[18]апреля[2007]
 
20(000084)

>Читайте в [следующем номере]
«Я никогда не играю в казино. Лучше пойти и отдать деньги
какому-нибудь бездомному»
* Александр ПОПОВ

Валентина СОКУР: «Из машин мне нравятся «Ауди» и «БМВ». Мечтать-то не вредно!»

«Золотые ножницы-2007» (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Курт ВОННЕГУТ: «Я оставил после себя много книг и детей»


- Выборы в Красноярском крае завершили весенний избирательный сезон в России

- Новостной «газообмен»

- Эвтаназия: убийство или милосердие от Кеворкяна

- «Тито и Тарантула» в «Че Геваре»

- Екатерина ШЕРВАРЛИ: «Нас ждут большие изменения в развитии модельного бизнеса»

- Карина БУРМИНСКАЯ, 18 лет, участница юбилейного конкурса «Модель года 2007»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Группа риска – это уже не гомосексуа-лы, не проститут-ки, не наркоманы. Это просто уже самая обычная половая связь».

Владимир ПОЗНЕР, журналист.


 
Эвтаназия: убийство или милосердие от Кеворкяна

Как стало известно, в настоящее время Совет Федерации РФ занимается подготовкой законопроекта, разрешающего эвтаназию в России. Инициатором происходящего стала председатель комитета по социальной политике Совета Федерации Валентина Петренко. По ее мнению, эвтаназию необходимо разрешить для некоторых исключительных случаев. Найдет ли эта инициатива поддержку в верхах?

За и против

Под эвтаназией понимают удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Различают активную эвтаназию – намеренное, из сострадания, причинение смерти (или «метод наполненного шприца») и пассивную – намеренное прекращение мер по продлению жизни («метод отложенного шприца»).
Идея введения эвтаназии во врачебную практику породила две диаметрально противоположные точки зрения на проблему. С одной стороны, умерщвление больного (или непротивление его смерти) находится в противоречии с принятой в современном мире врачебной этикой, базирующейся на основах христианской морали. На другой чаше весов – страдания неизлечимых больных, прервать которые может только смерть.
Церковь выступает категорически против легализации эвтаназии. Доктор медицины, монсеньер Жак Судо, принадлежащий к лагерю противников «благой смерти», в своем труде «Эвтаназия» пишет: «Божья заповедь «не убий» не знает «смягчающих обстоятельств». Значит, эвтаназия является прямым нарушением Божьего закона. У Бога есть план в отношении каждого человека, он выражается в понятии Божественного Провидения. Если человек вторгается в этот план, хочет присвоить себе роль Бога, то тем самым он посягает на Его власть. Для христиан смерть такова, какой ее посылает им Бог, в тот момент и таким образом, как это Ему угодно».
Что касается сторонников эвтаназии, то они считают, что если, находясь в сознании, больной понимает, что его дни сочтены, и он не может более терпеть страшные боли, то он может попросить врача ускорить свою смерть. И в этом случае врач должен иметь право выполнить просьбу больного. Это более гуманно, чем мучить обреченного человека, искусственно продляя ему жизнь.


«Доктор Смерть» выйдет на свободу

Самым нашумевшим делом по поводу применения эвтаназии стало дело американского врача Джека Кеворкяна по прозвищу «Доктор Смерть». Джек Кеворкян, окончивший медицинский факультет Мичиганского университета в 1952 году, работал патологоанатомом в различных клиниках Калифорнии и Мичигана. Там он пришел к убеждению в этичности эвтаназии в том случае, когда больному уже нельзя помочь.
Кеворкян даже предлагал в свое время учредить новую медицинскую специальность. По-английски она звучит как «obituary doctor». В переводе на русский получается что-то вроде «доктор для похорон». Медик, помогающий безнадежным пациентам покончить жизнь самоубийством.
По мысли Кеворкяна, вся территория Соединенных Штатов должна быть поделена на участки, обслуживаемые участковыми врачами такого профиля. Например, родной штат Мичиган он предлагал поделить на 11 таких зон. В каждой зоне будут работать пять врачей. Трое из них решают в каждом конкретном случае, оправдано ли их вмешательство. При положительном решении остальные двое их коллег приводят приговор в исполнение. Точнее, они наблюдают за правильностью действий непосредственного исполнителя в фельдшерском чине, который и обслуживает пациента.
Заявку на помощь специалистов подает лечащий врач, разумеется, по просьбе пациента. Но ни в коем случае не сам пациент, чтобы не было случаев «самолечения». Если пациент перед и во время процедуры выказывает хоть малейшее колебание, мероприятие немедленно останавливают, а пациента вносят в специальный черный список – никогда больше услугу подобного рода ему не окажут.
Все тринадцать американских врачей-психиатров, которых попросили высказаться по этому поводу, выразили удивление, недоумение, презрение, негодование. А один военно-морской врач сказал: «Не исключено, что у него попросту серьезный дефицит лития в организме» (то есть он не вполне нормальный).
Однако врач не оставил этой идеи и вскоре он снискал себе славу самого отчаянного в стране сторонника легализации практики умерщвления больных из гуманных соображений. В 1989-м он даже сконструировал «машину самоубийства» – систему подачи анальгетиков и токсичных препаратов в кровь для тех пациентов, которые не способны были покончить с собой иными способами. 4 июня 1990 года с помощью такой машины покончил с собой первый пациент доктора Кеворкяна, страдавший болезнью Альцгеймера. В дальнейшем доктор усовершенствовал «суицидальную» машину, снабдив ее маской с автоматической подачей смертельной дозы углекислого газа. Когда действия Кеворкяна стали известны его коллегам, его осудило врачебное сообщество. В 1991-м году он был лишен лицензии на занятия медицинской практикой, а затем подвергся судебному преследованию. На допросах Кеворкян признался, что с 1990 года помог расстаться с жизнью 130 своим пациентам. Тела самоубийц он оставлял в мотелях, в приемных больниц и моргов. Неофициально представители следствия сообщали, что по меньшей мере три четверти его жертв не страдали неизлечимыми заболеваниями, а около пяти процентов были и вовсе практически здоровыми людьми. Правда, официально доказать в суде следователи смогли только одно умерщвление.
В апреле 1999 года суд города Понтиак (штат Мичиган) признал его виновным в преднамеренном убийстве смертельно больного 52-летнего Томаса Йока. Пациенту в сентябре 1998 года по его собственной просьбе Кеворкян ввел в вену смесь из нескольких ядов, чтобы прекратить мучения, связанные с заболеванием. Медицинские эксперты сочли смерть подозрительной, однако не смогли найти прямых улик против него, пока активный сторонник эвтаназии сам не отправил видеопленку с записью убийства в редакцию телекомпании CBS. Запись была показана в одной из популярных передач на телеканале ABC News, где ее увидели почти 16 миллионов американцев. Эта пленка, а также интервью с Кеворкяном в программе «60 минут» были основными свидетельствами прокурора против «Доктора Смерть» на состоявшемся вскоре судебном процессе. Согласно приговору он должен был провести за решеткой 25 лет, однако 78-летний Джек Кеворкян досрочно выйдет на свободу уже этим летом.
Доктор Кеворкян ни разу не взял со своих пациентов денег. Хотя некоторые родственники пациентов переводили на его отдельный счет солидные суммы денег. Из этих денег Кеворкян на себя не истратил ни цента – они предназначены на претворение его вышеупомянутого плана в жизнь, когда власти наконец поймут, какую «глупую ошибку они сделали», запретив ему практиковать.


Где эвтаназия узаконена

Но, как бы то ни было, эвтаназия находит свою нишу. В 1994 году она была легализована в штате Орегон (США), а в 1995 году в Северной провинции Австралии, правда, спустя 9 месяцев закон был отозван. Самой знаменитой страной, боровшейся за право осуществлять эвтаназию, стали Нидерланды. В 1973 году там прошел судебный процесс над доктором Гертрудой Постма, которая сделала своей матери летальную инъекцию. Суд ограничился «мягким», но обвинительным приговором. Этот прецедент послужил началу общественного движения в поддержку эвтаназии в Нидерландах и в 1996 году Верховный суд и парламент утвердили инструкцию определяющую перечень состояний, при которых врач может ассистировать суициду путем летальной инъекции или назначения препарата перорально.
После многолетних дебатов по этому вопросу с широким освещением в печати, 29 ноября 2000 года эвтаназию, с большими оговорками, разрешили законодательно. Немалое значение в принятии такого решения сыграл относительный либерализм католической церкви в этой стране. «Де юре» добровольная эвтаназия разрешена в Японии, однако встречается крайне редко. С 1937 года она, при соответствующем юридическом оформлении, была разрешена и в Швейцарии, а в Германии – эвтаназия никогда и не была противозаконной, однако общественное мнение не одобряет ее проведение. В 2001 году эвтаназия узаконена в Бельгии.
В Уголовном Кодексе РСФСР 1922 года в статье 143 имелось Примечание, согласно которому прописывалась ненаказуемость убийства, выполненного по просьбе. Однако уже 11 ноября 1922 ВЦИК постановил исключить это Примечание во избежание множества возникших злоупотреблений «просьбами» граждан. На данный момент в России эвтаназия запрещена.
Не считается противозаконной пассивная эвтаназия в Швеции, Финляндии, Великобритании и Израиле. Однако основой для принятия врачом решения о прекращении лечения является свободное и осознанное волеизъявление пациента. Аналогичные просьбы от ближайших родственников пациента, находящегося в бессознательном состоянии, являются юридически недействительными.
13 апреля 2005 года Сенат Франции одобрил закон о праве на смерть. Закон действует лишь в тех случаях, когда принимаемые меры лечения становятся «бесполезными, непропорциональными либо не имеющими другого эффекта, кроме искусственного продления жизни».


Вместо укола – внимание и уход

Действенной альтернативой эвтаназии называют хосписы – специальные учреждения по оказанию паллиативной (симптоматической) помощи неизлечимым онкологическим больным. Там больным обеспечивается дополнительное внимание и качественный уход. В хосписах не ограничивают применение анестезии сугубо медицинскими задачами купировать боль. Задача состоит не в том, чтобы боль стала переносимой, а в том, чтобы пациент не ощущал дискомфорта. Поэтому здесь допустимо применение большего количества обезболивающих средств, чем в обычных больницах. Также, в отличие от обычных больниц, в хосписе отсутствуют многие ограничения – при себе можно держать даже домашних животных, например кошку или собаку, принимать родных, устраивать торжества. При учреждении всегда действуют часовни или храмы, однако никого не принуждают к вере. Общение с Богом – личное дело каждого. Насилие здесь недопустимо. От пациента не скрывают правду о диагнозе, если только он сам не просит об этом. Там же работают опытные психотерапевты и другие специалисты, которые помогают человеку принять свою судьбу. Таким образом, умирание становится для человека временем осмысленной жизни, возможностью осознать и принять смерть как нечто естественное. Но пребывание в хосписе могут позволить себе далеко не все нуждающиеся. Ведь все это требует больших материальных затрат.

 

 

 

Папа римский Иоанн Павел II
был одним из главных противников эвтаназии.

 

Доктор Кеворкян со своим смертельным устройством.

 

 

 

 

Вадим СМИРНОВ, главный врач городской детской
больницы №1:

 

– Такое явление, как эвтаназия, на сегодняшний день имеет в некоторых странах широкое распространение. Данная манипуляция – уход из жизни человека по собственному желанию при помощи медицины и медицинских работников – в отдельных странах есть: в Голландии и Бельгии. В моем понимании, в понимании врача, человек должен иметь комфортное состояние при рождении и комфортное состояние при окончании жизни. Это никоим образом не подразумевает искусственное прекращение жизни либо путем отключения от аппарата, либо введения сильнодействующих препаратов. Я считаю, цели и задачи медицинского сообщества – создать такие условия, чтобы человеку облегчить страдания в его тяжелую минуту. Как врач я не приемлю эвтаназию на сегодняшний день, и как человек я ее тоже не принимаю. Даже принципиальное рассмотрение данного вопроса при сегодняшнем состоянии медицины и общества в России считаю недопустимым и вредным. Сегодня нужно думать не о том, нужна эвтаназия или не нужна. Сегодня нужно думать о том, есть ли в России закон о медицинской деятельности. Закон о медицине. У нас есть закон об охране здоровья граждан, а закона о медицине – нет. Нет такого закона, где бы четко были прописаны права и обязанности не только врачей, но и пациентов.

Вадим ОСАДЧУК, заместитель директора агентства
рыночных коммуникаций «Брендон»:

 

– Фантазии мне хватает на то, чтобы представить себе себя или кого-нибудь из близких в состоянии, которое является показанием для эвтаназии. Я за то, чтобы узаконить эвтаназию. Да, если примерять на себя – это страшно, но можно. Я считаю, у меня, да и любого человека должно быть право на то, чтобы прекратить свое мучение в случае тяжелого хронического заболевания.

 

Валерия КАУРОВА, специальный корреспондент и ведущая программы «Детали. Красноярск» (телеканал «СТС-Прима»):

 

– Я проблему эвтаназии сравниваю с проблемой абортов. Возможно, это не в строчку, но когда я вижу плакаты «Нет абортам», да еще если об этом говорит мужчина… Ненавижу мужчин, которые выступают против абортов, меня это категорически бесит, потому что дело мужчин – зарабатывать деньги и помогать женщине рожать этих детей и воспитывать их. Не их дело, делать аборт или нет. Тело дано женщине, и она должна принимать решение. То же самое с эвтаназией. Люди, которые против эвтаназии, они не представляют муки тяжело больных людей. У меня вся родня умерла от рака. Это были страшные муки: человека как такового уже нет. Он живой труп. Я считаю, окружающим бесчеловечно на это смотреть. Другое дело, что человек усугубляет свой грех перед богом. Я, как верующая, понимаю, что нам придется давать ответ на Страшном Суде. И человек не имеет права лишать себя жизни. С другой стороны, я за узаконивание эвтаназии. Мне даже кажется, антигуманно выступать против этого. Некрасиво выступать против, потому что это хамство, потому что пока вы тут разглагольствуете – человек мучается. У человека есть тело, и он должен им распоряжаться. Бог и человек.

Яна БАКШЕВСКАЯ, директор салона оптики «Авеню»:

 

– Мне кажется, в каждом случае нужен индивидуальный подход. Я согласна с библейской точкой зрения: только Бог может отнять жизнь у человека. Но, к сожалению, в жизни мы сталкиваемся с тем, что тяжелобольной человек не может переносить страдания. И окружающие его люди задумываются о том, как бы облегчить мучения этого человека. Но, решившись на этот шаг, смогут ли они нести ответственность за чужую смерть?


Дмитрий ЧЕРНЯК, директор ресторанной компании «Республика вкуса»:

 

– Я бы к каждому конкретному случаю относился индивидуально. Облегчить человеку жизнь смертью? Я против узаконивания эвтаназии по той простой причине, что у нас в России это может превратиться в законное убийство. Как вариант, например, эвтаназию могут использовать как способ устранения людей. Но с точки зрения буддизма, с точки зрения кармы, чем больше человек в этой жизни сможет пережить, тем чище будет его душа. Для буддистов жизнь – это такой урок. Урок очистки. Я считаю, жизнь прекращать искусственно нельзя. Потому что жизнь дается не человеком, а кем-то свыше: Богом, Творцом… Уходить человеку из этой жизни или нет – решать самому человеку. Наверно, в определенных случаях есть необходимость облегчить страдания человека. Но опять-таки это должен решать сам человек.

Александр БИЛОНОВ (КУХАЛАШВИЛИ), генеральный директор компании «Лидер Лайн»:

 

– На мой взгляд, эвтаназия, в принципе, является грехом. Я, как человек сугубо религиозный, считаю, что уходить из жизни таким образом – это выбор верующего. И на его выбор государство никак не может повлиять. Грубо говоря, если человек захочет уйти из жизни – он это сделает без спроса государства – наложит на себя руки. Мне кажется, обсуждение данного вопроса на государственном уровне – это грех. Если государство берет на себя этот грех, это плохо.

Материал подготовила Екатерина ЛАТИНОВА >Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 



Питьевая старт обучение бесплатно.
.
  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен