[30]апреля[2008]
 
21(000143)

>Читайте в [следующем номере]
«Этот мир ещё страшнее, чем мир балета»
*Анастасия ВОЛОЧКОВА

Александр ВИСЛОБОКОВ: «Мне нравится пафос Сальвадора Дали»

ГОНКОНГ:
восточный колорит
в западном антураже
(Фоторепортаж)

ВАЛЕНТИНО Гаравани:
«Я всегда хотел служить женщинам»


- В этом году инфляция в России составит около 10 процентов

- Неделя сдержанного снижения

- GLAM TOP 20: третье пришествие

- Курс Красноярска – на инновации

- «Касабланка»: фильм всех времён и народов

- Ольга КАРАВАНСКАЯ, 21 год, модель агентства «Ультра Моделс»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«В муках создавали некую конструкцию с названием “Лесной кодекс”. Но, кажется, только улучшили условия для воровства леса».

Василий ПЕСКОВ,
журналист и телеведущий.


 
«Касабланка»: фильм всех времён и народов

Кинолента Майкла Кёртица c Хэмфри Богартом и Ингрид Бергман признана лучшей love story за всю историю американского кинематографа.

Снятый в 1942 году 54-летним Майклом Кёртицем, венгром по национальности и убеждённым противником нацизма, фильм «Касабланка» является едва ли не самым известным голливудским произведением о Второй мировой войне. «Касабланка» стала лучшей картиной 1943 года и с тех пор входит в любой список 10 лучших фильмов всех времен, независимо от того, кто составляет этот список.

Любовный треугольник на фоне войны

Сюжет картины не нов. Оставивший родину американец Рик Блэйн, владелец игорного клуба в Касабланке, случайно встречается с покинувшей его несколько лет назад возлюбленной Ильзой. Она приехала в город вместе со своим нынешним мужем, борцом антифашистского сопротивления Виктором Ласло. По их следу идут немцы, и Ильза просит Рика отдать принадлежащие ему важные документы, которые позволят Виктору бежать из Касабланки в Лиссабон, чтобы оттуда отправиться в Соединённые Штаты для продолжения борьбы. «Я не стану рисковать ни из-за кого», – отвечает Рик. Однако мотив его не так прост: он и Ильза когда-то были близки. Теперь они снова оказываются рядом, и им предстоит решить несколько вопросов: поможет ли Рик Виктору бежать в Лиссабон, и если да, то останется ли Ильза с Риком? Создатели фильма сами не знали ответов на эти вопросы. Когда начались съемки, сценарий был готов только наполовину. Актёрам выдавали новые странички диалога каждый день. В конце концов, было принято решение написать две концовки: в одной героиня Ингрид Бергман достается мужу, в другой она остается с Богартом, затем снять обе эти концовки и на просмотрах определить, какая их них производит лучшее впечатление. Получилось так, что первый вариант сразу произвёл настолько сильное впечатление, что создатели отказались от планов съёмок второй версии.
В этом фильме есть всё: любовный треугольник, шпионы и воры, тайны и интриги, нацисты и бойцы сопротивления, экзотические места, неожиданный, но счастливый конец...

Вместо Лиссабона – Касабланка
Изначально фильм планировался категории «Б» с не самыми выдающимися актёрами и небольшим бюджетом. Не сразу пригласили на роль Хэмфри Богарта, да и актриса Мишель Морган, утверждённая вначале на роль Ильзы, затребовала за съёмки 55 тысяч долларов. Однако Ингрид Бергман, являвшаяся актрисой для фильмов класса «А», согласилась сыграть эту роль за 25 тысяч долларов. Кстати, продюсер хотел, чтобы главную женскую роль исполнила Хеди Ламарр, но та оказалась связанной контрактом с другой кинокомпанией – MGM, которая не захотела отпускать актрису.
Местом действия картины первоначально был выбран Лиссабон. Но вскоре сценаристы узнали, что Касабланка, небольшой городок в Марокко, стала едва ли не самым популярным местом для людей, бежавших из оккупированной Европы. По названию города получил своё название и фильм, в основу которого легла ещё не поставленная пьеса «Все приходят к Рику».

Звёздный дуэт
Знаменитый американский актер Хэмфри Богарт, ставший таковым уже в достаточно зрелом возрасте, снялся примерно в 80 картинах. Но наибольшую славу принёс ему фильм «Касабланка». Сын хирурга, он сам какое-то время изучал медицину, затем пошёл служить во флот во время Первой мировой войны. Получил раны в лицо в результате разрыва снаряда на борту судна. Шрам изуродовал его верхнюю губу и частично парализовал её, что сказалось на манере актёра говорить и стало своего рода его торговой маркой. В 1941 году стало известно, что на главные роли в картине пробуются тогда ещё не столь популярный Рональд Рейган и Энн Шеридан. Упоминалось и имя Денниса Моргана как кандидата на третью ведущую роль. Однако в ходе подготовительных работ у фильма сменился продюсер – им стал Хэл Уоллис. Он-то и решил пригласить на роль Рика 42-летнего Хэмфри Богарта. Кстати, за этот фильм Богарт был номинирован на «Оскар» как исполнитель лучшей мужской роли. Правда, статуэтку он так и не получил. 
На момент съёмок картины Богарт был женат на Мейо Метот, которая была известна своей склонностью к выпивке, взрывным характером и таким сокрушительным ударом правой, какому бы мог позавидовать самый видный боксёр-тяжеловес. Рассказывали, что Мейо была частым (и не очень-то желанным) гостем на съёмочной площадке. Она страшно ревновала Богарта к Ингрид Бергман и была убеждена, что её любовные сцены с Хэмфри слишком убедительны. И однажды, когда Богарту сделали комплимент по поводу его исполнения роли в этом фильме, он бросил: «Мне не разрешили его посмотреть».
Что касается шведской актрисы Ингрид Бергман, то в США она попала после съёмок в любовной мелодраме «Интермеццо» (1936), где её увидел Давид Селзник, один из наиболее удачливых предпринимателей Голливуда, решивший заново экранизировать этот сюжет («Интермеццо, история одной любви», 1939). Таким образом, Ингрид оказалась величайшим приобретением не только для него, но и для всего американского кино 40-х годов. Уже давно на экранах не появлялась актриса с такой располагающей внешностью. Её большое, типично скандинавское лицо с пухлыми щеками, чувственным ртом, пышными белокурыми волосами и обаятельной открытой улыбкой привлекало свежестью и невинностью. Бергман пришла в Голливуд, когда там правили бал такие актрисы, как Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис, игравшие «женщин-хищниц». Бергман выгодно отличалась от них внешностью и характером, самой природой ей было предназначено стать героиней. Фильм «Касабланка» выдвинул Ингрид Бергман в ряд ведущих звёзд. Их дуэт с Хэмфри Богартом, создавшим загадочный образ американца, тайного покровителя беженцев из Третьего рейха, оказался великолепен.

 

Ингрид Бергман согласилась сняться в «Касабланке» за 25 000 долларов.

Обласканная «Оскаром»
Премьера картины состоялась 26 ноября (на День благодарения) 1942 года в Нью-Йорке, спустя три недели после того, как союзники высадились в Касабланке. Снятый о войне в военное время, фильм должен был стать детективом, а стал шедевром мировой кинематографии. Фирма «Уорнер Бразерс» получила немалые кассовые сборы – $4,75 миллиона прокатной платы (кстати, бюджет картины составил 950 тысяч долларов). А в 1944 году «Касабланка» получила сразу три премии «Оскар»: за лучший фильм, за лучшую режиссуру и лучший сценарий (Джулиус и Филип Эпштейны и Говард Кох). Кроме того, она была представлена к главной кинематографической награде еще в пяти номинациях: за лучшую мужскую роль (Хэмфри Богарт), за лучшую роль второго плана (Клод Рэйнс), операторская работа (Артур Эдисон), монтаж (Оуэн Маркс), музыкальное оформление (Макс Штайнер).
И всё же привлекательность картины не в кассовых сборах или наградах киноакадемии. Уникальность, если не гениальность, «Касабланки» – в абсолютно органичном сочетании, казалось бы, несочетаемого: заразительного антифашистского пафоса с мощными мелодраматическими коллизиями. Нежелание Рика Блейна рисковать из-за кого бы то ни было являлось метафорическим отражением отношения американского общества к участию во Второй мировой войне, выражавшееся в политике изоляционизма, практиковавшейся до Пёрл-Харбора. И то изменение, которое произошло с Риком к концу фильма, символизировало изменение в настроениях американцев после объявления войны.
Успех «Касабланки» был настолько оглушительным, что немедленно готовился сиквел под названием «Браззавиль». Но Бергман уже была недоступна, и её согласилась заменить Джеральдин Фитцжеральд. По счастью, подобный фильм так и не состоялся, хотя в 1990 году писатель Майкл Уолш описал продолжение истории в романе «Время проходит» (в нашей стране его выпустили под названием «Сыграй это еще раз, Сэм»).

 

Начав снимать «Касабланку», Майкл Кёртиц не знал, как закончится этот фильм.

«Касабланка» в Индии
Свою версию легендарной голливудской мелодрамы решил снять индийский кинорежиссёр Раджив Натх. «Когда я был студентом киношколы, я смотрел это великое классическое произведение двадцать раз», – признался он. Фильм будет называться «Седьмая печать», а его действие будет связано с гражданской войной на острове Шри-Ланка.
Главный герой, бывший индийский дипломат, содержит ресторан и помогает своей бывшей возлюбленной и её мужу, тамильским сепаратистам, бежать из Индии. В индийском римейке, кстати, будет звучать язык малаялам, один из основных на юге Индии. Одну из главных ролей сыграет Суреш Гопи –  актер, известный в Индии благодаря своим ролям «плохого полицейского», однако недавно решивший сменить амплуа из-за дурного влияния на молодёжь. Гопи будет играть владельца ресторана. В главной женской роли выступит Мандира Беди – актриса и телеведущая, недавно снявшаяся для мужского журнала Maxim.
Планируется, что картина выйдет на экраны в этом году. Раджив Натх заявил, что его фильм будет данью памяти и благодарности оригинальной «Касабланке».

 

Владимир ВАСИЛЕНКО,
киновед:

 

– Лучшим фильмом о любви в американском кино мне кажется, как бы странно это ни выглядело, «Римские каникулы», которые вроде бы не «про это». Что касается «Касабланки», то это, по-моему, самый поразительный пример того, как шедевр вырос там, где, казалось бы, ничего не могло вырасти: боссами Warner Brothers он планировался как фильм категории «Б» с небольшим бюджетом и не самыми выдающимися актерами, к тому же по незаконченному сценарию. И кто знает, что бы из этого вышло, если бы по ходу подготовительного периода не сменился продюсер – Хэл Уоллис заменил ещё не столь известного в ту пору Рональда Рейгана на вполне звездного Хэмфри Богарта, уговорил великую Ингрид Бергман, привыкшую сниматься только в кино класса «А», и позволил режиссёру Майклу Кёртицу снять несколько вариантов концовки, чтобы выбрать окончательную после пробных просмотров. Получилась тонкая, волнующая и к тому же отлично рассказанная история, ответившая массовым ожиданиям и намного пережившая своё время. В нашем кино я знаю одну воистину великую картину о любви – «Балладу о солдате» Григория Чухрая. Там две истории – несбывшаяся любовь Алёши Скворцова и его случайной попутчицы и (формально – эпизодическая) одноногого солдата, которого пришла встречать жена. И я не знаю, которая пронзительней.

Ольга МАРТЫНОВА,
дизайнер:

 

– Я думаю, что все великие фильмы загадочны. Почему один незаурядный фильм становится шедевром, и его обсуждают на протяжении многих десятилетий, а другой вообще проходит незамеченным? На это никто, я думаю, не даст ответа. Сомнительная гениальность «Касабланки» сложна. Для искусствоведения ничего там нет. А для зрителя – уже шестьдесят лет все говорят об этом фильме, и он абсолютно бессмертный. Это сентиментальная история о благородной дружбе, о самопожертвовании, о мужском братстве в битве с врагом. И это братство важнее личных амбиций и даже любви. Вот эти простые качества, между прочим, напомнят и «Трёх мушкетёров» Дюма, и «Трёх товарищей» Ремарка. Это такие вечные качества, которые способны пережить время.

Дмитрий НИКИТИНСКИЙ,
кинообозреватель:

 

– Должен признаться, что знаменитую «Касабланку» я посмотрел лишь в прошлом году. Никакого особого впечатления она на меня не произвела. Так же, как и знаменитый «Гражданин Кейн», при том, что Орсона Уэллса я вообще-то люблю. У меня вообще сложные отношения с американской киноклассикой. Я как раз сейчас её активно смотрю – Джон Уэйн, мюзиклы всякие старые... Пока, честно скажу, ничего не впечатлило. «Унесённых ветром» я в своё время даже до конца не досмотрел. Тут можно вспомнить старую миниатюру клоуна Полунина про то, как мальчик и девочка собираются в кино: она хочет «про любовь», а он – чтобы «детектив». Так вот я – тот самый мальчик. Моя американская киноклассика – это «Апокалипсис сегодня» Копполы, «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, «Последний изгой» Эрика Реда и «Мертвец» Джармуша. А лучшие фильмы о любви сняли всё-таки французы – это «Леон» Люка Бессонна и «Амели» Жене.

Леонид МАСЮКОВ, начальник отдела телекоммуникационных технологий СибГУТИ:

 

– Если честно, то я мало что могу сказать про фильм «Касабланка» кроме того, что кусок из этой картины, постоянно перематывая его на начало, смотрит один из героев моего любимейшего фильма Эмира Кустурицы «Чёрная кошка, белый кот». Помните? Цыганский барон с лошадиными зубами и в очках с сантиметровыми линзами. «Я думаю, это послужит началом большой дружбы» – кажется, такие слова там были. «Касабланка» – классический фильм, разошедшийся на цитаты. Мы можем не знать фильма, но помнить музыку из него, узнавать песни. Ну и, конечно же, восхищаться игрой Ингрид Бергман и  Хэмфри Богарта.

Олег СУСЛОВ,
режиссёр:

 

– Для меня не однозначно, что «Касабланка» – лучший фильм о любви. Американцы странно составляют свои рейтинги. Хотя действительно в любой киношколе говорят: «Касабланка» – лучший фильм». Но есть ещё «Сансет Бульвар». Там отличная режиссура, отличные декорации, актёры. Но сколько раз я его ни смотрел, вообще не понимаю. А «Касабланка» – хорошая картина, но не могу сказать, что лучшая. Американцы в отличие от других наций сразу же научились делать правильное кино. И «Касабланка» как раз сделана как нужно: вот такой должен быть мужчина, вот такая должна быть женщина, такой должен быть у них роман. Идеальный сценарий, идеальные актёры. Всё в своём абсолюте. Но хорош ли фильм, где всё идеально? Для меня это всегда вопрос.

>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 



.
Смотрите юридическая консультация по семейным вопросам.
  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен