«Считаю, что выявленные в ходе проверки Генпрокуратуры незначительные нарушения, которые уже устранены, – это помощь в совершенствовании дальнейшей работы Минспорттуризма».
Виталий МУТКО, глава Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ.
Андрей РЕЗНИКОВ:
«Половина выработанной в стране энергии попросту пропадает»
Общеизвестный факт: нынешняя экономика России энергорасточительна. Согласно статистике, в среднем по стране потери энергоресурсов при добыче, транспортировке, переработке и потреблении достигают порядка 30-40%. В сравнении с индустриально развитыми странами, в России энергоресурсы потребляются в 3-4 раза больше на единицу произведенной продукции и в 7-8 раз больше на 1 квадратный метр жилой площади. Именно поэтому повышение энергоэффективности – одна из основных стратегических задач как государства в целом, так и бизнеса, промышленности, да и бытовых потребителей. На вопрос энергосбережения и энергоэффективности уже сейчас обратили серьезное внимание различные уровни власти, разработаны и утверждены специальные программы, направленные на энергоресурсосбережение. О том, как красноярские профессионалы коммунальной отрасли намерены внедрять идеи сбережения энергии, «Конкурент» беседует с Министром жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края. – Андрей Владимирович, на недавнем заседании Правительства была презентована принципиально важная целевая программа по энергосбережению и энергоэффективности в крае. Наш регион испытывает определённые проблемы в данной области? В чём они заключаются? Каковы основные цели данного проекта? – Программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Красноярском крае» на 2010 – 2012 годы разработана и принята на основании требований статьи 14 федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Понятно, что вопросы энергосбережения – это проблема не только нашего региона, а всей страны. Ни для кого не секрет, что без малого половина выработанной в стране энергии попросту пропадает. Коммунальное тепло порой уходит на обогрев атмосферы. Потери в теплосетях доходят до 30%. Средний КПД котельных равен 67%, в то время как в странах Западной Европы – 95%! Низкая энергоэффективность становится тормозом для всей экономики страны. Именно на энергоэффективности и энергосбережении был сделан акцент в послании Президента РФ Федеральному Собранию. Основная цель разработанной Правительством края Программы – создание экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Красноярского края. – Расскажите, пожалуйста, об этапах реализации программы. Хочется здесь же услышать и об объёмах финансирования такого ноу-хау. – В 261-м федеральном законе четко прописано, что к 1 января 2012 года все многоквартирные дома должны быть оборудованы общедомовыми приборами учета. До 1 июля этого года ресурсоснабжающие организации были обязаны направить в адрес управляющей компании или ТСЖ так называемые оферты, или предложения по установке приборов учета. Общий объем финансирования составляет 11 040 330,2 тысяч рублей. Все денежные поступления осуществляются и за счет средств краевого бюджета (это в общей сумме 1 552 530,4 тысяч рублей), и за счет средств местных бюджетов – всего 532 518,1 тысяч рублей. Привлекаются и внебюджетные средства, а это дополнительно 8 955 281,7 тысяч рублей. – Насколько своевременна и актуальна для края такая программа? И каковы прогнозы: что изменится? – Значение программы трудно переоценить. Судите сами: в середине ХIХ века Россия была одной из самых энергоэффективных стран мира. Несмотря на не очень-то благоприятный климат, эффективность использования энергии у нас была в 3,5 раза выше, чем в США и Западной Европе. Правда, тогда лучшей системой отопления в деревянных домах была русская печь. И вот наша задача в современных условиях стать энергоффективным регионом и энергоэффективной державой. Задача не из легких. Наша энергорасточительность – не проклятие холодного климата, а наследство индустриализации и плановой экономики, поэтому перевооружение, модернизация, использование новых технологий и точный подсчет ресурсов – важный шаг на пути реформирования отрасли, но не единственный. Нам предстоит избавляться не только от энергоёмких затратных котельных, но и менять свой менталитет, привыкать к бережливости. Кому не знакома ситуация: за окном весна, но батареи раскалены, и мы вынуждены открывать форточки, тем самым отапливая улицу. Если мы хотим повысить качество обслуживания, изменить отрасль к лучшему, мы должны измениться сами. Научиться экономить и считать – не менее важная задача при реформировании ЖКХ, нежели дополнительные денежные ресурсы. На всех объектах краевой государственной и муниципальной собственности будут установлены приборы учета (приборы учета электрической энергии – 1 554 штук; тепловой энергии – 867 штук; воды – 3 098 штук). К концу 2012 года планируется установить 79 370 общедомовых приборов учета. – Андрей Владимирович, ещё одна прима-тема для отрасли – капитальные ремонты многоквартирных домов. На какой стадии сейчас эта региональная адресная программа? – Красноярский край и в 2010 году стал участниками программы капитального ремонта многоквартирных домов, выполнив все необходимые для предоставления финансовой поддержки условия. – Как сегментируется финансирование ремонта? Какова доля финансового участия Фонда содействия реформированию ЖКХ, а сколько уйдет из краевой копилки и из муниципальных бюджетов? – Общий объем средств составит 231 453 300 рублей, из них средства фонда – 194 762 760, средства краевого бюджета – 22 803 200 рублей, средства местного бюджета – 2 314 533, средства ТСЖ или управляющих компаний – 11 572 807 рублей. – Не поменялись ли условия получения поддержки Фонда по сравнению, допустим, с прошлым годом? – Условия не поменялись. Требования остаются прежними, они прописаны в 14 статье 185 федерального закона. Все эти условия нами выполнены. Была ситуация, когда нам приостанавливали предоставление финансовой поддержки, но с 1 июля 2010 года с принятием в Красноярском крае нормативно-правового акта по монетизации льгот педагогам, проживающим в сельской местности и рабочих поселках, Фонд содействия реформированию ЖКХ возобновил предоставление финансовой поддержки краю. – Долгожданные ремонты стоит ждать только жителям краевого центра? Или в периферийных городах и весях тоже запахнет свежей краской в подъездах? – В этом году средства направлены на капитальный ремонт многоквартирных домов Красноярска, Норильска, Ачинска. В постановлении правительства края № 318-п вы можете увидеть, сколько средств заложено, какие дома попадают под капитальный ремонт, какие виды работ будут выполнены. – Хочется услышать в целом вашу оценку нынешнего состояния отрасли. Какие ещё остались болевые точки? – Отрасль ЖКХ развивается в крае динамично. И средства, выделяемые отрасли, значительные. Но износ основных фондов так велик, что, как вы говорите, «болевые точки» остались. Для строительства новых объектов необходимы не только средства, но и время. Например, в Козульке запланировано строительство новой котельной, которая, в отличие от прежней, будет приближена к центру нагрузок. Содержать котельную «Воинская», установленная мощность которой не соответствует отопительным нагрузкам, да еще 4,5 км ветхой теплотрассы – дорого для бюджета и нецелесообразно. В этом году разрабатывается проектно-сметная документация, строительство начнется в следующем, т.е. в предстоящий отопительный сезон в случае суровой зимы нештатные ситуации возможны. То же самое в городе Заозёрный. От «латания дыр» мы отошли. Будем строить новую котельную, водопроводные и тепловые сети. Но тоже в следующем году, потому что без проектно-сметной документации и схем водоснабжения и теплоснабжения, которые разрабатываются сейчас, строительство не начнется. – Есть такое ключевое и почти магическое слово – «тариф». При выработке тарифов подход бывает рыночный, научный, плановый. А бывает и «с потолка», «от фонаря» Хочется верить, что применительно к ЖКХ края в данных вопросах преобладает цивилизованность… – Уверяю вас, тарифы с потолка не берутся, они экономически обоснованы. Но в условиях рыночной экономики они не могут оставаться стабильными из года в год. Увеличивается стоимость на топливо, транспортировку и т.д. – увеличивается и тариф. В 2011 году размер платы граждан за жилое помещение и размер платы граждан за коммунальные услуги не будет увеличен более чем на 15% в сравнении с прошлым годом. Новое в этой области тарифов то, что тарифы организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов – переданы с уровня муниципалитетов на уровень субъектов. Это позволит избежать ошибок, неточностей при формировании тарифов – В крае солидные запасы угля, нефти, древесины, металла, гидроресурсов, а цены для населения едва ли не самые высокие по России. Полагаете, ситуация нормальная? – Если говорить о ценах на услуги ЖКХ, то цены у нас в крае не самые высокие. Да и сравнение проводить не совсем корректно. У нас в крае есть северные города и поселения, где тарифы по объективным причинам выше, и, следовательно, влияют и на средний показатель по краю. – Как сказываются климатические особенности региона на вверенном вам фронте работ? – Состояние жилищно-коммунального комплекса в крае не слишком отличается от общероссийского – более 50 процентов всей инфраструктуры изношено. Но климатические особенности и протяженность края требуют больших усилий для поддержания жилищно-коммунального комплекса в нормальном состоянии. Тогда как в умеренной зоне межотопительный период продолжается почти 5 месяцев, в арктической – отопительный период не прекращается вовсе, длится круглый год, например, в поселке Диксон. И профилактический ремонт можно сделать, лишь на несколько дней прервав отопление. У нас 13 000 км инженерных сетей. В мире нет практики строительства крупных городов и эксплуатации инженерных систем в таких экстремальных климатических условиях. И нигде в мире больше нет регионов с такими крупными инженерными инфраструктурами. Естественно, такой комплекс требует системного и программного подхода к его обслуживанию. К примеру, в Эвенкии выработка всей тепловой энергии происходит с помощью дизельных электростанций, а это крайне неэкономичные и неэффективные источники, которые требуют больших затрат из бюджета Красноярского края. Чтобы избежать этих затрат, на Инвестиционном совете Красноярского края был принят «Пилотный проект модернизации жилищно-коммунального комплекса Красноярского края», в рамках которого запланировано строительства мини-ТЭЦ на севере края, в Эвенкии и на Таймыре. – ЖКХ и инновации – понятия совместимые? – Не только совместимые, но и необходимые. Строительство мини-ТЭЦ – это строительство высокоэффективных комбинированных источников, вырабатывающих как электрическую, так и тепловую энергию. По предварительным подсчетам, реализация проекта строительства мини-ТЭЦ в Хатанге, сметная стоимость которой 1,66 млрд рублей, обеспечит качество, безопасность теплоснабжения и электроснабжения поселка и снижение затрат на предоставление коммунальных услуг на 235 миллионов рублей. После реализации данного инвестиционного проекта стоимость электрической энергии будет снижена на 50%, тепловой энергии – на 30%. – В крае много строится нового, современного жилья. Новые дома – новые возможности учёта, контроля, качества предоставляемых услуг? – При сдаче нового дома обязательное условие – установка прибора учёта. А прибор учёта – это контроль над качеством предоставляемой услуги и, следовательно, учёт денежных средств. Если говорить об инженерных объектах, то здесь тоже всё сориентировано на качество и экономию. При строительстве новых теплоисточников, инженерных сетей используется современные материалы со сроком службы 50 лет и более. Это значит, что ремонтировать их будем реже, а жители будут меньше тратить денег на ремонт.