«Конкурент» беседует с президентом ООО КСК «Возрождение-Кредит», председателем Сибирской ассоциации страховщиков. – Валерий Александрович, за последний месяц произошло столько изменений в наиболее обсуждаемом виде страхования – ОСАГО… – Было еще и назначение руководителя Федеральной службы страхового надзора главой аналитического управления при президенте России. Это даёт право считать, что столь серьезное повышение Ломакина-Румянцева окажет влияние и на то, что вопросы страхования будут теперь рассматриваться на качественно ином уровне. А в ОСАГО в марте мы увидели серьезное повышение тарифов, европротокол, упрощенный порядок урегулирования ущерба – новации, к которым очень долго готовились, но так и не подготовились. – И как это коснётся граждан? – В среднем за полис жителям края придется платить на треть, а некоторым в полтора раза больше. А вот позитивные изменения по выплатам жители края почувствуют, видимо, не скоро. До сих пор Минфин России и страховщики не могут договориться, должны ли эти условия распространятся на всех или только на застраховавшихся после 1 марта текущего года. – Ну, вы в данном случае, конечно, встанете на защиту корпоративных позиций? – Вы знаете, Красноярская страховая компания «Возрождение-Кредит» не стала получать лицензию на ОСАГО – вполне осознано, просчитав возможные последствия. Так что в этом сегменте мы выступаем такими же клиентами, как и ваши читатели. И для нас повышение тарифов так, как и для всех автовладельцев, означает только повышение расходов. Наша позиция такова: тарифы нужно повышать для недисциплинированных водителей, являющихся виновниками ДТП, а не для всех. – Но повышение тарифов хоть что-нибудь позитивное даст? – Безусловно. Если до этого страховщики выплачивали 70% от поступивших взносов, то после этого на некоторое время уровень выплат снизится примерно до 50%. В результате повысится устойчивость страховых компаний, данный вид бизнеса станет гораздо более прибыльным, привлекательным, что может привести к улучшению сервиса в конкурентной борьбе за клиентов. – Тогда почему ваша компания не занимается ОСАГО? – Она занимается этим видом страхования, но по агентскому договору. У меня принципиальная позиция: стороны должны заключать полностью добровольные, без всякого административного принуждения, договоры. Только в этом случае можно говорить о цивилизованном бизнесе. Ладно, есть установленное государством обязательное страхование. А ведь зачастую телефонное право и административный ресурс являются главными в конкурентной борьбе, когда на деле происходит поистине семейное сращивание коммерции и власти. И эти рычаги вовсю используются, чтобы, как говорил классик, «порадеть родному человечку». – А какое принуждение в ОСАГО? Клиент ведь вправе выбрать любую компанию? – Да, и поскольку этот вид относится к публичным договорам, в этой компании обязаны оформить страховку любому обратившемуся. Даже если достоверно известно, что пришедший гражданин «засветился» уже в десятке аварий. Кроме того, тарифы ОСАГО до сих пор не совсем адекватны. К примеру, в страховании маршруток, автобусов, общественного транспорта выплачивается кратно больше поступивших взносов. Потому ответственность этих перевозчиков никто не хочет страховать, и им приходится принуждать страховщиков заключать договоры. А вот по страхованию ответственности мотоциклистов, владельцев представительских автомобилей выплаты в среднем составляют порядка 20% от платежей. И получается, что за счет этих клиентов покрываются убытки других. В добровольном страховании наша компания оценивает риски индивидуально, и в каждом случае определяется оптимальный и наиболее справедливый тариф. Если требуется – с персональной перестраховочной защитой. Мы управляем рисками через тарифную политику. – А почему вы считаете, что ваши тарифы справедливее, чем у других? – Я этого не говорил, но согласен с вашим предположением и оспаривать его не буду. Знаете, есть такой объективный показатель, как годовое отношение выплат к платежам. Так вот, если у фирмы этот показатель по добровольному страхованию на уровне 60%, то это нормальный показатель. А если уровень выплат ниже 30%, то речь может идти о завышенных тарифах, фиктивном страховании и прочем, о чем не хотелось бы распространяться. – И как дело обстоит у вас? – В 2008 году общий уровень выплат по добровольному страхованию «Возрождения-Кредит» составил 42% против 31% в среднем по рынку, то есть выше на треть. По страхованию имущества мы также выплатили 42% от платежей, что в полтора раза выше, чем выплаты в среднем по краю, которые составили 28%. Так что можно сказать, что наши тарифы в 1,3–1,5 раза интереснее клиентам и ближе к справедливой цене страхования, чем устоявшиеся на нашем региональном рынке. А по личному страхованию и автокаско мы выплачиваем в год половину от поступившей премии. – Хотите сказать, что с цифрами не поспоришь? – Эти цифры показывают не только степень действительной «интересности» страховщика для клиента, но и его устойчивость. Очевидно, что при таких убытках компания одновременно учитывает интересы страхователей и сохраняет свое устойчивое финансовое положение. Клиент страховой компании должен быть в этом заинтересован, ибо от этого зависит, как скоро и в каком объеме он получит возмещение. – Кстати, руководители крупных компаний ставят под сомнение устойчивость именно региональных фирм. – Что является примером корпоративной непорядочности и некорректности. Ведь ни для кого не секрет, что многие, очень многие проекты, в том числе и страхового сектора, делятся в Москве. Мы знаем эти инструменты. Федеральная антимонопольная служба в силу своих возможностей пытается вмешаться в процесс недобросовестной конкуренции, когда, например, банки работают с ограниченным кругом «своих» компаний. Знаем и о том, почему они являются «своими», почему руководители государственных органов поручают директору предприятия, находящегося на территории Красноярского края, страховать риски в конкретной компании, головной офис которой находится в Москве. Мы знаем, как целые министерства и ведомства проводят закрытые и открытые конкурсы и «вытягивают» в победители «своих», идя на всяческие ухищрения. На самом деле кризис в большей степени ударил по крупным страховщикам, которые через банки страховали риски ипотеки, автокредитования и другого вмененного. Они-то и потеряли рынок. Приплюсуйте сюда ожидающиеся проблемы в страховании ответственности туроператоров, исполнителей госзаказа и ряда других – это тоже поле деятельности, как правило, крупных московских компаний. Добавьте сюда проблемы с гашением огромных долгов олигархами, являющимися собственниками страховых компаний. Не исключаю, что эти средства могут быть изъяты хозяевами активов этих страховщиков. Плюс ОСАГО с его критической убыточностью. Думаю, что универсальные страховые компании, работающие в регионах и не принадлежащие к попавшим в сложное положение нуворишам, являются в настоящее время наиболее устойчивым сектором страхового рынка. – Похоже, вы призываете к региональному протекционизму. – Ну что вы, мы привлекаем клиентов исключительно рыночными методами. Взвешенными тарифами, сервисом, индивидуальным подходом, справедливостью. Наши страхователи знают, что решение по всем вопросам будет принято теми, с кем ходишь по одним улицам, с кем можно лично переговорить, обсудить ситуацию, а не с абстрактным чиновником от страхования, находящимся за Уралом. При этом я всегда был и остаюсь патриотом нашего города и Красноярского края. И уверен, что региональный патриотизм должен проявляться в действиях всех, как руководителей, так и жителей края. Без этого невозможно его развитие. |