Премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что, несмотря на кризис, объем гособоронзаказа вырос на 1,2%. А вице-премьер РФ Сергей Иванов уточнил, что на закупку вооружений и оснащение войск в 2010-м правительством РФ предусмотрено 470 млрд рублей. По его словам, эти средства помимо основной будут решать еще две задачи: помогут 1300 предприятиям ВПК, а также жителям городов, в которых они находятся. «Гособоронзаказ фактически сформирован, все министерства и ведомства согласились, что в части оснащения Вооруженных сил должны соблюдаться шесть приоритетов», – заявил Сергей Иванов на совещании по гособоронзаказу. Первыми тремя приоритетами он назвал «обеспечение программы развития стратегических ядерных сил в полном объеме; работу по космическим средствам и средствам ракетно-космической обороны; выполнение долгосрочных контрактов, которые заключили в 2008–2009 годах, это касается межконтинентальных баллистических ракет и космических средств, авиа- и судостроения». «Четвертый приоритет – это работа по поддержанию технической готовности сил общего назначения; пятый – усиление контингента Вооруженных сил, строительство инфраструктуры на стратегических направлениях, включая южное, и модернизация Черноморского флота; шестой – реализация поручений президента и премьера по дополнительной закупке авиатехники для оснащения частей постоянной готовности», – продолжил он. «Общий суммарный объем финансовых средств, выделяемых на все шесть приоритетов, составляет 470 млрд рублей – это только закупка и оснащение», – подытожил Иванов. Выделяемые средства, по словам вице-премьера, будут потрачены, в частности, на ракетные комплексы стратегического назначения, современные корабли и подлодки, а также самолеты Су-27СМ, Су-30МК2, Су-35 и Су-34. «Кроме того, для Сухопутных войск – ракетные современные комплексы «Искандер-М», крылатые ракеты для авиации Х-102», – уточнил вице-премьер. В таком объеме гособоронзаказ позволит решить несколько задач. Во-первых, военно-техническую – оснащение армии и флота новым оружием и выполнение госпрограммы вооружений до 2015 года. Во-вторых, это позволит поддержать предприятия ВПК, которых, по словам Иванова, насчитывается порядка 1300. «Третий аспект – это социальный, потому что многие предприятия ВПК у нас являются градообразующими, находятся в небольших населенных пунктах. Мы обязаны думать и об этом», – заявил вице-премьер. Он также сообщил, что гособоронзаказ будет направлен в Минфин для включения в формирующийся бюджет на будущий год 20 августа. Премьер-министр РФ Владимир Путин, возглавлявший вышеупомянутое совещание, отметил, что общий объем гособоронзаказа в этом году вырос. «Несмотря на непростые условия, в которых мы сегодня находимся, мы нашли возможность не только сохранить, но и увеличить общий объем гособоронзаказа на 1,2%», – заявил глава правительства. «Практически на прежнем уровне останется финансирование НИОКРов по оборонной тематике, поставок вооружений и военной техники, что позволит продолжить программы качественного развития военной организации государства», – сказал Путин, подчеркнув, что «возрастает и требование к эффективности использования этих средств и к качеству работы предприятий ОПК». Он также сделал заявление по поводу одной из самых наболевших для многих военнослужащих проблем. «Мы решили в 2010 году завершить жилищную проблему с постоянным жильем, и, конечно, нам будет сложно это сделать, но мы это сделаем. На эти цели пойдет 124 млрд рублей», – сказал глава правительства. Напомним, согласно докладу Стокгольм-ского международного института исследований мира (Stockholm International Peace Research Institute, SIPRI), опубликованному в июне, Россия входит в десятку мировых лидеров по расходам на вооружения наряду с США, Китаем, Францией, Великобританией, Германией, Японией, Италией, Саудовской Аравией и Индией. Авторы исследования отметили, что в наибольшей степени – почти в три раза – за последнее десятилетие выросли военные расходы России (58,6 млрд долл.) и Китая (84 млрд долл.), который вышел по этому показателю на второе место в мире после США. Россия также находится на втором после США месте, но по другому показателю – по экспорту своего оружия – ее доля на рынке составляет порядка 26–29%. По итогам прошлого года доходы России по этой статье превысили 8 млрд долл., что явилось рекордным показателем со времени распада СССР. Возросли поставки в страны Африки и Венесуэлу (на 200% и 900% соответственно). Тем временем командующий Военно-воздушными силами Российской Федерации генерал-полковник Александр Зелин сделал ряд заявлений, касающихся перспектив развития военной авиации. Командующий ВВС озвучил сроки окончания испытаний и поступления на во- оружение сразу нескольких видов техники. По его словам, к 2020 году новые машины составят до 70% парка отечественных ВВС. Среди них будет и истребитель пятого поколения, испытания которого начнутся уже в этом году. Также впервые командующий официально озвучил стоимость подготовки боевого летчика для российских ВВС – 7,8 млн долларов. Порядок цифр примерно соответствует мировому уровню. Так, пилот истребителя F-16, по данным издания Aviation Week, обходится ВВС США в сумму около 8 млн, Корпусу морской пехоты и ВМФ США – 10 млн долл. (летчиков палубной авиации готовят дольше и тщательней). Около 9 млн «стоит» летчик-истребитель ВВС Израиля. Дмитрий ЧИРКОВ, военный обозреватель: «Меня настораживает предполагаемое сокращение наших танков. Танк – предельная боевая машина, единственная, способная действовать под огнем всех видов оружия противника. БМП, даже тяжелая, на это не способна: при усилении защиты всё равно получается тот же танк, а боевой вертолет – слишком дорогое удовольствие, да и возможности его ограничены: занять и контролировать местность они не могут. Вышеизложенное особенно важно для России с нашей огромной территорией. Восемь тысяч танков для США, защищенных от нападения с суши океанами, пожалуй, даже много. Между тем одна из обширнейших, но не самых богатых стран, Индия, имеет развернутыми четыре тысячи машин и продолжает наращивать группировку; так же поступают и Китай, и Пакистан, и Иран. Между прочим, последние страны с существенно меньшей территорией стремятся нарастить свои танковые войска к 2015 году до 2000–2500 машин, тогда как Россия стремится к этому сроку сократить их до сравнимой величины. Непостижимая логика! Очевидно, что на суше в настоящее время танк – самая могущественная боевая единица. А с учетом того, что наша страна преимущественно «сухопутная», то и танков для ее защиты должно быть несколько больше, чем в Пакистане. Если, конечно, не поручить это дело гигантским человекоподобным роботам». Игорь ЗАХАРОВ, гвардии майор запаса, гражданин РФ: «В принципе, можно понять, что на самом деле увеличение финансирования очень незначительное. Исходя из инфляции и роста тарифов на электроэнергию, видно, что это даже не увеличение, а уменьшение. И это очень грустно, так как людей гражданских вводят в заблуждение. Когда говорят о покупке ста новых танков, то нужно понимать, что это всего лишь 2–3 танковых полка, а для того, чтобы обеспечить танками несколько дивизий, уйдёт несколько десятков лет, а про самолёты и корабли я вообще не говорю, так как их стоимость в несколько раз выше. Мой сын служит по контракту в пограничных войсках нашей армии, и я не понаслышке знаю, что даже у пограничников всё оборудование устаревшее и они с трудом отправляют технику для охраны нашей границы. Не очень радует и то, что огромное количество новейшего оборудования и оружия мы экспортируем в другие страны. Безусловно, сотрудничать надо, но всё же самое новое надо оставлять себе. Как говорил Александр III, «у государства есть только два союзника: армия и флот».
Дмитрий ТАЕВСКИЙ, главный редактор издания «Бабр»: «Не совсем понятна цель Гособоронзаказа: если следовать словам Сергея Иванова, то речь идет не столько о повышении обороноспособности страны, сколько о поддержании на плаву предприятий ВПК и их сотрудников. Собственно, к обороноспособности страны это имеет мало отношения. Однако, в первую очередь, следует говорить об отсутствии в стране четко сформулированной военной стратегической концепции. Без обозначения потенциального противника реализация столь затратных мероприятий в военной области не имеет никакого смысла – это вооружение ради вооружения. Удивляет однобокость поставленных задач – наряду с развитием мощных ракетных комплексов идет катастрофическое сокращение бронетанковых войск, что не обосновано ни экономическими, ни военными выкладками. В общем случае создается впечатление, что правительство не имеет комплексного видения перспектив своих действий в военной отрасли и не понимает, к каким последствиям приведут те или иные шаги. И основное, конечно, нет никакой уверенности в том, что поставленные задачи будут выполнены и не превратятся в ставшее традиционным освоение бюджетных средств. Прискорбный пример «Булавы» демонстрирует удручающее состояние военпрома, в то время как заявленные задачи требуют его радикальной многолетней реанимации. Вот в чем нет сомнений – это в том, что меры по модернизации военпрома будут в первую очередь направлены на расширение экспорта вооружений». |