[04]ноября[2009]
 
41(000219)

>Читайте в [следующем номере]
«За то, что Михаил Прохоров прописался в Красноярском крае, большое ему спасибо»
* Михаил КОТЮКОВ

Вадим САМОЙЛОВ: «Каждый идёт своим путём, в том числе и через постель»

Милан – город моды, футбола и музыки. Кто осмелится с этим поспорить?
(Фоторепортаж)

Жюстин ЭНЕН: «Я возвращаюсь в теннис. Это главное решение моей жизни»



- Ставка рефинансирования достигла исторического минимума

- Отскока вверх не предвидится

- Николай КАРАЧЕНЦОВ: жизнь «до» и «после»

- Милан – город моды, футбола и музыки. Кто осмелится с этим поспорить?

- Сергей ПОНОМАРЕНКО: «Сейчас нет длинной скамейки запасных, откуда можно выбирать профессионалов»

- Александр БАРАНОВ: «СОБРАНИЕ сompany» – официальный и единственный в Красноярске представитель всемирно известных брендов

- Юлия ПРИЛУЦКАЯ, 22 года, модель агентства «МАКС моделс»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«По-моему, в курс Обамы Саакашвили не вписывается. Думаю, Америка сегодня достаточно прохладно относится к нему».

Евгений ПРИМАКОВ,
политик, экономист, журналист.


Как не прогадать и купить практически за невысокую цену на рынке б/у?

 
Сергей ПОНОМАРЕНКО: «Сейчас нет длинной скамейки запасных, откуда можно выбирать профессионалов»

Нехватка квалифицированных кадров на всех уровнях – проблема, о которой, в принципе, только недавно начали говорить с самых высоких трибун. Чуть больше года назад страна впервые заговорила о кадровиках-управленцах: опубликовали «топ-лист» президента России с фамилиями руководителей государственного масштаба. Теперь федеральная инициатива реализуется и на региональной площадке. О кадровой политике краевого значения беседуем с заместителем губернатора Красноярского края Сергеем Пономаренко.

– Сергей Александрович, всё чаще сейчас можно услышать такое понятие, как «кадровый резерв». И масса вариаций на тему: резерв управленческих кадров, резервисты, «золотые» кадры и так далее. Об этом на встречах высокого уровня заявляет Президент, ему вторят региональные политики, об этом рассуждают в крупных компаниях. Но четкого представления о том, что это за зверь такой, – нет. Ликвидируйте безграмотность: что стоит понимать под «кадровым резервом»?
– Как вы правильно сказали, как только не называют эту программу. Однако есть сформулированное определение: резерв управленческих кадров. Это тема, которая возникла недавно, в прошлом году. Обозначил её президент России Дмитрий Медведев в своем послании перед Федеральным Собранием. Он сказал, что необходимо нам в целом серьезно задуматься о формировании новых подходов, о формировании профессиональной управленческой элиты в стране. К сожалению, технологии, которые существовали в советские времена, сегодня не актуальны, они не приспособлены к современным условиям. Фактически до нынешнего времени никто целенаправленно не занимался формированием некоего резерва управленцев. Эта задача, безусловно, является актуальной: без нормального кадрового потенциала мы не сможем развиваться ни в сфере экономики, ни в сфере государственного управления. Отсюда и специфика резерва – управленческие кадры. Это не только государственные или муниципальные служащие, это и резерв на замещение должностей в руководстве крупных промышленных предприятий. Таковы цели, озвученные президентом. В этом заключается суть задач, поставленных перед властями всех уровней.
В настоящее время формируется три уровня резерва. Первый резерв – федеральный. Наверное, вы много слышали о «президентской сотне», которая была сформирована где-то полгода назад и куда вошли в том числе и некоторые представители Красноярского края. Насколько я знаю, на днях должна появиться информация о «президентской тысяче». Другой вид резерва управленческих кадров – резерв региональный. В крае его пополнением занимается специально созданная комиссия под руководством первого заместителя губернатора края Василия Кузубова. И третий вид резерва – муниципальный. Соответственно, он ориентирован на муниципальный уровень власти.
– Как давно идёт процесс создания такого своеобразного «стабилизационного фонда» профессионалов? И кто, собственно, определяет пригодность-непригодность того или иного соискателя на звание резервиста-управленца?
– Фактически официальный старт кампании был дан президентом, как я уже сказал, в прошлом году. Если говорить про Красноярский край, то у нас эта работа начата в сентябре прошлого года, когда была создана рабочая комиссия. Потребовалось, разумеется, какое-то время на определение подходов к непосредственному формированию списка резервистов. Мы выбрали следующий путь: в комиссию включили 27 экспертов, представляющих различные сферы общественной, научной жизни, являющихся специалистами в области бизнес-менеджмента, в области государственного управления. И эти эксперты работают по принципу «лучшие отбирают лучших». Мы подобрали, как нам кажется, срез элиты в «судейский состав». Согласно утвержденному положению о порядке включения в резерв управленческих кадров, кандидаты могут быть делегированы от политических партий, общественных организаций, всевозможных Союзов. Кроме того, люди могут поучаствовать в конкурсе в порядке самовыдвижения. Мы постарались максимально упростить эту процедуру. Она не требует заполнения сложных нотариально удостоверенных документов, – это некоторая информация о себе, отзывы с предыдущих мест работы. Кандидат в резерв должен подтвердить наличие у него серьезных навыков управленца. Причем масштабность не имеет никакого значения – равные возможности как у руководителя крупного предприятия, так и у начальника маленького отдела. Информация об эффективности управленческого опыта предоставляется в комиссию, и уже совокупная оценка комиссии позволяет оценить, попал человек в резерв кадров или нет.
– Каковы цели формирования списка резервистов? Страна, регионы, города и веси испытывают реальный «голод» в профессионалах?
– Никто не ставит задачи немедленно поменять всех управленцев, разумеется. Но у нас должен быть отработан понятный механизм нахождения кандидатов, которые могут замещать высокие управленческие должности. То есть когда возникает какая-то вакансия, мы не должны судорожно искать, кого же назначить на освободившееся место. Поверьте мне, сейчас нет длинной скамейки запасных, откуда можно выбирать профессионалов. Каждый раз эти решения принимаются спонтанно, сиюминутно. Причем речь идёт не только о нашем регионе – таков подход к кадровой политике в стране в целом, к сожалению. Наконец мы пришли к общему заключению о необходимости заранее формировать необходимую базу руководителей, а людей, включенных в резерв, обучать управленческим технологиям. И в дальнейшем, когда возникают какие-то вакансии, именно этих людей назначать на должности. Мы с нашим кадровым региональным резервом поступили следующим образом. Поскольку управленец управленцу рознь, резерв разбит на несколько уровней: отобрана группа лиц, способных занимать политические должности – министров, заместителей губернатора; другая группа – для работы в органах исполнительной власти Красноярского края. Есть резервисты, которые, по нашему мнению, могут занимать должности глав администраций в муниципальных районах и городских округах. Есть те, кто может возглавлять краевые госучреждения и предприятия. Это систематизировало всю имеющуюся кадровую базу, и при необходимости кадровый вопрос может быть решен оперативно.
– На слуху у многих и президентская программа – как возможность расширения квалификации, адаптации к новым условиям социально-экономического уклада страны. Есть что-то общее у этой системы с резервистской?
 – Президентская программа подготовки управленческих кадров существует с 90-х годов. Этот проект ориентирован на подготовку менеджеров в промышленности, а не в сфере государственного управления. Исходя из социально-экономической ситуации того времени, идеологи программы задумались о нехватке грамотных руководителей, готовых работать в современных рыночных условиях. Безусловно, её задача коррелирует с той, которую сейчас ставит президент по кадровому резерву. Связь между программами существует, но если президентская программа, как её называют, – своего рода повышение квалификации уже действующих менеджеров, то резерв управленческих кадров – отбор компетентных лиц, которых впоследствии, конечно, будут обучать всем профессиональным тонкостям.
– Такой вопрос: насколько сейчас, допустим, представителю бизнес-сегмента реально попасть на госслужбу?
– Давайте сразу разделим понятия: мы сейчас формируем базу данных управленцев, которые в том числе могут попасть на должности госслужащих. Но это совсем не значит, что люди из этого резерва попадают сразу же на государственную и муниципальную службу. Есть закон, который требует проведения конкурса на замещение любой освободившейся вакансии, и я вам ответственно заявляю, что любые назначения, которые проходят в Правительстве Красноярского края, проходят в соответствии с требованиями закона. Мы объявляем открытый конкурс, информация о котором доступна любому красноярцу на официальном интернет-портале Правительства. Разумеется, резервисты также на общих основаниях могут принимать участие в конкурсах. При этом они будут иметь определенные моральные преимущества: резервист уже прошел сито конкурсного отбора, значит, его профессиональная компетенция уже доказана. Насколько реально попасть бизнесмену на государственную службу? Абсолютно реально. Могу сказать, что в базе данных регионального резерва управленческих кадров больше половины резервистов – представители бизнес-структур разного уровня.
– Разумеется, есть какие-то ограничения для тех, кто может претендовать на попадание в желанный список.
– Если говорить о жестких параметрах, которые отсекают конкурсантов, это возраст: люди старше 50 лет комиссией не рассматриваются. С точки зрения профессиональных критериев – это наличие стажа управленческой деятельности.
– Бытует мнение, секрета не открою, что в государственные управленцы, в управленцы муниципального размаха, что называется, с улицы не попадешь. В связи с этим вопрос: насколько реально простому гражданину своей страны увидеть свою фамилию в списке резервистов?
– Я достаточно часто слышу этот вопрос и не открою, неверное, Америки, сказав, что в общественном сознании есть стереотип: во власть можно попасть, только имея какой-то блат. Сказать, что это абсолютно не так, было бы лукавством с моей стороны. Конечно же, хорошая рекомендация во все времена имела определенное значение. Другое дело, что в настоящее время законодательство развивается таким образом, чтобы минимизировать влияние фактора «знакомства». Ответственно заявляю, что любое замещение должности происходит на основании открытого конкурса. Каждый может попробовать свои силы при соответствии требуемым условиям для той или иной должности.
– В заключение не могу не спросить: в непростые кризисные времена не ждать ли секвестра или вообще замораживания проекта формирования резерва управленческих кадров?
– Несмотря на непростые экономические условия, мы закладываем в бюджете следующего года деньги на повышение квалификации тех самых резервистов, о которых я говорил. Подчеркну, что мы будем тратить не только бюджетные средства, мы предполагаем софинансирование со стороны участников программы. В целом это расходы, которых раньше не было в краевом бюджете, это не очень большая сумма денег, однако включение такой статьи расходов свидетельствует о том, что в будущем году мы будем более активно заниматься кадровой политикой.

Майя СУХОРУКОВА. >Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен