«На выборах в России не всегда, к сожалению, побеждает истина. Часто побеждают те, у кого потолще кошелёк, кто поизворотливей…»
Валентина МАТВИЕНКО, губернатор Санкт-Петербурга.
Прецедент
Собираюсь переехать за город на постоянное место жительства. Однако садовое назначение участка не предусматривает возможность индивидуального жилищного строительства на нём. В связи с этим дом на участке является дачным. Возможно ли прописаться в нём? Андрей Д. В связи с последними изменениями в действующем законодательстве такая возможность появилась. Проблема долгое время обсуждалась. По мнению одних, постоянная регистрация на дачных участках принесла бы дополнительный доход в бюджет районов, на территории которых расположены садовые кооперативы. По мнению других, постоянное проживание в дачных домиках может привести к нарушению санитарных норм, ухудшению экологической ситуации. Проблема регистрации в дачных домиках была особенно актуальной для жителей европейской части России. По статистике, только в Ленинградской области постоянно живут 100 000 дачников. До принятия Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 14 апреля 2008 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан» возможность регистрации в домах, построенных на садовом участке, была запрещена федеральным законом. Статья 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» определяла садовый земельный участок как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения, хозяйственных строений и сооружений без права регистрации проживания). Такое положение, в нарушение Конституции Российской Федерации, несоразмерно ограничивало право граждан на свободный выбор места жительства. Конституционный Суд РФ неоднократно рассматривал обращения граждан по вопросам функционирования института регистрации и в Постановлении от 2 февраля 1998 года № 4-П пришел к выводу, что по своей конституционно-правовой сущности институт регистрации граждан по месту жительства не может использоваться для контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации не должен служить средством предупреждения и выступать в качестве меры ответственности в связи с незаконной реализацией прав. Цель института регистрации – административный учет, носящий уведомительный характер. Рассмотрев заявления граждан, Конституционный Суд Российской Федерации признал несоответствующей Конституции Российской Федерации норму Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» норму, ограничивающую право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.