[12]декабря[2007]
 
56(000120)

>Читайте в [следующем номере]
«Я знаю толк
в драгоценных камнях»
* Любовь КАЗАРНОВСКАЯ

Александр
ШУМОВИЧ:
«Мне нравятся костюмы британского дизайнера Пола Смита»

Монтрё: жемчужина женевской ривьеры?
(Фоторепортаж)

Джон ЛЕННОН:
живее всех живых


- Тайна преемника раскрыта: Медведев – будущий президент России

- Бизнес-новости

- Всё готово к ралли

- Проекты городского Совета

- Проба качества: красноярцы дают оценку

- «Преступление и наказание»: великий русский роман экранизировали двадцать седьмой раз

- Наталья ДОГАДАЕВА, 23 года, модель агентства «Ультра Моделс»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Считаю принципиально важным для нашей страны сохранить на важнейшей должности в исполнительной власти, должности председателя правительства, Владимира Путина».

Дмитрий МЕДВЕДЕВ, первый вице-премьер правительства России.


 
«Преступление и наказание»: великий русский роман экранизировали двадцать седьмой раз

Достоевский-младший остался недоволен телеверсией Дмитрия Светозарова.

Кажется, российские зрители ждут каждой экранизации классических литературных произведений уже не с той целью, чтобы насладиться постановкой, а для того, чтобы сравнить – насколько одна экранизация лучше (или хуже) другой. Пока в пользу современных постановок плюсов немного. Вряд ли добавил их и сериал Дмитрия Светозарова.

Топор отскакивал от головы

Сын знаменитого кинорежиссёра Иосифа Хейфица известен российскому зрителю как постановщик популярных сериалов «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности» и других. Что касается «Преступления и наказания», то, по словам Дмитрия Светозарова, он пытался снять аутентичного Достоевского. То есть для создателей картины очень важно было сохранить не только текст, но и внешность героев. Допустим, Раскольников у Достоевского обладает внешностью романтического героя и имеет орлиный профиль. У Владимира Кошевого, исполнителя роли Родиона, и внешность романтическая, и профиль  орлиный. А актриса Полина Филоненко – вообще вылитая Сонечка Мармеладова. Полностью совпадает внешностью со своим персонажем Александр Балуев, сыгравший Свидригайлова, – здоровый, голубоглазый русский купец с окладистой бородой. Актриса Елена Яковлева в роли матери Родиона – не древняя старушка, а женщина 43 лет.
Съемки фильма сопровождались мистическими случайностями. Однажды прямо на съемочной площадке едва не погибла Елена Яковлева. Актриса поскользнулась, и на нее едва не наехала лошадиная повозка. А сцену убийства старухи-процентщицы приходилось снимать много дублей подряд. Дело в том, что убивать актеру Владимиру Кошевому пришлось не реального человека, а резиновый манекен, поэтому топор постоянно отскакивал от резиновой головы. Кстати, продюсер фильма Андрей Сигле отмечает, что бюджет сериала оказался больше, чем у всех прежних проектов его компании. «Если в среднем серия обходится в 200-250 тысяч долларов, то на «Преступление и наказание» нам пришлось потратить порядка 350 тысяч долларов», – сказал он.

 

Продюсер фильма Андрей Сигле: «В сцене убийства были задействованы резиновые манекены».

Тараторкин был неподражаем

Экранизировать произведения Достоевского мировой кинематограф брался не раз. Больше всего, пожалуй, повезло в этом смысле роману «Идиот». С последней постановки, снятой режиссером Владимиром Бортко в 2003 году, собственно, и началась мода на экранизацию русской классики на телевидении. Всего же «Идиот» экранизировался семь раз, в частности, такими корифеями мирового кино, как Акира Куросава, Анджей Вайда, Иван Пырьев.
Фильмов по роману «Преступление и наказание» было 26 (без учета последнего), в том числе и мультипликационный. Самым кассовым и хрестоматийным считается двухсерийная лента, снятая Львом Кулиджановым в 1969 году с великолепными актерами БДТ – Ефимом Копеляном (Свидригайлов), Иннокентием Смоктуновским (Порфирий Петрович), Евгением Лебедевым (Мармеладов). Роль Раскольникова тогда сыграл Георгий Тараторкин, молодой актер Ленинградского ТЮЗа. По мнению критиков, Тараторкин в роли Раскольникова был неподражаем. За эту роль, кстати, он был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. А вообще в России первая экранизация знаменитого романа Достоевского была сделана еще в 1913 году. В 1917-м фильм был снят в США. В 1956 году кинолента по роману Достоевского вышла во Франции – с Жаном Габеном и Мариной Влади. В 2002 году была удачная экранизация «Преступления и наказания» американского режиссёра Менахема Голана. Однако самой скандальной считается версия немецкого режиссера Роберта Вине, который в 1923 году из романа Достоевского создал фильм ужасов. В нем, между прочим, были заняты актеры МХАТа – Григорий Хмара, Михаил Тарханов, Мария Германова. Мотивы романа Достоевского использовал Вуди Аллен в своем фильме «Матч Пойнт» (2005 год). Двухсерийный фильм «Преступление и наказание» сняли также англичане.

 

За роль Родиона Раскольникова Георгий Тараторкин был удостоен Госпремии.

У этого Раскольникова нет мыслей

Правнук великого классика Дмитрий Достоевский ждал этого фильма, как и все остальные экранизации произведений своего прадеда, с надеждой. Он всю жизнь прожил в Петербурге. Трудился вагоновожатым на трамвайном маршруте.   Сейчас Дмитрий Андреевич  на пенсии. Он очень ревностно относится ко всему, что связано с памятью знаменитого прадеда. Телеверсией Светозарова Достоевский-младший остался не очень доволен. По его словам, ему не понравилась ни режиссёрская работа, ни операторская. Да и актёры, как выразился Дмитрий Андреевич, «играют как-то слабенько». А Раскольников в исполнении Кошевого показался ему «каким-то растрепанным,  не видно работы мысли».

«Я не ел три дня»

Владимира Кошевого Дмитрий Светозаров увидел случайно – в сюжете телеканала «Культура». Режиссера настолько пора-зило сходство актера с Родионом Раскольниковым, каким его описал Достоевский, что он сразу же велел отыскать его. О том, что он утвержден на главную роль в сериале, Кошевой узнал из эсэмэс, когда отдыхал в Таиланде. В эсэмэс также значилось: «Не стригитесь, не брейтесь и главное – не загорайте».
Это первая серьезная работа в кино 30-летнего питерского актёра Владимира Кошевого. Правда, до этого он уже снимался в картине Александра Рогожкина «Своя чужая жизнь», а также в «Сармате», «Возвращении Титаника» и других. Владимир окончил факультет журналистики МГУ и актёрский факультет Российской академии театрального искусства, играл в Театре имени Гоголя.


Предлагаем фрагменты интервью актёра.
– В чем, на ваш взгляд, актуальность Достоевского?
– Слишком много искушений вокруг: красивая жизнь, яркие витрины. Соблазны подстерегают повсюду. Кто-то причиняет нам боль, мы посылаем проклятия в ответ. Достоевский напоминает о том, что человек не должен поддаваться искушениям, должен научиться подавлять саморазрушительные эмоциональные порывы.
– Вы оправдываете Раскольникова?
– Конечно, иначе я не смог бы его играть. И ведь наказание свое он получает не в конце романа – оно накапливается в нем постепенно. Его душа постоянно разрываема болью. Раскольников, по сути, на протяжении всего романа охотится за самим собой.
– У Раскольникова огромное количество текста. Как вы решали для себя эту проблему?
– Я придумал для себя вместо слов целую систему знаков. Каждому из персонажей соответствовало некое условное обозначение. Скажем, словосочетание «идти на казнь» я рисовал в виде шагов и плахи. А фразу «Я не ел три дня» можно было зарисовать как рот, перечеркнутый ложкой, и три квадратика, означающие календарные дни.

 


Алла КИПЧАТОВА,
декан филологического факультета КГПУ имени Астафьева:

 

– Фильм соответствует стилистике Достоевского, поскольку сам роман очень сложный и тяжёлый даже в физическом восприятии. Прекрасно играет Андрей Панин. Очень мне нравится и исполнитель роли Раскольникова. Хороший актёр. Так что фильм не вызывает отторжения. Картина Кулиджанова не очень свежа в памяти. Хотя я вспоминаю «нервический склад» характера Тараторкина. Кто-то определяет новую картину, снятую Светозаровым, как «поиски человека посредственного с претензией на избранность». Но я так не восприняла новый фильм, а вот в исполнении Тараторкина герой более рафинированный и умный. Он более интеллектуален, нежели Раскольников Кошевого. Хотя что правильнее по отношению к Достоевскому, определить трудно. По моему мнению, обе экранизации интересны и имеют право на существование.

Анастасия КОМИРНАЯ,
специалист по ценным бумагам ЗАО «ИФК «Алемар»:

 

– Телесериал по роману «Преступление и наказание» произвёл на меня неизгладимое впечатление, впрочем, как и сама книга. Режиссёр довольно точно смог передать настроения того времени, удачно выбраны тона картины – они удивительно подчеркивают всю серость и туманность Петербурга того времени. Великолепна игра актёров, она передаёт всю воспалённость разума, рассудка и брожения души. Отчетливо видны надрывы души и трагедия самого Раскольникова. Даже после того, как заканчивается очередная серия, на душе остаётся груз, отпечаток, и волей-неволей начинается внутренний диалог, даже спор, или рождаются новые идеи по разным житейским вещам. Мне очень нравятся картины такого плана лишь потому, что они заставляют подумать, где-то погрустить, в каких-то моментах увидеть самого себя, а где-то и другого близкого человека.

Алексей ПОДКОРЫТОВ,
депутат Красноярского городского Совета:

 

– Я начал было смотреть экранизацию романа Достоевского и могу сказать, что этот сериал не запал мне в душу. Когда читаешь книгу, в голове обычно складываются какие-то картинки, образы героев произведения. А при просмотре фильма, конкретно «Преступления и наказания», все образы меняются, ломаются. Может быть, в связи с этим мне не очень понравился сериал – я представлял героев совершенно другими. Поэтому и перестал смотреть. К сожалению, задумка режиссёра просто не совпала с моим представлением о том или ином герое.

Анна ДЕМСКАЯ,
ведущий редактор репертуарного отдела «Енисей-кино»:

 

– У нас есть двухсерийный фильм «Преступление и наказание», снятый Львом Кулиджановым. На днях я его пересмотрела. В сравнении с фильмом Светозарова – небо и земля. Но это совсем не значит, что снимать новый сериал не стоило. Молодое поколение наверняка не видело кулиджановской картины, поэтому, вполне вероятно, с удовольствием посмотрело новую экранизацию. Я ни в коем случае не против этого фильма. Но от советской экранизации просто в восторге.  Новый фильм не зачёркиваю, но в нём нет той мощи, энергетики, которая есть в картине, снятой в 1969 году.

Материал подготовили Любовь ДАНИЛОВА
и Яна БРЫЛЁВА.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен