[18]августа[2010]
 
30(000256)

>Читайте в [следующем номере]
«Кто-то придумал, что в детстве я играл с куклой Барби»
* Томас АНДЕРС

Светлана БЕКАРЕВА:
«Люди «притупели»
в плане одежды однозначно»

Киноновинки августа-2010
(17 потенциальных шедевров)

Виктор ЦОЙ: «Смерть стоит того, чтобы жить…»


- Медведев раскритиковал Хлопонина за Дагестан

- «Быки» без опаски играли на повышение

- Вениамин СМЕХОВ: Воланд и мушкетёр

- Mitsubishi ASX в Красноярске!

- Зачем апелласьон начинающему виноману

- Олеся ФОКИНА, 19 лет, модель агентства «Creative models»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Спутниковые «тревожные кнопки» в общественном транспорте сократят время прибытия врачей и спасательных служб на место ДТП».

Анатолий ПЕРМИНОВ,
глава «Роскосмоса».


Стильное нижнее белье из Италии: . Элитное постельное белье.

 
Вениамин СМЕХОВ: Воланд и мушкетёр

Народный артист, режиссёр, литератор отметил своё семидесятилетие.

В школьные годы Веня Смехов посещал драматический кружок при Дворце пионеров Дзержинского района. А судьба журналиста, которую изначально прочили Смехову родители, была загублена, сидевшим внутри бесом, который настойчиво звал его на театральный подмостки.
В результате Смехов поступил сразу в два вуза – во МХАТовский и Щукинский, отдав предпочтение школе Вахтангова. На первом же курсе Владимир Этуш настаивал на отчислении чересчур застенчивого студента. «Идите в математики» – сказал Смехову Этуш, добавив «нельзя быть таким умудренным рационалистом». Но вопреки мастеру педсовет оставил первокурсника Смехова вольнослушателем.
Вениамин Борисович признавался, что это отчисление пошло ему на пользу и стало сильнейшим толчком к перевоспитанию: «Я понял не умственно, а подкожно, что вину в своих неудачах всегда надо искать в себе самом».
После окончания училища Смехов, поддавшись юношеским амбициям, уехал в Куйбышев. Нисколько не жалея о своем решении, этот вираж Смехов объяснял тем, что Москва казалась слишком знакомой, затхлой, а провинция манила новизной. Но спустя один театральный сезон Смехов вернулся в Москву и поступил в 1965 году на службу в Театр на Таганке. Главной ролью Смехова на подмостках Таганки под руководством культового режиссёра Юрия Любимова стала роль Воланда в «Мастере и Маргарите», образ которого Вениамин Борисович воплощал 21 год.
Последний раз в «Мастере и Маргарите» Смехов сыграл в 1998 году, с тех пор, по выражению самого актёра, «он в отпуске за свой счет». Другие замечательные роли, которые отдал Смехову Юрий Любимов, – это Клавдий в «Гамлете» и Глеб в «Доме на набережной».
Всего с 1964 по 1985 год Вениамин Смехов сыграл в Театре на Таганке около 30 ролей. Он был соавтором нескольких спектаклей Любимова как автор инсценировок («Послушайте!», «Час пик») и второй режиссёр («Ревизская сказка» и др.).
В 1985 году после назначения главным режиссёром театра Анатолия Эфроса, которое последовало за вынужденной эмиграцией Юрия Любимова, Смехов ушёл из Театра на Таганке. После этого он два года работал в театре «Современник, участвовал в четырёх постановках театра.
В октябре 1987 года актёр возвратился в Театр на Таганке и участвовал в нескольких старых спектаклях.

Кино ему было чужим

В кино Смехов начал сниматься с 1968 года, сыграв свою первую роль в фильме Евгения Карелова «Служили два товарища», а известность приобрёл после главной роли в телефильме «Смок и Малыш», снятом по рассказам Джека Лондона. По признанию самого Смехова, кино ему было чужим. Леонид Филатов даже сострил по этому поводу: «Известно, что Веня не любит кино, потому что кино не любит Веню».
Но все-таки актёрская слава, как бы ни отрекался от неё Смехов, сама к нему пришла после роли Атоса, графа де Ла Фер в фильме Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетёра».
Вениамин Смехов снялся в фильмах: «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1979), «Али-Баба и сорок разбойников» (1983), «Ловушка для одинокого мужчины» (1990), «Мушкетёры двадцать лет спустя» (1992), «Завтрак с видом на Эльбрус» (1993), «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя» (1993), «Капитанские дети» (2006), «Монтекристо» (телесериал, 2008), «Сокровища кардинала Мазарини, или Возвращение мушкетёров» (2008), «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» (2009).
Режиссёрским дебютом Смехова стал фильм «Фредерик Моро».
Он автор сценариев к фильмам: «Али-Баба и сорок разбойников». Поставил телефильм «Театр моей памяти». С 1969 года Смехов поставил на ТВ ряд телеспектаклей, часть из которых – по собственным сценариям.

«Какой же я был дурак!..»

(из интервью с Вениамином СМЕХОВЫМ)

– Не кажется ли вам, что «Д`Артаньян и три мушкётера» – немного поверхностное прочтение романа Дюма?
– Несколько лет назад у меня случилась депрессия, и моя мудрая жена Галя в качестве лекарства от хандры посоветовала записать на диск прозу Хармса, «Мастера и Маргариту», «12 стульев». Сейчас аудиокниги стали главными в моей актерской жизни. Это очень удачная придумка, чтобы люди некогда самой читающей страны и трагически отвыкающие читать вернулись к этому через звучащую книгу. Так вот, одной из последних моих записей стал двухтомник «Три мушкетера» – около 18 часов звучания. Читая эту великолепную книгу, проигрывая роли за всех персонажей, я понял, какой же я был дурак, играя в 1979 году Атоса. Я притворился Атосом, досконально не перечитав бессмертного романа Дюма. Единственным знатоком в нашей мушкетерской команде был, догадайтесь кто? Конечно, Боярский. Мне даже кажется, что он знает эту книгу чуть лучше, чем сам Александр Дюма-отец. Кстати, когда мы снова встретились, Миша опять доказал, что он подготовлен лучше нас.
– Снимаясь в «Возвращении мушкетеров», вы уже смотрели на происходящее другими глазами?
– Я играл того же самого Атоса, но многое осознавшего. Например, что он всю жизнь любил только одну женщину. Ту, которую всегда ненавидел и дважды уничтожал. А потом на смертном одре страдал и признавался, что в его судьбе не было ничего лучшего, чем встреча с Миледи. Если бы не друзья, то Атос умер бы от тоски гораздо раньше отведенного ему срока. Я это осознал и подкорректировал свой образ в «Возвращении мушкетеров».
– Говорят, Смехов боится лошадей. Как вы преодолевали свой страх?
– В 1992-м, перед выходом фильма «Мушкетеры 20 лет спустя», Валентин Смирнитский заявил журналистам, что из-за моей нелюбви к лошадям режиссёр Хилькевич вынужден был придумать для мушкетеров другое средство передвижения, а именно – верблюдов, поэтому съёмки проходили в Бухаре. Это остроумно. Однако вот вам доказательство моего подлинного отношения к лошадям. На «Возвращение мушкетёров» все слетелись в Одессу: Атос, Портос, Арамис и д`Артаньян. И вот в предчувствии первого съёмочного дня мы вчетвером спускаемся в гостиничный ресторан завтракать. Меню искушает изобилием закусок, но каждый из нас, не сговариваясь, заказал овсяную кашу...
– То есть вы сидели на диете?
– Нет, этим заказом мы выразили свою любовь к лошадям, для которых овёс – любимая еда. А если серьёзно, то во всех мушкетёрских фильмах я вынужден был ездить верхом и падать с лошадей, как остальные актеры.
– Вы издали несколько книг воспоминаний. Мемуары – жанр специфический, со своей кухней. Почему выбрали этот путь?
– Очень подходящее слово – «кухня». И начинал я писать на кухне, там лучше всего получались пьесы и сценарии для ТВ. Что же касается воспоминаний, то первым вышел очерк в журнале «Юность» – «Самое лучшее занятие в мире». Помню, как в кабинете Любимова я подарил ему этот журнал, а потом пришёл Андрей Вознесенский и тоже подарил этот же номер, где была напечатана его поэма «Лёд». Ко мне он всегда хорошо относился как к актёру, но тут возмутился: «Ты ещё младенец, а уже пишешь воспоминания». Я ему ответил: «Воспоминания – вещь безответственная, пишу, что помню. А вот поэма – ответственная». Намек на то, что это была не лучшая его вещь. Затем зашёл Александр Володин и сказал Любимову: «Только что прочитал в «Юности» твоего артиста». И стал говорить какие-то хорошие слова, а Любимов ему: «Да вот он в углу стоит». «Кто тебя в угол поставил?» – спрашивает Володин. «Я», – отвечает Вознесенский.
– Ходят слухи про серию снимков, где вы душили многих актёров – Смоктуновского, Караченцова, Яковлева...
– Это началось на гастролях в Ленинграде: мы весело ехали на какой-то концерт. И Толя Васильев сделал фотографию, как я «душу» Высоцкого: я изображал это жестоко, а Володя улыбался. Назывался снимок «Мой задушевный друг Володя», и его тогда опубликовали в какой-то газете. Потом, через много лет, когда мы встречали Войновича в Шереметьево, я вспомнил вдруг, что два Володи – Высоцкий и Войнович – были дружны. Сделали фотографию «удушения» Войновича. Потом пошло-поехало, начались съёмки...
– Десяток классиков удушили?
– Да, последний был Алёша Петренко на съёмках фильма «Двадцать лет спустя».

Мечта – начитать Ветхий Завет

Будучи признанным актёром, Вениамин Борисович никогда не расставался с писательством. Поэтические спектакли стали настоящим ноу-хау Таганки. В 26 лет Смехов написал пьесу по стихам Маяковского «Послушайте!».
В 1986 вышла в свет первая книга Смехова «В один прекрасный день». В последующие годы вышли книги «Живой и только», «Таганка: записки заключённого», «Театр моей памяти». Двухтомник «В жизни так не бывает. Та Таганка» был награждён в 2009 году Царскосельской художественной премией.
Вениамин Борисович ставит драматические и оперные спектакли в Чехии, Израиле, Франции, Германии, Австралии, выступает с концертами, преподаёт актёрское мастерство в университетах США, записывает аудиокниги, в числе которых роман Хемингуэя «По ком звонит колокол», «Пятая гора» Пауло Коэльо, «Три мушкетёра» Дюма-отца. В мечтах Смехова начитать Ветхий Завет. Как режиссёр Вениамин Борисович выступил в постановке спектакля «Самоубийца» Алексея Бородина в РАМТе.
По признанию самого актёра, он, прежде всего, актёр и только потом режиссёр и писатель.

Семья и «Французская любовь»

Вениамин Смехов женат вторым браком. Первая жена Алла к искусству не имела никакого отношения, в этом браке появились на свет дочери Елена (1964) и Алика (1968). В 1980 году Вениамин Смехов женился во второй раз. Его избранницей стала театральный критик Галина Аксенова.
С Галиной Вениамин Борисович познакомился в 1979 году, когда та приехала из Питера на стажировку в Москву, в Театр на Таганке, где тогда репетировали «Преступление и наказание». Сегодня Галина Аксенова преподаёт в Школе-студии МХТ, читает лекции по истории кино на русском и английском языках для студентов разных стран, занимается историей искусств, собирает винтажную одежду. Вместе супруги уже более тридцати лет.
Дочь Алику с папой объединяет общая профессия, а со старшей дочерью Еленой, которую стараниями родителей отговорили от актёрской карьеры, объединяет тяга к литературному слову, недавно у Елены вышла книга «Французская Любовь».
Но больше всего радует Вениамина Борисовича мужская часть семьи – внуки: старший Леонид, сын Елены – филолог, аспирант Российского Государственного университета, и сыновья Алики – школьник Артём и трехлетний Макар, который уже грозится быть артистом.

 

Самый лучший в мире Атос.

 

В роли Воланда. Театр на Таганке.

 

В фильме «Служили два товарища».

 

С дочерью Аликой и внуком Макаром.

 

Николай ИВАНЕНКО,
«ostrauhdesignstudio»:

 

– На мой взгляд, его театральная судьба намного интересней судьбы кинематографической. Мне очень жаль, что я практически не видел сценических ролей Смехова. А наверстать упущенное невозможно. И потому что театр субстанция сиюминутная, и потому что в своем любимом театре «На Таганке» он больше не работает. А Воланда в Мастере и Маргарите он играл превосходно. В Москве 70-х, 80-х это был хит. Смехов был не столько мудрым Воландом, сколько опасным. Очень привлекательным – и оттого страшным персонажем. И актер в театре он неизменно был волевой, энергичный, интеллектуальный. Всегда очень яркий. В кино же он получался бесформенным, как вата.  Смехову, судя по всему, очень не повезло с кинорежиссерами.

Алла ВОЛОДИНА,
певица, журналист:

 

– Скажу честно: от советской экранизации «Трёх мушкетеров» я не в восторге, книга в свое время произвела на меня более сильное впечатление. Но ироничный и благородный Атос в исполнении Вениамина Смехова запомнился – недаром эта роль сделала его знаменитым на всю страну. Образ красавца Атоса до сих пор покоряет всех девушек, которые смотрят этот фильм.
Хотя большинство поклонников Смехова все-таки сходятся на том, что он прежде всего театральный актер. Мне, к сожалению, не довелось увидеть его «живую» игру в театре, но я смотрела телеспектакли с его участием, читала рецензии критиков. Многие считают, что его Воланд в театре на Таганке – одно из лучших воплощений булгаковского дьявола. Сегодня Вениамин Смехов не только успешный актер, но и востребованный режиссер, литератор, педагог. В его юбилей мне хотелось бы пожелать ему оставаться востребованным в любимой профессии, сохранять свое тонкое чувство юмора и ироничное отношение к жизни. Ну и, конечно, здоровья, любви его детей и подрастающих внуков.

Сулейман ВЕЛИЕВ,
бизнесмен:

 

– Вениамин Смехов – достаточно знаковый актер для моего поколения. Естественно, мне он запомнился (впрочем, как и всем другим) по роли мушкетера Атоса. Я считаю, что он сыграл его еще более благородным, чем было написано в книге. Его основные черты: спокойствие, проницательный взгляд и храбрость. Я бы не назвал его актером одной роли, но роль Атоса столь запомнилась, что все другие его работы отошли на задний план. Смехова и его роль можно сравнить с Мироновым, который сыграл Остапа Бендера столь же прекрасно, как и Вениамин перевоплотился в Атоса. И оба они создали идеальный образ этих литературных героев. Сейчас, после стольких лет работы на сцене, он продолжает действовать на своем любимом поприще, остается только восхищаться его энергичностью и здоровьем.

Игорь ЧИРВА,
актёр иркутского драматического театра, Заслуженный артист РФ:

 

– Вениамин Смехов – замечательный российский артист. Как принято говорить, «из той» плеяды. К сожалению, артистов советской школы осталось не так много. По сравнению с нынешним поколением актёров, они отличаются своим отношением к работе, к интерпретации образов и к актёрскому ремеслу в целом. А отношение это настоящее, искреннее, с полной самоотдачей. Вениамин Смехов, кроме того, человек с потрясающей харизмой, интеллигентностью. Этот отпечаток на него в какой-то степени наложила роль и Атоса – романтичного, отважного мушкетёра из известной киноленты Юнгвальда-Хилькевича. Но мне кажется, эта интеллигентность присуща ему и вне экрана. Его игру на театральной сцене, я, к сожалению, не видел. Но киноработы Смехова достойны несомненного уважения».

Анастасия ШУНТИКОВА,
специалист в индустрии красоты (Иркутск):

 

– Мне, как и большинству моих ровесников, Смехов больше известен по фильмам о мушкетёрах, в которых снимались замечательные советские актёры. И где Атос в исполнении Смехова – романтичный, мужественный герой, с очень красивой и трагичной историей любви. В жизни мне представляется он таким же. Нравится в нём и то, что он как артист дорожит своей репутацией. Это видно по его нынешним работам, пусть их не так много, как хотелось бы, но они достойны. Человек он, безусловно, очень талантливый. Кроме актёрской карьеры, успешно работает как режиссёр. Счастлив в личной жизни, состоялся как отец. Одна из его дочерей продолжила династию. Остаётся только порадоваться за него и надеяться, что мы ещё увидим блистательную игру Смехова в новом хорошем фильме».

Материал подготовили Артур ВЕРЕСОВ
и Андрей ФЁДОРОВ.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен