[12]декабря[2007]
 
56(000120)

>Читайте в [следующем номере]
«Я знаю толк
в драгоценных камнях»
* Любовь КАЗАРНОВСКАЯ

Александр
ШУМОВИЧ:
«Мне нравятся костюмы британского дизайнера Пола Смита»

Монтрё: жемчужина женевской ривьеры?
(Фоторепортаж)

Джон ЛЕННОН:
живее всех живых


- Тайна преемника раскрыта: Медведев – будущий президент России

- Бизнес-новости

- Всё готово к ралли

- Проекты городского Совета

- Проба качества: красноярцы дают оценку

- «Преступление и наказание»: великий русский роман экранизировали двадцать седьмой раз

- Наталья ДОГАДАЕВА, 23 года, модель агентства «Ультра Моделс»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Считаю принципиально важным для нашей страны сохранить на важнейшей должности в исполнительной власти, должности председателя правительства, Владимира Путина».

Дмитрий МЕДВЕДЕВ, первый вице-премьер правительства России.


 
Качественное образование начинается с вежливости

Заместитель начальника главного управления образования администрации Красноярска Елена КЛЮЕВА рассказала «Конкуренту» об участии образовательных учреждений города в проекте «Неделя качества», который планирует стать ежегодным мероприятием.

– Елена Георгиевна, стал ли вопрос о качестве неожиданным для вас и вашего ведомства?
– «Неделя качества» проводится в Красноярске впервые. Мы очень тщательно и ответственно готовили этот проект. Так как в нашем городе инновационное образование, то для решения всех вопросов педагоги и руководители образовательных учреждений стараются привлечь общественные органы. Как известно, образован и действует совершенно новый институт – управляющие советы. Кроме того, нельзя забывать и о родительском комитете. Поэтому можно с уверенностью сказать, что программа развития образования разрабатывается с учётом мнения старшеклассников и родителей учеников. В этом отношении для главного управления образования «Неделя качества» – ещё один повод получить «взгляд со стороны», услышать предложения обучающихся, внешнюю оценку своей работы. Один из главных моментов подготовки состоял в выработке критериев оценки качества образовательной услуги. Дело в том, что родителям очень трудно проводить оценки качества образования, для этого нужно знать образовательные программы, государственные требования. Потому что официальное понятие «качества образования» заключается в его соответствии государственным требованиям. Есть стандарты, знание которых доступно только специалистам. Поэтому при выработке критериев оценки изучались ожидания, потребности родителей, обобщались результаты. В итоге мы стали рассматривать качество образовательной услуги как способность удовлетворить потребности и ожидания конкретного потребителя. Был выделен особый набор свойств, которые считаются важными, а также общие для большинства родителей и учеников параметры.
– С чего же начинается качество?
– С самого начала, то есть с того момента, когда человек входит в школу. Во-первых, это то, что родители и ученики видят, как только заходят в учебное заведение. То есть как оформлен холл, каков порядок в школе, какая информация об образовательном учреждении размещена на стендах, что интересного можно почерпнуть для себя. Очень важны данные о лицензии – имеет ли школа право на предоставление образовательных услуг. Кроме того, интересно, что написано в уставе учебного заведения, вывешены ли другие локальные акты храма знаний и насколько они доступны, как выглядит расписание уроков... Вопросов множество. Во-вторых, санитарно-гигиенические требования. В-третьих, важно, как оформлены кабинеты, как выглядит кабинет директора школы. Ну и самое главное – учителя, завуч, директор. Какие они? Умеют ли устанавливать контакт, вежливы ли они, внимательны ли, умеют ли слушать и реагировать? Все эти вопросы легли в основу нашей анкеты. Наша цель заключается в том, чтобы оценка качества образовательной услуги была как можно более грамотной, более понятной и близкой для родителей и старшеклассников. Ведь если мы будем спрашивать, с какой скоростью должен читать ребенок в таком-то классе, то родитель, скорее всего, не ответит на этот вопрос. Это образовательные стандарты, как я уже говорила, о них написаны целые научные труды. Поэтому был выбран достаточно неформальный подход к «народной» оценке качества.
Помимо критериев нами разработано понятие качества применительно к образованию. Кстати, здесь мы совпали с тем, как понимается качество во всероссийском масштабе. Ведь сегодня как раз то время, когда понятие качества образования только-только находит своё определение. В ходе процессов модернизации образования к известному понятию качества о соответствии госстандартам добавлена мысль о соответствии социальным и личностным ожиданиям потребителей. Таким образом, понятие звучит совершенно по-новому. И предполагает, что оценка качества идёт как раз снизу, от тех, кто получает эту услугу.
– Образование – процесс долгий, изменения происходят постепенно. Как привлечь общественность к обсуждению существующих вопросов?
– Конечно, образование – всегда процесс, в котором решающую роль играет и тот, кто дает знания, и тот, кто их получает. Думаю, что равнодушных здесь нет. Образование предполагает отдалённый результат. Это не только школьное образование, но и высшее. И каждый день происходят большие изменения. Необходимо, чтобы родители были как можно больше привлечены к сотрудничеству, чтобы они правильно понимали все особенности образовательной услуги. Поэтому мы открыли специальный форум в интернете, где можно обсуждать независимую оценку качества, участие общественности в управлении образовательными учреждениями, заработную плату педагога в зависимости от его труда, подушевое финансирование. Ведь не каждый родитель знает, сколько стоит образование. Только сейчас, разворачивая процессы модернизации образования, мы начинаем понимать его цену. Есть, конечно, стандартная услуга. Но ведь родители требуют дополнительных знаний, хотят, чтобы их дети получали больше. Между учебными заведениями существует конкуренция. На всеобщее обозрение выставлены графики публичных отчётов школ. Нам важно услышать мнение общественности, чтобы понять, куда двигаться и как дальше работать. Вскоре появится рейтинг школ. Нужно понимать, как его выстроить. Например, по результатам Единого государственного экзамена, чтобы родителям было удобнее ориентироваться. Есть такое понятие, как репутация, стабильность работы школы. Всё чаще можно наблюдать такую картину: ребёнок проходит школу, которая находится в его дворе, и идёт дальше. Родители понимают, что именно лучше для их детей. А мы в свою очередь тоже совершенствуем свою работу. В этих целях в управлении образования Красноярска проводится политика повышения качества образовательных услуг. Доминантами функционирования нашей муниципальной системы образования на ближайшее время должны стать ответственность, качество и конкурентоспособность. Из этого вытекают новые требования к педагогам: профессионализм, открытость, толерантность, правильная система взаимоотношений, строгое выполнение взятых обязательств, эффективность затрат.
– Для вас «Неделя качества» – часть большой, системной работы в этом направлении?
– Конечно. Мы ещё раз обратимся к обсуждению, сделаем выводы, поставим глобальные вопросы. Например, каким будет образование в будущем. Самое главное, что ещё до начала «Недели качества» школы начали проводить самооценку: что они заслужили за свою работу, что поставили бы себе на месте родителей. Интересно потом сравнить оценку самих учителей и родителей, это полезно для повышения качества образования. Может быть, не все вопросы решатся быстро, но в первую очередь мы обязаны быть вежливыми, внимательными, готовыми к диалогу. Плохо, когда профессиональное сообщество само обсуждает свои проблемы, само пишет программы и ставит оценки. Без внешнего взгляда здесь не обойтись. Только в этом случае будет настоящее развитие, реформирование и повышение качества услуг.

Материал подготовила Юлия ВЛАДИМИРОВА. >Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 



Всё звёзд шоу бизнеса - только лучшее для вас.
  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен