подымет – опустит... Но мы не растерялись – два ящика пива решили все вопросы.
– Сами как расслабляться любите?
– Ничто человеческое не чуждо. Люблю настоящую русскую баню, с вениками, хорошим паром, а потом в сугроб. Красота. Очень люблю рыбалку, но не так, чтобы приехать и три дня только с удочкой сидеть. Люблю именно отдыхать на рыбалке. Есть очень приятная компания, есть лодки, спиннинги. Едем обычно на машинах, на карте просто выбираем место, приезжаем, ставим палатки. Живём на природе два-три дня. Чтобы по-настоящему отвлечься, отдохнуть, выключаем телефоны. Берём минимум вещей, всё только самое необходимое. Что поймали, то и съели, с собой только основные продукты. Но не голодаем, как правило, улов всегда нормальный. Уха потрясающая у нас получается.
– А что вообще любите покушать?
– Если меня спросить: вот что ты хочешь поесть? –  я совершенно точно отвечу: жареной картошки с салатом. Знаете, когда овощи – свежие огурчики, помидорчики, лучок, зелень порубленную – маслицем полить подсолнечным. Но не покупным, а домашним, свежего отжима. Мясо? Ну, это святое.
– Главные «артисты» вашего номера – тигры – сколько кило этого продукта в день съедают?
– Примерно шесть килограммов говядины, по одному – свинины, конины и курицы. Есть у них и так называемый разгрузочный день: по понедельникам – два литра молока и несколько яиц. Зимой в меню добавляем проращенный овес, летом траву. Стараемся рацион максимально приблизить к природному. Хотя наши тигры взяты из зоопарков (все из разных – из Питера, Москвы, Пензы), у нас есть все соответствующие документы на этот счёт. Нам не разрешают брать тигров из дикой природы. Возраст разный – от семи до четырнадцати лет... Характер тоже у всех разный, но ко всем надо одинаково относиться. Нельзя так: я тебя люблю больше, вот тебе два куска мяса, а тебя я не люблю, тебе один кусок. Так неправильно, это не метод дрессировки. Часто меня спрашивают, с какими животными проще работать. Я дрессировал разных животных, но сравнивать их ни в коем случае нельзя – ни как отдельно взятый вид, ни между собой. Потому что у каждого свой характер и к каждому необходим индивидуальный подход. Но всё зависит от желания и терпения дрессировщика, ведь нет такого животного, которое нельзя было бы дрессировать. При огромном желании можно и таракана выучить каким-нибудь цирковым трюкам. (Улыбается.)
– Номер «Тигры на зеркальных шарах на земле и воздухе» готовился несколько лет. А как вообще возникла такая идея?
– Идея возникла внезапно. Отец увидел этот номер во сне. Это казалось просто фантастикой, но мы не ищем легких путей. Тигров и раньше ставили на шар. Хищники легендарной советской укротительницы Ирины Бугримовой тоже вертели шары. Но двигались они только вперед-назад, перемещаясь по специальной шпале. А в нашем номере животные самостоятельно перемещаются на шарах во всех направлениях. Кстати, о шарах: стоимость одного – тридцать пять тысяч евро. И был большой риск – а вдруг не получится, не пойдёт? Сначала делали макет из папье-маше, обвязывали сеткой, клеем скрепляли, пробовали, катали. Пять с половиной лет специалисты омского конструкторского бюро имени Королёва разрабатывали внутреннее содержание, «начинку» шаров. Не всё так просто ведь – взял шар, посадил тигра и говоришь ему: поедешь туда и туда, понял? Всё, свободен – иди, готовься. Это очень кропотливый труд на самом деле. Это сейчас так спокойно я рассказываю – как готовился номер, как шары делали. На самом деле всё в тайне строжайшей держалось. Мы даже когда за границу на гастроли ездили, везли с собой реквизит и ночами там втихаря репетировали. С одной стороны, боялись сглазить, раньше времени раскрыть секреты – а потом вдруг ничего бы не получилось. Плюс такой нехороший момент, как плагиат, он тоже имеет место в цирковом искусстве. Мы ещё были в стадии задумки, а некоторые артисты (и наши, и зарубежные) уже начали выступать с подобными номерами. Правда, они очень отдалённо напоминали наш номер. Поэтому я своих секретов не раскрываю. Надо любить своё дело, свою профессию, трудиться. Вот весь секрет.
– Счастливым человеком себя считаете?
– Да, я очень счастливый человек. У меня есть семья, работа, не просто работа, а любимое дело. Ведь знаете, артисты редко лукавят, когда говорят, что от зала заряжаются энергией. Это правда, ведь зритель приходит, улыбается, радуется. Я отдаю им свою энергию, и это возвращается.

Нелли НАЗАРЯН. >Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен