[22]августа[2007]
 
38(000102)

>Читайте в [следующем номере]
«Назвали меня не в честь Юлия Цезаря, а в честь моего дедушки Юлия, который носил красивую украинскую фамилию Барсук»

* Юлий ГУСМАН

Эдмунд ШКЛЯРСКИЙ: «Я не очень люблю, когда кто-то поёт на квартире»

АВИАШОУ
от «КрасЭйр» – знак высшего пилотажа! (Фоторепортаж)

«Роковая красотка»: нелёгкая жизнь французской богемы


- Безопасный рейс: ужесточены правила досмотра авиапассажиров

- Бизнес-новости

- Снижение с ускорением

- Элтон ДЖОН: «От религии лучше держаться подальше»

- Скаутинг-тур Elite и «Шерварли»: успех, достойный профессионалов

- Богучанская ГЭС и обережный круг прогресса

- Галина ЛУШНИКОВА, 20 лет, модель агентства «Шерварли»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Я не понимаю, почему Президент России должен завершать свое президентство и уходить... Президент должен делать то, что нужно его народу и государству».

Нурсултан НАЗАРБАЕВ, президент Казахстана.


 
Эдмунд ШКЛЯРСКИЙ: «Я не очень люблю, когда кто-то поёт на квартире»

«Конкурент» беседует с лидером рок-группы «Пикник».

«Пикник», как известно, группа нешумная, для поклонников и прессы достаточно закрытая и не стремящаяся сделать события своей внутренней жизни всеобщим достоянием. Поэтому многие были шокированы, увидев в буклете нового альбома одну из фамилий в траурной рамке: бессменный клавишник «Пикника» Сергей Воронин скоропостижно скончался в декабре 2006 года. Вот почему мой разговор в гримерке бара «Че Гевара» с лидером группы Эдмундом Шклярским начался невесело.

– Кто пришел на смену Сергею Воронину? И вообще может ли кто-то взять на себя его музыкальные и человеческие функции в «Пикнике»?
– Если говорить о человеческих функциях Сергея в группе, то они вряд ли будут кем-то заменены, это невозможно. Что касается функций музыкальных – мы уже три года периодически задействуем на концертах скрипку. К тому же наш бывший басист Виктор Евсеев в срочном порядке восстанавливает навыки игры на клавишных. Что ж, Пол Маккартни тоже, как известно, взялся за бас-гитару не по собственной доброй воле.
– Юбилейный концерт в честь 25-летия «Пикника» собрал немало друзей и почётных гостей, в числе которых были «Агата Кристи», «БИ-2», Валерий Кипелов, «Кукрыниксы». Вы-то сами довольны состоявшимся мероприятием?
– Мы будем совсем довольны, если концерт будет умело смонтирован, потому что он был отснят для издания на DVD. Мы уже видели рабочие варианты монтажа, но что-то они нас пока не устроили. Будем добиваться такого уровня, чтобы было интересно не только тем, кто в этот вечер выходил на сцену, но и тем, для кого этот DVD, возможно, станет первым купленным диском «Пикника».
– Приглашенные товарищи играли песни «Пикника»?
– Вместе с Вадимом Самойловым мы играли песню «Не кончается пытка» из альбома «Тень Вампира», но с ним мы это проделывали и раньше. Собственно, «Агата Кристи» объединила в одну две наши песни – «Я Невидим» и «Дай Себя Сорвать» – и назвала её «Дай Себя Порвать». Совместно с Валерой Кипеловым мы пели «Фиолетово-Чёрный», на песне «Праздник» выходил саксофонист «Наутилуса» Алексей Могилевский, «Кукрыниксы» пели нашу «Смутные Дни», а «БИ-2» пели только свои песни.
– И Юрий Шевчук на концерте «Пикника» в Питере, в зале «Юбилейный», тоже пел только свои песни?
– Так и было задумано, и мы ему никаких преград не ставили. И Шевчуку, и «БИ-2» петь песни «Пикника» несвойственно и несколько неестественно. Поют люди на нашем концерте в подарок нам свои вещи – ну и хорошо. Хотя «БИ-2» мне рассказывали, что когда-то давно, ещё в Австралии, они играли на концертах нашу песню «Остров».
– А исполнение «Алисой» песни «Ночь» вам нравится?
– Ну, они сделали её в своей героической манере, и, в принципе, это укладывается в их рамки. Можно и так. Можно даже так, как «Запрещённые Барабанщики», – они вообще ламбаду сделали из этой песни. Очень весёлый подход к ночным кошмарам! А вообще, любое исполнение наших песен, в том числе и трибьют-альбом, мы воспринимаем как подарок, место которому – на полке, рядом с другими подаркам.
– А что ещё хранится на этой полочке?
– Статуэтки кошек иногда дарят, всевозможные знаки-талисманы выпиливают из разных материалов. Торты там не стоят – мы их сразу съедаем.
– Совместные выступления «Пикника» и Вадима Самойлова – это понятно и объяснимо; у вас есть общий альбом «Тень Вампира». А зачем «Пикнику» на сцене понадобилась Инна Желанная?
– Ну, это не менее понятно! Многоголосие на сцене нам всегда было желаемо, к тому же Инна поёт высоким голосом, которым никто из нас не обладает. Перед этим концертом нам потребовалась только одна репетиция – настолько легко и органично Инна вписалась в нашу музыку.
– У вас вообще есть чёткий критерий оценки – хороша музыка или плоха?
– Пожалуй, только один – если у меня от этой музыки мурашки по коже пробегают. Это значит, она останется со мной надолго.
– И от чего же начали бегать мурашки по коже в далёкой юности?
– Ну, сегодня этими именами никого не удивишь. Физически существовавшие на тот момент группы – «Beatles», «Rolling Stones», Джими Хендрикс, «Cream», «Led Zeppelin», «Pink Floyd», «Jethro Tull». До дрожи пробирали именно эти товарищи, но как музыкант ты можешь черпать что-то и из других источников. Сегодня молодые музыканты могут немало интересного надёргать и у «T.REX», и у Дэвида Боуи – там масса замечательных музыкальных форм и идей. Чем больше услышишь хорошей музыки, тем больше твой собственный багаж.
– А от электронной музыки мурашки уже не бегали?
– Мурашек не было, но был интерес – можем ли мы это использовать как технологию? Были и у нас напевы брейк-данса, и в первое большое турне мы даже поехали вместе с брейк-коллективом «Терра Мобиле». Они под нашу музыку очень успешно крутились на головах.
– У вас удивительная манера игры на гитаре – жесткая, но не «грязная», мелодичная и очень точная, лаконичная, ни одной лишней ноты. Кто в первую очередь повлиял на вас как на гитариста?
– Кто в конце 60-х – начале 70-х больше всех играл на электрогитаре, тот и повлиял. Джордж Харрисон, Эрик Клэптон, Джимми Пейдж, Джими Хендрикс в какой-то степени…
– Из четырёх названных имён трое – англичане…
– Я вообще предпочитаю английскую музыку. Мне кажется, душа рока – на берегах Темзы, а в Америке британские идеи просто очень хорошо реализуют технически.
– Правда ли, что в начале 70-х вы чуть не стали гитаристом «Аквариума»?
– Мой двоюродный брат тогда ухаживал за барышней, у которой были два знакомых парня, пытавшиеся, как многие в те времена, создать группу, – и это были Боря Гребенщиков и Джордж Гуницкий, основатели «Аквариума». Какое-то время я репетировал с ними, но я даже не предлагал никакого своего материала, поскольку уже тогда было ясно, что в этой группе единственным автором песен будет БГ, а мне хотелось играть свои вещи. Вот поэтому дорожки и разошлись.
– Любопытный момент – в 80-е вы были одной из ведущих ленинградских групп, но тем не менее абсолютно не ассоциировались со знаменитым Ленинградским рок-клубом. Не могли бы вы рассказать об отношении «Пикника» к этому учреждению?
– Мы играли на самом первом фестивале рок-клуба, в 1981 году. А потом мы с ним распрощались и последний раз пересекались на 20-летие, участвовали в гала-концерте. В прошлом году мне тоже предложили участвовать в юбилейной акции, выставлять мои картины. Я не стал этого делать – мы были на гастролях, и с картинами во время моего отсутствия в Петербурге могло произойти непонятно что.
– Существует мнение, что некоторых музыкантов, великолепно стартовавших в начале 80-х, – «Аквариум», «Зоопарк», «Странные Игры», – в середине десятилетия заметно притормозила комсомольско-кагэбэшная атмосфера Ленрокклуба…
– Мне кажется, по большому счету эта атмосфера никому не мешала. Это как ГДР и ФРГ в начале 80-х – ни у кого ведь и в мыслях не было, что они скоро объединятся. Точно так же у музыкантов, которые были членами рок-клуба, и в мыслях не было, что они когда-нибудь смогут свободно играть по всей стране и выпускать альбомы так, как они это делают сейчас. Все играли музыку параллельно с какими-то другими занятиями – кто-то работал сторожем, кто-то дворником, даже лесником. Музыканты «Пикника», закончив технические вузы, работали по специальности и тоже не могли предположить, что когда-нибудь будут заниматься только игрой на гитарах. Реально пострадал только один человек – Сергей Баринов, лидер христианской рок-группы «Трубный Зов», причем он никогда не был членом рок-клуба. Он провел несколько лет в заключении, был амнистирован только в 87-м году. Пожалуй, это единственный реальный факт репрессий КГБ в отношении рок-музыкантов.
– А квартирные концерты вам приходилось играть? Ведь в ту пору, в 80-е годы, они были одним из основных способов существования российского рока.
– Нет, никогда. Если честно, я не очень люблю, когда кто-то поет на квартире, не слушаю и, соответственно, сам не играю. Единственный раз мы сыграли «квартирник» в прошлом году на молодежном телеканале «О2ТВ» – это была разовая акция, возможная только в рамках этого проекта. Ничего специального мы не придумывали, просто сыграли наши песни в акустике – с 12-струнной гитарой и скрипкой.
– Концерты в клубах – удается ли на них сохранять ту дистанцию по отношению к слушателям, которую «Пикник» всегда четко соблюдал?
– Вообще-то наши первые концерты в Ленинграде проходили на танцплощадках. Песню «Ночь» мы играли как медленный танец, а для быстрых танцев играли что-нибудь «фирменное» – «Rolling Stones», «Grand Funk Railroad» и даже «Jethro Tull». Так что эта атмосфера для нас не то чтобы привычна, но вполне понятна. Конечно, тут есть свои положительные и отрицательные стороны. В клубе тебе подпевают люди, стоящие рядом; забудешь слова – тебе подскажут. Но, с другой стороны, в клубе у нас нет возможности показать декорации и все те хитрости, которыми мы сопровождаем наши песни на концертах. Сцена в клубе обычно маленькая, и тут уж организаторам концерта приходится выбирать – либо огнеглотатели, карлики и люди на ходулях, либо группа «Пикник». Пока в красноярском «Че Геваре» выбирают нас… (Улыбается.)
– Ну вот, опять «Jethro Tull» вспомнили! Автограф Йэна Андерсона, лидера «Tull», увековечен в буклете нового альбома «Пикника» «Мракобесие и Джаз». Как получилось, что Андерсон «расписался» именно всей группе, «for «Piknik»?
– Одна из устроительниц московского концерта «Jethro Tull» является также большой поклонницей нашего барабанщика Леонида Кирноса, и, зная о нашем неровном дыхании к «Jethro Tull», она попросила Андерсона расписаться. Недавно мне после концерта в московском ЦДХ подарили старую советскую виниловую пластинку «Jethro Tull», тоже с автографом Андерсона, но этот автограф был взят намного раньше, ещё в 91-м году в Эстонии, на фестивале «Rock Summer». Так что мы потихоньку обрастаем сувенирами, связанными с «Jethro Tull».
– А компакт-диски «Пикника» вы Андерсону не дарили?
– Думаю, это было бы излишне. Он за свою жизнь музыки уже достаточно наслушался. К тому же у Андерсона есть приятель из России, который приезжает к нему домой и там, в гостях, проигрывает всю новую русскую музыку. Подозреваю, что Андерсону надолго хватает.
– Это Александр Чепарухин, что ли? (Александр Чепарухин – глава «Greenwave Music», промоутер, устроитель множества замечательных концертов, в том числе Ману Чао, «King Crimson», Дэвида Сильвиана, Джона Зорна, «Kraftwerk», Джона Кейла, Патти Смит, «Van Der Graaf Generator», Филиппа Гласа, Марка Элмонда и, конечно, «Jethro Tull». – Прим. авт.)
– Он самый.
– Имеет ли смысл «Пикнику» снимать видеоклипы, если мы их практически не видим на телеканалах?
– Сложилось так, что ни один телеканал нам не принадлежит, поэтому основное применение клипов – быть интерактивными приложениями к альбомам, визуальным сюром, сопровождающим песни. А если их ещё кто-то по телевизору покажет – слава Богу! Но вообще-то я всегда считал, что музыка «Пикника» очень кинематографична.
– И новый альбом «Мракобесие и Джаз» тоже появился благодаря тому, что вам заказали музыку для фильма?
– Толчком к записи нового альбома, как и в случае с «Королевством Кривых», стало соприкосновение с сериалом, который, как обещают, появится на телеэкранах по осени и будет называться «Закон Мышеловки». Им нужна была песня, а у меня были намётки первой вещи, «Из мышеловки». В результате в сериал войдёт несколько наших песен, и, собственно, не было бы сериала – не появился бы и новый альбом.
– Трудно сочинять музыку на заказ?
– Это не музыка на заказ. Как правило, у «Пикника» всегда есть инструментальные темы и песни, которые ждут своего часа. Если режиссёру подходит то, что у нас в данный момент в разработке, – наш альянс состоится. Понятно, что если это триллер, должны быть какие-то мелодии, нагнетающие страх, скрип дверей и тому подобное. Но главную тему я смогу написать только тогда, когда увижу отснятый материал.
– А у вас в персональной DVD-коллекции больше фильмов или музыки?
– С фильмами у меня всего два DVD – «Сказка о потерянном времени», который я посмотрел только один раз, и мультфильмы про капитана Врунгеля, всё остальное – музыка. Как-то не получается заставить себя смотреть фильмы дома.
– Вы никогда не рассматривали всерьёз возможность записать новый альбом «Пикника» за границей? Как «Аквариум», «ДДТ», те же «БИ-2», а теперь вот и «Машина Времени»…
– На самом деле мне кажется, что это такие «внутренние радости» самой группы. За пределами узких музыкальных кругов это мало кому интересно.
– Не соглашусь. «Машина Времени» – может быть, записанный ими в Лондоне альбом «Time Machine» и не супершедевр, но на концертах чувствуется, что это английское приключение их заметно встряхнуло и даже будто бы омолодило лет на десять.
– Это – другое дело. Но всё равно я не думаю, что запись в Лондоне может радикально изменить психологию таких уже состоявшихся людей, как «Машина Времени». К тому же там, на Западе, эта музыка всё равно востребована не будет. Мы бы в эти «внутренние радости» тоже с удовольствием окунулись, но на уровне… знаете, как некоторые любят ездить отдыхать в Египет или Арабские Эмираты. Не более того.
– У «Пикника» в последнее время возникла хорошая традиция устраивать концерты, посвященные юбилею того или иного альбома, на которых альбом исполняется полностью, «без купюр».
– Пока такие концерты возможны только в единственном месте на Земле – в Центральном Доме Художника в Москве. Мы там играем достаточно часто, вот поэтому они и ставят нас в жесткие рамки – «делайте каждый раз что-нибудь новое»! Вот так мы и отметили 15-летие альбома «Харакири», 10-летие альбома «Жень-Шень». Последний было особенно интересно играть вживую, поскольку песни из этого альбома крайне редко исполнялись группой на концертах.
– Есть идеи сделать специальную концертную программу к юбилеям альбомов «Дым» и «Иероглиф»? Ведь это были этапные для «Пикника» работы…
– Да, особенно «Иероглиф», ставший самым точным воплощением изначального замысла. Он был нашим наиболее компьютеризированным альбомом, и с ним всё стало понятно ещё до начала записи. Мы просто привезли компьютеры на студию, и они всё «один в один» воспроизвели, не было никаких неожиданностей. «Иероглиф» для нас важен ещё и тем, что он стал нашим первым альбомом, изданным на виниловой пластинке. Хотелось бы сыграть его на сцене от начала до конца, но для этого нам придется реанимировать тогдашние компьютерные технологии.
– В начале 90-х, с наступлением эпохи компакт-дисков, вы очень удивили поклонников группы тем, что для издания на CD полностью перезаписали несколько ранних альбомов. Зачем? Ведь качество записи оригиналов было вполне приличным.
– Дело в том, что исходная фонограмма первого альбома «Дым» была потеряна, так что перезапись стала вынужденной мерой. Мы также столкнулись с тем, что есть неурегулированные отношения с компаниями, в студиях которых мы в своё время всё это записывали, с теми, кто впервые издал эти альбомы на виниле. Чтобы обойти эти тонкие юридические моменты, я просто всё переписал, пытаясь воспроизвести тот звук и то настроение.
– Вы бы посоветовали молодым, начинающим группам вообще не связываться с крупными звукозаписывающими компаниями, а рассчитывать только на собственные силы, интернет и маленькие независимые лейблы?
– Наоборот, мне кажется, нужно стремиться ухватиться за крупный лейбл и постараться, как минимум, разорить его! (Смеётся.) Если серьёзно, я бы посоветовал начинающим группам не думать слишком много о деньгах, не стараться заработать крупную сумму именно на первой пластинке. А использовать возможности большой компании для раскрутки своей музыки – этого можно только пожелать молодым группам.
– Вы согласны с тем, что лучшие песни «Пикника» стали, как ни пафосно это звучит, классикой российской рок-музыки?
– Однажды я беседовал с музыкантом из академических кругов и услышал мнение, что классическая музыка точно так же стареет, теряет актуальность и умирает, как и популярная. Какие-то произведения выдерживают испытание временем, какие-то – нет, и делать из чего-то «священную корову» не стоит. Вот если сменится несколько поколений и в отдаленном будущем найдутся люди, которым не противно послушать наши альбомы!.. Но в любом случае мне хочется, чтобы музыка «Пикника» была актуальна сегодня. Завтра – тоже хорошо, но рок-песня прежде всего должна иметь сегодняшнюю жизнь.
– Финальный вопрос – о новом альбоме. Песня «Эхо от луча» действительно содержит тайное послание? Имеет ли смысл перевернуть её задом наперёд?
– Знатоки уже перевернули! Сейчас, при наличии всевозможных компьютерных программ, это несложно. Вот на виниле или на магнитофонной бобине такие вещи и правда становились тайным посланием.
На самом деле у нас в интерактивных приложениях к некоторым альбомам действительно были «зашиты» вещи, записанные задом наперёд, так что народ уже готов переворачивать. Правда, иногда секретные послания находят там, где их на самом деле никогда не было.

Андрей ШЕВЕЛЁВ.
За помощь в подготовке интервью «Конкурент» благодарит бар «Че Гевара» и лично Дмитрия Степанова.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 



Лазерная коррекция ногтей .
  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен