[22]февраля[2008]
 
9(000131)

>Читайте в [следующем номере]
«В Красноярске должны сосредоточиться и малые, и российские, и международные авиалинии».
* Владимир ДЕМИДОВ

Дмитрий ДОКИН: «Мы созрели для того, чтобы попробовать себя в новом деле»

МЮНХЕН – город с «русскими» лицами
(Фоторепортаж)

Анна НЕТРЕБКО:
«Я изобрела очень хорошую диету. Один раз в день – гамбургер»


- Независимость Косово: мировой детонатор и чёрная дыра

- Ещё одно обновление минимумов

- Фидель КАСТРО: «Оставляю свой пост брату Раулю»

- Секс-бомбы мирового спорта

- Легенды о президентах

- Татьяна ТИХАНОВИЧ, 19 лет, модель агентства «Ультра Моделс»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Надо думать о том, какая доступность есть у граждан к живому искусству. Мы многое сделали для художников, а теперь надо подумать о гражданах России».

Михаил ШВЫДКОЙ, глава Роскультуры.


 
Анна НЕТРЕБКО: «Я изобрела очень хорошую диету. Один раз в день – гамбургер»

Американский журнал Musical America присудил певице титул «Музыкант 2008 года» как обладательнице «одного из лучших оперных голосов современности».

Оперная дива нового поколения

Жгучая  брюнетка из Краснодара, предки которой были цыганами, как она сама утверждает, в последнее время стала одной из самых популярных и узнаваемых во всех крупнейших театрах Европы и Америки. А после счастливого боевого крещения Моцартом на Зальцбургском фестивале, имеющем репутацию короля среди равных, западные критики заговорили о рождении оперной дивы нового поколения: звезды в джинсах.
Анна Нетребко любит жизнь и умеет жить весело. Обожает шопинг, её маленький бзик – одежда и аксессуары, всякие прикольные босоножки и сумочки. В общем, она ещё та стильная штучка. Странно, но при этом ненавидит драгоценности, надевает их только на сцене и только в виде бижутерии. Также с трудом переносит долгие авиаперелеты, гольф и разговоры о бизнесе. Еще любит поесть, одно из последних гастрономических увлечений – суши. Из спиртного предпочитает красное вино и шампанское (Veuve Clicquot). Если позволяет режим, то заглядывает в дискотеки и ночные клубы: в одном таком американском заведении, где коллекционируют предметы туалета знаменитостей, остался ее лифчик, о чем она весело рассказывала всем на свете. Мечтала как-то поехать с друзьями на Бразильский карнавал, но помешала запись второго диска с Клаудио Аббадо в Италии. Для того чтобы развеяться, включает MTV, среди её фаворитов – Джастин Тимберлейк, Робби Уильямс и Кристина Агилера. Любимые актёры – Брэд Питт и Вивьен Ли, а любимый фильм – «Дракула» Брэма Стокера.

Восхождение на музыкальный Олимп

Оперная карьера Анны Нетребко началась в 1993 году – с победы на конкурсе имени Глинки, который проходил в 1993 году в Смоленске, на родине композитора. Именно тогда её пригласили в Мариинский театр. Анна дебютировала у самого маэстро Гергиева в моцартовской «Свадьбе Фигаро». Её Сюзанна стала открытием сезона. А потом пришла мировая слава. Путь к вершинам мировой оперы был для Нетребко хоть и стремительным, но все-таки последовательным. Сначала её узнали благодаря гастролям Мариинки на Западе и записям из так называемой «голубой» (по цвету здания Мариинского театра) серии фирмы «Филипс», которая записывала все русские постановки театра. Именно русский репертуар, начиная с Людмилы в опере Глинки и Марфы в «Царской невесте» Римского-Корсакова, входил в первые самостоятельные контракты Нетребко San Francisco Opera Company, одной из крупнейших оперных компаний США, основанной по образцу «Метрополитен-опера».
В житейском смысле в Америке поначалу пришлось трудно – плохо знала язык, боялась всего чужого, не нравилась еда, но потом не то чтобы привыкла, скорее – перестроилась. В профессиональном отношении Америка дала Нетребко всё, о чем можно было только мечтать, – она получила возможность плавно перейти от русских партий, которые сама не очень любит, к операм Моцарта и итальянскому репертуару. В Сан-Франциско она впервые спела Адину в «Любовном напитке» Доницетти, в Вашингтоне – Джильду в вердиевском «Риголетто» у Пласидо Доминго. Только после этого её стали приглашать на итальянские партии в Европе. Казалось бы, вот они – слава и признание. Но оперный Олимп, каковым считается «Метрополитен Опера», еще не был взят. Дебют в этом знаменитейшем театре состоялся для Анны в 2002-м – она выступила в роли Наташи Ростовой в «Войне и мире» Прокофьева (партию Андрея исполнил Дмитрий Хворостовский).
Но даже после этого ей приходилось «петь прослушивания», чтобы доказывать театрам своё право на французскую, итальянскую, немецкую музыку. «Мне много пришлось пройти, прежде чем меня приравняли к европейским певцам, – подтверждает Анна, – долго и настойчиво предлагали только русский репертуар». И это не только настороженность, это ревность, боязнь пустить российских оперных певцов на мировой вокальный рынок. И всё-таки в новое тысячелетие Анна Нетребко вошла уже как свободно конвертируемая звезда.

Голос на диске

В 2002 году её серебристое лирико-колоратурное сопрано эксклюзивным контрактом заполучила известнейшая фирма «Дойче Граммофон». А вскоре вышел дебютный альбом, который стал одним из самых продаваемых альбомов академической музыки. Надо отметить, что звукозапись с некоторых пор играет решающую роль в карьере оперных артистов – она не только увековечивает в виде компакт-дисков голос певца на разных этапах жизни, но и хронологически подытоживает все его достижения на театральной сцене, делает их доступными всему человечеству в самых отдаленных точках, где нет оперных театров. Контракты с гигантами звукозаписи автоматически переводят солиста в ранг международной мега-звезды, делают его «лицом с обложки» и персонажем ток-шоу. Без пластиночного бизнеса не было бы Джесси Норманн и Анжелы Георгиу, Роберто Аланья и Дмитрия Хворостовского, Чечилии Бартоли и Андреа Бочелли, а также многих других певцов, имена которых мы сегодня хорошо знаем во многом благодаря раскрутке и огромным капиталам, которые были вложены в них звукозаписывающими фирмами.

Звёздный час

В австрийском Зальцбурге не принято, чтобы русские пели Моцарта, – считается, что не умеют. До Нетребко в моцартовских операх там удалось мелькнуть только Любови Казарновской и менее известной Виктории Лукьянец. Но Нетребко мелькнула так, что заметил весь мир – Зальцбург стал её звездным часом и своеобразным пропуском в рай. На фестивале 2002 года она блистала в роли моцартовской примадонны, исполняя на родине солнечного гения музыки свою тёзку Донну Анну в «Дон Жуане» под управлением главного дирижера-аутентиста наших дней Николауса Арнонкура. Неожиданность крупная, так как от певицы её амплуа можно было ожидать чего угодно, Церлины, например, но никак не скорбной и величественной Донны Анны, которую поют обычно внушительные драматические сопрано – впрочем, в ультрасовременной, не без элементов экстремизма постановке героиня была решена совсем иначе, представ совсем юной и хрупкой и демонстрируя по ходу дела элитное нижнее белье от фирмы, спонсирующей спектакль. «Перед премьерой я старалась не думать, где я, – вспоминает Нетребко, – иначе было бы очень страшно». Арнонкур, сменивший гнев на милость, дирижировал в Зальцбурге после долгого перерыва. Аня рассказала, как он пять лет безуспешно искал Донну Анну, такую, чтобы подходила к его новому замыслу: «Я приехала к нему на прослушивание больная и спела две фразы. Этого было достаточно. Надо мной все смеялись, и никто кроме Арнонкура не верил в то, что я смогу спеть Донну Анну».

«Я осталась россиянкой»

Фрагменты интервью Анны Нетребко.

– Анна, в 2006 году вы получили австрийское гражданство. Что вас подвигло на это и почему именно Австрия?
– Почему Австрия? В этой стране у меня самое большое число выступлений. К тому же Австрия мне просто нравится. Но я ведь и российское гражданство сохранила. Так что осталась  россиянкой.
– Вы много ездите. В какой стране вас лучше принимают?
– Публика очень хорошо относится ко мне в России (всё-таки я здесь много лет работаю), в Германии, Австрии. Последнее время очень хорошо начали принимать в Америке.
– А в какой из трех квартир вам уютней – в Петербурге, Вене или Нью-Йорке?
– Везде хорошо. Как только приезжаю в одно место, сразу начинаю скучать по двум другим. Петербург, конечно, мой главный дом. В Вене я всего год, мне интересно в этом городе, хотя там я ещё не обжилась. Я всегда мечтала жить в Нью-Йорке: там весело, друзья…
– Красота на оперной сцене, как вы считаете, – помощь или помеха?
– С последнего ряда зрительного зала красота певицы не видна, к сожалению. Хотя привлекательному, пропорционально сложенному человеку, конечно, легче создать сценический образ, к которому зрители проникнутся доверием и сочувствием. И всё же главное – голос.
– Тем не менее вам приходится постоянно бороться с любовью хорошо покушать?
– Есть такая беда. Но ничего, я изобрела очень хорошую диету. Один раз в день – гамбургер. Вы когда-нибудь ели настоящий американский гамбургер? Натуральное мясо, кусок хлеба, кетчуп и салат из капусты, – вкуснятина. Только никакой картошки. Попробуйте так питаться – похудеете.
– А в России вы что любите есть?
– Вы знаете, салат оливье. Такой, с вареной колбаской. Не знаю, может быть, воспоминания детства?
– Народная поговорка гласит: «Если родилась красивой, значит, будешь век счастливой». Вы себя счастливой считаете?
– Конечно. Мое счастье в том, что есть много людей, которые меня любят. И что есть дело, которое люблю я.
– Можете себя представить через 10 лет, какой вы будете?
– (Пауза, потом заливистый смех.) Я стану старой, страшной, перекрашусь в блондинку, буду дымить кубинской сигарой и давать интервью скрипучим шепелявым голосом, потому как зубы все выпадут.
– Как персоне публичной вам часто приходится бывать на светских приёмах. О чём можно говорить с совершенно незнакомыми людьми, которые тебе неинтересны?
– Я могу, в принципе, поддержать разговор ни о чём, когда тем для бесед нет. Но это только если есть настроение. Если его нет, а идти на приём всё-таки надо, выручает бокал шампанского. Выпьешь — становится как-то легче. Тем более что на трезвую голову воспринимать то, что тебе иногда говорят, нельзя. Например, кто-то начинает перечислять, где видел меня за последние 10 лет. Я же в это время думаю, как бы мне поскорее поесть – после выступления я всегда голодная ужасно. Или подходит, например, какая-то дама и заявляет: «А вы мне нравились больше с длинными волосами!» Ещё было прекрасно, когда мне кто-то заявил: «А вот это платье, в котором вы сегодня пели в театре, вас полнит». Приходится делать умное лицо и говорить: «Вы знаете, а это ведь платье по моде XIX века, с кринолином, оно любого полнит». В общем, ужас.
– В Мюнхене и Вене, где вы особенно популярны, вас могут легко узнать на улице. Это приятно или раздражает?
– В основном приятно, там люди очень тактичные. Правда, не люблю, когда сижу в ресторане с компанией друзей, и появляется кто-то, кому необходим автограф именно сейчас. Это раздражает.

Итальянца поменяла на уругвайца

Частная жизнь артиста всегда предмет повышенного интереса со стороны зрителя. Некоторые звезды прячут свою личную жизнь, некоторые, наоборот, афишируют её в подробностях для поднятия рейтингов популярности. Анна Нетребко никогда не делала тайны из своей частной жизни – она просто жила, поэтому, наверное, вокруг её имени никогда не было каких-то скандалов или сплетен. Долгое время певица встречалась с достаточно известным в оперной тусовке басом моцартовско-россиниевского направления Симоне Альбергини. Этот типичный итальянец по происхождению и внешности намного моложе Анны. Они познакомились в Вашингтоне, где вместе пели в «Свадьбе Фигаро» и «Риголетто». Он никогда не ревновал её к успеху в профессии – только к другим мужчинам. И, вероятно, небезосновательно.
Совсем недавно у 36-летней Анна Нетребко появился новый бой-френд – 35-летний Эрвин Шротт из Уругвая. Этого настоящего латиноамериканского мачо – мускулистого, с мужественным баритоном и взглядом, от которого женщины падают в обморок, –  называют «Марлоном Брандо оперы». Ещё в июне прошлого года в одном из интервью Шротт не скрывал своего восхищения коллегой.  «Она прекрасна и невероятно умна», – говорил он. Нетребко и Шротт знакомы уже давно. Впервые они выступили на одной сцене в 2003 году. А совсем недавно пара сделала официальное заявление, что осенью у них появится малыш.

 

С итальянцем Симоне Альбергини Анна Нетребко познакомилась в Вашингтоне, где они вместе пели в «Свадьбе Фигаро».

 

Эрвин Шротт – новый бой-френд Нетребко.

 

Валентина ЛИТВИНА,
ведущая солистка Красноярского театра музыкальной комедии:

 

– В Европе билеты на выступления Нетребко очень дорогие. Её там любят. И когда приезжаешь в Россию, с ужасом понимаешь, что в нашей стране эту оперную певицу не знают не только люди, далекие от искусства, но даже музыканты и певцы! Вот оно – отношение к нашей классической музыке. Исполнение оперных партий – это не просто вокал, это высший пилотаж в вокале. Анну Нетребко все обожают не только потому, что она очень красивая, что её фигура выгодно отличается от того, что мы привыкли видеть в опере, а прежде всего – из-за её музыкальности. У неё хороший голос, но этого мало для успеха. У Анны цыганские корни, видимо, благодаря этому у неё сумасшедший темперамент, который «держит» зал. Это разные вещи – человеческий темперамент и музыкальный. В нашей профессии есть три важнейшие позиции: техника, интеллект и страсть. У Нетребко всё это есть. Она выступает с потрясающей самоотдачей, и каждая её музыкальная фраза оправдана.

Андрей НЯНЬЧУК,
художественный руководитель ТЮЗа:

 

– Мне нравится Анна Нетребко, но, к сожалению, сейчас у молодёжи нет никакой возможности приобщаться к современному оперному искусству. Раньше очень часто можно было услышать и отдельные арии, и целые спектакли – например, по радио или на виниловых дисках. Страна знала своих героев, а сейчас этого нет, и наши звёзды оперы больше известны за рубежом, чем в собственной стране. Современные оперные постановки слишком дороги, потому что для привлечения публики используются все возможные технические средства, спецэффекты. Но в России такие затраты не окупаются – зрителей, готовых высоко оценить оперное искусство, не так много, да и зачастую они не могут заплатить за билет требуемую сумму. На Западе ставят грандиозные спектакли, которые потом  нельзя встретить в продаже на DVD. Конечно, нужно что-то менять, наверное, прежде всего в системе нашего образования, в школах приобщать детей к классической музыке – у нас есть театры, артисты…

Алиса ШВАЙЦЕР,
генеральный директор ООО «Селея»:

 

– Если честно, то я не знакома с творчеством Анны Нетребко, хотя слышала о ней, читала несколько интервью. Я больше люблю балет и драматический театр, а вот оперное искусство не понимаю, не доросла, наверное. Мне кажется, не многие наши соотечественники, работающие в этом жанре, добиваются признания западной публики. Вот русский балет – самый лучший в мире, все это знают, а в опере итальянские исполнители выше всего ценятся. Может, это и стереотип, конечно, я не специалист в этой теме. В России не ценится искусство, которое понятно далеко не многим. Мы узнаём о наших гениальных музыкантах только после их признания в Европе и Америке: раз спела в Ла Скала, то, наверное, неплохая певица. В нашей стране очень мало хороших оперных театров, их посещают только ценители или те, кто хочет казаться ценителями. Я несколько раз слушала концерт Дмитрия Хворостовского, где он поёт военные песни, – мне очень нравится.

Денис ВИДЕНКИН,
саундпродюсер:

 

– Я не знаю оперную певицу Анну Нетребко. Правда, фамилию слышал, но, честно говоря, думал, что это депутат краевого Законодательного Собрания. Мое отношение к опере – в зависимости от её продолжительности: чем короче, тем лучше. Я даже не оперы люблю, а отдельные яркие арии. Например, у меня на сотовом сейчас стоит самая известная мелодия из оперы Бородина «Князь Игорь». Очень большой ошибкой было бы впадать в догматичность и говорить, что опера – хорошо, а всё остальное – плохо. Классическая опера очень многое дала (и большое спасибо ей за это) современным жанрам: мюзиклу, рок-опере, оперетте, в конце концов. И я бы не сказал, что эти жанры «полегче». Например, «Стена», которая создателями никогда не называлась рок-оперой, но, несомненно, ею является, совсем не проще, чем какая-нибудь «Хованщина» Мусоргского. Так что оперный жанр не стоит на месте, и это очень хорошо. Даже заскорузлые концертмейстеры это уже хорошо понимают.

Марина ТАРУНИНА,
главный бухгалтер ООО «ПМК №77»:

 

– Не так давно по каналу «Культура» транслировали оперную постановку с Нетребко. Меня очень впечатлил её голос, и с тех пор я стала замечать, что все вокруг говорят о ней: по телевидению часто можно услышать новости об этой певице, много статей и интервью в печатных СМИ. Вот совсем недавно Нетребко, по-моему, была номинирована на «Грэмми». Ещё с ней связана какая-то интересная история... Говорили, что она работала уборщицей в Большом театре и пела, когда мыла полы, но однажды её услышал известный музыкант и пригласил на репетицию. Может, конечно, это всё слухи или своеобразный пиар… О ней много говорят, но очень редко транслируют выступления. С другой стороны, хорошо, что она не пошла по пути Николая Баскова. Я считаю, что он обесценил свое искусство. Анна востребована и любима в Европе и Америке, а о нём, думаю, не многие слышали за рубежом, несмотря на то, что он пел с Монтсеррат Кабалье.

Материал подготовили Любовь ДАНИЛОВА
и Яна БРЫЛЁВА.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен