[13]февраля[2008]
 
6(000128)

>Читайте в [следующем номере]
«В скором будущем в России произойдет взрыв в модной индустрии»
* Дмитрий ЛОГИНОВ

Дмитрий ДЕРГАЧЁВ:
«Моя настольная книга – «Денди как образ жизни»

Алма-Ата: город-сад за белоснежными горами
(Фоторепортаж)

Барак ОБАМА: «Америка готова избрать чёрного президента»!


- План Путина: не завещание, а реальная программа

- Бизнес-новости

- Лидеры снижения на пике пессимизма

- Поющие толстосумы

- Владимир ШИШМАРЁВ: «2007 год можно считать успешным для образования»

- Леонид ГАЙДАЙ – человек, который придумал «Кавказскую пленницу»

- Вера КУЛАКОВА, 18 лет, модель агентства «Ультра Моделс»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Вот если в России будет средний класс объемом в 60 процентов – может быть, он решит, что действительно не потерпит мздоимства, поборов и лихоимства».

Глеб ПАВЛОВСКИЙ, президент Фонда эффективной политики.


 
Леонид ГАЙДАЙ – человек, который придумал «Кавказскую пленницу»

Вот уже почти 15 лет, как нет с нами  легендарного кинорежиссёра, но его комедии живут и будут жить вечно.

Трус, Балбес и Бывалый родились на чердаке

Пожалуй, нет в России, да и во всех странах бывшего СССР, человека, который бы не знал, кто такой Леонид Гайдай. Но даже если и найдется такой, то фраза «Да это же автор «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки»!» – сразу поставит незнайку на место. 
Гайдаевские комедии не просто сделали режиссёра знаменитым, они сделали его легендарным. Перечислять их нет смысла, достаточно назвать лишь несколько. Кроме упомянутых это «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Не может быть!», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» и многие другие. Кинематограф был для Леонида Иовича частью его жизни. Нет, пожалуй, всей жизнью. 
А началось всё с обычного фельетона в газете «Правда», которую тогда еще неизвестный и никем не признанный режиссёр Гайдай нашёл на чердаке, когда отдыхал у родителей в Иркутске. Юмористический рассказ Степана Олейника «Пёс Барбос» настолько захватил его, что Леонид Иович тут же взахлёб рассказал об этом своей жене Нине Гребешковой. «Ну и что тут смешного? – подумала она. – Три дурака бегают от собаки со взрывчаткой, которую сами же и бросили». А вслух произнесла: «Потрясающе!» Девятиминутный фильм «Пес Барбос и необычный кросс» (1961) не просто имел успех, он сделал из никому не известного Гайдая великого комедийного режиссера. Кстати, эта незатейливая короткометражка породила знаменитых комедийных персонажей: Труса, Балбеса и Бывалого.
В 1966 году вся гайдаевская троица вместе с Шуриком (которому, кстати, сначала хотели дать имя Владик, но, боясь оскорбить имя Владимира Ильича, назвали именно Шуриком, в чём, конечно же, не ошиблись) перекочевала в другой фильм – «Кавказская пленница». Леонид Иович понимал, что время Труса, Балбеса и Бывалого, в общем-то, прошло. Но в этой картине они ему были нужны. «Кавказская пленница», собравшая замечательный коллектив комедийных актеров (кроме Александра Демьяненко, Юрия Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунова здесь снимались Владимир Этуш, Фрунзе Мкртчян, Наталья Варлей), вновь, как и «Операция «Ы»…», стала чемпионом проката и частью советской национальной культуры.

«Бриллиантовая» рука режиссёра

«Кавказская пленница», «Операция «Ы»...» и «Бриллиантовая рука», вышедшая на экраны в 1968 году и удостоенная спустя два года Государственной премии, – это своеобразная комедийная трилогия шестидесятых. Эти фильмы стали самыми кассовыми в СССР: только за 15 месяцев проката их посмотрели 222,8 миллиона зрителей, то есть практически всё население Советского Союза. В целом же аудитория в советских кинотеатрах на фильмах Гайдая составила около 600 миллионов человек (например, у Стивена Спилберга в США зрителей было раза в полтора меньше). То есть по весьма грубым прикидкам, кассовые сборы могли быть в размере 200 миллионов рублей в ценах до 1991 года. Можно сказать, что «бриллиантовая» рука была у самого Гайдая. В Америке он стал бы мультимиллионером, у нас же жил довольно скромно.
По признанию его супруги, Леонид Иович был большим наивным ребёнком, совершенно неприспособленным к быту. Ему не нужны были ни шикарная квартира, ни машина. Чтобы заработать на кооператив (квартиру за 120 тысяч рублей они приобрели в 1958 году), Нина Павловна снималась на Алма-Атинской студии, потому что там платили больше. Въехали они в неё с раскладушкой и книжным шкафом.
После «Двенадцати стульев» (картина вышла в 1971 году) Леонид Иович и Наталья Павловна купили машину – «Жигули» второй модели. Спустя какое-то время поменяли её на тринадцатую модель.

«Наверное, не смогу»

В начале восьмидесятых годов, после выхода последних имевших успех фильмов «За спичками» и «Спортлото-82», у Леонида Гайдая наступил период творческого застоя. Что стало тому причиной, остаётся только гадать. Скорее всего, Гайдай был человеком своей эпохи, которая в 80-х стремительно становилась частью истории. На пороге был новый век, и режиссёр не мог сориентироваться в изменившемся мире. Наверное, мало кто знает, что картины «Частный детектив, или Операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди» – это тоже его картины. Но не тот уже в них Гайдай. В изменившейся ситуации прежняя гайдаевская манера сочетания трюковых комедий с сатирическим зарядом действия и остро выписанными характерами персонажей теперь оборачивалась беззубостью в социальной критике действительности и лишь внешним комикованием героев. Леонид Иович это понимал.
«Когда Лёня доделывал «Дерибасовскую», где были уже совсем другие герои и актёрские лица, ему случайно принесли из монтажной бракованную мосфильмовскую заставку: «Рабочего и колхозницу», совершающих свой степенный поворот по часовой стрелке. На неправильно склеенной пленке скульптура дрожала, дергалась и скрипела, – вспоминает Нина Гребешкова. – Монтажеры всплеснули руками: «Ох, простите, мы сейчас всё заменим!» «А не надо, – остановил их Гайдай. – Пусть так и крутятся, как в конвульсиях. «Мосфильм»-то наш разваливается. Да и вообще расклеивается всё».
В 1993 году Волович и Инин написали для Леонида Иовича комедийный сценарий о подводной лодке. Но Гайдай вдруг произнес: «Ребята, я, наверное, не смогу...». А спустя несколько месяцев режиссёра не стало.
По заключению врачей, у него оторвался тромб. Спасти его было невозможно.

Жена на всю жизнь

 

Нина Павловна и Леонид Иович прожили вместе 40 лет. «Мне с тобой очень повезло... Что бы я ни делал, тебе всё нравится», – сказал как-то Гайдай жене. Они познакомились во ВГИКе – учились на одном курсе. Ей тогда было 17 лет, ему – 25. Ухаживая за будущей женой, Гайдай много рассказывал о фронте, родном Иркутске. Они ходили пешком из института до Гагаринского переулка, где жила Нина, он неизменно опаздывал на последнюю электричку, а когда спустя несколько дней Гребешкова высказала ему по поводу несвежей рубашки, Гайдаю ничего не оставалось, как сделать ей предложение. И она вышла за него – не красавца, болезного, худого. Даже соседке по коммуналке, пьянчужке тете Насте, Гайдай не понравился. «Что, пострашнее не было?» – не сдержалась она. А мама предупредила: «Смотри, Нина, от осинки не родятся апельсинки». Свадьба была скромная, дома, в коммунальной квартире, где жила Нина Павловна. Затем молодожёны сняли комнату. Фамилию мужа невеста брать не стала. Объяснила это так: «Ну что это – Гайдай, не то мужчина, не то женщина». Леонид Иович тогда очень обиделся.
Спустя некоторое время у супругов родилась дочь Оксана, которую Гайдай безумно любил и очень ею гордился. Но больше детей не хотел. Считал, что главное – это работа. Всё остальное –  приложение.

«Бамбарбия! Кергуду!»

> На роль Балбеса в фильме «Пёс Барбос и необычный кросс» был утвержден Сергей Филиппов. Но к началу съёмок он находился на гастролях, а потому ассистенты стали подыскивать других претендентов. Когда же на студию пришел Юрий Никулин, Гайдай сказал: «Всё, Балбес у нас есть. Не надо никаких проб». И добавил: «Гримироваться вам ни к чему. У вас лицо и так глупое, моргайте только почаще».
> Одна из картин Гайдая должна была начинаться так: к высокому забору подбегает Балбес, пишет мелом громадную букву «X», затем подскакивает Бывалый, выхватывает из его рук мел, пишет букву «У» и передает мел Трусу. В этот момент раздается звук милицейского свистка. Трус быстренько дописывает мелкими буквами «дожественный фильм», и тройка срывается с места. От эпизода отказались, так как подумали, что его сочтут пошлым.
> После окончания съемок «Бриллиантовой руки» вся группа отправилась в ресторан «Медвежий угол». Там, прямо в зале, в углу стояла большая клетка, в которой находился громадный бурый медведь. Гайдай взял на кухне буханку хлеба, открыл железную дверь и вошёл в клетку. Все обомлели. Гайдай же спокойно разломил буханку и сунул зверю в пасть: «На, мишка, жри!»
> Многие реплики, звучавшие в картинах Гайдая, он придумывал сам: «Сядем усе», «Клиент готов», «Наши люди на такси в булочную не ездят», «У вас ус отклеился»… Еще до выхода фильма «Кавказская пленница» вся съемочная группа наперебой повторяла: «Шляпу сними». А подсобные рабочие при встрече бормотали друг другу: «Бамбарбия! Кергуду!»
> Некоторые фразы в гайдаевских комедиях пришлось-таки заменить. Например, управдом в исполнении Нонны Мордюковой в «Бриллиантовой руке» говорит жене Горбункова: «Я не удивлюсь, когда узнаю, что ваш муж тайно посещает любовницу». До озвучания она произносила: «…тайно посещает синагогу». «Простите, – вопрошает Бунша (Юрий Яковлев) в картине «Иван Васильевич меняет профессию», – а за чей счёт банкет? Кто платить будет?» «Народ, батюшка, народ!» – отвечают ему. Крамольную фразу заменили на: «Во всяком случае, не мы!»
> В фильме «Операция «Ы»...» актриса Наталья Селезнёва в эпизоде, где они с Шуриком готовятся к экзамену, естественно и без стеснения раздевается до купальника. Добиться этого Гайдаю было непросто. Но он нашёл ловкий ход. Говоря о том, что ей нужно будет раздеться, заметил: «Но у вас, возможно, не очень хорошая фигура». «Как это не очень хорошая!» – возмутилась Селезнева и скинула с себя платье.
> Один из знаменитых эпизодов в картине «Операция «Ы»…» Гайдай поставил на основе реального случая. Он произошёл с самим Леонидом Иовичем. Военком, приехавший отбирать пополнение в действующую армию, выяснял, кто куда хочет идти служить. На каждый вопрос офицера Гайдай отвечал «Я». «Кто в артиллерию?» – «Я». – «В кавалерию?» – «Я». – «Во флот?» – «Я». – «В разведку?» – «Я». «Да подождите вы, Гайдай, – рыкнул военком. – Дайте огласить весь список».

 

Знаменитая гайдаевская троица: Бывалый (Евгений Моргунов), Трус (Георгий Вицин) и Балбес (Юрий Никулин).

 

Юрий Яковлев в комедии «Иван Васильевич меняет профессию».

 

 

Елена БУРЫКИНА,
главный библиотекарь городского абонемента ГУНБ КК:

 

– Когда-то картины Гайдая очень нравились, конечно. Мы ходили в кинотеатр, смеялись над его персонажами. Леонид Иович был в советское время современным режиссёром. Он обладал глубоким юмором, и мы смеялись не над комедией положений, а над характерами, над смешными сторонами человеческой жизни. Это была эдакая сатира на нашу жизнь. Почему старшее поколение смотрит старые картины по десять раз? Да потому что ностальгия одолевает. Фильмы Гайдая можно сравнить со старыми друзьями. Мы же все любим встречаться со старыми друзьями. И книги любимые можно читать не один раз, и каждый раз по-новому оценивать и героев, и события. Вот и Гайдай, как глубокий человек, творческая, яркая и неординарная личность, ещё много лет будет привлекать к себе внимание. И люди будут смотреть его картины. Те, кому надо было просто посмеяться, просто и смеялись над Балбесом, Трусом и Бывалым. Кто-то усматривал и сатиру. А чтобы увидеть скрытый смысл в фильмах «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука», на мой взгляд, необходимо иметь определённый уровень подготовки, расширенный кругозор, знание истории и политики.

Елена КОНЮШКОВА,
администратор центра стоматологии «Астрея»:

 

– Гайдай – классный режиссёр! Он дал возможность на многие серьёзные вещи взглянуть другими глазами. И всё благодаря своему мастерству. Безусловно, за шутками героев скрывается некий смысл. Возможно, режиссёр высмеивал или подчёркивал определённые моменты реальной жизни, не всегда весёлой. Его фильмы смешные, развлекательные, но при этом в них заложен очень глубокий смысл. Я, конечно, не знаю, насколько он был популярен в советское время, но люблю его фильмы, пересматриваю их время от времени. Все старые комедии отличаются такой добротой! Я думаю, мы никогда не устанем их смотреть, потому что душа отдыхает во время просмотра. Комедии Гайдая, Рязанова и Данелии – бесценный клад, нам доставшийся!

Александр ЕРМАКОВ,
заместитель генерального директора ООО «Терминал»:

 

– В советское время, когда была цензура, думаю, нелегко было снимать сатирические картины. И тяжело ведь придумывались собственные оригинальные подходы в киноискусстве. Поэтому всё очень хорошо было завуалировано как раз под юмор. Любимый фильм – «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», в котором Гайдай дал возможность актёрам раскрыть себя. Ведь самый сложный и показательный жанр, на мой взгляд, комедия. Рассмешить зрителя очень сложно. Известно, что Гайдай выбивал и средства для съёмок. В то время, думаю, это было не так уж просто.

Игорь ВНУКОВ,
литератор, драматург:

 

– Люблю его «Кавказскую пленницу», «Не может быть!». «Бриллиантовая рука», конечно, шедевр! Я, например, специально не покупаю гайдаевские фильмы на дисках, потому что не вижу смысла «замыливать глаз», смотреть их часто. Интерес пропадает. А поскольку всеми любимые комедии показывают по телевизору в праздники или выходные, то смотришь с удовольствием. «Бриллиантовую руку» показывали по телевизору впервые, по-моему, в 1972 году, и мы сбежали с уроков, помню, чтобы посмотреть! У Гайдая были свои «хитрушки». Например, в «Бриллиантовой руке» в конце был атомный взрыв – специально для того, чтобы его вырезала цензура. Что касается сатирических моментов в картинах Леонида Иовича, то в фильме «Не может быть!», например, одна песня чего стоит – «Губит людей не пиво, губит людей вода». Естественно, подразумевается водка. Пиво было большим дефицитом тогда, зато водки было – завались. Вообще, в то время в реальной жизни было столько сатиры, что гайдаевские комедии были «сахарным леденцом».

Юлия ЯКУНИНА,
директор рекламной группы «Квадрат»:

 

– В «коллекции» великого режиссёра-постановщика Леонида Иовича Гайдая очень много, на мой взгляд, удачных комедийных картин. Я бы выделила пять фильмов, которые готова смотреть каждый день, как в первый раз. Это «Деловые люди», «Напарник», «Жених с того света», «Не может быть!» и «На Дерибасовской хорошая погода…». Хотя возьмите любую его комедию – это же просто шедевр! Такие артисты, как Вицин, Моргунов, стали известны благодаря съёмкам именно у Гайдая. Когда пересматриваешь всеми любимые картины Леонида Иовича, то настроение поднимается!

Материал подготовили Любовь ДАНИЛОВА
и Яна БРЫЛЁВА.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен