В августе всемирно известный режиссёр отметил своё 70-летие, а в конце октябре – 45 лет творческой деятельности. Если ругают – значит, получается Андрея Кончаловского в советские времена называли «неудобным режиссёром». Но его картины всё равно выходили в прокат, правда, долгое время только за рубежом. Награды и признание пришли, когда Андрею Сергеевичу перевалило за 50. Но он не в обиде: «Каждый человек делает то, что считает нужным, и должен нести ответственность за свои поступки…» Его не любят не только за неудобные фильмы, но и за неудобные слова. «У нас очень любят неудачников, алкоголиков и мертвых. А удачливых, здоровых и живых, как правило, терпеть не могут. В последнее время я стал испытывать почти мазохистское удовлетворение от критики, потому что, если сильно ругают, значит, что-то получается. Вот когда молчат – это плохо», – говорит он по этому поводу. Первый фильм Кончаловского – «Первый учитель» по Чингизу Айтматову – был принят благосклонно. Лента получила несколько премий и наград. Нелюбовь к режиссёру деятелей Госкино началась, пожалуй, с картины «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Тогда название ленты предложили заменить на «Асино счастье». В итоге запретили совсем (в прокат фильм вышел только спустя 20 лет). И удивляться тут нечему. Деревенские застолья, хромоногая беременная колхозница, которая не спешит замуж… Такая неприглядная, но реальная жизнь села была далека от навязываемых в далекие семидесятые коммунистических идеалов. Фильм «Дворянское гнездо», поставленный режиссёром в 1969 году, был воспринят как «капитуляция перед системой, бегство от сегодняшних проблем в упражнения с киноформой, эстетское любование ретромиром»... Потом были «Дядя Ваня» (эта экранизация Чехова получила приз «Серебряная раковина» в Сан-Себастьяне), «Романс о влюбленных», «Сибириада»… В Голливуде В начале 80-х Кончаловский уезжает работать в Голливуд. Но утвердиться советскому режиссёру на «фабрике грёз» оказалось не так-то просто. Только спустя четыре года Андрею Сергеевичу удалось выйти на съёмочную площадку. В фильме «Возлюбленные Марии» он использовал сюжетную канву рассказа Андрея Платонова «Река Потудань», перенеся его действие в Америку. Успех картины позволил режиссёру уже над следующей своей картиной, «Поезд-беглец» по сценарию Акиры Куросавы, работать в полную силу. С этим фильмом, кстати, он вошёл в мировые киноэнциклопедии. Следующие американские фильмы режиссёра – «Дуэт для солиста», «Стыдливые люди», «Гомер и Эдди» – камерные, психологические, построенные на тонких нюансах чувств и взаимоотношений героев. Затем Кончаловский взялся ставить многомиллионную продукцию «Танго и Кэш» с Сильвестром Сталлоне, но контакта с продюсером у него не получилось, Андрей Сергеевич ушел с картины, не досняв её, и вернулся в Россию. За годы, прошедшие со времени возвращения на родину, режиссёр успел немало. Поставил фильмы: «Ближний круг», «Курочка Ряба», «Дом дураков» (Гран-при жюри кинофестиваля в Венеции). Для телеэкрана снял «Одиссею», не так давно вышел его нашумевший «Глянец». Кончаловский – автор книг-воспоминаний: «Низкие истины», «Возвышающий обман» и «Низкие истины. 7 лет спустя». Кроме того, он поставил два драматических («Чайка», «Мисс Жюли») и три оперных («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Война и мир») спектакля.
Наталья Аринбасарова – вторая жена Андрея. Соперник – младший брат Знаменитые братья Андрей Кончаловский и Никита Михалков всегда были соперниками. Причем не только в творчестве. Старший из них, Андрей Сергеевич, смело вошёл в мир кино, не замечая, что рядом семенит Никита. Поначалу, пока младшенький ходил в подмастерьях и смотрел старшему в рот, всё складывалось нормально. Андрей Сергеевич гордо носил двойную фамилию Михалков-Кончаловский и именовался не Андреем, а Андроном, дружил с Андреем Тарковским – в общем, был замечательным и действительно талантливым представителем золотой молодёжи. Никита, который в ту пору был еще юн, в основном бегал за сигаретами для старшего брата и его друзей. Кончаловский на тот момент считался маститым кинорежиссёром, одним из самых заметных представителей нового кино наряду с Тарковским… пока не подрос Никита. Когда младший из братьев ярко дебютировал в качестве кинорежиссёра лент «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Раба любви», а затем «Неоконченной пьесы для механического пианино», стало ясно: братья будут соперниками до конца жизни. Не исключено, что именно для того, чтобы разграничить себя с братом, Михалков-Кончаловский отказался от первой половины своей фамилии и стал просто Кончаловским. А чтобы стать выше Никиты, отправился покорять Голливуд. Да и в любовных похождениях Андрей Сергеевич явно перещеголял своего братца. Во всяком случае, это ясно из его книг. Правда, Никита Сергеевич свои мемуары пока не издал. «…Никиту я воспринимал, как и всё в жизни, сначала как бремя, потом как данность. Маленький ребёнок всё-таки. Старший брат – это позиция силы. Сила пытается использовать тех, кто слабее, – пишет Андрей Сергеевич в своих мемуарах. – Потом он вырос настолько, что ему позволялось присутствовать при наших возлияниях, его уже можно было послать за сигаретами, он уже был полезным. Жестокая вещь – детская иерархия... В его картинах прослеживается определенная полемика со мной. Он снимал Гурченко тогда же, когда они вместе снимались у меня в «Сибириаде», но и в этом образе, в чем-то даже похожем на Тайку Соломину, был внутренний спор со старшим братом. В чём-то я завидую своему брату, у которого ясность в голове и душе, твёрдая непоколебимая философия, дающая покой и уверенность». А еще Кончаловский признается, что ленты младшего брата пользуются гораздо большим успехом, чем его собственные. «Мои картины менее оптимистичны... Я благодарен ему за то, что он во многих ситуациях помогает мне преодолеть скепсис. С возрастом он стал для меня частью моей натуры. Если бы мы с Никитой не были братьями, никто не стал бы нас сравнивать. А так – постоянно идёт сравнение».
Актриса Ширли Макклейн рассказала о своих отношениях с Кончаловским в книге «Танец в лучах света». Режиссёр и его женщины Андрей Сергеевич однажды признался, что не помнит точно, сколько у него было женщин. Зато известно количество его официальных браков: ныне он женат уже в пятый раз. Избранницами этого импозантного мужчины всегда были самые красивые и талантливые. Первой женой Андрея Сергеевича стала балерина Ирина Кандат. Правда, их брак просуществовал недолго – всего два года. В 1965-м Кончаловский женился на казахской актрисе Наталье Аринбасаровой, сыгравшей в его фильме «Первый учитель». Она родила ему сына. (Егор Кончаловский – режиссер, автор фильмов «Антикиллер», «Антикиллер-2» и других.) Затем в разное время его официальными супругами были Вивиан Годе (имеет от Кончаловского дочь Александру), диктор телевидения Ирина Мартынова, у которой две дочки – Наталья и Елена. Нынешняя жена режиссера Юлия Высоцкая младше своего супруга на 36 лет. Родившись в провинциальном Новочеркасске, она всегда мечтала стать либо следователем, либо актрисой. Ни ее первая работа «Пойти и не вернуться», где Юлия снялась еще будучи студенткой, ни затем лирическая комедия Михаила Пташука «Игра воображения» так и не принесли ей известности. Крутой поворот в жизни Юлии Высоцкой наступил после встречи с Андреем Кончаловским. Познакомившись с именитым режиссёром на «Кинотавре», девушка даже не предполагала (или все-таки предполагала?), что это мимолётное увлечение станет главным событием в её жизни. Андрей Сергеевич, женатый в то время на Ирине, влюбился в смешливую, обладающую легким характером девушку и вскоре, оставив жену, оформил с Юлией официальный брак. В 1999 году у супругов родилась дочь Мария, а в 2003-м – сын Пётр, которого назвали в честь дедушки Андрея Сергеевича – Петра Кончаловского. Что касается неофициальных отношений, то возлюбленными Андрея Сергеевича были и Марианна Вертинская, и Светлана Светличная, и Наталья Андрейченко, а еще – Елена Коренева, Жюльетт Бинош, Беата Тышкевич, Ирина Бразговка… Кстати, о том, что Ирина родила от него дочь Дарью, Кончаловский узнал лишь 17 лет спустя, совсем недавно.
Юлия Высоцкая младше своего супруга на 36 лет. Успех – это возможность быть самим собой
Андрея Кончаловского считают автором многочисленных крылатых фраз. И действительно – за словом в карман он не полезет. Приводим некоторые из его высказываний. Важная вещь – терпимость. Если мы не научимся терпимости, мы никогда не научимся свободе. Есть замечательная формула: я ненавижу ваши мысли, но я отдам жизнь за то, чтобы вы имели возможность их высказать. В этой жизни можно добиться всего, чего угодно. Весь вопрос в том, сколько ты за это заплатишь. Все сегодня стремятся к свободе, но никто не знает, что это такое. Русский человек, например, понимает, что свобода – это когда я делаю то, что хочу. Но это очень замыленное понятие, ведь и Буш, и Бен Ладен тоже стремятся к свободе. Если у тебя нет времени сделать добро, значит, у тебя нет времени стать хорошим человеком. Успех – это возможность не занимать много денег, быть самим собой и делать то, что хочешь. Наталья АГАХАНОВА, председатель Красноярской ассоциации модельеров:
– Говорят, режиссёр снимает всю свою жизнь один и тот же фильм, просто интерпретации разные. Не берусь судить, насколько это соотносимо с творчеством Андрея Кончаловского, но одним из первых его фильмов была «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». А недавно вышел «Глянец» – тоже о девушке с трудной судьбой. По-моему, было что-то еще похожее. Я считаю, творить можно везде, где есть для этого условия. Поэтому никак не отношусь к тому, что Андрей Сергеевич некоторое время жил и создавал фильмы в Америке. Это его полное право и личное дело. Думаю, любому, даже супергениальному и серьёзному автору, иногда хочется пошалить, сделать некую безделушку. Однако такая безделица легко может оказаться в разряде шедевров. То, что он снял клип для Димы Билана, – это нормально, этим режиссёр никоим образом не снизил свою планку. Мне очень симпатична Юлия Высоцкая – и как актриса, и как ведущая. А сын Андрея Сергеевича Егор Кончаловский, по-моему, достаточно талантливый режиссёр. Я не думаю, что он создал себе имя за счёт своего звёздного отца, потому как имя может дать более выгодные стартовые условия, гораздо важнее – как это сможешь использовать.
Сергей ФОРОСТОВСКИЙ, главный художник Театра юного зрителя: – Искусство для меня не определяется понятием «нравится – не нравится». Главный критерий: цепляет – не цепляет. Работы Андрея Кончаловского «зацепили» меня своеобразным ходом мышления. Очень понравился фильм «Одиссея». Я оценил то, как Андрей Сергеевич решает различные конфликты из жизни людей и богов. В этом фильме была красивая концовка. Когда к богине пришёл главный герой, она спросила: «Одиссей, много ли у тебя было женщин?» На что он, познавший бессчётное количество прекрасных дам, ответил: «Ни одной». Тогда она сказала: «Ты всё такой же, каким был в молодости». И эта финальная фраза является ключевой: Одиссей ради своей богини сумел отказаться от всех возлюбленных. А еще я убежден, режиссёр – понятие космическое, то есть для него нет ни политических, ни экономических границ. А то, что Андрей Кончаловский задействовал в фильме «Глянец» свою жену, – это нормально. Для меня не важна суть творческого процесса. Если человек снимает фильм – пусть хоть всю семью привлечет. Главное – результат.
Марина САВВИНЫХ, поэтесса, директор Литературного лицея: – Андрей Кончаловский – человек, который находится в постоянном поиске. Он не из тех, кто склонен «почивать на лаврах». Его сериал «Одиссея» я готова отнести к шедеврам мировой киноклассики. Андрей Сергеевич – человек высочайшей культуры, всечеловеческой по форме и европейской по духу. Образованный зритель с благодарностью «читает» его кинематографический текст, узнавая с детства любимых героев и удивляясь яркости, свежести, остроте и современности их переживаний, страстей, чувственных и нравственных открытий. Кончаловский – философ, артист и живописец. Так видеть мир, каким он предстает перед зрителями в фильмах этого режиссера, может только гениальный художник! Он объективен, как Гомер, и пристрастен, как влюбленный поэт «всех времен и народов». Вот этой общечеловеческой ноты, широкого философского горизонта, на мой взгляд, не всегда хватает его брату Никите Михалкову, тоже человеку очень одарённому.
Наталья АВДЕЕВА, специалист по рекламе кинотеатра «Эпицентр»: – У Андрея Кончаловского есть как хорошие, так и неудачные работы. К одной из понравившихся могу смело отнести последнюю его картину «Глянец». Она оставила у меня приятное впечатление. В фильме я оценила то, насколько правдиво отражена наша современная действительность. Игра Юлии Высоцкой меня тоже не оставила равнодушной. Что касается творчества Егора Кончаловского, то оно не вызывает у меня особого восторга. Если сравнивать режиссёрскую деятельность Никиты Сергеевича и Андрея Сергеевича, то можно сказать одно: Никита ближе к народу, он проще, понятнее, а Андрей далёк от жизни отдельного человека.
Надежда КРУТОВА, актриса Красноярского драматического театра Пушкина: – Когда я прочитала автобиографический двухтомник Андрея Кончаловского, у меня появились сомнения: мне не нравится, что он очень откровенно рассказывает о своих связях с известными женщинами, не заботясь о том, как они себя при этом будут чувствовать. Этот момент вызвал у меня некое отторжение. Я не могу сказать, что хорошо отношусь к Андрею Сергеевичу, хотя мне нравятся его фильмы, семью их очень уважаю. Но книги такого характера, конечно, расстраивают. По поводу разницы в возрасте Кончаловского с Юлией Высоцкой могу сказать так: «Не моё дело».
|