начало на 1 стр. Из них многоэтажных жилых домов – 159 (их общая площадь – 1 миллион 761 тысяча квадратных метров; квартир – 24 285), объектов гражданского назначения – 583, индивидуальных жилых домов – 1100. В 2007-2008 годах в Красноярске было построено рекордное количество квадратных метров жилья – полтора миллиона, что составило более 23 тысяч квартир. Три года подряд Красноярск являлся лидером среди всех городов России по такому показателю, как количество введённого жилья на одного жителя. План 2010 года тоже достойный – около 500 тысяч квадратных метров жилья. – В таком большом и бурно развивающемся городе, как Красноярск, давно актуален вопрос строительства метро… – С 2004 года финансирование строительства красноярского метрополитена было увеличено. Метростроители стали получать достаточные суммы и воспрянули духом оттого, что наши реальные мечты и планы сбудутся в ближайшее время. Одно время называли даже 2012 год – как время ввода в эксплуатацию первого пускового комплекса, включающего три станции и всю инфраструктуру, от ул. Высотной через ул. Копылова до станции Вокзальная, протяжённостью 5,17 км. Мы на такие нагрузки смело надеялись, тем более что удалось запустить канадский тоннелепроходческий комплекс «Ловат». В отличие от других городов, где строится метро, в Красноярске сложился мощный метростроительный комплекс. В краевом центре базируется ОАО «Бамтоннельметрострой» – генеральный подрядчик подземных строек от Дальнего Востока до Сочи. В активе организации десяток современных проходческих комплексов и огромный штат квалифицированных работников. Собраны профессионалы со всей России и стран СНГ. Мы уже считали, что процесс идёт по плану – и метрополитену вскоре быть, да и положительный пример Казани вдохновлял. Но сейчас развитие метрополитенов в стране несколько затормозилось из-за кризисных явлений в финансировании. Пока нам неизвестен объём федеральных средств на 2010 год. И все же есть надежда, что к середине года мы получим необходимую сумму. Пока же приняли решение нашей «метростроевской коалицией» отправить письма за подписью губернаторов и глав городов, чтобы этот процесс был ускорен. Отмечу, что в 2009 году около 10,4 миллиарда рублей было выделено на отрасль для 12 городов: 11 – где строятся метрополитены, а также город Волгоград, где появится скоростной трамвай. – С 2005 года реализуется комплексная транспортная схема города Красноярска, рассчитанная до 2015 года. За первые три года воплощения проекта в жизнь на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт дорог направлено 3 миллиарда 300 миллионов рублей. Что нового на столь дорогом для всех фронте работ? – В 2009 году на развитие улично-дорожной сети города было направлено более 1 миллиарда рублей, из них на строительство и реконструкцию дорог предусматривалось порядка 357 миллионов. Начато строительство пешеходного перехода по ул. Белинского, автодороги по улице Мужества. Закончена реконструкция проезжей части автодороги по улице Шахтёров от улицы Молокова до улицы Караульной (остались невыполненными работы по благоустройству и озеленению). Открыт новый подземный переход по улице Матросова. Разработаны проекты автодорог по ул. 4-я Дальневосточная и Чернышевского. В процессе разработки находятся проекты путепровода через железную дорогу с транспортной развязкой в микрорайон Северный, автодорог на Острове Отдыха, по улице Космонавтов, Л. Шевцовой, Линейной (от Караульной до улицы Мужества). В 2010 году на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт дорог также предусмотрено более миллиарда рублей. Из них на строительство и реконструкцию объектов улично-дорожной сети запланировано выделить около 378 миллионов. – Один из самых крупных проектов комплексной транспортной схемы Красноярска – четвёртый коммунальный мост через Енисей... – Четвёртый автомобильный мост – большая и важная магистраль на транспортной карте Красноярска. Он, как и метрополитен, призван разгрузить пробки. Пуск в эксплуатацию моста по глубокому обходу Красноярска, при непосредственном участии Владимира Путина, уже дал свои плюсы. А городской мост, который все мы ждём, способен кардинально преобразить всю транспортную схему города, сделать её намного более эффективной. Проектирование и строительство самого моста выполняет Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю, строительство подходов будет осуществлять муниципалитет. Общая стоимость моста – около 17 миллиардов рублей. Чуть больше 8 миллиардов потребует сам мостовой переход, около 9 миллиардов обойдется строительство левобережных и правобережных подходов, которые включают в себя эстакады, путепроводы, многоуровневые развязки, искусственные сооружения. В связи с этим предстоит большой снос жилых домов, в основном в микрорайоне Николаевский. Для реализации такого масштабного проекта необходимо будет получить кредитные деньги либо привлекать инвесторов. Могу сказать, что среди инвесторов сейчас фигурирует даже компания из Китая, выступающая со своими конкретными предложениями. Есть и другие зарубежные инвестиционные группы. Кроме того, имеется определённая уверенность в получении денег из федерального бюджета. Не исключается вариант, при котором проезд по этому мосту – как сооружению в одном из крупнейших городов Сибири – в перспективе может стать платным. Сейчас в европейской части России апробируются подобные варианты. Да, пока ещё платные дороги кажутся для города какой-то фантастикой, но я считаю это цивилизованным подходом. Главное, чтобы подобные сооружения были безопасными и удобными. Сооружённый в компактные сроки, с применением современных технологий и материалов, мост решил бы для города огромную транспортную проблему. – Четвёртый автомобильный мост будет расположен чуть выше по течению Енисея, чем мост железнодорожный? – Да, на левом берегу его створ пройдёт в районе улицы Волочаевской и охватит большое пространство в микрорайоне Николаевский. А на правобережье мост пройдет по улице Лесников с выходом на Свердловскую, примерно до старой часовни. – Как же реагируют на данные замыслы жители Николаевки? – В марте закончились публичные слушания на выше обозначенную тему. Они проходили достаточно напряженно. Два из четырех открытых заседаний посетило большое количество человек, некоторые участники делали негативные замечания, выкрикивали, вступали в спор. Но немало было и тех, кто, желая сменить частный дом на благоустроенную квартиру, голосовал за проект. Всем красноярцам я отвечу, что нынешняя Николаевка должна превратиться в одно из красивейших мест Красноярска, и мы как градостроители приложим к этому максимум усилий. Со временем и метрополитен там пройдёт, и современный автомобильный мост появится, и Сибирский Федеральный университет обоснуется неподалёку. По СФУ вариант уже отработан, его схема практически перенесена из проектов в жизнь – и вскоре Октябрьский и Железнодорожный районы станут одними из лучших и благо-устроенных в краевом центре. – Так что же, в конце концов, появится раньше – новый автомобильный мост или ветка красноярского метро? – Хотелось бы, конечно, увидеть оба эти объекта уже в 2015 году. Я уже говорил о больших возможностях подрядчика, работающего на строительстве нашего метрополитена. Правда, сейчас основные свои силы он сосредоточил на острие атаки по вводу в эксплуатацию объектов Сочи. Учитывая производственные мощности этого подрядчика и уже произведенные нами выработки, в том числе законсервированный рабочий ствол №5 на площади Революции, красноярский метрополитен можно построить примерно за три года. Говорю это как специалист, ведь я практически всю жизнь метростроению посвятил, кроме последнего года, причём работал в разных городах. Напомню, что в Москве в своё время практически за один год построили метрополитен, сразу 11 станций. Это при том, что применялся ручной труд, как говорится, комсомольская стройка кипела, на которой работало около 60 тысяч человек. И построили за год! Сейчас мы имеем опыт и потенциал для качественного строительства метро в течение трёх лет. Участок от Ветлужанки до Ленинской (рабочее название станции в районе Качи) мы вполне можем построить за три года. Помимо финансирования, я полагаю, нужны ещё политическое решение и административный ресурс. В крае сейчас новый губернатор, знающий всю ситуацию, и от его действий будет очень многое зависеть. Следует отметить, что в непростом положении сейчас находятся метрополитены Челябинска, Омска и Уфы. Взять тот же Омск или Челябинск, там намного раньше начали строиться метрополитены, но до сих пор не пущены. В Алма-Ате подземку начали строить в 88-м, закончить планируют только в этом году. Но есть и другие примеры: Казань, к примеру, всё-таки достроила метро. Несмотря ни на что. – Рассуждая о глобальных свершениях, логично обсудить новации, что всем нам несёт проект «Агломерация-2020». – Очень хорошо, что наш новый губернатор стоял у истоков этого проекта и, разумеется, не оставит это дело в стороне. Бывший губернатор Эвенкии Борис Золотарёв сейчас активно занимается его реализацией. Конечно, сама идея агломерации не нова, а конкретно для нашего города она хороша ещё и тем, что спутники Красноярска имеют свою интересную географию, хозяйственный уклад, социально-экономические показатели. У каждого из них, будь то Сосновоборск, Дивногорск или Емельяново, есть определенный потенциал, который необходимо аккумулировать и использовать для общих нужд, на благо всего края. В целом макроэкономическая модель 2020 очень перспективна уже хотя бы потому, что Красноярск удачно расположен географически – между Енисеем и горными возвышенностями. На нашей территории можно развивать и транспортную сеть, и глобальное коммунальное строительство, включая не только четвёртый, но и пятый автомобильный мост, который, кстати, тоже предусматривает генеральный план города. При этом необходимо всё сделать красиво, гармонично. Скоростная автотрасса от Емельяново совсем ещё недавно казалась фантастикой, а сейчас это вполне решаемая задача. Кстати, недавно в Москве я проехал по надземной скоростной рельсовой дороге, идущей от ВДНХ до Останкино. Это наработанный в России опыт. Все эти варианты вполне применимы в Красноярске, где также можно устроить скоростные надземные пути. Их, кстати, не в каждом большом городе возможно запустить. Аналогичная схема давно работает в Париже, в Брюсселе, она может и у нас быть принята. Красноярскую агломерацию надо как можно быстрее претворять в жизнь. Агломерационный подход позволит городу предстать в обновлённом, усовершенствованном и современном виде. – Как красноярец, хотел бы пожелать ему как можно быстрее покончить с точечной застройкой. – Я тоже полагаю, что точечной застройки больше не должно быть. Есть ещё проекты, согласованные достаточно давно, – их, конечно, следует довести до конца. Их уже физически нельзя остановить, поскольку пройдена экспертиза, получены кредиты, запущен механизм их сооружения. Вместе с тем не всё то, что сейчас называют точечным строительством, таковым является. Надо понимать, что свободных площадок в городе практически не осталось. Поэтому многие здания возводятся в условиях существующей застройки. Часто это происходит со сносом ветхих домов. Это ли не положительная тенденция? В некоторых случаях мы сталкиваемся с недовольством жителей новостроек, рядом с которыми, согласно, подчеркну, плану комплексного освоения территории, возводится очередная многоэтажка. Что это, тоже точечное строительство? – Как вам видится перспективное развитие города: ввысь или вширь? Красноярск – не тот город, внешнюю привлекательность которого должны определять массивы небоскрёбов, как в некоторых странах Европы и в особенности в США. Небоскрёбы в Сибири вообще трудновыполнимые проекты – у нас не подходящие климат и рельеф. Хотя, к примеру, у Арэга Саркисовича Демирханова есть идея построить несколько фундаментальных высотных зданий в районе ГорДК, Стрелки. Но это скорей исключение из общей практики красноярского градостроения. В отношении строящихся зданий в центре сегодня действует строгое ограничение этажности и архитектурного стиля, особенно если новостройка находится рядом с историческим памятником. Например, недавно согласовывали гостиничный комплекс, который планируется возвести на месте старой городской больницы. Здание должно быть высотой не более 6 этажей. Это требование, принятое на уровне краевого министерства культуры. – Какие города России или мира вы отметили бы как градостроитель за своеобразие, за архитектурную культуру? – Среди огромного пространства СНГ любимый мой город – Алма-Ата, особенно в сегодняшнем его облике. Я восемь лет прожил в Алма-Ате, и поэтому знаю, что и климат там достаточно комфортный, и инфраструктура города отлаженная. Единственный негативный фактор – там возможны землетрясения и сходы селевых потоков. Впрочем, землетрясения и в нашем регионе имеют место. Бывал я достаточно часто и за дальними рубежами. Из центров западного мира мне очень понравился Сан-Франциско, действительно славный город. Моё образование связано со специализацией «Мосты и тоннели». У выпускников нашего факультета всегда была мечта посмотреть на знаменитые мосты Сан-Франциско – «Бэй-Бридж» (Сан-Франциско – Окленд) и «Золотые ворота». Мне судьба такую возможность предоставила. Творения эти, конечно, грандиозные, впечатляющие. Из других сооружений, которые я видел воочию, в инженерном плане сильнее других впечатляет Саяно-Шушенская ГЭС. Я всё-таки инженер по особо опасным объектам (к ним относится и метрополитен), и могу со всей определённостью заверить: Саяно-Шушенская – это мощь инженерной мысли. В Америке на реке Колорадо видел я знаменитую плотину Гувера с её Большим каньоном. Но Саяно-Шушенская превосходит это серьезное сооружение по красоте, сложности, масштабности. Как метростроитель, всегда обращаю внимание на мировые метрополитены. Так вот, московский метрополитен, пусть сейчас он немножко постарел и «погрустнел», не может не восхищать. Из городов России я выделяю сразу несколько сибирских. Очень нравится мне Омск. Там я, кстати, тоже немало строил. А родился рядом с не менее красивым Новосибирском. Служил в Хабаровском крае, был офицером на БАМе, знаю хорошо Хабаровск. И на Байкал езжу каждый год, и в Иркутске бывал. Сибирь наблюдал в разных её проявлениях – и в природных, и в урбанистических. При этом лучшим из городов считаю всё-таки Красноярск. Это город по-настоящему красивый и незаурядный. Сегодня Красноярск имеет облик современного большого города с интересными традициями старого и нового мира. Именно Красноярск я считаю городом сибирской мечты. Совершенно искренне это говорю. К родителям в Новосибирск я всегда с удовольствием приезжаю, полгорода там друзей у меня… Но в Красноярск еду как в самый родной город. Вот уже тринадцатый год я здесь. И сыну моему он тоже нравится. Здорово, что федеральный университет у нас открылся – надеюсь, будет учиться в нем, потом и трудиться в Красноярске. Работы у нас – непочатый край! |