Канун Нового года. На российских просторах время для «самого-самого». Презенты и заветные желания, экспромты и давние планы, кофейные гадания и взвешенная аналитика – всё подходит для этой сказочно-указочной поры. Разумеется, за исключением заурядности. Сегодняшнее предновогоднее интервью – с премьер-министром Красноярского края, что само по себе всегда «новое» и «годнее». А если учесть повышенную ответственность текущего момента, то ответы главы краевого правительства обретают защищённую актуальность на протяжении всего наступающего 2009-го. Родился он 18 июня 1960 года в Красноярске. В 1982-м окончил Красноярский политехнический институт, получил диплом инженера-строителя. В 2001 году – Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации, магистр менеджмента. С 1988-го по 1994-й – ассистент, старший преподаватель, доцент Красноярского инженерно-строительного института. В 1998 году возглавил департамент развития экономики и планирования администрации края. С июня 2007 года по июль 2008 года – начальник департамента промышленной политики, развития экономики и планирования администрации края. С июля 2008 – заместитель председателя краевого правительства. С октября 2008 и по настоящее время – председатель правительства Красноярского края. Разговор с человеком, снискавшим реноме безукоризненного управленца и эксперта по экономическим вопросам любой «тяжести», мы провели в его просторном кабинете, когда местное время вполне можно было назвать полуночным. Интервью для «Конкурента» значилось для премьера двенадцатым официальным мероприятием в этот беспокойный день. Впрочем, как оказалось, это вполне обыденный график для человека, чей рабочий день продолжается вплоть до рабочей ночи – с 8 до 23 часов. При этом он оставляет себе лишь один выходной в неделю – воскресенье. – Эдхам Шукриевич, давайте же проводим этот неординарный, а для кого-то даже страшный год. – Уходящий 2008-й, конечно, был неординарный. Но я бы не сказал, что он выдался страшный. Бывали годы и пострашнее, даже в новейшей истории России и нашего края. Не стоит пугаться уходящего года. Не нужно пугаться и наступающего. Думаю, у нашего общества хватит сил, уверенности и разума, чтобы справиться с последствиями этого нашумевшего кризиса, который бушует сейчас по всему миру, по всей нашей стране. Относительно Красноярского края я должен сказать, что предприятия наши работают достаточно устойчиво. Да, есть определённые проблемы, связанные с тем, что возникли серьёзные сложности с кредитованием у целого ряда предприятий. Возникли также проблемы и со сбытом продукции. Ответственные предприятия в этих условиях ведут работы по противодействию кризису, в том числе и оптимизируя свои издержки. Я думаю, что к этому все должны относиться с пониманием. – А каковы в этой ситуации задачи государства? – Главное внимание – экономике. Но как бы мы себя ни хвалили, наша экономика недостаточно конкурентоспособна. И первоочередная задача государства заключается в том, чтобы взять на себя определённую долю ответственности и нагрузки. Без этого невозможно ещё и потому, что экономическая система нашей страны на протяжении десятилетий создавалась в совершенно другой экономической модели. Наша экономика ещё длительное время будет трансформироваться, модернизироваться под те экономические реалии, которые на сегодня существуют в стране. В этой ситуации задача государства заключается в том, чтобы взять на себя значительную часть не только социальной, но и экономической нагрузки. Проблема ещё и в том, что это должен быть длительный процесс. Здесь нельзя скачкообразно перескочить из одной реалии в другую. Нам необходимо также сформировать условия, чтобы не использовался принцип, который зачастую применяется в естественных монополиях: «хорошо бы поднять тарифы до уровня, который устраивает нас». Только ведь столько денег у потребителей нет, чтобы всё это оплатить. Да, экономика наша серьёзно монополизирована. И в этой связи государственное регулирование в инфраструктурных отраслях должно присутствовать обязательно. При этом в нынешних условиях государство должно не подавлять часть бизнеса, а помогать всему бизнесу. За рубежом сейчас центробанки снижают процентные ставки, чтобы оставить у предприятий деньги, и те могли бы выйти из сложной ситуации живыми. У нас федеральное правительство тоже принимает решения и находит возможности направить деньги в экономику. Но чтобы товары и услуги дошли до потребителя по тем ценам, которые для него будут доступны, необходимо ещё очень многое сделать. И правительство края работает сейчас над тем, чтобы своими действиями дополнить меры, разработанные на федеральном уровне. Главное – я не хотел бы кого-то пугать кризисом. Считаю, что кризис во многом существует в наших ощущениях и ожиданиях негативного развития событий. Да, сложности будут, но я уверен, что эти сложности нашему обществу вполне по плечу. Я намеренно так говорю, поскольку явления, с которыми мы столкнулись, подразумевают совместную консолидацию усилий и государственной власти, и бизнеса, и общества в целом. – Но нельзя отрицать и того, что множество людей находится в состоянии отчаяния. Под различными предлогами, главным из которых чаще всего называется экономическая целесообразность, предприятия сокращают число рабочих мест, выставляют людей за ворота. Намерено ли краевое правительство корректировать подобные директорские директивы? – Для примера возьмём наше машиностроение. Чтобы оно эффективно развивалось, требуется значительно более длительный период времени и гораздо большее количество ресурсов. Исходя из циничной логики инвесторов (быстрая прибыль в сырьевом секторе, построение различного рода пирамид…), им не совсем интересно заниматься вложениями в машиностроение.
продолжение на 3 стр. |