Патриотический лозунг «Покупай российское!» как никогда актуален в нашей стране накануне вступления в ВТО. До сих пор к этому факту отношение в обществе неоднозначное: большинство специалистов прогнозируют сокращение на внутреннем рынке потребления российских товаров, поскольку значительно увеличится доля импортных. Однако ВТО даёт возможность нарастить российский экспорт за рубеж. Однозначно лишь то, что в любом случае нам необходимо развивать собственное производство и активно продвигать свои товары и на внутреннем, и на внешнем рынках. Регионов это касается в первую очередь: только устойчивые региональные бренды смогут составить достойную конкуренцию как иностранным продуктам, так и друг другу. И здесь ситуация очень неровная: лишь немногие российские республики, края и области могут похвастаться тем, что занимают на собственном потребительском рынке хотя бы 50-процентную долю. Красноярский край на фоне других российских регионов в области производства продуктов питания выглядит довольно неоднозначно. С одной стороны, в крае производится практически весь перечень необходимых пищевых товаров, а этим могут похвастаться не многие территории страны. В настоящее время пищевая промышленность Красноярского края представлена основными отраслями: мы производим молоко, заготавливаем мясо, рыбу, изготавливаем хлеб и кондитерские изделия, выращиваем зерно и получаем муку, есть овощеконсервные производства, а также мы имеем пивные и ликёро-водочные заводы. По естественным причинам край нуждается в импорте фруктов – у нас они не растут, но это, пожалуй, единственный недостающий продукт первой необходимости, который мы вынуждены закупать за пределами региона. Есть ряд товаров, не производимых на территории России или на территории региона (рис, сахар, соль), но имеющий стабильный канал дистрибуции, однако и эти производства работают не в крае. С другой стороны, объёмы потребления красноярцами местных продуктов крайне низки. По оценке министерства сельского хозяйства края, покупатель в красноярском магазине из каждых ста рублей на местные товары тратит от 15 до 40 рублей. Для того чтобы обеспечить экономическую продовольственную безопасность и быть уверенными в собственной рентабельности и конкурентоспособности, нам необходимо поднять этот показатель минимум до 70 рублей. Решение этой задачи зависит от многих факторов, и в первую очередь – от целенаправленного масштабного продвижения местных товаров на внутреннем рынке.
Что имеем – не храним Если разбираться детально, то наиболее стабильно в крае себя чувствуют молочная и пшенично-зерновая отрасли сельскохозяйственного производства. Удельный вес молока и молокопродуктов краевых товаропроизводителей в общем объёме товарных ресурсов в текущем году достиг уровня 90,4% (пороговое значение, определяющее продовольственную безопасность, – не менее 90%). Для 100-процентного удовлетворения потребности населения в молоке и молокопродуктах в объёмах не меньше рациональных норм потребления, в крае необходимо увеличить производство молока сырого на 420,8 тыс. тонн (59,4%). А при наличии сырьевых ресурсов, рынков сбыта и загрузке мощностей на 100% имеется возможность поставлять за пределы края масло животное в объёмах до 2100 тонн, консервы молочные – 110 миллионов условных банок в год, цельномолочную продукцию в пересчёте на молоко до 250 тыс. тонн. Что касается зерна – это отдельная тема. Главной проблемой в крае сейчас является его переизбыток. Потребность населения края в хлебных продуктах обеспечена на 130,7% (пороговое значение – не менее 95%). Это, конечно, хорошо в том плане, что мы вполне обеспечены хлебом и кондитерскими изделиями, причём, как отмечают статистики, в последние годы растёт число малых предприятий и частных предпринимателей, занимающихся выпечкой. Другое дело, что невостребованное сырьё остаётся зачастую гнить на складах: в крае недостаточно современных элеваторов, чтобы перемалывать пшеницу в муку, а также необходимых площадей для ее хранения. В среднем в закромах Красноярского края невостребованными остаются 2,5 миллиона тонн зерна в год. Отдавать первосортное зерно на корм скоту нерентабельно, а торговать с другими регионами не получается. Даже в тяжёлый для центральной России 2010 год, когда из-за аномальной жары там был рекордный неурожай зерновых, край не смог реализовать свою продукцию: тарифы на железнодорожные перевозки делали наше зерно для пострадавших регионов поистине «золотым» в плане цены, намного дешевле было закупать его в ближнем зарубежье. Тем не менее региону удалось сдвинуться с мёртвой точки. В прошлом году вывоз зерна за пределы края составил 524 тысячи тонн против 250 тысяч, которые вывозили до этого. При этом на экспорт край готов отправлять не только зерно, но и плодово-ягодную продукцию, и картофель. Ежегодно мы выращиваем 1 миллион 253 тысячи тонн картофеля. При этом потребляем всего 300-350 тысяч тонн. Розничная продажа местного картофеля также довольно успешна, однако здесь существенную роль играет «дачный» фактор: более половины красноярских семей потребляют картошку с собственного огорода. Совсем иное дело – мясо. Удельный вес мяса и мясопродуктов краевых товаропроизводителей в общем объёме товарных ресурсов составляет 59,9%, и пока о полной продовольственной безопасности говорить рано (пороговое значение – не менее 85%). Для удовлетворения потребности населения в мясе и мясопродуктах необходимо увеличить производство мяса на 81 тыс. тонн (60,8%). Тем не менее мы недостатка в этом продукте не испытываем: полки магазинов завалены мясной продукцией самого широкого ассортимента. И львиная его доля приходится на импорт: лидерами Красноярского продовольственного рынка по продажам колбас, ветчин и тушёнки являются Томск, Новосибирск и Абакан. С овощами ситуация и того хуже. Конечно, в условиях Сибири невозможно полностью обеспечить население собственной плодоовощной продукцией. На рынке овощных консервов превалирует продукция Краснодарского края, Беларуси и других регионов. Тем не менее в Красноярске днём с огнём, как говорится, не найдёшь знаменитых минусинских помидоров, а вот китайских и узбекских – сколько угодно. Овощной рынок края не просто заполнен – оккупирован импортным товаром, и местные овощеводы просто боятся прогореть и не выдержать конкуренции, поэтому не спешат выходить на рынок. Если подытожить эти факты, очевидно одно: пока всё относительно благополучно, но случись что (торговое эмбарго, невозможность импортных поставок, природные катаклизмы, экономический коллапс и тому подобные неприятные моменты, не дай бог) – край в состоянии обеспечить своё население продуктами питания лишь на 2-3 месяца в году. И только развитие местного производства способно и подстраховать нас, и дать импульс развитию всей краевой экономики. Мы – то, что мы едим В принципе, в подобной ситуации находится большинство российских регионов. Полностью обеспечить себя местными товарами не удаётся никому, особенно небольшим областям. Там делают ставку на развитие одного или нескольких крупных продовольственных брендов, продукция которых хорошо узнаваема во всей стране или в соседних регионах. Поэтому региональные власти и бизнес-структуры инициируют объединение местных продуктов под общим фирменным стилем. В Красноярске, например, это «Енисей-продукт». Согласно достигнутым договорённостям между ритейлерами и поставщиками сельхозпродукции, в супермаркетах гастрономических сетей, таких как «Красный яр», «Командор», «Каравай», «Никса» (бывшая «Пятёрочка»), «Красноярский хлеб», устанавливаются специально оформленные места продаж товаров местных производителей. «Красноярский краевой продовольственный альянс» выступил в качестве логистического оператора – посредника между производителями и продавцами. – «Енисей-продукт» – это не все производители подряд, а только те, чья продукция соответствует определённым качественным показателям, – говорит директор «Красноярского краевого продовольственного альянса» Андрей Васильев. – Когда люди оценят качество продукта и смогут достаточно легко находить его на полках, объём продаж увеличится, и это однозначно приведёт и к росту производства. Естественно, в финансовом плане от увеличения товарооборота регион выигрывает: деньги остаются на территории края, а не уходят в Томск или Кемерово. Но для того чтобы привлечь покупателей, недостаточно экономического патриотизма и рекламной кампании. Важнейшим фактором при выборе продукта для покупателя остаётся цена. Кажется логичным предположить, что местная продукция должна стоить дешевле привозной. Однако этого не происходит. В принципе, местные продукты, такие как молоко и мясо, всегда пользуются популярностью. Свежесть – высший показатель качества. И именно за это незаменимое свойство продукта мы платим дороже. Особенно это очевидно в сравнении с продукцией из дальних стран и регионов – как правило, это продукты с удлинённым сроком хранения, содержащие большое количество влагоудерживающих добавок, наполнителей, стабилизаторов. Такие товары могут быть значительно дешевле. Тут уже вопрос личного выбора покупателя и желания заботиться о своём здоровье. – Связь между потреблением местных продуктов и здоровьем населения самая прямая, – говорит врач-гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук Александр Бармаков. – Если, например, народы Севера привыкли к многолетнему рациону питания и резко сменили его в двадцатом веке, мы наблюдаем отрицательную динамику заболеваний у них. Городских жителей, привыкших к синтезированной пище, это касается в меньшей степени, но связь всё равно остаётся. По опыту регионов, в которых уже приняты подобные меры по выводу местной продукции в лидеры внутреннего рынка, можно судить о том, что население действительно начинает предпочитать местную продукцию привозной. В частности, всего за два года Волгоградской области удалось довести уровень продаж товаров местного производства до 50% от общего количества. Несомненно, что жители Красноярского края пойдут навстречу такой инициативе, и это поможет не только создать конкурентоспособную продукцию, которой будет гордиться регион, но и помочь развитию агропромышленного комплекса в целом. |