[24]марта[2010]
 
11(000237)

>Читайте в [следующем номере]
«Честно говоря, не могу понять, за что меня так ненавидит Захар Прилепин»
* Евгений ГРИШКОВЕЦ

Кристина БАБУШКИНА: «Перед каждым спектаклем обязательно читаю молитву»

VII Студенческий IQ-бал: видеообращение Хлопонина и кофейное дерево Кузнецова (Фоторепортаж)

Наталья ВОДЯНОВА: «В Нижнем меня считали недостаточно тощей»


- Футбол. Лига чемпионов. Битвы гигантов

- Попытка роста не удалась

- Автобренды, которых больше нет

- Стремление жить!

- «Дориан Грей»: философский роман превратился в мистический триллер

- Анастасия САФОНОВА, 21 год, модель агентства «Models X file»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Культурно пить наша страна не научится, россияне всё равно переходят грань. «По-нашему» - это напиться до поросячьего визга. Но за стол садятся очень даже культурно».

Светлана ЖУРОВА,
вице-спикер Государственной Думы.


«Дориан Грей»: философский роман превратился в мистический триллер

Новую экранизацию книги Оскара Уайльда вряд ли ждёт скандальная слава её литературного первоисточника.

Оргии с удавами и полотно с опарышами

Снявший «Дориана Грея» Оливер Паркер больше знаменит как актер, а не как режиссер, и со своей внешностью сам бы мог сыграть Дориана, будь он помоложе. Однако главную роль исполнил Бен Барнс (Принц Каспиан из «Хроник Нарнии» и Собакка из «Больше Бена»). Колин Фёрт, нечасто выступающий в амплуа негодяя, играет аморального лорда Генри – покровителя и растлителя Дориана. В свою очередь роль жертвы Дориана, прекрасной Сибиллы, исполняет актриса Рэйчел Херд-Вуд. Та самая зеленоглазая девушка с рыжими волосами и молочной кожей, за благоуханием которой шел околдованный парфюмер из одноименного фильма.
Парочка Ферт и Барнс, кстати, в «Дориана Грея» шагнула прямиком из «Легкого поведения» – предыдущей картины, где они играли вместе. Как вспоминает продюсер Барнаби Томпсон, он заканчивал «Легкое поведение» и обдумывал «Дориана», когда вдруг «заметил интересные тёмные глаза Бена». «И в какой-то момент, когда он слегка повернулся к камере, я подумал: «О Боже, это же Дориан!»
Кто знает, согласился ли бы с этим сам Оскар Уайльд. Думается, против изящных приталенных костюмов Дориана и его увлечения рыжеволосой Сибиллой, словно сошедшей с полотен Ренуара, он бы не возражал. А вот насколько бы ему понравились кишащий опарышами портрет (режиссер в молодости промышлял ужастиками) и сцены оргий с кальянами, удавами и мулатками, – остается догадываться.
Впрочем, сам Уайльд оставлял своим интерпретаторам полную свободу действий. Если перечитать книгу, обнаружится, что там упомянут один-единственный порок Дориана – употребление опиума. Остальное – на совести читателя. «Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чем состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, имеет в виду свои собственные», – говорил Уайльд.
Так что авторы фильма имели полное право рисовать картины свального греха. Пускай эти картины и выглядят так, будто бы позаимствованы из подростковых фантазий о буднях рок-музыкантов. И вместо эротических вибраций, на которые, видимо, рассчитывали авторы, вызывают лишь улыбку.
Поначалу сюжет фильма Паркера мало чем отличается от книги. Глядя на свой прекрасный портрет, Дориан высказывает желание обменять свою душу на вечную молодость. Его желание исполняется, но явно не Богом – и по мере совершения разнообразных дурных поступков дурнеют и черты лица на портрете.
Однако режиссер переставил акценты истории таким образом, что она стала куда менее ёмкой и членораздельной. Эпическое полотно о развращающей силе гедонизма превратилось в обыкновенный – и довольно слабый – мистический триллер, адаптированный к современным реалиям. Из многозначного уайльдовского текста Паркер вычленил готический антураж и преподнес его в новомодном комиксовом ключе – даже архитектура викторианского Лондона здесь выглядит куда более компьютерной, чем, скажем, в «Шерлоке Холмсе».
Уайльд писал книгу о взаимоотношениях жизни и искусства, но Паркер снимает историю так, как будто в моральном падении Дориана виноват персонально лорд Генри (Колин Фёрт). У Уайльда он только сыплет парадоксами и развращает Дориана, подарив ему роман Гюисманса «Наоборот», а у Паркера ведёт его к шлюхам, учит пить джин стаканами, а в конце взрывает его дворец.
Только после 18 лет унылого разврата Дориан наконец понимает, что изображение на портрете действительно портится и, может быть, в этом есть какой-то нравственный смысл. К тому же урод, в которого со временем превращается молодой красавец на портрете, в версии Паркера плоховато нарисован и норовит вылезти из своего 2D мира, так что проткнуть его шпагой захотели бы многие.

---

«Непристойный» роман, написанный за три недели

Уайльд написал «Портрет Дориана Грея» за три недели (ни над одной книгой он не работал так долго!). Повесть вышла в свет 20 июня 1890 года в журнале Lippincott’s Monthly Magazine. До публикации, уже сдав рукопись в печать, Уайльд бесконечно переписывал её и вносил изменения.
После публикации романа в обществе разразился скандал. Одни критики называли его «тошнотворным и приторным», других до глубины души возмутила «непристойность» романа (эту непристойность сегодняшний читатель не разглядит и под микроскопом). Некоторые требовали подвергнуть его запрету, а автора романа – судебному наказанию. Уайльда обвиняли в оскорблении общественной морали. Книге была обеспечена скандальная слава на долгие годы.
В сюжете романа есть значительные сходства с легендой о докторе Фаусте. Например, Фауст также получил от Мефистофеля вечную молодость. Есть аллюзии и на другие произведения мировой литературы. Большое влияние оказал роман Мэтьюрина «Мельмот-Скиталец». Именно из этого романа взята мысль о портрете, а также и герой, которому позволено всё. Есть общее в романе и с «Шагреневой кожей» Бальзака. Близким по декадентскому духу к «Портрету Дориана Грея» является роман Гюисманса «Наоборот». Однако «Портрет Дориана Грея» рассматривается как абсолютно уникальное, стоящее особняком в литературе произведение. В нем поставлены вечные вопросы человечества – о смысле жизни, об ответственности за содеянное, о величии красоты, о смысле любви и губящей власти греха.

Два десятка «кинопортретов»

Один из главных романов мировой литературы всегда был легкой добычей для кинематографистов. Остроумные диалоги, мистицизм, детективный сюжет – всё играет на руку режиссеру, вздумавшему призвать в соавторы сценария Оскара Уайльда. Его и призывают – вот уже почти столетие. Но закон о переходе количества в качество пока работает на других классиков.
Американская версия «Портрета Дориана Грея», увидевшая свет в 1945-м году, считается лучшей попыткой адаптации романа и по праву причислена к числу достижений Голливуда в хорроре того периода, когда этот жанр уже потерял былой престиж.
Из прочих версий можно отметить «Портрет Дориана Грея» (Джон Горри, 1976) – верный Уайльду и театральным традициям BBC телефильм с Джоном Гилгудом (лорд Генри) и Джереми Бреттом (Бэзил).
Любопытна интерпретация Массимо Далламано «Дориан Грей» (1970), в которой действие переносится в свингующий Лондон конца 60-х, а роль Дориана исполняет Хельмут Бергер, долгое время бывший любовником Висконти. Холодный блондин, одержимый собственной красотой, – несомненная удача кастинга, в то время как сам фильм, при всей своей визуальной изощренности, не достигает значительных высот в драматизме.
В новом веке было целых три версии «Дориана». В одной (режиссер Дэвид Розенбаум, 2004) художник Бэзил Холлуорд превратился в художницу Бэзил Уорд, которая вышла замуж за лорда Генри. Автор другой (2007 года), режиссер Дункан Рой, в поисках незатертой метафоры уподобил старость СПИДу.
Всего роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» экранизировался около 20 раз.
Для Оливера Паркера «Дориан Грей» – третья его экранизация произведений прославленного писателя. До этого были перенесены на экран пьесы «Идеальный муж» и «Как важно быть серьезным».
В одном из интервью Паркер объяснял свою давнюю привязанность к Уайльду тем, что его интересовала возможность исследовать темные стороны его сочинений, освободить их от условностей эпохи, в которую они были написаны. Режиссер суммирует содержание своего нового фильма репликой: «Когда боги хотят нас наказать, они отвечают на наши молитвы».

Оскар Уайльд: эстет, эксцентрик, «уранист»…

Оскар Уайльд (1854 – 1900), полное имя которого Оскар Фингел О’Флагерти Уиллс Уайльд, был одним из главных британских эстетов и эксцентриков. Он весьма экстравагантно одевался (чем привлекал к себе всеобщее внимание), обожал хлесткие афоризмы и странные выходки; рассказывают, что, заметив возле своего дома плохо одетого нищего, он потребовал, чтобы тому сшили дорогой костюм у хорошего портного. Тогда нищий не оскорблял бы эстетического чувства писателя.
Каждое своё произведение Уайльд подписывал, прибавляя к своему имени титул «уранист», что в XIX веке было эквивалентно слову «гомосексуалист».
В 29 лет Уайльд женился на Констанции Ллойд. В 1885 и в 1886 году у них родились сыновья, но семейному счастью не суждено было быть долгим. В 1886 году Уайльд познакомился с семнадцатилетним студентом Оксфорда Робертом Россом и был совращён им. Позднее Уайльд восхищался Россом, который был набожным католиком, называя его «Святым Робертом, мучеником за любовь и веру, святым, прославившимся не столько своей исключительной стойкостью, сколько будучи предметом соблазна для других».
Скоро Уайльду пришлось начать жить двойной жизнью, держа в полной тайне от жены и от своих респектабельных друзей то, что он всё больше втягивался в круг молодых геев. Разумеется, всё это рано или поздно должно было закончиться скандалом.
В 1895 году против Уайльда было возбуждено уголовное дело за принуждение к содомии. На суде писатель защищался остроумно и блистательно, но всё это было подобно отчаянному воплю среди глухих. Когда прокурор спросил его: «Что подразумевается под «любовью, которая не смеет назвать своего имени», Уайльд взорвался красноречием: «Любовь, которая не смеет назвать своего имени» в нашем веке означает такую большую страсть старшего к младшему, как это было между библейским царем Давидом и Ионафаном, такую, без которой Платон не смог бы создать фундамент своей философии, ту, которую вы найдете в сонетах Микеланджело и Шекспира. Это есть то глубокое, одухотворенное чувство, которое так же чисто, как и совершенно. Оно порождает и наполняет собой шедевры искусства, и мы опять-таки можем вспомнить Шекспира и Микеланджело... В нашем веке это чувство остается непонятым – настолько непонятым, что о нём можно говорить как о «любви, не смеющей назвать свое имя», и именно как жертва отношения к этой любви я сейчас и нахожусь в этом зале. Это прекрасное и благороднейшее чувство духовного родства. В нём нет ничего противоестественного. Оно наполняется интеллектом и раз за разом возникает между старшим и младшим, когда жизненный опыт и мудрость сливаются с радостью жизни, счастливыми надеждами и романтическим очарованием. Это чувство не от мира сего. Мир насмехается над ним и норовит пригвоздить его к позорному столбу».
Оскар Уайльд был приговорен к двум годам каторжных работ – это было максимально возможное наказание по этой статье обвинения. Судья при вынесении приговора сказал: «На мой взгляд, это наказание слишком мягкое за всё содеянное этим человеком».

 

Сразу после завершения работы над фильмом «Дориан Грей» самая богатая женщина России Елена Батурина купила особняк, где велись съемки: Уайтанхерст – охраняемый государством замок, построенный в стиле королевы Анны, который является второй по величине частной резиденцией в Лондоне после Букингемского дворца. С 25 спальнями, огромным бальным залом, 8 ванными комнатами и 8 гостиными. Сумма сделки – 50 миллионов фунтов стерлингов. Остается гадать, чей портрет украсит главную гостиную госпожи Батуриной…

 

 

Колин ФЁРТ.

 

Бен БАРНС.

 

Рейчел ХЕРД-ВУД.

 

Оскар УАЙЛЬД.

 

Режиссёр Оливер Паркер.

 

Евгений КУРЛЯНЧИК,
директор ресторана «Goodвин»:

 

– Сюжет фильма, конечно, интересный, но в то же время весьма неоднозначный. Мне понравилось, как режиссер воплотил идею о том, что за всё в этой жизни нужно платить, ведь Дориан за вечную молодость заплатил сполна. Но я вряд ли рекомендовал бы этот фильм для общего просмотра. Мне кажется, молодому поколению не стоит смотреть подобного рода картины. Не думаю, что нужно нести в массы образ постоянно курящего, катающегося по публичным домам, молодого, красивого, богатого Дориана – даже несмотря на то, что впоследствии ему пришлось за это поплатиться. Что касается общих впечатлений, второй раз смотреть этот фильм я бы, наверное, не пошел. Игра актеров и постановка, в принципе, интересны, но совершенно не захватывающи. Мне кажется, учитывая то, что история о Дориане Грее широко известна, работа режиссера и сценариста должна была быть выполнена на порядок выше.

Алексей ПЕРВУХИН,
генеральный директор торгово-промышленной группы «Диалан»:

 

– Я, честно говоря, не фанат такого рода фильмов. Вся эта мифичность и фантастичность, пусть даже основанная на классике, меня не привлекает. Сразу же бросилась в глаза, конечно, вычурная инсталляция. Было видно, что все декорации создавались с помощью 3D или каких-то других современных технологий, начиная от дизайна улиц и заканчивая интерьером. За счет этого фильм больше напоминал компьютерную игру, нежели кино. За актерскую игру, наверное, 4 с плюсом я бы поставил, но в целом фильм просто не моего жанра. Не могу сказать, что я восхищен, но и равнодушным «Дориан Грей» меня не оставил, всё-таки впечатления после просмотра довольно глубокие, но второй раз я бы его смотреть не стал. Хотя я совершенно уверен в том, что фильм найдет своего зрителя, об этой картине я слышал много хороших отзывов.

Анастасия СОЛОПЕКО,
телеведущая:

 

– Всё, что появляется в последнее время в современном кинематографе, не вызывает у меня ни бурного восторга, ни разочарования. Вот и обсуждаемый сегодня фильм по пятибалльной шкале я оценила бы на троечку. При этом мне кажется, что свою аудиторию он всё равно нашёл. Мне было тяжело смотреть экранизацию книги, которую в своё время я прочла несколько раз, потому что в моём воображении всё визуализировалось совершенно иначе. В основном поэтому фильм «Дориан Грей» вызвал некое разочарование, ощущение того, что сюжет неполон и подан обрывками. Главного героя я представляла несколько другим. С одной стороны, порадовало то, что Дориана сыграл нераскрученный актёр, с другой – мне кажется, что, к примеру, Джуд Лоу в этой роли смотрелся бы гораздо органичней. Режиссер поставил перед собой практически невыполнимую задачу – экранизировать такое сложное произведение. Безусловно, можно было сделать лучше, но и данный вариант не настолько плох, насколько мог бы быть.

Александр ШИШКО,
корреспондент «Первого канала» (Иркутск):

 

– Фильм понравился, сделано очень достойно. Радует картинка, работа оператора, безусловно, на высоте. Сценарий, сюжет фильма тоже проработан до мелочей, как и декорации. В целом атмосфера Лондона того времени, на мой взгляд, передана очень здорово. Игра актёров тоже не оставила меня равнодушным. Бен Барнс сыграл, по-моему, просто великолепно. Но сказать, что смысл фильма меня очень глубоко тронул, не могу. Конечно, есть о чем задуматься, и вообще фильм держал на протяжении всего времени в напряжении, но не более. А что не очень понравилось, так это порой  чересчур реалистичные сцены убийства. Многие отзываются о новой экранизации негативно, в основном из-за несоответствия фильма книге. Полагаю, в данном случае перед сценаристами и режиссером ленты «Дориан Грей» задачи полного соответствия и не стояло.

Оксана ДЖИГИРЕЙ,
радио-диджей (Иркутск):

 

– Когда только появился анонс к фильму «Дориан Грей», мне сразу захотелось на него сходить. Я люблю фильмы, в которых помимо закрученного сюжета с кучей спецэффектов есть и философский смысл. Те, кто еще в школе читал Оскара Уайльда, поймут, что речь в фильме идет о том, что человек должен оставлять чистым не только свое внешнее «Я», но и внутреннее. Кстати, мне понравилось, что фильм соответствует содержанию книги и режиссеры не стали нагромождать ничего лишнего. Единственное, что мне не пришлось по душе, это актер, исполняющий роль Грея. Да, действительно Бен Барнс симпатичный юноша, при виде которого у многих девушек будут дрожать коленки. Но у уайльдовского Грея должно быть обаяние самого дьявола, а у Барнса, боюсь, этого нет. Он не смог сыграть эту роль на все 100 процентов. Но тем не менее я советую этот фильм всем, кто хочет на досуге подумать о своей душе.

Материал подготовили Евгений РОМАНОВ
и Ольга ИВАНОВА.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен